#1 22.07.06 15:24
[Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
18.07.06 Суверенно ваш. "Итоги". 17 июля 2006
В Санкт-Петербурге Владимир Путин и Джордж Буш поспорили о том, чья демократия сувереннее
"Если это и была ничья, то явно в пользу Путина", - поделился с корреспондентом "Итогов" один известный американский политолог своими впечатлениями от встречи президентов России и США в Санкт-Петербурге. Так в общем-то и вышло: Буш привез в Петербург целый мешок подарков, будто саммит проходил не в разгар лета, а под Рождество. США сняли большинство возражений по вопросу о присоединении России к ВТО и пообещали открыть для российских поставщиков международный рынок ядерного топлива. Москва, конечно, тоже пошла на определенные уступки (прежде всего по иранской ядерной проблеме), однако не этот взаимный обмен любезностями стал главным итогом встречи президентов. Петербургский саммит окончательно прояснил, какой смысл в Кремле вкладывают в идею "суверенной демократии".
В обстановке напряженности
Суверенитет, то есть независимость в широком смысле слова, предполагает вопрос: независимость от кого? Ответ не нов. С нашим новым-старым геополитическим соперником и одновременно партнером Москва собирается соревноваться по всем стратегическим направлениям.
Во времена противостояния СССР и США святым для обеих сторон принципом был так называемый паритет. Это означало не только равенство по количеству боеголовок, подлодок и прочего. Сверхдержавы в своих действиях зеркально отражали друг друга. Если Штаты в той или иной нестабильной стране поддерживали власть, то Советы непременно оппозицию, и наоборот. Накануне саммита Путин - Буш в Санкт-Петербурге стало очевидно, что все внешне вернулось на круги своя, правда, на совершенно новом историческом витке. Разница в том, что идеологическое и тем более военное противостояние безвозвратно ушло в прошлое. Но в остальном сходство разительное. Две "суверенные демократии" вновь ревностно блюдут паритет.
Вашингтон, к примеру, согласился частично поддержать инициативу, выдвинутую в свое время Владимиром Путиным, предложившим создать в России центры по обогащению урана с тем, чтобы снабжать ядерным топливом всех желающих и при этом избежать рисков распространения ядерного оружия. Дело в том, что в 2013 году прекратит действие двусторонний договор, согласно которому Америка получает из России топливо для своих АЭС. Бизнес для Росатома весьма выгодный - ведомство Сергея Кириенко уже получило по этому контракту большую часть причитающейся суммы. Вопрос: что дальше?
Мировой рынок ядерного топлива практически полностью монополизирован американцами, в отношении сторонних поставщиков (прежде всего российских) введены заградительные пошлины. По истечении государственного контракта на поставки топлива для АЭС в США Росатом лишился бы львиной доли выручки. Ведь поставки для немногочисленных АЭС, построенных при помощи СССР в Восточной Европе, ничтожны и постоянно снижаются. Запад добивается их закрытия по причине якобы небезопасности. Ядерный рынок Индии и Китая весьма ограничен, не говоря уже об иранском с его политическими рисками. Либерализация уранового рынка США, Западной Европы и Японии - основное условие процветания российской атомной отрасли. Примерная сумма нового долгосрочного контракта на переработку ядерного топлива - около 30 миллиардов долларов за 20 лет.
До самого последнего времени Вашингтон не демонстрировал желания достичь с Москвой нового соглашения. Мотив для отказа был достаточно аргументирован. Белый дом выражал серьезное беспокойство сотрудничеством между Москвой и Тегераном в ядерной сфере. И вот накануне саммита "большой восьмерки" ("атомный пакт" Вашингтон предлагает заключить Москве, по существу, от имени всего Запада) администрация Буша предложила Москве сделку: мы вам либерализацию уранового рынка, а вы нам - поддержку в вопросе ядерной программы Ирана. Эффект не заставил себя ждать. Россия согласилась с тем, чтобы вновь направить "иранское досье" в Совбез ООН, который должен принять решение о введении санкций против Тегерана, если он не примет условий, выдвинутых США, ЕС и Россией.
Назвать этот компромисс стратегическим партнерством было бы натяжкой. Жесткий торг и выверенные до запятой соглашения по его итогу - это высокий стиль если не эпохи противостояния, то как минимум времен "разрядки" в отношениях СССР и США. Тем более что и в публичных выступлениях нынешние лидеры все чаще признают, что наши страны являются оппонентами в деле разрешения многих мировых проблем, что, впрочем, нисколько не препятствует партнерству там, где интересы объективно совпадают. И этот прагматизм - главное отличие сегодняшней ситуации от времен холодной войны.
В духе разрядки
Ядерный реверанс Буша скорее всего вызовет дебаты в американском Конгрессе. Там, как повелось, преобладают далеко не пророссийские настроения. Достаточно вспомнить, что именно из стен американского парламента активно звучал призыв исключить Россию из "восьмерки".
Впрочем, последняя задача сторонникам жесткой линии уже не по плечу. Хотя бы в силу того, что американский бизнес заинтересован в сотрудничестве с экономически окрепшей Россией. А в нынешние времена этот аргумент - превалирующий. Потому и предпринятый в последний момент демарш ряда американских политиков, призвавших Буша воспрепятствовать приему России в ВТО, не был услышан. Пока сенаторы скандалили в Вашингтоне, в Москве министр финансов Алексей Кудрин говорил о том, что на американо-российских торговых переговорах разрешен самый острый вопрос. Паритет полностью соблюден: США сняли свое требование об открытии в России филиалов иностранных банков, взамен Москва согласилась на открытие филиалов страховых компаний.
Удивительно, но факт: с тем же ВТО процесс сдвинулся с мертвой точки в тот момент, когда, по признанию обеих сторон, отношения России и США хуже, чем когда бы то ни было за последние лет пятнадцать. Прежнее "асимметричное партнерство" двух стран по сути напоминало ситуацию, когда одна сторона располагала и определяла, а другой приходилось предполагать и исполнять. Теперь же в Вашингтоне были вынуждены признать, что по ряду острых мировых вопросов Америка нуждается в России больше, чем Россия в США.
Ныне Белый дом заявляет, что намерен прибегнуть исключительно к искусству дипломатии, чтобы убедить Иран и Северную Корею отказаться от ядерных программ. Но без поддержки России и Китая в ООН Вашингтону будет сложно этого добиться. Кроме того, Москва традиционно имеет рычаги влияния на Тегеран и Пхеньян. К примеру, британская печать недавно сообщила, что в ходе проходившей в столице КНДР выставки информационных технологий российские представители активно предлагали северокорейцам закупить технологию, способную помочь стране защитить свои ядерные арсеналы и уберечь их от международных проверок. Позже посольство РФ в Пхеньяне назвало это сообщение дезинформацией. Но, судя по всему, этот ответ не убедил наших партнеров по "восьмерке". В любом случае Владимир Путин не раз давал понять, что Россия готова предложить поддержку американским дипломатическим инициативам, но при выполнении некоторых условий.
В теплой дружественной обстановке
Главное из этих условий - признание за Россией права на обладание пресловутой "суверенной демократией". Накануне российско-американского саммита и заседания "восьмерки" Владимир Путин в серии интервью западным телекомпаниям весьма подробно объяснил, какой смысл Кремль вкладывает в этот термин. Во-первых, государство, обладающее подобным "брендом", не позволяет прочим "суверенным" вмешиваться в свою внутреннюю политику и насаждать стандарты собственных демократий. Во-вторых, требует учета своих интересов со стороны прочих носителей суверенитета. Понятно, что при таком подходе конфликтов не избежать, но в Кремле, похоже, решили, что тактическая конфронтация - невысокая плата за стратегический суверенитет.
Российский президент полагает, что нынешнее похолодание в отношениях с Западом, и прежде всего с Америкой, - процесс объективный. Как отметил Владимир Путин в интервью немецкому телеканалу ZDF, в 90-е годы ввиду экономической слабости России "возникла целая система каналов влияния на российскую внутреннюю и внешнюю политику. И в последние три-четыре-пять лет по мере изменения ситуации в экономике России в социальной сфере эти рычаги влияния стали исчезать. А кому-то из наших партнеров очень хотелось сохранить хоть что-нибудь для того, чтобы продолжать это влияние".
Владимир Путин был предельно конкретен. Комментируя высказывания вице-президента США Дика Чейни по поводу "энергетического шантажа", который Россия якобы применяет по отношению к своим соседям, Путин заявил, что "вся истерия, которая была связана с поставками газа на Украину либо со строительством Северо-Европейского газопровода, была направлена на обеспечение американских экономических и политических интересов в Европе. И молодцы они, что так настойчиво и эффективно умеют отстаивать свои интересы". Мы, дескать, теперь тоже учимся отстаивать свои.
Однако жесткость риторики отнюдь не означает, что Россия и США перестали быть партнерами. Ситуация в мире вынуждает их искать точки соприкосновения и договариваться даже по самым конфликтным сюжетам. Например, о разделе сфер влияния на политических фронтах Украины.
Почти каждая встреча Путина и Буша (и последняя не исключение) проходила как под копирку. Накануне политики и СМИ обеих стран не скупились на критику оппонентов, одновременно требуя от своего лидера "проявить волю" и "сильную позицию". А потом Путин и Буш встречались, и "солнце дружбы рассеивало облака недоверия". Корреспондент "Итогов" поинтересовался у высокопоставленного представителя кремлевской администрации о причинах подобной метаморфозы. "Как правило, встрече предшествуют жесткие слова, чтобы затем, во время саммита, можно было бы проявить радушие. Эффект от такой приятной неожиданности гораздо больший, чем от всеми ожидаемого конфликта", - последовал ответ.
Но окажется ли такой эффект продолжительным? Сами по себе дары Буша - и предложение по новому ядерному соглашению, и снятие барьеров для вступления России в ВТО - не могут не приветствоваться. Но достаточно ли для России такой незначительной платы за стратегическую поддержку американской политики в мире?
За мир во всем мире
Надо иметь в виду, что у Москвы имеются гораздо более глобальные амбиции, чем доступ на ядерный рынок и вступление в ВТО. Здесь приоритет принадлежит укреплению традиционной роли России на постсоветском пространстве и упрочению позиций страны на мировом энергетическом рынке.
Какие инициативы в этом направлении демонстрирует Вашингтон? Со стороны США явно просматривается не только желание, но и подчас успешные действия по вытеснению России с постсоветского пространства. То же самое происходит и в энергетической сфере. Не секрет, что целая команда чиновников из Госдепа США разъезжает сейчас по евразийскому региону - от Турции до республик Средней Азии - и убеждает местные власти в необходимости постройки газопроводов в обход России. Понятно, что Москва, которая продает в Европу большую часть своего газа, явно обеспокоена подобной активностью американских партнеров. Те же на все упреки Москвы отвечают вопросом-аргументом: "Что означает энергетическая безопасность, если зависишь от одной страны?" Поляки, к примеру, опасаются, что российско-германский трубопровод по дну Балтийского моря даст России возможность оказывать давление на Польшу, которая уже не будет служить главным транзитным путем для газа, идущего в Германию. В конце апреля польский министр обороны Радек Сикорский назвал договор о строительстве Северо-Европейского трубопровода "продолжением пакта Молотова - Риббентропа", имея в виду договор, который привел к разделу Польши перед Второй мировой войной.
Правда, не все на Западе и в странах бывшего Варшавского договора разделяют подобный подход. Имеются и такие, особенно среди предпринимателей, которые отвечают: очень легко чертить линии на карте. Строительство трубопроводов, идущих в обход России, стоит по меньшей мере несколько миллиардов долларов. Как быстро они заработают на полную мощь - еще вопрос. А поставки газа из России - это проверенный путь. Тем не менее "политика "трубы" лишь обнажает взаимное недоверие между Россией и США. А при таком раскладе лишь с большой натяжкой можно говорить о долгосрочном партнерстве Москвы и Вашингтона, интересы которых сильно разнятся.
Вместе с тем вряд ли правы те, кто говорит, что времена холодной войны возвращаются в буквальном смысле. Факт состоит в том, что Россия и Америка вновь меряются суверенитетами и конкурируют друг с другом по многим вопросам международной политики. Однако к той войне на уничтожение идеологически непримиримых противников происходящее отношения не имеет. В условиях глобализации повторение пройденного попросту невозможно.
Своеобразной иллюстрацией взаимозависимости партнеров по "восьмерке", часто противостоящих друг другу, является меню традиционного обеда, который хозяин саммита дает в честь гостей. В нем всегда превалируют блюда национальной кухни страны-председателя, но обязательно присутствует и что-нибудь заграничное. Вот и 15 июля в Петродворце наряду с космополитическим зефиром из лангустинов подавали суверенные оладьи с икрой и чичугу ("золотую" стерлядь) по-петергофски...
Так что сегодня речь скорее идет о конкурентной борьбе сродни той, что ведут обычные коммерческие компании. Копья ломаются вокруг того, поглотит одна из них конкурента или они создадут консорциум на паритетных началах. А может, стороны обменяются активами: мы готовы поделиться энергетическими, но в ответ рассчитываем на доступ к западным технологиям и рынкам. А в таком деле главное - не продешевить. (Итоги 17.07.06)
Offline
#2 22.07.06 15:28
Re: [Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
14.07.06 "Техснабэкспорт" подал на минторг США в американский суд. "КоммерсантЪ". 14 июля 2006
Как стало известно Ъ, АО "Техснабэкспорт" накануне саммита G8 подало в американский суд международной торговли иск к минторгу США, требуя снять антидемпинговые ограничения на поставку российского урана в США. Тему отмены уранового "антидемпинга" завтра будут обсуждать президенты США и России, к которым уже обращаются с такой просьбой американские владельцы АЭС. "Техснабэкспорт" не скрывает, что намерен поставлять уран в США даже в случае отказа от снятия ограничений. Спрос на атомное топливо велик, цена вопроса для "Техснабэкспорта" составляет около $1 млрд в год.
Об иске, поданном около недели назад "Техснабэкспортом", ведущим поставщиком российского урана на мировые рынки, Ъ сообщили в компании. Иск подан в суд международной торговли, ответчиком по нему является министерство торговли США. В иске оспаривается отказ минторга отменить квоты на поставки урана и антидемпинговые пошлины на поставки топливного урана из России, составляющие 115,8%.
История антидемпинговых пошлин на российский уран длится уже более десяти лет. Их введением в 1992 году правительство США фактически создавало монополию тогда еще государственной американской компании USEC, главного посредника между Россией и США по контракту ВОУ-НОУ. В рамках контракта, предусматривавшего превращение высокообогащенного урана (ВОУ) из российских ядерных боеголовок в низкообогащенный уран (НОУ) для изготовления топлива, USEC, подписавшая его после введения антидемпинговых пошлин, получила в распоряжение ресурсы, позволяющие обеспечивать более 50% потребностей американских АЭС в топливных сборках.
USEC была приватизирована в 1998 году, что, впрочем, не изменило ситуацию для России. Квоты на поставки урана в рамках ВОУ-НОУ пошлинами не облагаются, и в результате USEC как монополист на рынке российского урана в США только в 2005 году заработала чистую прибыль в размере $1,56 млрд, в основном это прибыль от поставок российского урана на АЭС. Россия же в рамках контракта ВОУ-НОУ получает от USEC $400-800 млн в год "Техснабэкспорт" как госкомпания мог бы зарабатывать на этом рынке до $1,1 млрд.
С резким ростом мировых цен на топливный уран, начавшимся в 2002 году (только с начала 2006 года цены на уран выросли на 28%), интерес "Техснабэкспорта" к ведению самостоятельной работы на рынке США резко вырос, как, впрочем, и интерес владельцев частных американских АЭС, которым USEC продает топливные сборки по рыночным ценам, в российских поставках, которые могут эти цены сбить.
Дошло до смешного: американские компании обращаются с просьбами содействовать в отмене демпинговых пошлин не только к собственному президенту Джорджу Бушу (письмо ассоциации Ad Hoc Utilities Group, представляющей интересы владельцев и операторов более 85% всех американских АЭС, направлено 30 июня), но и к российскому. С просьбой воздействовать на США в этом вопросе обратился к Владимиру Путину вице-президент Pacific Gas and Electric Corporation Джордж Трамуто в ходе интернет-конференции 6 июля. Владимир Путин ответил, что тему прямых поставок российского урана в обход USEC он затронет на сегодняшней встрече с господином Бушем.
Вероятность того, что Россия выйдет из соглашения о приостановлении антидемпингового расследования между США и РФ 1992 года (его результатом стали введение пошлин и монополия USEC), не слишком велика. По данным Ъ, минторг США направит в конце июля делегацию для переговоров с "Техснабэкспортом". Комиссия США по международной торговле 18 июля также должна рассмотреть вопрос об отмене "антидемпинга" по российскому урану. Впрочем, главе Росатома Сергею Кириенко в ходе визита в США в мае 2006 года не удалось добиться уступок от министра торговли страны Карлоса Гутьереса, а 6 июня минторг США признал риски демпинга со стороны России на урановом рынке США высокими и отказался выйти из антидемпингового договора 1992 года.
Последнее решение "Техснабэкспорт" и оспаривает: представители компании рассчитывают на победу в суде. Прецедент отмены аналогичных ограничений США в отношении поставок урана из Европы уже есть, кроме того, "Техснабэкспорт" заявляет, что ему при нынешних ценах выгоднее платить пошлину (на деле ее придется платить американским АЭС), чем поддерживать существующие правила игры. Поменять правила без суда могут Джордж Буш и Владимир Путин. Но чтобы дать заработать "Техснабэкспорту" и лишить монополии USEC, потребуется изменить всю систему ядерных взаимоотношений между США и Россией, в том числе и контракт ВОУ-НОУ скорее военный договор, чем коммерческий. (КоммерсантЪ 14.07.06)
Offline
#3 22.07.06 15:28
Re: [Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
19.07.06 Ограничения на доступ российского урана в Америку могут пересмотреть.
Решение США сохранить ограничения на доступ российского урана в Америку может быть пересмотрено через пять лет, сообщила РИА Новости представитель Комиссии по международной торговле Пег Олаглин (Peg O'Laughlin).
"Решение комиссии будет пересмотрено через пять лет во время планового изучения всех подобных соглашений", - сказала Олаглин.
Накануне Комиссия по международной торговле США сохранила антидемпинговые ограничения на доступ российского урана в Америку.
"Международная торговая комиссия приняла решение, о том, что снятие антидемпинговых ограничений на поставки урана из России в США приведет к серьезным потерям для США. В результате этого комиссия оставила существующие ограничения в силе", - говорится в сообщении комиссии.
В голосовании принимали участие пять членов комиссии. "За" оставление в силе условий проголосовали четверо членов комиссии, "против"- один", - сказала Олаглин.
Против проголосовали председатель комиссии Данеэль Пирсон (Daniel Pearson), вице-председатель Шара Арнофф (Shara Aranoff) и члены комиссии Дженифер Хиллман (Jennifer Hillman) и Стефен Коплан (Stephen Koplan). За снятие ограничений проголосовала Шарлотт Лэйн (Charlotte Lane), добавила она.
По ее словам, полный отсчет о решении и мнение членова комиссии будет опубликован в августе.
Решение комиссии о сохранении антидемпинговых условий защитило единственного в США производителя обогощенного урана для АЭС - компанию USEC.
"Мы удовлетворены, что американское правительство пришло к мнению о том, что упразднение соглашения по ограничению импорта российского урана в США подорвет внутреннее производство обогощенного урана и поставит под сомнение создание новых мощностей по обогощению урана", - говорится в поступившем в РИА Новости заявлении президента компании USEC Джона Велча (John Welch ).
По его словам, сохранение в силе соглашения об антидемпинговых ограничениях "критически важно для продолжения успешной реализации договора между США и Россией "Мегатонны в мегаватты", по которой уже уничтожен эквивалент 11 тысяч российских ядерных боеголовок".
Ранее пресс-секретарь Росатома в интервью РИА Новости сообщил, что российская сторона ожидала негативного решения по этому вопросу. "Ожидается негативное для России решение, поскольку наши американские партнеры сказали, что этот механизм невозможно остановить", - сказал представитель федерального агентства.
По правилам подготовки комиссией решений по антидемпинговым мерам, если хотя бы одна американская компания заявляет о сохранении угрозы демпинга, то решение должно быть отрицательными.
Между тем на прошлой неделе на переговорах с министром торговли США Карлосом Гутьерресом была достигнута договоренность о создании рабочей группы, которая разработает план действий по преодолению российскими компаниями антидемпинговых процедур.
Комментируя отрицательное для России решение комиссии, директор департамента по связям с общественностью Техснабэкспорта Дмитрий Евстафьев заметил, что в ближайшее время ожидает возобновления диалога по вопросу поставок российской урановой продукции. "Мы ожидаем возобновления диалога по данной проблеме в самое ближайшее время", - подчеркнул представитель российской компании.
По его словам, в конце июля ожидается визит в Россию замминистра торговли США, курирующего вопросы экспорта в США урановой продукции из России. "Фактически этот визит означает переход ситуации из формата монолога со стороны России в формат диалога и предметного обсуждения проблем", - пояснил Евстафьев.
Он также заявил, что "твердую нацеленность компании Техснабэкспорт (поставщика урановой продукции на основные мировые рынки) на использование всех доступных инструментов воздействия на американскую сторону, включая судебные иски в отношении министерства торговли США" стоит рассматривать как фактор, подталкивающий американскую администрацию к предметному диалогу с Россией по вопросу снятия ограничений на поставку российской урановой продукции.
"Техснабэкспорт в решении проблемы антидемпинга рассчитывает не только на политические ресурсы, но и на те возможности, которые предоставляет существующее американское экономическое законодательство", - добавил Евстафьев.
Ограничения на поставки в США низкообогащенного урана из России действуют еще со времен Советского Союза. Сложности начались в 1991 году - тогда Россия поставила на мировой рынок, в том числе и американский, большое количество природного урана, в результате чего упали цены, была начата антидемпинговая процедура и на Россию были наложены торговые ограничения.
В настоящее время российский топливный уран имеет беспошлинный доступ в США только через американского монопольного агента-посредника - корпорацию USEC - в рамках так называемого соглашения ВОУ-НОУ, по которому низкообогащенный уран (НОУ) для ядерного топлива извлекается из российского высокообогащенного оружейного урана (ВОУ).
30 июня представители группы американских энергокомпаний, в которую входят владельцы и операторы более 85% атомных станций США, обратились к президенту Бушу с просьбой "предпринять ряд шагов для обеспечения жизнеспособности уранового рынка". Для решения проблем этого рынка они предложили администрации США начать переговоры с российским правительством с целью предоставления России возможности продавать услуги ядерно-топливного цикла (ЯТЦ) напрямую американским энергокомпаниям. По мнению компаний, это позволит им иметь надежный доступ к альтернативным поставщикам услуг ЯТЦ по стабильным ценам и одновременно защитит исполнение соглашения ВОУ-НОУ.
6 июля Техснабэкспорт подал исковое заявление в Суд международной торговли США на министерство торговли США по вопросу антидемпинговых пошлин. "Мы будем оспаривать решение Минторга США по "закатному обозрению" (пятилетний срок пересмотра антидемпинговых мер) на антидемпинговые пошлины на урановую продукцию из России", - уточнил тогда представитель Техснабэкпорта.
Ранее Владимир Путин заявлял, что Россия не согласна с дискриминационными ограничениями для предприятий российской атомной отрасли в США и хочет поставлять уран напрямую американским энергокомпаниям.
Входящий в структуру Росатома Техснабэкспорт (100% акций принадлежит государству) является крупнейшим в мире поставщиком товаров и услуг в сфере ядерного топливного цикла. Компания имеет дочерние предприятия в Германии, Республике Корея и Японии. (РИА Новости 19.07.06)
Offline
#4 22.07.06 15:29
Re: [Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
17.07.06 РФ и США приняли заявление по развитию ядерной энергетики, предусматривающее создание международных центров по обогащению урана.
Россия и США приняли совместное заявление по безопасному развитию ядерной энергетики, предусматривающее создание международных центров по обогащению урана, сообщил Владимир Путин.
"Принято совместное заявление, в основе которого - наши параллельные инициативы по безопасному развитию атомной энергетики. Его главная цель - способствовать устойчивому и надежному снабжению этим видом энергии при одновременном снижении опасности распространения ядерного оружия", - сказал Президент РФ.
"Полагаем, что это станет возможным при условии создания системы международных центров по обогащению, соединенных в единую сеть", - заявил Путин.
Он сообщил, что Россия поддержала предложение США по глобальному партнерству в области ядерной энергетики.
По словам Путина, российская и американская инициативы "хорошо дополняют друг друга".
"Российская инициатива о создании многосторонних центров по предоставлению услуг в области ядерного топливного цикла и идея глобального партнерства в этой сфере - хорошо дополняют друг друга. И мы будем совместно работать в направлении их объединения", - сказал Президент РФ.
Он отметил, что для достижения этого предстоит решить проблемы, связанные с условиями торговли ядерными материалами между РФ и США. (РИА Новости 15.07.06)
Offline
#5 22.07.06 15:29
Re: [Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
17.07.06 РФ и США объединят усилия для развития атомной энергетики. "Интерфакс". 17 июля 2006
Россия и США приняли в субботу совместное заявление по развитию атомной энергетики, которое предполагает создание международных центров по предоставлению другим странам услуг ядерного топливного цикла, партнерство в области разработки новых технологий и возможность снятия в дальнейшем ограничений на поставки российского урана в США.
США и РФ объединили инициативы
Двумя странами ранее были выдвинуты две параллельные инициативы. Россия предложила создание системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана, для стран, которые соблюдают требования по нераспространению. США инициировали предложение о Глобальном ядерно-энергетическом партнерстве для разработки инновационных реакторов и технологий топливного цикла.
Российская инициатива о создании центров по предоставлению услуг в области ядерного топливного цикла и идея глобального партнерства в этой сфере "хорошо дополняют друг друга", заявил В.Путин на пресс-конференции в субботу после переговоров со своим американским коллегой.
По словам российского президента, главная цель принятого совместного заявления - показать подходы к устойчивому и надежному снабжению этим видом энергии и одновременно обеспечить снижение опасности распространения ядерного оружия. "Полагаем, что (это станет) возможным при условии создания системы международных центров по обогащению, соединенных в единую сеть, и, разумеется, при строгом контроле со стороны МАГАТЭ", - сказал В.Путин. "Мы также поддержали предложение США по глобальному партнерству в области ядерной энергетики", - сказал В.Путин, отметив, что "не менее важно уделять самое пристальное внимание разработке инновационных технологий, созданию реакторов нового поколения".
Международные центры
Глава Росатома Сергей Кириенко сообщил, что на подписание российско-американского соглашения о сотрудничестве в области мирного атома может уйти порядка одного года, поскольку это международное соглашение должно быть утверждено Госдумой и Конгрессом США.
Уже создана рабочая группа с министерством энергетики США, и российская сторона рассчитывает, что в течение года соглашение будет утверждено, заявил он.
Также через год будут созданы условия для создания международных центров по обогащению, отметил глава Росатома. "К концу 2006 года будут приняты необходимые изменения в российское законодательство, а к концу I полугодия 2007 года будут приняты все документы, чтобы центр был поставлен под контроль МАГАТЭ, - отметил глава Росатома. - Задача, в частности, в том, чтобы другие страны пользовались услугами (международного центра - ИФ)".
Он также сообщил, что уже для строительства первого центра выбран Ангарск в Сибири. "Россия не ввозила, не ввозит и не будет ввозить ОЯТ. Мы забираем назад отработанное атомное топливо. Это наше обязательство. То топливо, которое мы произвели, но чужое ввозить не собираемся", - вновь подчеркнул при этом С.Кириенко.
Французское правительство будет внимательным образом изучать соглашение в области энергетики, подписанное президентами России и США, и не исключает возможности присоединения к нему, заявил на пресс-конференции в субботу официальный представитель президента Франции Жером Боннафон. "Президент (Франции) убежден, что необходимо бороться с выбросом газов и парниковым эффектом и ядерная энергетика может в этом помочь", - сказал Ж.Боннафон.
Доступ на рынок США
Делегация Минторга США прибудет в РФ в конце июля для переговоров, касающихся антидемпинговых ограничений на поставки российского урана на американский рынок, сообщил С.Кириенко. "Мы ожидаем в конце июля приезд делегации Минторга США", - сказал он.
Совместное заявление президентов подчеркивает преимущества торговли в ядерной сфере на "коммерческой основе". Это открывает дорогу к либерализации условий доступа российских экспортеров на рынок США.
Сейчас Россия обеспечивает около 50% потребностей США в ядерном топливе, однако вся торговля идет через одного посредника - компанию USEC.
Соглашение ВОУ-HОУ, в рамках которого РФ перерабатывает свой высокообогащенный оружейный уран в низкообогащенный, пригодный для использования в качестве топлива на АЭС, и поставляет его в США, Россия продлевать не намерена, заявил С.Кириенко. Срок действия соглашения ВОУ-HОУ истекает в 2013 году.
В то же время С.Кириенко подчеркнул, что уже принятые на себя обязательства Россия выполнит. "Мы эту программу будем выполнять", - сказал он, добавив, что "Россия (в рамках ВОУ-HОУ - ИФ) показывает уникальный пример разоружения".
По словам С.Кириенко, программа на данный момент выполнена более чем на 50%, переработано свыше 250 тонн высокообогащенного урана.
В отношении российских товаров и услуг атомной сферы, не включенных в программу ВОУ-HОУ, на американском рынке с начала 90-х годов действует антидемпинговая пошлина в 115%.
Глава Росатома отметил: "Мы готовы активно отстаивать наши интересы в суде". "Мы хотим продавать (уран - ИФ) по справедливым ценам и рыночным условиям. Того же хотят и американские компании", - подчеркнул он. "Должны быть особые условия с точки зрения распространения ядерных материалов, но это не должно касаться взаимовыгодного коммерческого партнерства. В этом заинтересована не только Россия, но и большинство компаний США", - добавил С.Кириенко.
Комментируя эту проблему, С.Кириенко сказал, что "быстрых решений не будет". "Мы рассчитываем, что правильнее выйти из этого переговорным путем", - отметил он, при этом подчеркнув, что российская сторона готова решать этот вопрос как в договорном, так и в судебном порядке. В случае договорного варианта вопрос отмены антидемпинговых ограничений может быть решен в течение года, в случае судебного - потребуется 2-3 года, считает С.Кириенко.
По оценкам, объемы поставок ядерного топлива из России могут достичь $30 млрд. за 20 лет.
Иранский вопрос
С.Кириенко опроверг утверждения, что США якобы увязывают подписание соглашения с РФ в области мирного атома с сотрудничеством Москвы и Тегерана в атомной сфере. "Это абсолютная ерунда. Ни разу в ходе переговоров наши американские партнеры даже не поднимали этот вопрос", - заявил С.Кириенко в субботу в прямом эфире телеканала "Вести-24". С.Кириенко отметил, что сотрудничество РФ в области мирного атома с США и с Ираном - это "два отдельных самодостаточных вопроса, и они будут обсуждаться отдельно".
Президент США Джордж Буш, комментируя журналистам российские предложения по иранской атомной программе, напомнил, что "именно Россия предложила интересный путь движения вперед для Ирана". "Именно правительство Путина сказало: если хотите иметь гражданскую программу, мы вас поддержим, но мы будем ввозить к вам ядерное топливо, а отработанное топливо вывозить. Это очень хороший подход", - считает президент США. "Наше сотрудничество с Ираном строится на двух принципиальных позициях. Любая страна, соблюдая контроль и требования МАГАТЭ и присоединившись к режиму нераспространения, имеет право на мирную атомную энергетику. При этом должны быть гарантии, что угрозы использования технологий двойного назначения не существует", - сказал С.Кириенко.
Российская компания "Атомстройэкспорт" ведет строительство первой атомной электростанции в Иране - АЭС "Бушер". (Интерфакс 17.07.06)
Offline
#6 25.07.06 18:23
Re: [Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
20.07.06 Россия США: Новый ядерный мир. "Ведомости". 20 июля 2006
Несмотря на все провалы и разочарования, встреча Путина и Буша в Санкт-Петербурге оказалась результативной в ядерной области. США и Россия начинают переговоры по заключению соглашения по расширению сотрудничества в этой сфере и выдвигают новые инициативы по борьбе с ядерным терроризмом.
По сравнению с теми надеждами, которые возлагали на саммит (в частности, с ожидаемым подписанием договора о вступлении в ВТО), этот результат кажется невыразительным. Ирония в том, что после того, как команда Буша так долго настаивала, что старая повестка дня выброшена на помойку истории, что ее заменил принцип дружбы, произошел откат назад, к самой первоначальной из общих тем ядерной.
Ядерная повестка дня времен холодной войны (ограничение и сокращение ядерных вооружений) в сегодняшнем мире не так актуальна. Главное внимание привлечено к проблемам контроля за распространением ядерных материалов и технологий, предотвращения их попадания в руки террористов. В этом суть международного диалога с Ираном: можно ли добиться того, чтобы страна обладала мощностями по производству атомной энергии, но чтобы эти мощности не были пригодны для производства ядерного оружия?
Обе выдвинутые на саммите инициативы важны и вовлекают и США, и Россию в одну из главных дипломатических проблем современности: как быть с Ираном и его стремлением получить ядерное оружие. Как и во времена холодной войны, первопричина всех инициатив кроется в соображениях необходимости, а не дружбы и взаимного восхищения.
К счастью, мы хорошо подготовлены долгой историей взаимоотношений по ядерным проблемам. Прежде всего, речь о переговорах о контроле за вооружениями времен холодной войны, затем о совместных усилиях по предотвращению утечки ядерного оружия и материалов из России. Все это заложило фундамент для взаимного доверия и прагматизма, которые помогут добиться успеха.
Пример такого подхода соглашение о сотрудничестве в области мирного атома, о котором вскоре начнутся двусторонние переговоры. Если договориться удастся, то это соглашение даст Вашингтону и Москве возможность совместно поощрять другие страны в развитии ядерной энергетики, в то же время избегая распространения ядерного оружия. Эти действия включают предоставление ядерного топлива. Москва уже обсуждает похожую сделку с Ираном, на этом примере можно продемонстрировать общий механизм подобных соглашений: Москва снабжает построенную ею в Иране АЭС новым топливом, вывозя отработанные ядерные материалы для переработки и хранения в России.
Вывоз отработанного топлива в Россию важная часть контракта, которая позволит предложить полный спектр услуг предприятиям атомной энергетики по всему миру. Новое соглашение с США делает Россию игроком этого рынка. Без него по американским законам любое топливо, импортированное из США, не может быть отправлено на хранение и переработку в Россию. Так как американское топливо занимает значительный объем мирового рынка, соглашение открывает перед Россией обширные возможности.
Это важная сделка, но возможность ее заключения уже вызвала тревогу как в России (в частности, среди защитников окружающей среды), так и среди некоторых международных экспертов, напоминающих, что в прошлом Россия предпринимала недостаточно действий по предупреждению угрозы ядерного распространения. Сможет ли Россия хранить отработанное топливо так, чтобы не нанести ущерба окружающей среде? Сможет ли она предотвратить кражу ядерных материалов?
Большую роль здесь может сыграть опыт российско-американского взаимодействия. Опираясь на него, две страны в состоянии решить обе проблемы. Например, можно вспомнить о коммерческих соглашениях наподобие ВОУ-НОУ, по условиям которого Россия продавала американским электростанциям ядерное топливо, полученное путем разобогащения оружейного урана. Соглашение предусматривало ряд мер по повышению прозрачности российских заводов, чтобы гарантировать сохранность материала.
На протяжении последних 15 лет это сотрудничество приводило к самым разным прецедентам, которые оправдывают перестраховочную политику. Коммерческая сделка по созданию хранилищ отработанного топлива может принести больше выгоды России. Например, она может привести к подвижкам в очищении российских ядерных городов или к гарантированию непрерывного функционирования технических средств защиты хранилищ от воровства.
Таким образом, у Москвы и Вашингтона есть потенциал, чтобы извлечь максимум пользы в новую эру сотрудничества в области ядерной энергетики. Как и во времена холодной войны, главная интрига сегодня в том, смогут ли стороны достичь успеха в ядерной сфере, несмотря на сложность отношений в целом. Особые проблемы возникнут при переходе к более амбициозным целям в области нераспространения, например при решении ядерного спора с Ираном. Во время встречи в Санкт-Петербурге Буш и Путин как минимум заложили основу для успеха в этой области. (Ведомости 20.07.06)
Offline
#7 25.07.06 18:24
Re: [Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
20.07.06 Российский уран не пускают в США. "Независимая газета". 20 июля 2006
Оптимизм главы Росатома Сергея Кириенко, который перед состоявшимся на днях в Санкт-Петербурге саммитом "большой восьмерки" обещал добиться снятия пошлинных ограничений на экспорт российского урана в Соединенные Штаты, не оправдался.
Вчера стало известно, что американские власти намерены сохранить введенную в начале 1990-х годов пошлину на ввоз российского урана в размере 115,8% от стоимости еще как минимум на пять лет. Такое решение приняла Комиссия по международной торговле, причем, как выяснилось, против снятия антидемпинговых ограничений проголосовал только один из пяти ее членов. Входящая в структуру Росатома компания "Техноснабэкспорт" экспортер российского урана не намерена мириться с нынешним положением вещей и намерена добиваться отмены этой пошлины путем переговоров и в судебном порядке.
США остаются единственной страной, которая создает препоны для экспорта российского урана. Сейчас практически все поставки облагаются заградительной экспортной пошлиной. Беспошлинный ввоз российского урана в США осуществляется только в рамках соглашения ВОУ-НОУ, по которому низкообогащенный уран (НОУ) для ядерного топлива извлекается из российского высокообогащенного оружейного урана (ВОУ), получаемого из демонтированных ядерных боеголовок. Однако обязательным условием этого соглашения является доступ продукции только через агента-посредника корпорацию USEC, монопольного производителя урана в США. "Это экономически нецелесообразно ни для России, ни для американских энергокомпаний, основную выгоду здесь получает только USEC", пожаловалась "НГ" пресс-секретарь "Техноснабэкспорта" Екатерина Шугаева. Она также отметила, что для компании решение международной комиссии не стало неожиданностью. "Однако стоит подчеркнуть, что, несмотря на политическую волю президентов России и США, члены комиссии проявили инерционное мышление, сработала бюрократическая машина", сказала Шугаева.
Напомним, что в рамках саммита G8 Владимир Путин и Джордж Буш приняли совместное заявление о сотрудничестве в сфере гражданской ядерной энергетики. А Сергей Кириенко в ходе саммита выступил довольно осторожно: глава Росатома заявил, что все ограничения на рынке нужно снять к концу этого десятилетия, чтобы контракты на 20142020-е годы заключать на новых условиях и зарубежные партнеры не боялись бы долгосрочных договоров с Россией. Между тем "Техноснабэкспорт" надеется решить проблему быстрее. Компания 6 июля подала иск в Суд международной торговли США на Минторг США, в котором оспаривает решение Минторга США о том, что очередной пересмотр антидемпинговых мер на российскую урановую продукцию возможен только через пять лет. "Кроме того, в конце июля в Россию приезжает замминистра торговли США Джозеф Спетринни. Его приезд означает, что если раньше Россия вела монолог, утверждая, что антидемпинги это архаизм, то теперь обсуждение проблемы будет происходить в режиме диалога", утверждает Екатерина Шугаева.
Между тем даже в нынешних кабальных условиях поставки из России обеспечивают 50% потребностей США в урановой продукции. При этом в самих США у Росатома много сторонников, прежде всего среди компаний потребителей российского урана, которые пытаются пролоббировать отмену запретительных пошлин и прочих ограничений. Так, в конце июня представители группы Ad Hoc Utilities Group, которая объединяет американские энергокомпании, представляющие собой владельцев и операторов более 80% американских АЭС, написали письмо на имя Джорджа Буша с просьбой начать переговоры с правительством России о предоставлении возможности России продавать услуги ядерно-топливного цикла напрямую американским энергокомпаниям, минуя посредника USEC. В документе подчеркивается, что в ближайшие десять лет в мире планируется построить около 120 новых ядерных реакторов, и это спровоцирует увеличение спроса на урановую продукцию. В то же время, отмечается в письме энергетиков, уже сегодня существующий дефицит урановой продукции и услуг в США затрудняет работу компаний ядерного топливного цикла. (Независимая газета 20.07.06)
Offline
#8 28.07.06 17:47
Re: [Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
25.07.06 Россия и США продолжат урановую дискуссию. "КоммерсантЪ". 25 июля 2006
Росатом и "Техснабэкспорт" сегодня начнут консультации с прибывшей в Москву делегацией минторга США во главе с замминистра Джозефом Спетрини о снятии барьеров на пути поставок российского топливного урана в США. Атомщики уверены, что переговоры будут долгими, но твердо намерены добиваться отмены антидемпинговых пошлин на российский уран либо в процессе переговоров, либо в ходе судебных разбирательств.
Делегация Минторга во главе с господином Спетрини, прибывшая вчера на переговоры с Росатомом и "Техснабэкспортом", будет обсуждать в Москве одну из самых сложных ситуаций в торговых отношениях РФ и США ограничения на поставки российского урана на американский энергетический рынок.
С 1991 года США вели антидемпинговое расследование по поставкам в страну энергетического урана из России. После подписания соглашения ВОУ-НОУ (оно предполагает преобразование высокообогащенного урана, извлеченного из российских ядерных боеголовок, в низкообогащенный уран, пригодный для изготовления топлива для АЭС) Россия беспошлинно поставляет в США лишь уран, выработанный по соглашению. Все остальные поставки урана облагаются заградительной пошлиной в размере 115,8%. Впрочем, в рамках ВОУ-НОУ Россия обязана поставлять уран через монопольного посредника бывшую американскую госкомпанию USEC, приватизированную в 1998 году.
Против монополии USEC сейчас выступают и американские владельцы АЭС, и крупнейший экспортер атомного топлива из России "Техснабэкспорт". Последний уже подал судебный иск в США по отмене антидемпинговых мер в отношении своих поставок низкообогащенного урана (НОУ). На переговорах же минторг США, Росатом и "Техснабэкспорт" намерены обсудить возможность "мирной" трансформации правил игры на американском рынке атомного топлива, 44% потребностей которого сейчас обеспечивает USEC. Цены на НОУ на рынке США выросли с $25 за 1 кг в 2000 году до $110 за 1 кг в 2006 году. По состоянию на август 2005 года Россия заработала на контрактах ВОУ-НОУ более $5,3 млрд, а до окончания действия соглашения в 2013 году эта сумма составит $7,6 млрд в "Техснабэкспорте" считают, что могут заработать за последующие семь лет в США много больше, чем оставшиеся $2,3 млрд.
"Американский рынок для нас очень важен, учитывая его высокую платежеспособность и предстоящее обновление атомной промышленности США. Нам нужно качественное присутствие на американском рынке, оно подразумевает прямой доступ к американским потребителям", пояснил торговую позицию "Техснабэкспорта" директор департамента по связям с общественностью компании Дмитрий Евстафьев. О позиции США пока можно судить по решению минторга США от 6 июня и комиссии по международной торговле США от 18 июля оба ведомства отказались обсуждать снятие санкций с урана из РФ.
Впрочем, на этот раз у России есть более сильный аргумент, чем предъявлявшиеся ранее, иск "Техснабэкспорта", поданный в американский суд по международной торговле в июне. Дело в том, что аналогичное дело "Eurodif против США" в 2005 году выиграла европейская компания Eurodif как и "Техснабэкспорт", она ссылалась на то, что антидемпинговые меры обеспечивают преимущества компаниямконкурентам США, которые могут освоить центрифужную технологию обогащения урана, а кроме того, и Eurodif, и "Техснабэкспорт" заявляют, что продают в США не уран, а услуги по его обогащению, а правила ограничения на рынке сервиса минторгом США отличаются от правил регулирования энергорынков.
Прецедент Eurodif "Техснабэкспорт" намерен использовать, однако дело, по прогнозам экспертов, затянется до 2008 года. "Техснабэкспорт" также угрожает, что заставит потребителей из США уплачивать пошлины за поставляемый уран за свой счет, а Росатом, в свою очередь, имеет возможность блокировать поставки USEC по договору ВОУ-НОУ. "Мы готовы к длительному и непростому диалогу с американской стороной, будь то консультации или судебные разбирательства", пояснил Ъ представитель Росатома. Скорее всего, с визита Джозефа Спетрини начнется переговорный процесс по снятию режима антидемпинга, который продлится несколько лет. (КоммерсантЪ 25.07.06)
Offline
#9 29.09.06 14:53
Re: [Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
27.09.06 Глава Росатома и замглавы Минторга США обсудили снятие ограничений на поставки урана из РФ в США.
Руководитель Федерального агентства по атомной энергии (Росатом) Сергей Кириенко и заместитель министра торговли США Дэвид Спунер на встрече в Москве обсудили план мероприятий, направленных на снятие антидемпинговых ограничений на поставки российской урановой продукции в США. Как сообщил пресс-секретарь Росатома Сергей Новиков, переговоры по данному вопросу продолжатся 27 сентября на экспертном уровне.
Кроме того, как сообщил Новиков, на 4 октября 2006г. запланирован визит в Вашингтон российской делегации во главе со статс-секретарем Росатома Николаем Спасским. В ходе визита будут продолжены переговоры сторон по снятию ограничений на поставки урана из РФ.
Поставки урана из России на американский рынок осуществляются через посредника - корпорацию USEC Inc. (United States Enrichment Corporation) по фиксированной цене. Российский уран, поставляемый в США вне соглашения ВОУ-НОУ (переработка высокообогащенного оружейного урана в низкообогащенный для нужд энергетики), облагается заградительной пошлиной в 112%. Антидемпинговая пошлина была введена в начале 1990-х годов после того, как крупные поставки урана из России на американские АЭС вызвали резкое падение цен на ядерное топливо. В июле 2006г. С.Кириенко заявил, что ограничения на поставки урана из России в США должны быть сняты к 2009-2010гг. В настоящее время Россия и США находятся в стадии переговоров по данному вопросу. (РосБизнесКонсалтинг 27.09.06)
Offline
#10 07.10.06 13:57
Re: [Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
29.09.06 Америку ждет атомный удар. "Газета.ru".
28 сентября 2006
Россия планирует занять 25% американского рынка урана. Об этом заявил в четверг глава Росатома Сергей Кириенко. Правда, для начала надо добиться снятия антидемпинговых ограничений. Позиция российских атомщиков в этом вопросе непоколебима если не удастся договориться, санкции будут оспорены в суде.
В четверг состоялся очередной раунд переговоров между главой Росатома Сергеем Кириенко и замглавы Минторга Дэвидом Спунером. Российская сторона в очередной раз заявила о желательности отмены антидемпингвых ограничений, действующих в США в отношении российского урана.
Пока никакого решения не принято консультации в Вашингтоне продолжатся 4 октября.
Однако у российских атомщиков уже большие планы как заявил Сергей Кириенко, Россия претендует на 25% американского уранового рынка.
Сейчас российский уран поставляется в Америку только в рамках нерыночной программы ВОУ-НОУ
"Мы готовы к тому, что наращивание наших поставок пойдет медленно. Мы готовы идти от 0% до 25% к 2013 году", оговорился глава российского ведомства, подчеркнув, что самое ценное на урановом рынке доверие со стороны партнров. Именно такое доверие, по всей видимости, должна вернуть России экспансия российского урана на американский рынок.
В июле Американская комиссия по международной торговле оставила заградительную пошлину в 115,8% на урановую продукцию российских предприятий. Эксклюзивным поставщиком российского урана в США является бывшая американская госкомпания USEC.
Глава Росатома уже давно намекал на то, что Россию такое положение дел не устраивает. А на прошлой неделе он решительно пообещал, что Россия готова отстаивать свои интересы не только путем переговоров, но и начав судебный процесс против министерства торговли США.
Впрочем, для России это будет крайний вариант. Во-первых, нельзя гарантировать, что суд примет решение в нашу пользу. Во-вторых, даже если это произойдет, отмена антидемпинговых ограничений займет два-три года, в то время как по обоюдному согласию все можно сделать за год.
Но Россия, видимо, готова и на такое развитие событий. Как заявил "Газете.Ru" руководитель департамента общественных связей российской компании "Техснабэкспорт" Дмитрий Евстафьев,
"позиция России однозначная: программы ВОУ-НОУ-2 не будет".
"Сейчас для нас главное получить качественный доступ на американский рынок как самый платжеспособный на сегодняшний день, отметил он. Мы не заинтересованы в сохранении США социалистической системы хозяйства, которую мы сейчас наблюдаем". По оценкам собеседника, из-за отсутствия равноправного участия российских поставщиков урана в конкуренции на американском рынке Россия ежегодно теряет от $700 млн до $1 млрд.
Чего боятся американцы, в принципе, понятно. "Техснабэкспорт", работающий под брендом TENEX, покрывает 40% всего объма мировых поставок уранового сырья включая и обогащнный.
"Это, между прочим, даже больше доли, занимаемой "Газпромом" в свом сегменте, гордо отмечает Евстафьев.
Только на южнокорейском рынке мы занимаем 35%, на японском 12%, имеем существенные доли на европейских рынках". И только американский рынок пока держит "железный занавес", разрушить который и намеревается Росатом.
Запасов урана для экспансии на рынки США у нас хватит с лихвой, заверяет Сергей Кириенко. По его словам, оценочные запасы урана в России на сегодня составляют 615 тыс. т. "Мы убеждены, что урана больше, и 10-кратное увеличение расходов на геологоразведку должно помочь это показать", с оптимизмом заявил он. Видимо, с этой целью Россия активно стала прорабатывать проекты совместной разведки и добычи с партнерами из Монголии, Казахстана и даже ЮАР.
Правда, по словам Дмитрия Евстафьева, вс же следует чтко понимать, что корпоративный доступ на американский рынок не будет независимым и хаотичным. "Скорее всего, реализовано это будет через создание вертикально-интегрированной компании, которая объединит все ныне действующие обогатительные комбинаты, говорит он.
В противном случае российские атомщики стали бы конкурировать между собой, что в данной ситуации не только глупо, но и опасно".
Между тем опрошенные "Газетой.Ru" аналитики не уверены в лгкой победе России на урановом рынке. "Противодействие властей США обусловлено дешевизной российского урана, поясняет Игорь Васильев из ИК "Файненшл Бридж". Крупные поставки ядерного топлива способны серьезно ударить по ценам и, как следствие, американским производителям урана". И многое в этом вопросе, по мнению эксперта, будет зависеть от политических отношений между странами, которые в настоящее время несколько натянуты из-за споров о вступление России в ВТО.
Как отмечает аналитик ИК "ЦентрИнвестГруп" Максим Иванов, пока на стороне России только местные американские компании, которые заинтересованы в получении качественного ядерного топлива по приемлемой цене. "Думаю, рыночный механизм здесь не самое главное, высказывает опасения аналитик. Это больше политический вопрос, поэтому США скорее пойдут нам на уступки в этом вопросе, если Россия, к примеру, уступит в чем-то Грузии, перестанет активно действовать в Украине, пойдет против Ирана и т. п."
Ситуация осложняется еще и тем, что США преграждают путь на свой рынок не только российскому урану. "США ставят заслон не только урану, но и любому другому товару, цены на который считают демпинговыми и ущемляющими интересы местных производителей, уточняет Игорь Нуждин из ИК "Солид".
США вообще на моей памяти снимали заслон только в случае дефицита того или иного продукта или существенного роста цен местных производителей".
Это, по мнению эксперта, ставит под сомнение достижение озвученных главой Росатома "выгодных для России условий". Между тем, по расчтам аналитика, в случае "захвата" 25% американского рынка выручка российских атомщиков могла бы варьироваться в зависимости от качества продукции в пределах от $1,2 до 2,3 млрд, а чистая прибыль составляла бы около $150250 млн ежегодно.
Соглашение ВОУ-НОУ программа, в рамках которой Россия перерабатывает свой высокообогащенный оружейный уран (ВОУ) в низкообогащенный уран (НОУ), пригодный для использования в качестве топлива на АЭС. Соглашение ВОУ-НОУ было заключено в 1994 году, после того как поставки российского урана привели к резкому снижению цен на ядерное топливо и введению пошлин на ввоз. В рамках этой программы Россия ежегодно получает от $400 млн до $800 млн, причем эта сумма не зависит от рыночных цен на уран.
Добыча урана в РФ сейчас ведется на трех предприятиях: ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", ЗАО "Далур" и ОАО "Хиагда". Все они входят в госкорпорацию ТВЭЛ. По данным ТВЭЛа, в настоящее время в РФ добывается около 3,3 тыс. т урана в год, а потребляется по меньшей мере в 3 раза больше. Основная часть потребления покрывается за счет использования складских запасов, созданных еще в советский период. По оценке МАГАТЭ, годовые потребности мировой атомной энергетики в уране вырастут к 2050 году с 68 тыс. т до 142 тыс. т. (Газета.ru 28.09.06
Offline
#11 14.10.06 00:59
Re: [Энергетика] Россия и США. Проблемы поставки ядерного топлива
10.10.06 Представители ТВЭЛ приняли участие в болгаро-российском семинаре.
2-6 октября в городе Слынчев Бряг (Болгария) представители ОАО "ТВЭЛ" приняли участие в болгаро-российском научно-практическом семинаре по опыту эксплуатации и внедрения топлива ВВЭР нового поколения.
На семинаре было заслушано 23 доклада, представленных организациями и институтами Болгарии и России по вопросам проектирования, изготовления, лицензирования и эксплуатации ядерного топлива для реакторов ВВЭР-1000 и ВВЭР-440.
Участники семинара обсудили успешный опыт эксплуатации ядерного топлива ТВСА на АЭС "Козлодуй", текущее состояние энергоблоков станции и перспективные разработки топлива для реакторов типа ВВЭР.
АЭС "Козлодуй" (г. Козлодуй) - единственная действующая атомная станция Болгарии. В настоящее время в эксплуатации находятся четыре энергоблока: 3 и 4 с реакторами ВВЭР-440, а также 5 и 6 с реакторами ВВЭР-1000.
Предприятия, сегодня входящие в корпорацию "ТВЭЛ", поставляют ядерное топливо на АЭС "Козлодуй" с 1974 года. С октября 2004 года Новосибирский завод химконцентратов поставляет усовершенствованное топливо ТВСА на энергоблоки 5 и 6. Топливная конструкция ТВСА, поставляемая в Болгарию, обеспечивает повышенную безопасность и надежность работы реакторов, улучшает экономичность топливных циклов. (INFOLine, ИА (по материалам Федерального Агентства по атомной энергии) 10.10.06)
Исправлено drug_detei (14.10.06 01:00)
Offline

