Официальный сайт студ.городка НГТУ
Статьи и новости » [Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен» 

#1  15.02.17 16:52

[Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен»

РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен»
14 мая 2016

Стоило мне вчера написать статью о российских космических фейках, как меня тут же завалили «примером» отставания США от России в космической сфере. Дескать, американские ракеты летают на Российских двигателях РД-180, и без этих российских двигателей американская космическая программа сразу же заглохнет. С кучей ссылочек. Так что, дескать, никуда американцы без рассеюшки-матери не денутся.

Переход по ссылкам, присланным мне, показал, что вся информация о российско-американском сотрудничестве в области РД-180, которая имеется на русском языке, представляет собой худшую разновидность лжи — полуправду. Где отдельные, совершенно правдивые факты (производство двигателя полностью сосредоточенно в России) переплетены с утаиванием ключевой информации и скреплены точечной малозаметной ложью.

Начнем с того, что никакого «Российского двигателя РД-180» в природе не существует. Есть двигатель РД-180 созданный в рамках российско-американского сотрудничества, который был разработан в России по заказу США, и который в настоящее время производится американской компанией Pratt & Whitney на российских производственных мощностях. Поэтому сама подача материала в Российских СМИ, которые пишут, что «США закупает двигатели в России» 100% густая ложь. Это все равно как написать, что «Apple закупает свои Iphone в Китае» только на том основании, что всё их производство сосредоточенно там.

Впрочем, давайте я расскажу всё по порядку, потому что история там — очень интересная.

В конце 50-х годов на вооружении США стояло несколько сотен баллистических ракет Atlas. Когда случился карибский кризис, американцы сочли, что эти ракеты — недостаточно эффективны, чтобы противостоять Советской угрозе, их сняли с вооружения, но не выбросили, не утилизировали. Согласно концепции, которая тогда была принята в США, и которая действует до сих пор, все баллистические ракеты военного назначения должны иметь возможность использоваться в качестве ракет-носителей для вывода грузов на орбиту.

Поэтому со списанием Атласов космическое ведомство США получило около сотни готовых космических ракет для запуска спутников и космических кораблей в космос. Причем замечу, — это очень важно, — фактически халявных, бесплатных ракет, поскольку Пентагон за них уже заплатил ранее.

Атласы широко использовались в первые годы освоения космоса в качестве основного носителя (именно на Атласе взлетел первый американский космонавт Джон Гленн), а затем — как «резервная» ракета. Когда, например, взорвался Челледжер, то до выяснения причин катастрофы, программа Шаттлов была приостановлена, и все космические запуски делались на Аталасах.

Меж тем в 90-х годах стало ясно, что ракеты «Титан», на которых делались все американские «средние» запуски надо снимать с производства — негативные последствия от использования ядовитого аэрозина в качестве топлива — были слишком сильными.

А на консервации еще оставались сотни халявных Атласов. Было решено оснастить эти Атласы новыми, более мощными двигателями и заменить ими Титаны. Американская компания General Dynamic, в чьем ведении находились Атласы, объявила в 1995 году тендер на разработку нового двигателя, и этот тендер безоговорочно с большим отрывом выиграло российское предприятие «НПО Энергомаш», которое предложило цену в несколько раз более низкую, чем конкуренты.

Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у Энергомаша был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.

В результате Энергомаш «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соотвествии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка.

Надо заметить, что этот контракт потом сильно аукнулся российскому ВПК, потому что, когда России самой потребовался «половинный» двигатель для ракет Русь-М и Ангара, оказалось, что по условиям контракта она не может изготавливать РД-180 для своих целей, а должна закупать его у американской компании Pratt & Whitney.

В итоге для Русь-М пришлось делать «альтернативную» разработку, РД-180В (которая так и не была завершена), а на Ангару ставить не «половинный», а «четвертинный» двигатель РД-191.

Ну а что касается американских Атласов, то ракеты, оснащенные РД-180, сначала получили индекс R (это не «Российский двигатель», как пишут у нас, а просто очередной индекс, так совпало), а затем были полностью модернизированы под РД-180. И получили обозначение Атлас-5.

Так что все американские Атлас 5 сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России.

Поэтому, когда Россия попала под санкции, то под санкции попало и это производство. Поначалу было решено перенести производство РД-180 из России на территорию США.

Но тут нарисовался Илон Маск со своей компанией SpaceX и сказал: «Я могу сделать лучше и дешевле». Прикинули, оказалось и вправду, гораздо дешевле и лучше будет отдать подряд Маску.

В России конечно обрадовались бы такому раскладу, но в США больше всего на свете боятся монополизации рынка. Все профильные контролирующие органы тут же выдали заключение, что передача подряда SpaceXvприведет к образованию недопустимой монополии.

Но в результате этих обсуждений попутно выяснилось, что в переносе производства РД-180 в США уже нет никакого резона. То, что было «дешево» в 95-м, сейчас уже стало «дорого».

РД-180 — очень хороший двигатель, но — уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Наука и технологии не стоят на месте, и в самих США есть куча фирм, которые могут сделать то, что требуется, гораздо лучше, гораздо быстрее и главное — уже сильно дешевле по сравнению с Энергомашем.

Короче, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.

Поэтому General Dynamic провело новый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4.

Ну и чтобы было понятно, что произошло, упомяну только одну деталь — весь контракт с United Launch Services стоит 46 миллионов долларов — это стоимость всего пяти РД-180.

А конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил Энергомашу выпустить еще 18 штук РД-180. Последних РД-180 в истории.

Вот, собственно, что кроется за заголовками Российских СМИ «Америка не может обойтись без российских двигателей».

http://shipilov.com/zhurnalistika/868-r … uzhen.html

Offline

#2  15.02.17 17:21

Re: [Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен»

http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/19511_1493556275.gif

Исправлено Scratch (01.05.17 18:25)

Offline

#3  15.02.17 17:28

Re: [Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен»

Scratch написал(а):

грустная история

В коментах чувак в защиту статьи кидает ссылку на презентаху НАСА, типа там очевидно, что все куплено американцами.
Ссылка: https://www.nasa.gov/pdf/427652main_PMC … ussian.pdf

Так вот, нихрена там про это нету. Все, что там написано, что это 50/50 партнерство американской компании, энергомаша и обоих правительств. Так что как минимум эти факты автор исказил.

В целом российскому производству и самое главное ОБРАЗУ МЫСЛИ, а также способу ведения инженерной деятельности нужна глубочайшая модернизация. Работаю в индустрии, знаю о чем говорю. При этом наша фирма не самый худший пример. Но, при всем при том, не стоит обожествлять гений заграничных инженеров, русские порой более изобретательны и практичны, но, например, немцы (снова знаю, о чем говорю) более РАЦИОНАЛЬНЫ. Этим и спасаются. Но косячааааат, п***ц!

Так что, подводя итог данной статьи. Бряцанье оружием и х**ми наших поцреоов - гавно. Поливание говном со стороны всепропальщиков и россиененавистников - гавно. Конструктивная объективная критика, которой днем с огнем не сыщешь - наше все. Наладится ли все это когда-нибудь - ХЗ.

Offline

#4  15.02.17 17:45

Re: [Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен»

http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/19511_1493556275.gif

Исправлено Scratch (01.05.17 18:25)

Offline

#5  16.02.17 15:44

Re: [Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен»

Dunmer написал(а):

Так что как минимум эти факты автор исказил.

ок, а как неискаженные факты могут выглядеть, учитывая их американские патентные войны?
Можно сослаться на Вячеслав Фёдорович Рахманин, главный специалист ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"

Попытка компании ОСК (OrbitalSciences Corporation) заключить контракт на приобретение
двигателей РД 180 не увенчалась успехом. СП "РД АМРОСС",
имеющее исключительное право на маркетинг и продажу двига/
телей РД 180 во всём мире, исключая использование двигателей
в российских государственных космических программах, отказа/
лось заключать контракт с ОСК, ссылаясь на эксклюзивное согла/
шение с ЮЛА о поставках двигателей РД 180 в США только для
их использования в составе РН "Атлас/5".

Но можно таки сказать, что Рахманин не в теме, не так понял, не то услышал.

Offline

#6  16.02.17 16:41

Re: [Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен»

drug_detei написал(а):

Но можно таки сказать, что Рахманин не в теме, не так понял, не то услышал.

Вот не надо тень на плетень наводить. В той же презентации написано, что за поставку двигателей на территорию США отвечает как раз так американская компания. В твоей цитате речь идет о поставке в США. Все логично. И это никак не подтверждает слова автора о том, что Энергомаш весь купленный, только окнвейером работает.

drug_detei написал(а):

ок, а как неискаженные факты могут выглядеть, учитывая их американские патентные войны?

Неискаженные факты выглядят как

Dunmer написал(а):

что это 50/50 партнерство американской компании, энергомаша и обоих правительств.

Согласись, это ваще не равно предыдущему, даже учитывая какие угодно войны.

Offline

#7  19.02.17 20:53

Re: [Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен»

Неоднократно натыкался на посты в разных военно-космических форумах с ссылками и т.д. (конечно сейчас не найду) - не могут американцы повторить 180-й.. просто не могут
так бы давно отказались. Разработки ведутся, но пока безуспешно. А Маск летает на очень старой "ракете"... К тому же не совсем рентабельной (поэтому то и мутят с возвращаемой ступенью). Как бы то что он в рентабельность и простейший электромобиль не может вывести - уже косвенно говорит о многом.. а тут - РАКЕТА
все имхо конечно

Offline

#8  20.04.17 12:37

Re: [Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен»

«Роскосмос»: поставка моторов РД-180 в США возможна до 2025 г

«РОСКОСМОС»: ПОСТАВКА МОТОРОВ РД-180 В США ВОЗМОЖНА ДО 2025 Г

По его словам, в ближайшие годы доставка астронавтов Европы и США на МКС останется за Россией, поэтому решено до 2024-2025 года поставлять ракетные двигатели для ракет-носителей «Атлас». Но вероятно его продление до 2021-2025 годов, объявил заместитель руководителя компании Юрий Власов в государственной думе.
«Мы сегодня отлично осознаем, что в ближайшие пару лет доставка на МКС американских и европейских астронавтов останется за нами».
В госкорпорации «Роскосмос» считают, что поставка русских ракетных моторов РД-180 для американских ракет-носителей «Атлас» продолжится до 2025-ого.
США не менее 10 лет назад получили лицензию на производство моторов РД-180 и его аналогов, однако пока не смогли организовать их выпуск. По первому предприятие поставляет в США двигатели РД-180 для тяжелой ракеты Atlas V, по второму — РД-181 для среднего носителя Antares.
Власов подчеркнул, что договор подписан до 2018 г., однако объявил, что «поставка будет неизбежной». Он считает, что другого быть не может, так как США не смогут обойтись без русской техники. Сразу затем консорциум ULA заказал у НПО «Энергомаш» дополнительно еще 20 РД-180 до 2020 г.
В начале зимы 2014-ого года штатская компания Orbital Sciences Corporation согласилась о приобретении у НПО «Энергомаш» 8-ми ракетных моторов РД-181 для носителя Antares.

Offline

#9  16.05.17 16:06

Re: [Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен»

Рэмблер конечно рэмблер но:

Испытания американского аналога российских двигателей РД-180 провалились

Американская Blue Origin провела стендовые испытания двигателя ВЕ-4, предназначенного для замены российского агрегата РД-180, которые завершились неудачей. Об этом сообщается в Twitter компании.
«Вчера мы потеряли набор тестового оборудования для топливной системы на одном из наших испытательных стендов BE-4», — сообщает Blue Origin, уточняя, что на процесс разработки двигателя инцидент не повлияет.
В компании пообещали, что скоро вернутся к тестированию. Из сообщения, опубликованного Blue Origin, как отмечает издание Ars Technica, не ясен масштаб аварии, однако «тот факт, что Blue Origin, относительно скрытная компания, вообще поделилась этой информацией, показателен». Всего в распоряжении Blue Origin имеются как минимум два испытательных стенда, ранее компания заявляла, что планирует создать три рабочих образца ВЕ-4.
Первый показан Blue Origin в марте 2017 года. Компанию возглавляет американский миллиардер Джефф Безос, который считается пятым богатейшим человеком в мире (помимо членов королевских семей и глав государств).
ВE-4 планируется устанавливать на ракету Vulcan — замену носителя Atlas V, куда устанавливаются российские РД-180. Два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень носителя Vulcan, в совокупности позволят развить большую тягу, чем один двухкамерный РД-180 первой ступени Atlas V.
Также над заменой РД-180 работает Aerojet Rocketdyne. В отличие от BE-4, двигатель AR1 пригоден для установки на действующую ракету Atlas V. Компания пока не представила рабочий образец агрегата, однако в начале мая 2017 года провела огневые испытания предкамеры AR1.

https://news.rambler.ru/scitech/3688446 … go-rd-180/

Offline

Статьи и новости » [Космонавтика] РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен» 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.189 сек.
Выполнено 14 запросов.