#1 08.03.09 14:03
Веселые напевы Vol.3
Расцветают зимою стихи
как тюльпаны в задумчивых Альпах,
в чьих изломах молчат ледники,
в белоснежных раскинувшись залпах.
На какой-то покажется миг,
что приходят в движенье созвездья,
как гигантской рукой маховик
рассыпает дары и возмездья.
Но напрасно. Вокруг ни души.
Только космоса злое мерцанье.
И безумных планет порицанье
за молчанье в звенящей тиши.
Исправлено цЫнк (09.10.09 15:10)
Offline
#8 30.03.09 16:11
Re: Веселые напевы Vol.3
цЫнк, про склонения ника - учту. Я прошлую неделю болел, поэтому не до критики было. А теперь приступим.
1. Целостность художественного образа и создаваемого мира.
Первые 2 строчки указывают место действия, задают точку отсчета - Альпы:
цЫнк написал(а):
Расцветают зимою стихи
как тюльпаны в заснеженных Альпах,
и дают одно описание - "заснеженные". Но в Альпы мы попали из сравнения стихов с тюльпанами.
Вторые 2 строчки описывают место действия и завершают его конструирование, начальный пейзаж и состояние описывающего выражены:
цЫнк написал(а):
в чьих изломах молчат ледники,
в белоснежных раскинувшись залпах.
Далее развитие получает состояние описывающего, но между строк все те же Альпы (так как состояние меняется отчасти из-за созерцания пейзажа):
цЫнк написал(а):
На какой-то покажется миг,
что приходят в движенье созвездья,
как гигантской рукой маховик
рассыпает дары и возмездья.
Здесь все понятно. Идем дальше.
Третье четверостишие описывает завершение процесса изменения состояния описывающего и само состояние.
В итоге.
1) динамическая картина:
статика (точка отправления, 1 четверостишие) - динамика (движение, течение процесса, 2 четверостишие) - статика (точка пребывания, итог движения, 3 четверостишие).
Все естественно и гармонично. Разбиение на четверостишия соответствует течению стихотворения. Сами четверостишия целостны и закончены (опять же, как части процесса)
2) линия образов:
Стихи - Альпы - Ощущение (вопрос, подразумевает Альпы как основу) - Ответ (ощущение, подразумевает вопрос как основу).
А здесь косяк. Первое четверостишие содержит в себе переход от стихов-цветов к Альпам. Во-первых, это нарушает общую структуру переходов - от четверостишия к четверостишию, во-вторых, Альпы не подразумевают цветы как основу - этого не в описание Альп, в них не читаются стихи-тюльпаны. Я понимаю, что это вступление-введение, но лучше чтобы это было сделано через сами Альпы. потому что стихи-тюльпаны к концу стихотворения вообще забываются, это лишние образы, они вообще ничего не дают стихотворению. к ним я еще вернусь далее. Остальное - опять же естественно и гармонично, но один момент:
цЫнк написал(а):
Вокруг ни души.
Выражение "ни души" означает отсутствие людей. Но если маховик кто-то и крутит, то это точно не человек. В переносном смысле, естественно, выражение уместно и понятно, но все-таки из-за него где-то далеко начинает маячить человек.
2. Образность.
Все хорошо, но опять 2 первые строчки. "Стихи, которые расцветают, как тюльпаны в Альпах" - это сам образ. Выпадает по силе. Во-первых, банально, во-вторых - плоско и ограничено. Банальность плоха не самой собой (в вашем случае), а тем, что банальный образа анонимен, у него нет творца - а следовательно он не несет в себе след личности, его породившей. В первых 2 строчках нет вас. Плюс образ не имеет ни входа, не выхода. Его нельзя продолжить ни в прошлое, ни в будущее. В прошлое еще ладно, это начало стихотворения, понять можно. В нем отсутствуют эмоции, нет никакого окраса, нет никакого отношения к этому факту. Просто факт, просто сравнение.
Далее. Вторые 2 строчки. Здесь двойная вложенность образов. Альпы-ледники-залпы. Что в чем находится? Ледники молчат в Альпах и раскинулись в залпах (двойное использование предлога "в", причем в начале строк), а залпы где? Тоже в Альпах? Получается, что ледники молчат в Альпах и раскинулись в залпах, которые тоже в Альпах. Чересчур сложно.
Дальше все хорошо.
цЫнк написал(а):
как гигантской рукой маховик
рассыпает дары и возмездья.
Это кульминация образов. То есть, самый сильный образ. Мне, кстати, он очень понравился. Кульминация в середине, это нормально, еще она может быть в конце.
Дальше. 3 четверостишие.
цЫнк написал(а):
И безумных планет порицанье
за молчанье в звенящей тиши.
На кого направлено порицание планет? На того, кто мог бы крутить маховик? Непонятно. То ли этот кто есть, но не хочет, то ли его вообще нет. А если есть, то кто это? "Кто" не в смысле наречения имени, а в смысле его места во всем происходящем, его роли и его атрибутов. То есть чем он характеризуется помимо своего половинчатого присутствия? Это достойно описания настолько, насколько это имеет отношение к происходящему и описываемому состоянию.
3. Лексика.
Подробно останавливаться не буду, в общем все нормально. Ничего шикарного, но вполне достойно. Лексика - тема большая, много чего сказать можно, но лень.
4. Рифма. 5. Ритм
С этим все в порядке.
Все. плохого сказать в общем больше нечего, хорошего вам и так скажут. Но, думаю, сильные и удачные места мы и сами знаете. Как, например, изменение порядка рифмующихся строк в последнем четверостишии.
Offline

