Официальный сайт студ.городка НГТУ
Статьи и новости » [Аналитика] Карабах: война неизбежна? 

#1  03.06.09 20:48

[Аналитика] Карабах: война неизбежна?

Карабах: война неизбежна?
02 июня 2009 | Полит.ру
http://www.polit.ru/institutes/2009/06/02/karabkh.html

Старший научный сотрудник Американского совета по международным отношениям Уэйн Мерри о том, насколько важны совместные действия США и России в регионе.

Когда в мире происходят боевые действия, легко упустить из виду признаки назревающих войн. Это опасно, особенно для новой американской администрации с ее грандиозной внешнеполитической программой. Следует уделить особое внимание Нагорному Карабаху – предмету бурной полемики между Арменией и Азербайджаном.

Существует вполне реальная угроза новой открытой войны на Кавказе – гораздо более серьезной, нежели августовский конфликт между Россией и Грузией. Азербайджан устал от бесконечного посредничества со всех сторон, и теперь оппозиционные фракции, а с недавнего времени и правительство открыто заговорили о военных методах восстановления суверенитета над Карабахом в составе азербайджанского государства. Благодаря продажам нефти и газа страна смогла обновить свое военное снаряжение, хотя пока неизвестно, насколько успешно. Россия недавно отправила в Армению большую партию оружия. В то же время, как говорят, карабахские армяне истолковали поражение грузинских вооруженных сил во время августовского конфликта как гарантию того, что азербайджанская армия точно так же ничего не выиграет, если нападет на Карабах, - как и в случае, если армянская сторона инициирует профилактическую войну. Такие взгляды опасны и чреваты ошибками. Профилактика должна быть дипломатической и исходить от Вашингтона и Москвы.

Открытое примирение между Арменией и Турцией, объявленное 23 апреля, само по себе, конечно, событие радостное; но оно же скрывает в себе причину торможения. Анкара не хочет и не может (по политическим причинам) существенно укрепить свои связи с Ереваном, пока ситуация с Карабахом не изменится хотя бы на самом поверхностном уровне. Во время встречи президентов Армении и Азербайджана 7 мая в Праге атмосфера была поначалу вполне позитивной; но к сожалению, она вскоре накалилась взаимными обвинениями в вероломстве. Опытные наблюдатели уже не раз видели подобные перемены настроений. Без продвижения в карабахском вопросе прогресс в отношениях Турции и Армении будет, в лучшем случае, символическим.

Безуспешное посредничество

Мы не будем давать здесь обзор истоков и мрачной хроники нагорно-карабахского конфликта. Проблема в том, что пятнадцатилетнее подвешенное состояние ни-мира-ни-войны становится всё более неустойчивым, и если хрупкое равновесие будет нарушено, это может дорого обойтись - и этим двум странам, и их соседям, и Соединенным Штатам, имеющим в этом регионе свои интересы. Карабахская полемика включает в себя территориальные, этнические и конфессиональные вопросы, но она также представляет собой продукт сталинской национальной политики по принципу «разделяй и властвуй», которая привела к началу открытой войны после падения советской системы. Соглашение о прекращении огня (1994 г.) дало армянам контроль не только над Нагорным Карабахом, но также и над большой прилегающей территорией и над коридором безопасности между Арменией и Карабахом. Карабах и сам по себе остается спорным вопросом; но помимо него для урегулирования конфликта важно также определить судьбу этих долин и целого поколения азербайджанских беженцев, которые раньше там жили.

Недостатка в посредничестве и действующих дипломатах не было. Сопредседатели так называемой Минской группы ОБСЕ (Соединенные Штаты, Франция и Россия) несколько раз составляли проект мирного договора. В каждом случае политическая ситуация в конфликтующих странах была неблагоприятной. Некоторые страны Минской группы время от времени пытались оказать политическое давление, но и им не удалось добиться перехода от переговоров к действиям.

У Минской группы есть врожденный порок: ни один из трех посредников не беспристрастен; у них есть свои интересы, и они зачастую действуют предвзято. Вашингтон, Париж и Москва – каждый по-своему, - продвигают свою собственную политику в отношении Армении. Их экономические интересы концентрируются вокруг Азербайджана. Сильно упрощая, можно сказать, что у Армении есть сильная диаспора, а у Азербайджана есть нефть и газ. В Вашингтоне Конгресс любит Армению, а Пентагон любит Азербайджан. Когда Минская группа только создавалась, у Вашингтона и Москвы была приблизительно одна и та же программа. В последние годы они всё больше стремятся к противоположным целям.

Альтернативу посредничеству представляют собой прямые переговоры, которые, на самом деле, периодически возобновлялись на протяжении всего этого времени. Лидеры Азербайджана и Армении (но без участия армянского руководства Карабаха) периодически встречаются по различным поводам и не раз уже почти приходили к соглашению. Препятствием был тот же момент, что и в случае с Минской группой: любая действенная схема означает катастрофу для большинства населения и для политического истеблишмента либо той, либо другой стороны.

Обреченные надежды на урегулирование

Схема возможного соглашения была очевидна еще 15 лет назад; она отражает как реалии войны, так и необходимость мира. Эти реалии выходят за пределы стандартной риторики в вопросах «суверенитета и территориальной целостности» и «национального самоопределения». По условиям этого соглашения, армяне получали бы Карабах и коридор, соединяющий его с Арменией; а Азербайджану возвращались бы прилежащие территории. Речь идет не о справедливости, не о том, что правильно или неправильно, а о неизбежной и необходимой формуле мира. Несомненно, здесь есть множество деталей (в которых всегда кроются неприятные неожиданности) и проблем исполнения (которые дорого обойдутся многим державам). Но альтернатива этому – война, что гораздо хуже и дороже.

Очевидно, что для Азербайджана тяжелым будет любой компромисс: военные и дипломатические истины неизбежно будут расходиться с надеждами и ожиданиями азербайджанцев. Сама по себе дипломатия – пусть даже со стороны великой державы – это не сила в международных отношениях, а всего лишь механизм. Дипломатия формализует и рационализирует действительность, но не меняет ее основы. Дипломатия может провозглашать мир и избегать войны – это ее главные задачи. Дипломатия может санкционировать военные действия, но не может их предотвратить. Она никогда не выдерживает конкуренции с войной.

В истории было несколько случаев, когда великие державы, объединив свои дипломатические силы, заставляли победившую, но уступающую по размерам державу отказаться от своих завоеваний ради своих более широких великодержавных интересов. В случае с Карабахом для этого бы потребовалось, чтобы США, Россия, Европа (в первую очередь, Франция), Турция и, возможно, даже Иран объединились против Армении в пользу Азербайджана. Вероятность того, что это случится, фактически равна нулю. В Америке и во Франции есть мощное армянское лобби; Россия веками поддерживала с Арменией отношения стратегического партнерства; у Ирана с соседней Арменией связи гораздо крепче, чем с тюркским, хоть и шиитским, Азербайджаном. Из значимых участников ситуации остается только Турция. Она, очевидным образом, находится на стороне Азербайджана, но она не в состоянии подчинить стратегии Вашингтона, Парижа, Москвы и Тегерана своим собственным интересам. Таким образом, надежда Азербайджана на то, что дипломатия посредников заставит Армению отказаться от своей победы в войне, - это не более чем химера. Азербайджанцам придется испить горькую чашу.

Предостережение для Азербайджана

К сожалению, Азербайджан склоняется в сторону возобновления военных действий и не хочет соглашаться на неприятный мир. В политических кругах страны всё громче звучит воинственная риторика, в которой, впрочем, недостает одной важной детали. Если война возобновится, Азербайджан, скорее всего, проиграет, и последствия этого будут еще тяжелее, чем после его поражения в 1994 г. Как же так? – спросят в Баку. – У нас теперь есть новейшее оружие, купленное благодаря экспорту газа. Начнем с того, что если бы количество денег было прямо пропорционально военной мощи, то ни Саудовская Аравия, ни арабские государства Персидского залива не стали бы просить военной помощи у Соединенных Штатов.

Чтобы вновь захватить Карабах военными методами, Азербайджану нужно будет обойти пять объективных факторов, обеспечивающих карабахским армянам огромную оборонительную силу. Во-первых, это специфика местности: Карабах представляет собой природную горную крепость, которая, к тому же, сейчас окружена оккупированными территориями. Во-вторых, это огневая мощь: оккупированные территории можно использовать уже как рукотворное укрепление с заминированными полями и многочисленными зонами обстрела, так что атакующие не смогут даже дойти до самого Карабаха. В-третьих, это большие запасы вооружений и боеприпасов: у атакующей стороны солдаты закончатся раньше, чем у обороняющейся – ее военное снаряжение; к тому же, Карабах может обратиться за подкреплением к Армении. В-четвертых, это оперативное искусство, которым карабахские армяне, как показывает история, владеют лучше, чем азербайджанцы; и использовать они его будут в заведомо выигрышных и как следует подготовленных условиях. В-пятых, это стратегическое значение России, которая в случае силового решения проблемы будет поддерживать своего постоянного партнера по обеспечению безопасности; а американские вооруженные силы не придут не помощь проигрывающему агрессору Азербайджану - точно так же, как в случае с Грузией.

Ввиду этой совокупности препятствий, ни один разумный азербайджанец не стал бы прибегать к войне. Даже при наиболее благоприятном для Азербайджана исходе, его положение бы многократно ухудшилось. Не говоря уже о человеческих потерях, экспортные трубопроводы страны будут перерезаны, а поступления иностранной валюты прекратятся.

На самом деле, нельзя упускать из виду и такой вариант, при котором под вопросом окажется само существование Азербайджана как государства: если снова начнется полномасштабная война, Армения, Россия и Иран, возможно, захотят перекроить карту Восточного Кавказа. Это маловероятно, но в истории хватает подобных прецедентов.

Предостережение для Армении

Осторожность в той же мере должна быть девизом Армении и родственного ей Карабаха. Даже победа может оказаться пирровой, в результате чего положение Армении многократно ухудшится; победа зачастую – понятие до горечи относительное. Несомненно, жители Карабаха сильно пострадают от современного оружия дальнобойной бомбардировки, которым располагает Азербайджан; кроме того, уровень оперативного мастерства у карабахских жителей несколько понизился, что подтверждается некоторыми свидетельствами. С обеих сторон расплатой будет кровь.

Кроме того, экономический рост в Армении затянется на годы, если не на десятилетия; ее граница с Турцией станет еще более закрытой, чем сейчас; а атомная электростанция вблизи Мецамора будет потенциальным объектом яростных бомбардировок со стороны Азербайджана. Таким образом, для Армении подобная победа может иметь еще более тяжелые и далеко идущие последствия, чем для самого Карабаха.

После еще одной войны ни армяне, ни азербайджанцы не смогут уже рассчитывать на то, что их дети будут жить лучше, или что в их стране будет эффективное правовое регулирование и демократическое правительство. В обеих странах война приведет к власти самых нежелательных политиков. В обеих странах за это будет расплачиваться не одно поколение; получится так, что настоящий мир и станет главной жертвой.

Альтернативы войне

Какие существуют альтернативы? Наиболее очевидным представляется сохранение текущего статус кво, по образцу Кипра или Кашмира (хотя ни тот ни другой случай нельзя назвать идеальным). При таких условиях Карабах остается маленьким гарнизонным государством. Армения, у которой нет выхода к морю, остается с закрытыми границами на западе и на востоке. Азербайджан остается клептократией с ограниченным запасом нефти и газа, который расточается коррупцией и должностными преступлениями. Способная молодежь по возможности эмигрирует или просто перестает интересоваться построением эффективного современного общества. Именно это сейчас наиболее вероятная перспектива для обеих сторон. Есть ли что-нибудь лучше?

Есть. И это согласие на мир. Для мира требуется компромисс, причем его условия таковы, что для обеих сторон он покажется отвратительным. Азербайджан должен смириться с последствиями своего поражения в войне, а Армении следует отказаться от территориальной экспансии. Фанатики будут утверждать, что возврат к оружию «не может быть хуже», чем предательство национальных чаяний и «прав». Они ошибаются. Новая война будет хуже любого, даже самого неприятного компромисса.

Историки считают, что еще до начала Первой мировой войны всем противоборствующим сторонам было бы предпочтительнее согласиться на мир на условиях противников, чем продолжать борьбу. То же самое справедливо и для Армении и Азербайджана. Возобновленная война может стать кавказским Верденом.

Необходим великодержавный сговор

Как отмечалось выше, мирный договор по своей сути уже давно готов к подписанию. Мир будет отражать исход войны, - как это бывает всегда. Его результатом, в частности, станет изменение международных границ de facto и в конечном счете de jure; переселение многих, хотя и не всех беженцев; компенсацию в тех случаях, когда переселение невозможно; помощь в разминировании и отстройке возвращенных территорий; присутствие международных миротворческих сил в течение неопределенного времени.

Эта миротворческая операция будет серьезным вызовом. От североамериканских, европейских и евразийских правительств потребуются человеческие и денежные ресурсы. Работа будет непростой. Не говоря уже об организационных сложностях перемещения, следует ожидать неизбежной волны насилия: вернувшиеся беженцы, увидев, что стало с их домами, захотят отомстить. Устойчивый мир наступит нескоро, но совместные международные действия гораздо предпочтительнее, нежели нынешняя иллюзорная стабильность «ни-мира-ни-войны».

Здесь требуется старомодный великодержавный сговор Вашингтона и Москвы. Посредничества недостаточно. Армянским и азербайджанским политическим лидерам нужны внешние силы, которые они смогут винить за то, что их вынудили отказаться от «национальной мечты» и принять реальность. Даже если эти две великие державы не смогут навязать мир, они хотя бы решительно выведут стороны из нынешнего статус кво и подтолкнут к компромиссу и мирному урегулированию.

Вашингтон и Москва на сегодняшний день имеют слишком мало общих интересов; их отношения зачастую сводятся к игре с нулевой суммой: успехи российской дипломатии измеряются неудачами американской и наоборот. В обеих столицах есть люди, которые и на Карабах смотрят в том же ключе. Но если новая администрация США подойдет к делу вдумчиво и дисциплинированно, то в данном случае можно будет этого избежать. Вашингтон ничего не сможет здесь сделать без участия Москвы; подлинное партнерство, которое и само по себе было бы выгодно, здесь просто необходимо. Карабах мог бы стать историей успеха не только в миротворческой деятельности на Кавказе, но и в возобновлении сотрудничества между великими державами – Америкой и Россией.

Об опасности нынешнего положения на Кавказе говорят, в частности, следующие явления: растущая гонка вооружений; ложное понимание намерений противника; уверенность каждой стороны в том, что время играет в их пользу; мечты о том, что возобновление войны позволит «разрешить» проблему. Дипломатическое вмешательство со стороны великих держав – задача крайне трудная, но в данном случае усилия были бы оправданы. Участникам карабахской полемики и заинтересованным странам пора попробовать мирный вариант.

Уэйн Мерри


Уэйн Мерри – старший научный сотрудник Американского совета по международным отношениям (American Foreign Policy Council) в Вашингтоне. В прошлом, будучи сотрудником Госдепартамента США и Пентагона, работал в Москве в 1980 – 1983 и 1991 - 1994 гг. В 1995 г. начал работать в штате министра обороны Уильяма Перри: был региональным директором по России, Украине и Евразии, развивал отношения с государствами бывшего СССР в области обороны. После этого был старшим советником в американской Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе, двухпартийном органе при Конгрессе США, следящем за соблюдением прав человека.

Offline

#2  09.06.09 21:07

Re: [Аналитика] Карабах: война неизбежна?

Армянин в поезде рассказывал, что дело не в Азербайджанцах (он их называл Турками), а в том, что НК считают своим курды. А курды со своей идеей возрождения Курдистана для них, приблизительно то же самое, что для нас чечены в 90х. И в Ираке Хусейн курдов за эту же тему ухлопал, за что потом самого Хусейна...

Offline

#3  09.06.09 22:16

Re: [Аналитика] Карабах: война неизбежна?

курды вообще большая головная боль на ближнем востоке. причем для всех.

Offline

#4  22.08.10 20:36

Re: [Аналитика] Карабах: война неизбежна?

И нашим, и вашим
21.08.10 | Лента
http://lenta.ru/articles/2010/08/21/base/
Россия продлила пребывание своей базы в Армении

20 августа в столице Армении был подписан протокол о сроках пребывания российской военной базы. По документу, база останется в республике на 24 года сверх установленного ранее срока (на 49 лет вместо 25). Подписание протокола было приурочено к визиту в Ереван российского президента Дмитрия Медведева.

Власти Армении, комментируя обновленное соглашение о базе, преподнесли его как фактор усиления безопасности республики и укрепления союза с Россией. В оппозиции между тем высказали мнение, что российское военное присутствие усиливает зависимость республики от РФ, не гарантируя при этом помощь в случае возобновления военного конфликта с Азербайджаном.

Пропагандистский эффект от соглашения по базе (как проявления российско-армянского союза) был подпорчен известием о том, что Россия готовится продать Азербайджану зенитно-ракетные комплексы С-300. Получалось, что, с одной стороны, Москва уверяет Ереван в дружбе, а с другой - вооружает Баку, который открыто заявляет о своих планах силой вернуть Нагорный Карабах (азербайджанские власти считают непризнанную республику собственной территорией, "оккупированной" армянами).

Азербайджану

О поставках С-300 Азербайджану, напомним, стало известно в конце июля. "Ведомости", ссылаясь на источники на российских оборонных предприятиях, сообщили, что договор на поставку двух дивизионов ЗРК был заключен еще в 2009 году. Сумма контракта, как отмечалось, составит не менее 300 миллионов долларов.

В "Рособоронэкспорте" немедленно выступили с опровержениями, однако неофициальные свидетельства в пользу того, что поставки все-таки планируются, продолжали поступать. "Независимая газета", ссылаясь на источник в Минобороны РФ, сообщила, что "сделка только намечается, но принципиальное решение на этот счет правительством уже принято".

Совсем недавно этот вопрос прокомментировал глава российского МИДа Сергей Лавров, выступая в эфире армянского ТВ. Когда у него спросили о поставках С-300 Азербайджану, прямых опровержений, заявлений о том, что это, мол, провокация и дезинформация, зрители от него не услышали. Вместо этого Лавров выступил с речью, из которой следовало, что в продаже Россией этих комплексов (о поставках каким странам идет речь, он не уточнил) нет ничего страшного.

"Знаете, ЗРК С-300 стал своеобразным символом тревоги. Это оборонительное вооружение, призванное защищать соответствующую территорию от внешних ракетных атак, вот и все, - уверял российский министр. - Речь идет об оборонительной системе, которые поставляются исключительно на основе требований международных договоренностей. Следовательно, я считаю, что не стоит искать в этом дестабилизирующий фактор".

Пытаясь успокоить армян, Лавров заявил, что Россия "никогда не поставляет оружие в те регионы, где это может дестабилизировать ситуацию, будь то Закавказье, Ближний Восток или любая другая точка на планете". Заявление получилось довольно спорным (можно вспомнить, к примеру, скандальную историю с поставками российских МиГов в Судан). И к Азербайджану его тоже применить сложно.

В Баку постоянно говорят о готовности решить карабахский конфликт военным путем. Выступая недавно перед солдатами, президент Ильхам Алиев заявил, что "восстановить целостность Азербайджана надо любым путем". Он отметил, что мирные переговоры не приносят результатов, так что "азербайджанская армия, все вооруженные силы должны быть готовы по приказу верховного главнокомандующего освободить родные земли".

Азербайджан открыто наращивает военную мощь. За последние семь лет, по словам Алиева, военные расходы страны увеличились более чем в 13 раз, а в 2010 году они составят 2 миллиарда 150 миллионов долларов (сумму можно сравнить с расходной частью всего бюджета Армении на 2010 год, которая составляет около двух с половиной миллиардов долларов). Можно вспомнить о том, что в Баку, к примеру, отказались присоединиться к конвенции о запрете кассетных боеприпасов (сославшись при этом на необходимость сначала освободить "оккупированные территории").

В случае войны с Карабахом и Арменией Азербайджан, в общем-то, мог бы и обойтись без С-300. Ереван и Степанакерт не располагают современной авиацией и баллистическими ракетами, для защиты от которых покупка дорогостоящих комплексов была бы оправдана. В связи с этим некоторые эксперты выдвинули версию, что С-300 Азербайджан покупает для защиты своей территории на случай войны в соседнем Иране.

С другой стороны, тема модернизации ПВО для Баку особенно актуальна. В случае если Азербайджан попытается развязать войну, ответные удары, в том числе и с применением авиации (пусть даже и не самой мощной), могут быть нанесены по нефте- и газопроводам, и тогда попытка Баку силой установить контроль над непризнанной республикой может обойтись ему очень дорого (в буквальном смысле). И если Баку решил перестраховаться, то это вполне понятно. "Ракеты С-300 - дорогостоящее удовольствие, но они должны быть у нас для еще большей уверенности", - констатирует азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров.

Формально препятствий против продажи С-300 Азербайджану нет. Хотя, согласившись на эту сделку, Россия сделает примерно то же, за что в свое время ругала страны, снабжавшие оружием Грузию. Их, напомним, Москва обвиняла в поощрении милитаристских планов грузинского руководства. По поводу Украины, например, в российском МИДе заявляли, что "вооружая 'до зубов' грузинскую армию, Киев фактически поощрял Тбилиси к интервенции и этническим чисткам в Южной Осетии".

При этом подчеркивалось, что даже поставки в Грузию оборонительных вооружений Москва считает неприемлемыми. "Там [на Украине] пытаются спрятаться за различные формулировки - дескать, наступательное или ненаступательное оружие, - с возмущением заявлял замглавы МИДа Григорий Карасин. - Есть некоторые виды оружия, которые наступательными, действительно, не назовешь. Но если их в достатке, то армия становится более агрессивной". Теперь вот Москва сама планирует продать "некоторые виды оружия" стране, лидер которой не скрывает своих милитаристских замыслов. И при этом утверждается, что дестабилизацией это не грозит.

Армении

Российская база в Армении появилась 15 лет назад, вскоре после окончания карабахской войны. Ее разместили в Гюмри (на северо-западе страны). Для России значение базы увеличилось после вывода военных объектов из Грузии (часть военного имущества, вывезенного оттуда, была доставлена в Гюмри). По взаимной договоренности база размещается в Армении бесплатно. В то же время Россия, как отмечается в обновленном соглашении, обязуется "содействовать республике в обеспечении современным вооружением и военной техникой".

В настоящее время на базе дислоцируются три с половиной тысячи военнослужащих. По информации "Времени новостей", на вооружении российского контингента находятся 74 танка, 148 бронетранспортеров, 84 артиллерийские системы, до 30 истребителей МиГ-29, а также ЗРК С-300 и С-200.

Для Армении российская база остается одним из главных факторов безопасности. Это, в общем, признают даже критики нового соглашения. В сдерживании Азербайджана, заявляющего о готовности в любой момент отвоевать Карабах, присутствие по соседству российских войск играет ключевую роль. В случае вооруженного конфликта в Карабахе (в который неизбежно окажется вовлечена и Армения) у России будет и повод, и возможность вмешаться.

Главный вопрос заключается в том, каким будет это вмешательство. Здесь существует множество версий. Некоторые считают, что Россия может ввести в Карабах своих миротворцев, получив контроль над зоной конфликта и, соответственно, мощный рычаг влияния на Азербайджан. По мнению других, российская сторона ограничится поставками оружия Армении.

Известие о поставках Азербайджану комплексов С-300 лишний раз продемонстрировало, что ради союза с Арменией Россия не желает поступаться своими интересами в Азербайджане (касающимися, в частности, доступа к азербайджанским энергоресурсам). О том, что перевесит в случае конфликта, можно только гадать.

В условиях неопределенности, как полагают в армянской оппозиции, Еревану и Степанакерту лучше рассчитывать на свои силы и не возлагать чрезмерных надежд на помощь России или патронируемого ею блока ОДКБ. "Независимость и суверенитет НКР (Нагорно-Карабахской Республики) это вопрос национальной безопасности для Армении, и по этому ключевому для Армении вопросу Москва не берет (и не отвергает) на себя обязательств", - отмечает представитель оппозиционного движения "Сардарапат" Айк Баланян.

Тот факт, что продлить соглашение Россия решила именно сейчас (хотя до истечения срока действующего договора осталось еще много времени), по его мнению, можно объяснить желанием российской стороны застраховаться на случай не слишком удачного для Армении сценария вооруженного конфликта. "Почему это Москва опасается потерять возможности пролонгации через 5 или 10 лет? Что должно произойти между двумя странами, что поставит под сомнение стратегическое партнерство? - рассуждает оппозиционер. - Вряд ли братание армян с турками. Скорее всего, жесткий нейтралитет [России] в [ожидаемой] войне и неуверенность Москвы в благоприятном для армянской стороны исходе".

Выбор у Армении, впрочем, невелик. "Военно-политическое покровительство России в настоящее время не может быть заменено ничем, - констатирует политолог Александр Искандарян. - Невозможно представить, что те военно-политические гарантии, которые дают русские, даст НАТО, или Иран, или другая военно-политическая сила".

Offline

#5  02.08.14 22:56

Re: [Аналитика] Карабах: война неизбежна?

На фоне кровавой мясорубки на Украине, довольно буднично полыхнул Кавказ. Карабахский конфликт тлел уже более 20 лет и сегодня он в очередной раз загорелся, поставив Армению и Азербайджан на грань полноценной войны с применением полной номенклатуры обычных вооружений, включая танки http://haqqin.az/news/27402, РСЗО, ствольную артиллерию, авиацию, вертолеты.( Свернуть )

1. Боевые действия как обычно начались с перестрелок на границе, причем обе стороны уверенно заявляют, что это оппонент начал первым.
2. Обе стороны с начала боевых действий уже понесли потери в людях, потеряв по 10-20 http://haqqin.az/news/27403 солдат.
3. На данный момент Азербайджан уже перешел к стадии обстрела армянских позиций из РСЗО, к границе подтягиваются танковые соединения, в воздух поднята боевая авиация в готовности номер один.
4. Азербайджанские СМИ активно раскручивают военную истерию, подготавливая общественное мнение к вероятной войне.
5. С военной точки зрения, армия Азербайджана более сильная, у нее больше техники и солдат, причем на перевооружение армии, Азербайджан тратил куда как больше, поэтому его армия более современная. Армения же в целом ориентировалась на ситуацию, когда в случае войны она получит те или иные формы поддержки со стороны России.

В целом, Азербайджан который уже давно включен в военно-политическое сотрудничество с США, активно идет к новой войне на Кавказе, которая будет крайне не выгодна России. Дело в том, что Армения как член ОДКБ может попросить о помощи и Россия будет либо вынуждена вступить в войну с Азербайджаном, либо же публично слить своего союзника, с понятными последствиями. То есть это ровно та же вилка, что и на Донбассе.
Россия естественно будет пытаться купировать процесс дипломатическими средствами, с опорой на свои вооруженные силы расположенные на территории Армении. Но так или иначе, данный конфликт нанесет значительный ущерб России, какую-бы линию поведения она не выбрала - поддержка Армении будет означать потерю позиций в Азербайджане, с закреплением зависимости последнего от США, отказ от поддержки Армении ради экономических интересов в Азербайджане нанесет огромный ущерб имиджу России не поддержавшей своего союзника. Плюс поток беженцев из воюющих стран придаст социальной энтропии в РФ дополнительное ускорение, так как выезжающие из зоны конфликта люди, будут выезжать в и без того нестабильные области и республики Юга РФ.

Разумеется данный конфликт вспыхнул именно сейчас не просто так. США сейчас откровенно поджигают границы РФ и на Кавказе эта дуга не остановится, следующий очаг возгорания - Средняя Азия, наиболее вероятная точка будущего костра - Казахстан.

http://colonelcassad.livejournal.com/1707849.html

Offline

#6  03.08.14 20:40

Re: [Аналитика] Карабах: война неизбежна?

Азербайджан:

Погибли восемь азербайджанских военнослужащих...
02.08.2014

"В последние дни Вооруженные силы Армении заметно активизировались. Вражеские силы предприняли неоднократные попытки пересечь линию соприкосновения армяно-азербайджанских войск", - говорится в экстренном заявлении Министерства обороны Азербайджана. По сообщению, разведывательно-диверсионные отряды армянской армии попытались и накануне прорвать линию обороны Азербайджана: "Однако Вооруженные силы Азербайджана отразили попытку вражеских сил, в результате длительного боя противник понес ощутимые потери и вынужден был отступить. На протяжении боев, которые продолжались 3 дня, 8 солдат азербайджанской армии погибли". Минобороны заявляет, что прифронтовая зона полностью контролируется Вооруженными силами Азербайджана. Кровь наших солдат не останется неотмщенной (haqqin.az).

Между тем обнародованы имена погибших на линии фронта азербайджанских военнослужащих. Как сообщает АПА, при отражении вражеской атаки погибли Алмазов Иса Зияд оглу (1977 г.р., призван на службу из Газахского района), солдат-сверхсрочник Эльвин Аскеров ( призван из города Ширвана), солдат Али Рагимов (призван из Масаллинского района), солдат Мустафа Алиджошгунов (призван из Хачмазского района), солдат Сафтар Мамедов ( призван из Сальянского района), солдат Эльнур Ибрагимов (призван из Губинского района), солдат Вугар Поладов (призван из Товузского района), солдат-сверхсрочник Ахмедов Гаръягды Эльдар оглу (1992 г.р., призван на службу из Агдамского района). 5 солдат азербайджанской армии были ранены в перестрелке с врагом. Имена раненых уточняются. Вчера также скончался военнослужащий, раненный во время перестрелки с врагом. Как сообщает карабахское бюро АПА, несмотря на усилия врачей, жизнь Абдинова Гусейна Этибар оглу спасти не удалось. Г.Абдинов, призванный на военную службу из города Сумгайыта, скончался в госпитале.

Отметим, что ситуация на линии соприкосновения войск Азербайджана и Армении вновь обострилась. Как сообщает АПА, вооруженные армянские подразделения, нарушив режим прекращения огня в нескольких направлениях, попытались проникнуть на территории, находящиеся под контролем азербайджанской армии. Детали происшествия уточняются. Согласно информации, распространенной пресс-службой Минобороны, в ночь с 31 июля на 1 августа армянские диверсионно-разведывательные группы попытались перейти линию соприкосновения войск на территориях Агдамского и Тертерского районов. Благодаря бдительности Вооруженных сил Азербайджана попытка врага проникнуть в наши окопы была пресечена, диверсию удалось предотвратить. После ожесточенной перестрелки вражеские подразделения понесли серьезные потери и отступили. К сожалению, ВС Азербайджана также понесли потери.

В сообщении Минобороны также отмечается, что 31 июля в 20.00 в сражении с врагом на армяно-азербайджанской границе, на территории Газахского района погиб прапорщик Вооруженных сил, призванный на действительную военную службу из Газахского района Алмазов Иса Зияд оглу (1977 года рождения). Руководство Минобороны выражает глубокое соболезнование родителям и близким погибших

За сутки режим прекращения огня на различных направлениях фронта в целом был нарушен 71 раз. Как сообщили АПА в пресс-службе Минобороны, вооруженные армянские подразделения с позиций, расположенных на безымянных высотах и в селах Вазашен, Беркабер и Паравакар Иджеванского района Армении, подвергли обстрелу позиции ВС Азербайджана, расположенные на безымянных высотах и в селе Гызылгаджилы Газахского и Кохнегышлаг Агстафинского районов, а с позиций, расположенных в селе Айгепар Бердского района Армении, были обстреляны азербайджанские позиции, расположенные в селе Алибейли Товузского района. С позиций, расположенных в селах Довех и Воскеван Ноембрянского района, были обстреляны наши позиции, расположенные в селах Кемерли и Гушчуайрым Газахского района, а с безымянных высот на территории Красносельского района - позиции, расположенные на безымянных высотах на территории Гядабейского района. Кроме того, позиции ВС Азербайджана подверглись обстрелу с позиций, расположенных на безымянных высотах и близ сел Мерзили, Юсифджанлы, Шураабад, Баш Гервенд, Сарыджалы, Гарагашлы, Джавахирли и Кенгерли Агдамского, Чилябурт, Гейарх, Гызылоба Тертерского, Горадиз, Ашагы Вейселли, Ашагы Сеидахмедли, Ашагы Абдуррахманлы Физулинского, Гюлюстан Геранбойского, Мехдили Джебраильского, а также с безымянных высот на территории Ходжавендского и Гейгельского районов. Вражеский обстрел был подавлен ответным огнем.

Вину армянской стороны отрицать нельзя, но и командование должно нести ответственность за то, что произошло, считает независимый военный эксперт Узеир Джафаров. По его словам, командование ежедневно получает разведданные, а также информацию из различных источников. "Мы обязаны были беречь наших солдат, учитывая ту информацию, которую предоставило Минобороны, о том, что якобы наши солдаты заблаговременно обнаружили попытку противника. А это не соответствует нормам и канонам военной науки. Обычно наступающая сторона несет больше потерь, чем обороняющаяся. Нужно признать, что со стороны командования допущена грубейшая ошибка, которая привела к серьезным потерям. Это самая большая потеря в течение суток в наших Вооруженных силах с момента заключения соглашения о прекращении режима огня", - подчеркнул он в интервью echo.az.

По словам военспеца, из этой ошибки и коварства противника мы должны сделать серьезные выводы. Чтобы впредь не повторялось подобное. "Масштабы трагедии очень большие. Мы несем потери, находясь на своей территории. А армянская сторона наносит нам потери на нашей же территории. Это вдвойне обидно и больно для каждого гражданина Азербайджана, которые требуют от правительства принять радикальные меры в отношении сепаратистов, что делает сегодня Украина на своей территории", - отметил У.Джафаров.

При этом военспец напомнил о том, что только за семь месяцев 2014 года в сфере обороны и безопасности страны погибли 50 и ранены 98 человек. "Если приплюсовать и вышеупомянутые потери, то это внушительные цифры. Необходимо принять решительные меры, чтобы впредь это не повторялось. Среди потерь очень много небоевых, и это больше всего нас волнует", - заключил У.Джафаров.

"Продолжение подобных действий Армении докажет, что эта страна получила сверху указание втянуть Азербайджан в провокацию". Об этом SalamNews, сообщил депутат Милли меджлиса Фазаил Агамалы. Он сообщил, что Армения не имеет достаточно сил, чтобы вести самостоятельную борьбу против Азербайджана.

"Последние события на линии фронта являются частью заранее спланированного сценария. Он может быть реализован против Азербайджана определенными силами. Однако трудно сказать что-либо определенное. В случае если эти инциденты примут продолжительный и систематический характер, это станет серьезной формой давления в отношении Азербайджана. "Напряжение на линии фронта, гибель наших военнослужащих заставляют сделать серьезные выводы и предпринять конкретные шаги", - говорится в заявлении Организации освобождения Карабаха. "Враг не хочет отступить с захваченных территорий. Армяне регулярно нарушают режим прекращения огня, осуществляют нападения и диверсионные операции. Мировая общественность в настоящее время старается придерживаться более объективной позиции в отношении государств-агрессоров. Общественность осуждает агрессию России против Украины и Израиля против Палестины. При подобных условиях Азербайджан имеет полное право восстановить свою территориальную целостность, начать боевые действия против страны-агрессора и добиться серьезных результатов. Сейчас международное право и международная обстановка складываются в пользу Азербайджана. Грубое нарушение режима прекращения огня, прогрессивные усилия, предпринимаемые нашей страной, убийство наших солдат, взятие в заложники мирного населения, убийство заложника и отказ выдать его тело дают нам полное основание начать боевые действия по освобождению оккупированных земель", - говорится в заявлении.

Тем временем, как считают в ПА ОБСЕ, "гибель людей является трагедией, она неприемлема" (SalamNews). В связи с убийством армянами военнослужащих Азербайджана в структуре сообщили, что ПА ОБСЕ с беспокойством отслеживает ситуацию по нагорно-карабахскому конфликту. "Мы призываем стороны конфликта отказаться от противостояния и провокаций. Мы вновь призываем стороны приложить усилия для решения конфликта мирным, дипломатическим путем".
http://echo.az/article.php?aid=68124

Offline

#7  03.08.14 20:45

Re: [Аналитика] Карабах: война неизбежна?

Армения:

Ночью и утром азербайджанская сторона вновь нарушила режим прекращения огня
03.08.2014

Прошлой ночью и сегодня утром азербайджанская сторона продолжила нарушать режим прекращения огня на различных участках армяно-азербайджанской и карабахско-азербайджанской пограничной линии. В основном применялось огнестрельное вооружение, в том числе крупнокалиберное.

Как сообщили Новости Армении – NEWS.am в пресс-службе Минобороны, по оперативным данным Вооруженных сил Армении и Армии обороны Нагорного Карабаха, 2-3 августа на армяно-азербайджанской пограничной линии и на карабахском участке, режим прекращения огня был нарушен противником 893 раза, из них 839 - на карабахском участке. В сторону армянских пограничников было выпущено 8926 выстрелов.

Армянская сторона открыла ответный огонь 175 раз, из них 159 – на карабахском участке. Армянская сторона выпустила в направлении противника 3015 выстрела.

Вооруженные силы Армении уверенно контролируют ситуацию на границе и строго следят за соблюдением режима прекращения огня. Адекватные ответные действия применяются только в случае целенаправленных нарушений противника.

http://news.am/rus/news/222242.html

Offline

#8  03.08.14 23:55

Re: [Аналитика] Карабах: война неизбежна?

drug_detei написал(а):

следующий очаг возгорания - Средняя Азия, наиболее вероятная точка будущего костра - Казахстан.

скорее Киргизия, чему там в КЗ полыхать.

Offline

#9  10.08.14 18:26

Re: [Аналитика] Карабах: война неизбежна?

Путин, Алиев и Саргсян посетили международный турнир по боевому самбо в Сочи
09.08.14 21:18

Сочи. 9 августа. СПОРТ-ЭКСПРЕСС/ИНТЕРФАКС - Президенты России Владимир Путин, Азербайджана Ильхам Алиев и Армении Серж Саргсян в субботу вечером посетили международный турнир по боевому самбо "Плотформа С70" в Сочи.

Ранее в субботу В.Путин провел отдельные переговоры с И.Алиевым и С.Саргсяном, в ходе которых, в частности, обсуждалось урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе.

На турнир в качестве почетных гостей также прибыли премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Козак, а также занимавший пост председателя координационной комиссии МОК по Играм в Сочи Жан-Клод Килли.

Кроме того, в ложе почетных гостей находятся такие известные спортсмены, как двукратный олимпийских чемпион Алексей Воевода, олимпийский чемпион по боксу Александр Поветкин, руководители ряда спортивных федераций.
http://www.interfax-russia.ru/Moscow/special.asp?id=528658&sec=1725

Offline

#10  10.08.14 18:40

Re: [Аналитика] Карабах: война неизбежна?

Евразийское самбо
От Владимира Путина ждут объяснений по статусу Нагорного Карабаха
08.08.2014

Намерение Еревана присоединиться к Евразийскому союзу обострило вялотекущий карабахский конфликт. Президент Армении Серж Саргсян и президент Азербайджана Ильхам Алиев едут в Сочи к Владимиру Путину. Они приглашены на турнир боев без правил в качестве зрителей. А в качестве участников переговорного турнира попытаются получить гарантии безопасности для Карабаха

В эти выходные в Сочи состоится V Международный турнир по профессиональному боевому самбо, организованный центром спорта и образования «Самбо-70». Кульминацией соревнований станет поединок четырехкратного чемпиона мира Вячеслава Василевского и бразильца, победителя Гран-при Bellator Майкеля Фалькао. Турнир обещает быть горячим, поскольку неофициальное название боевого самбо – бои без правил.

Не менее звездным будет и состав зрителей: президент Армении Серж Саргсян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и завсегдатай этого турнира Владимир Путин. Переговоры трех глав государств по накалу страстей не уступят спортивным баталиям.

Тема переговоров – грядущее вступление Армении в Евразийский союз и последствия этого шага для Азербайджана и непризнанной республики Нагорный Карабах.

Предметом переговоров будет и роль России, которая берет на себя функцию арбитра и готова противодействовать трансформации дипломатии в бои без правил.


Впервые армянский лидер Серж Саргсян заявил о желании интегрироваться с Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии еще в конце прошлого года. Была подготовлена «дорожная карта» по присоединению Еревана к Евразийскому союзу. Тем самым Армения отрезала себе путь в Европейский союз, несмотря на участие с 2008 года в программе ЕС «Восточное партнерство».

После подготовки «дорожной карты» по вступлению в Евразийский союз МИД Армении сообщил, что Ереван до февраля текущего года будет готов к подписанию договора о присоединении. Потом срок подписания перенесли на май, а затем и на июнь. Саргсян регулярно принимал участие в саммитах ЕврАзЭС в Сочи, Минске и Астане. Но членство оформлять не спешил. В конце концов дедлайн вступления Армении сдвинули на конец 2014 года. К этому времени республика, как предполагается, успеет урегулировать все формальности и с 1 января 2015 года стать полноправным членом евразийского объединения.

Судя по отсрочкам, ереванское руководство не просчитало все риски, с которыми связано вступление в союз. Об этом ранее заявлял министр экономики Армении Ваграм Аванесян на форуме в Вильнюсе. Против вступления высказывается внутренняя оппозиция.

«Мы не хотим быть колонизированными Россией. Народ Армении не кучка идиотов, чтобы выбрать путь, который ведет к деградации, а не к развитию страны», – заявлял на митингах экс-кандидат в президенты Армении, лидер партии «Национальное самоопределение» Паруйр Айрикян.

Но основное препятствие для вступления страны в Евразийский союз – Нагорно-Карабахская республика, населенная преимущественно армянами и вышедшая по итогам референдума из состава Азербайджана. Конфликт вокруг Карабаха длится 25 лет и до недавнего времени характеризовался как состояние ни мира, ни войны. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются Россия, США и Франция.

В последние дни конфликт вокруг Карабаха перерос в военную стадию, с обеих сторон есть погибшие. Кто первым открыл огонь, точно неизвестно, стороны обвиняют в этом друг друга. Но в Баку не скрывают, что опасаются вступления Армении в Евразийский союз.

Для Азербайджана это будет означать фактическую потерю Карабаха и переход этой республики под военную опеку России. Между тем ООН однозначно признает Нагорный Карабах территорией Азербайджана. Тема Нагорного Карабаха не обсуждалась ни при вступлении Армении в ВТО, ни во время переговоров с Евросоюзом о создании зоны свободной торговли. В ВТО Армения вступила в границах, не включающих семь районов, находящиеся под контролем Нагорно-Карабахской республики.

«Алиев едет к Путину, чтобы получить гарантии, что Москва не будет менять статус-кво Карабаха и Армения вступит в союз без Карабаха», – говорит Владимир Брутер, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований. «Между Арменией и Карабахом никакой таможенной границы нет и быть не может», – пояснял ранее «Газете.Ru» глава парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам, член правящей в Армении Республиканской партии Гагик Минасян.

Россия, Казахстан и Белоруссия, пригласив Армению в Таможенный союз, де-факто признали, что территория Карабаха является территорией ТС, уверен Минасян.

Это значит, что в случае силовой фазы борьбы за Карабах между Ереваном и Баку Москва будет обязана участвовать в разрешении конфликта в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Армения – член ОДКБ, а Азербайджан и его «старший брат» Турция предпочитают дружить с НАТО.

Нынешнее бакинское руководство хотело бы сохранить теплые отношения с Москвой и скептически смотрит на сближение с Евросоюзом, уверен Брутер. Ранее Азербайджан, как и Армения, воздержался от парафирования соглашений с ЕС. Но записать это решение на чей-либо счет было бы неправильно. Видимой заслуги Кремля в этом нет. Азербайджан, отказавшись от евроинтеграции, показал, что ведет свою игру, чаще согласовывая шаги с Анкарой, чем с Брюсселем.

Азербайджанские СМИ сейчас активно обсуждают тему последующего вступления Карабаха и других непризнанных республик (Южная Осетия и Абхазия) в Евразийский союз. Лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев не так давно заявил, что Армения может вступить в союз и без Карабаха. Смысл этого высказывания тот же: Карабах настолько зависим от Армении, что фактически он станет частью Евразийского союза, если в него вступит Армения.

Но в азербайджанской армии и в оппозиции есть сторонники силового решения карабахского конфликта, они дают понять, что проблема самопровозглашенной республики может стать проблемой и для Москвы.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев не может этого не учитывать. По словам Брутера, Путину придется убедить Алиева, что вступление Армении в союз не направлено против интересов Баку, что это интеграционный процесс, не связанный с конфликтом вокруг Карабаха. Москва действительно не заинтересована в том, чтобы привлекать в Евразийский союз территории, имеющие статус непризнанных республик. «Нынешняя фаза противостояния России и Запада не предполагает вовлечения в союз Нагорного Карабаха, Южной Осетии и Абхазии, это может поставить под удар саму идею интеграции», – полагает Брутер.

Но если санкционный скандал будет разрастаться, то Москва может пересмотреть свою позицию, считает эксперт. И тогда у Саргсяна появляется шанс убедить Москву, что Армения и Карабах – это де-факто одна территория и ставить таможенные пункты на границе с Карабахом Армения не должна.

Брюссель в этой ситуации выступает не просто в роли обиженного человека, от которого отвернулись партнеры. Там заявляют, что держат двери открытыми, несмотря на провал программы «Восточного партнерства» в отношении Баку и Еревана.

Евросоюз играет на стороне Азербайджана еще по одной причине.

Дело в том, что ЕС намерен диверсифицировать поставки газа, снизив зависимость от российского «Газпрома».

Европа хочет видеть на этом направлении другого поставщика, в частности Азербайджан. Азербайджанский газ должен пойти по газопроводу ТАР (Трансадриатический газопровод), который предполагает поставки из Каспийского региона через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии, а затем в Западную Европу – в обход России.

Кроме того, существует проект газопровода TANAP (Трансанатолийский), по которому газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз должен поступать в Европу через Турцию.

Трубопровод TANAP протяженностью около 2 тыс. км будет соединять Азербайджан с Турцией (через Грузию). Его мощность на первой стадии составит 16 млрд куб. м в год, из которых 6 млрд куб. м будет использоваться турецкими потребителями, а остальной объем пойдет в европейские страны. На втором этапе планируется увеличение объема поставок до 24 млрд куб. м в год. В мае азербайджанская SOCAR заявляла, что к 2026 году мощность может вырасти до 31 млрд куб. м. Ввод в строй газопровода запланирован на середину 2018 года.

Труба TAP должна продолжить TANAP, через Адриатическое море она выйдет в Грецию, Италию и Албанию. Ее изначальная мощность должна составить 10 млрд куб. м с возможностью последующего расширения до 20 млрд куб. м. TAP должен быть построен до 2019 года.

Глава East European Gas Analyses Михаил Корчемкин считает, что этот газопровод будет напрямую конкурировать с российским газом. Также в качестве альтернативы российскому газу Европа может получить объемы СПГ, освобождающиеся за счет восстановления ядерной энергетики Японии. Эти 30–35 млрд куб. м вообще не требуют никаких затрат со стороны производителей газа.

Впрочем, замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что первые кубометры газа из Азербайджана попадут на европейский рынок не ранее 2023–2024 года. Причем львиная доля пойдет на обеспечение юга Италии, который сейчас снабжается газом из Северной Африки (Ливан и Алжир). Там перспективы добычи весьма неопределенные, так что азербайджанский газ заместит североафриканский, а не российский, следовательно, строительство труб TAP и TANAP не подвинет «Газпром» с европейского рынка.

http://www.gazeta.ru/business/2014/08/07/6166253.shtml


ЗЫ Тезисно: Если РФ забирает Армению в Евразийский союз, то получается прицепом пристегивает Карабах. Но! Если Европейский союз забирает себе Азербайджан, то тогда себе пристегивает Карабах. То есть, если азеры быстро отмутят себе карабах и вступят в Евросоюз, то евросоюз и ООН будут на стороне азеров.

Offline

#11  10.08.14 18:51

Re: [Аналитика] Карабах: война неизбежна?

Запоздалый армянский демарш, или почему Карабах против Мадридских принципов ("Hetq", Армения)
07/08/2014

Премьер-министр Нагорно-Карабахской Республики Ара Арутюнян в онлайн-интервью Times.am заявил, что Мадридские принципы неприемлемы для НКР и что если бы Арцах (самоназвание Нагорного Карабаха) был стороной переговорного процесса, то вокруг них не велись бы переговоры.

Премьер-министр Арутюнян, разумеется, не говорит ничего нового. Официальный Степанакерт и раньше много раз имел повод говорить о неприемлемости для НКР Мадридских принципов. Однако раньше высокопоставленные лица НКР никогда с такой убежденностью, четкостью и однозначностью не посылали подобное послание, а это свидетельствует о том, что и эти акценты, и рост их интенсивности согласованы с Ереваном и составляют часть новой стратегии, осуществляемой армянской стороной в вопросе урегулирования карабахского конфликта.

Ереван устами Степанакерта фактически заявляет, что не собирается продолжать переговоры без полноценного участия в них Карабаха как стороны конфликта. Иными словами, Армения косвенно говорит о том, что согласие, которое она дала в рамках этих принципов, не имеет никакой ценности, поскольку основная сторона, Степанакерт, выступает против них. Армения просто пытается вырваться из мадридских клещей так же, как хочет вырваться из них Азербайджан, который все больше и больше ужесточает свою позицию вместо того, чтобы проявлять готовность к уступкам, усиливает свой аппетит в отношении даже территорий Армении и всеми возможными средствами нагнетает напряженность на армяно-азербайджанской линии соприкосновения.   

Когда одна из сторон переговоров заявляет, что ведет переговоры только вокруг вопроса о том, чтобы взять все и сразу, утверждения о приемлемости Мадридских принципов становятся равносильны капитуляции. Потому это означает вести переговоры вокруг однозначных уступок.

В армянской дипломатии по сей день действовала именно такая логика. Когда в период президентства Роберта Кочаряна Нагорно-Карабахская Республика с согласия Армении была вытеснена из переговорного процесса, власть объясняла это тем, что в противном случае Азербайджан угрожает отказаться от переговоров, иными словами выбрать путь войны. Потом в обращение были введены Мадридские принципы, и официальный Ереван заявил, что сдача территорий в обмен на статус Нагорного Карабаха предпочтительна, так как Азербайджан готов сесть за стол переговоров только в этом случае.

Сейчас уже нам предлагают территориальные уступки в обмен всего лишь на мир, поскольку своей прежней капитулянтской и компромиссной дипломатией  Ереван убедил Баку и международную общественность в том, что готов на уступки на любом этапе.

Ереван приучил всех к односторонним уступкам со своей стороны, постоянно руководствуясь логикой откладывания или недопущения войны. Однако в соответствии с четкой закономерностью, неписаными элементарными законами дипломатии и политологии Ереван именно такой политикой приблизил себя к войне. То, что происходит в приграничных селах Тавушской области Армении, не что иное, как маленькая модель войны. Этот процесс из сугубо информационной войны перерастает в диверсионную войну. Можно только предполагать, что последует за этим.

И сейчас Армения с опозданием приходит в себя, что становится ясно из заявлений премьер-министра НКР. У Армении просто нет альтернативы: несмотря на то, что войну провоцирует Азербайджан, международное сообщество, в том числе являющаяся стратегическим союзником Армении Россия, видит путь к сдерживанию Азербайджана в выражении армянской стороной готовности к новым уступкам. В этом смысле Армения оказалась в цейтноте: в каком направлении ни пойдет, везде капитуляция. Россия пытается заставить Армению уступить территории с тем, чтобы втащить Азербайджан в Евразийский экономический союз, разместить в зоне конфликта миротворцев и тем самым утвердить на Южном Кавказе окончательное господство, что вытекает из ее интересов. Поэтому РФ постоянно и цинично вооружает противника своего стратегического союзника, чтобы, терроризируя Армению гибельной войной, заставить ее без единого выстрела пойти на эти уступки. Запад в лице американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика и посла США в Армении Джона Хефферна дает понять, что если Армения не желает в результате российской экспансии потерять весь Карабах, то она должна согласиться на Мадридские принципы, которые хотя бы обещают Нагорному Карабаху неопределенный статус в рамках территории бывшей Нагорно-карабахской автономной области. Если Армения согласится на это, то предоставит Западу инструмент для постепенного вытеснения России из самой Армении и региона в целом. В результате мы получим ситуацию, при которой все будут единодушно терроризировать Армению и Нагорный Карабах.   

В этих условиях напрашивается вопрос: какую пользу может принести этот внезапный отчаянный демарш Армении и НКР против Мадридских принципов? Его смысл в том, что Армения и НКР не боятся развязывания войны и не будут подчиняться этому всестороннему террору. Это запоздалое раскаяние, разумеется, содержит в себе риск, поскольку не исключено, что в случае отказа пойти на уступки терроризирование Армении с целью показать ее печальное будущее из посланий или единичных выстрелов на границе постепенно перерастет в более масштабные военные столкновения. Но в целом ни Россия, ни Запад не заинтересованы сегодня в появлении в Карабахе нового очага неконтролируемого конфликта. Новая и более масштабная война в Нагорном Карабахе в условиях, когда Украина еще не «переварена», чревата непредсказуемыми глобальными процессами. Пока они ограничиваются позиционной борьбой, понимая, что любая авантюра может стать судьбоносной не только для региона, но и для их притязаний в геополитических отношениях.

И это, пожалуй, самый удобный момент для исправления допущенной в 1998-2001 гг. грубейшей ошибки и возвращения к прежнему переговорному формату посредством такой же политики шантажа. Если Азербайджан не хочет участвовать в переговорах, значит, уже нет смысла цепляться за них.

http://www.inosmi.ru/sngbaltia/20140807/222212687.html

Мадри́дские при́нципы (англ. Madrid proposals) — условное наименование основных принципов (англ. Basic principles) урегулирования нагорно-карабахского конфликта, предложенных ведущим переговоры Азербайджану и Армении Минской группой ОБСЕ в Мадриде в ноябре 2007 года

Предварительная версия принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемых «Мадридскими», была представлены сторонам в ноябре 2007 года в Мадриде[4]. Несмотря на то, что текст предложений не был опубликован, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что они поддерживают территориальную целостность Азербайджана, а министр иностранных дел Армении Вардан Осканян утверждал что принципы поддерживали позицию Армении по самооопределнию Нагорного Карабаха[2].

11 ноября 2008 года ереванская газета «Аравот» впервые опубликовала текст предположительно содержащий Мадридские предложения от ноября 2007 года. Утверждалось, что данный текст был найден в интернете и якобы из достоверных источников было получено подтверждение, что это и есть Мадридские предложения[11].

Основные принципы, опубликованные в Аквиле 10 июля 2009 года[править вики-текст]

Как сказано в документе «Основные принципы отражают разумный компромисс, основанный на принципах Хельсинского заключительного акта неприменения силы, территориальной целостности, равноправия и права народов на самоопределение»[4].

Основные принципы включают в себя среди прочих[4]:
Возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана
Предоставление промежуточного статуса для Нагорного Карабаха, обеспечивающего гарантии безопасности и самоуправления
Обеспечение коридора, связывающего Армению с Нагорным Карабахом
Определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления
Возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев в места прежнего проживания
Международные гарантии безопасности и проведение миротворческой операции

Исправлено drug_detei (10.08.14 18:56)

Offline

Статьи и новости » [Аналитика] Карабах: война неизбежна? 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.196 сек.
Выполнено 14 запросов.