Официальный сайт студ.городка НГТУ
Автофорум » Что вы знали о паровых авто? 

#1  21.02.14 14:34

Что вы знали о паровых авто?

Я вот всегда думал, что автомобили, использующие в качестве движущей силы пар, вымерли на заре 20-го века, в лучшем случае (и это не далеко от истины). Я считал, что этот транспорт - нечто вроде очень медленного, шумного и дымного паровоза, только на колесах. С никаким КПД и тележкой-прицепом с углем. Однако же...

Забытые имена. Глава 154. Doble

Когда я впервые увидел автомобили этой фирмы, то подумал что под капотом мощные рядные 8ки, либо V12 настолько мощно и монументально они выглядели. . но на деле двигала эти автомобили совсем другая сила.


Абнер (по-русски Авенир) Добл родился в семье потомственных инженеров, его отец — Уильям Эштон Добл был соавтором ковшевой водяной турбины, а его дед, которого тоже звали Абнер стал основателем фирмы The Abner Doble Company, которая стала производить шахтёрское оборудование во время золотой лихорадки, охватившие Калифорнию, после того как жар-пыл по поиску самородков прошёл фирма Абнера Старшего стала строить трамваи для Сан-Франциско.

Абнер родившийся в 1890м году был старшим из братьев, когда ему было 16 он вместе с младшими братьями: Джоном Эштоном (1892), Уильямом Эштоном Младшим (1894) и Уорреном Джессом (1898) и построил свой автомобиль из останков повреждённого паровика White, на шасси этой машины они установили двигатель собственной конструкции, правда самоделка оказалась не надёжной.
<изображение>
Первый автомобиль братьев. Фото сделано в 1912м году в машине сидят Уоррен и Уильям

В 1909м году Абнер окончил высшую школу и в 1910м году поступил в Массачусетский Технический Институт. Учась там он решил навестить располагающийся неподалёку завод фирмы Stanley Steamer, который был лидером на рынке паровых автомобилей в США. Абнер посетив завод начинает рассказывать Френсису Стенли о своей системе конденсации, которая позволила бы поднять дальнобойность машины. Однако производителя паровых автомобилей разозлил этот студент, который позволил себе наглость учить доку как надо строить паровые автомобили, и в итоге молодого человека выставляют за дверь. Абнер же после первого семестра бросает учёбу и вместе с Джоном, который был более мозговитым в теме паровиков, открывают собственную мастерскую в городе Уолтам, где через четыре года появляется паровой автомобиль на шасси American Underslung, который они назвали Doble Model A. Бойлер машины был взят от Stanley Steamer, а двигатель был собственной разработки, на ней Абер применил ту самую систему охлаждения пара, оснащённую термостатом, о которой он рассказывал Стенли, в итоге машина за одну заправку котла могла пройти все 320 км.
<изображение>
Doble Model A Touring

Построив машину братья отправляются в Ньютон, где находится завод братьев Стенли, они начинают гонять взад-вперёд на своей машине перед зданием фирмы, заинтригованные братья Стенли выбегают на улицу, что бы посмотреть, что это за машина такая, которая не выпускает ни выхлопных газов ни пара, к своему удивлению они обнаруживают за рулём того самого зазнайку, который когда-то пришёл учить их.


Конструкция машины выглядела так: под длинным капотом находилась топка с котлом, под передним сидением располагался бак с водой, задняя ось была интегрирована с 2х цилиндровым двигателем объёмом в 5.1л, за осью находился бак с керосином для нагрева топки. Крутящий момент двигателя подавался напрямую к ведущим задним колёсам, тем самым у машины не было коробки передач, сцепления и карданного или цепного привода, что бы врубить задний ход надо было просто нажать на педаль, которая переключала клапан, и мотор начинал вращаться в другую сторону. Генератор находился между задней осью и баком для керосина, причём был накрыт теплоизоляционным экраном, что бы двигатель не перегревал сей электромеханический агрегат.

В 1914м году братья основывают собственную фирму Abner Doble Motor Vehicle Company, в рамках которой строят еще четыре 25ти сильные машины Model A, на которые они находят покупателей. В том же году на базе первой машины строят следующую модель Doble Model B. Это была поистине революционная машина в мире паровых автомобилей, которые потихоньку сдавали свои позиции. Дело в том, что паровые автомобили, которые надо было подготавливать в течении получаса-часа к движению имели запас хода максимум в 80км, но теперь имея запас воды в 90л автономность машины расширилась до умопомрачительных 2000км, т.е. почти в 20 раз!
<изображение>
Doble Model B Roadster

А всё благодаря тому, что братья разработали сотовый радиатор, который активно охлаждал пар и подавал его обратно в котёл его уже в виде воды. Бойлер же машины был стоек к коррозии и солевым отложениям, которым страдали котлы, т.к. на этом авто применялась не просто вода, а смешанная со специальным моторным маслом смесь, которая не забивала трубки охлаждения. Автомобиль заинтересовал прессу, которая во время тестов разгоняет машину с 7ми местным кузовом до 100км/ч всего за 15 секунд, что в то время было умопомрачительным результатом, т.к даже отметка в 100км/ч была недосягаемой мечтой для многих автомобильных производителей.

В 1915 году братья едут в Детройт, в надежде заинтересовать крупных производителей своей машиной. В столице американского автопрома они находят инвесторов и с 200 000 долларами в кармане основывается фирма General Engineering Company. Джон Добл берётся решить главную проблему паровых машин — розжиг котла и ускорение процесса введения автомобиля в эксплуатацию. В итоге он изобретает автоматическое зажигание горелки, стоит повернуть ключ зажигания, как на обычном автомобиле, как свеча при помощи искры поджигала керосин в топке, энергия сгорания которого при помощи трубок разогревает воду внутри котла, типа как кипятильник. На всё про всё уходило около полутора минут, в то время, как что бы тронутся на других паровых машинах как минимум приходилось ждать 10 минут, что бы в системе поднялось давление до нужного уровня. Теперь же когда машина выходила на рабочий уровень можно было трогаться, а автоматическая система сама врубала систему розжига, если это требовалось.
<изображение>
Doble Model C Touring. 1916 год

Теперь наконец появился паровой автомобиль, который мог бы составить конкуренцию автомобилям с ДВС по легкости запуска и управления, в январе 1917 года братья решают выставить машину на Нью-Йоркском Национальном Автосалоне, в тот год было представлено около 100 новых машин, но Doble-Detroit Model C оказался единственной паровой премьерой на этой выставке. Автомобиль привлёк внимание публики, т.к. в достоинствах машины были: быстрый разогрев автомобиля до рабочей кондиции, бесшумность в движении, простота управления, т.к. для управления нужен был только руль с установленным регулятором давления, который служил в качестве акселератора, ножной тормоз, плюс педаль заднего хода. К апрелю 1917 года было сделано 5390 заявок на эту машину, поставки должны были начаться в 1918м году, но реализовав всего 11 автомобилей Абнер Добл заявляет, что в связи с тем, что США вступило в Первую Мировую Войну и производство военной техники становится во главе угла для государства, то он не имея стали вынужден прекратить производство своей продукции. Но на деле истиной причиной прекращения выпуска стали дефекты конструкции, на практике трогавшись с места водитель не знал, куда поедет машина, вперёд или взад, сам прогрессивный мотор тоже был не лишен детских болезней.
<изображение>
Doble-Detroit Model C Touring

Вскоре братья разругались, т.к. Абнер присвоил себе интеллектуальные права своего младшего брата Джона, который и был по сути автором Model C, обидевшись на старшего брата Джон подаёт на него в суд, за нарушение авторских прав, а сам покидает фирму и возвращается обратно в Калифорнию. Тем временем Абнер и два младших брата продолжают совместно работу, так к примеру в 1918м году они строят паровой танк, который правда остался не у дел. В феврале 1921 года они все возвращаются домой, т.к. в возрасте 28ми лет от рака лимфоузлов умирает их брат Джон. Сплотившись вместе после такого удара братья летом того же года основывают новую фирму — Doble Steam Motors, офис и завод которой расположился в Имеривилле, что в их же родном штате — Калифорнии. Что бы собрать деньги для начала нового бизнеса Абнер взялся за махинацию с продажей акций, за что был привлечён к суду в 1924м году, правда на нём же его оправдали.

В 1922м году братья строят новый двигатель, который получает поршневую систему впуска пара, так же был заменён котёл, он стал трубообразным расположенным вертикально, а главной отличительной чертой стало расположение горелки на верхней части котла. В остальном машина повторяла конструкцию предыдущего автомобиля, в это же время братья решают присваивать своим автомобилям цифровой индекс, который на деле показывает номер мотора, но не модели, хотя по идее все они немного отличались друг от друга.
<изображение>
Doble Model D-2 Open Tourer

Построив пять автомобилей в 1923м году братья показывают усовершенствованную модель — Model E, двигатель стал 4х цилиндровым, объём его составил 6.2л. От парогенератора пар шел в два цилиндра так называемого высокого давления, откуда отработавший пар поступал в два цилиндра низкого давления, и оставшийся пар направлялся в конденсатор и так по кругу. Машину было решено испытать при содействии Автомобильного клуба Америки зимой 1924 года, машину доставили в Нью-Йорк, где она всю ночь простояла в неотапливаемом гараже, затем её вытолкали на улицу, где она простояла на свежем морозном воздухе еще полтора часа. После чего испытатели завели машину, через 40 секунд приборы показали рабочее давление в системе, водитель плавно открыл дроссель и мотор с тягой в 1350 ньютонов вжав седоков в сидения плавно тронулся. Тяжелая (2.2т) машина разогналась плавно и без рывков до разрешенной скорости в 64км/ч всего за 12.5 секунд, управление ею было так же очень простым и понятным, единственное что вызвало нарекание у испытателей — тормоза, которые были не столь эффективны, однако Добл обещал поработать над ними.
<изображение>
шасси Doble Model E. Вид сверху

<изображение>
Парогенератор в разрезе

После доработки машины во время заводских испытаний машина, чья мощность составляла 75л/с разогналась до 160км/ч, а разгон до 120км/ч занял и вовсе 10 секунд, причём тяга мотора была такой, что если открывать резко дроссель, то при разгоне машина с кузовом родстер приподнимала передние колёса как современные дрегстеры. Еще одним плюсом автомобиля была дальность хода, при баке в 110 литров тяжёлый паровик мог проехать 2400км. Машина при всех её достоинствах имела и один большой недостаток — цену, только шасси стоили в 30 раз дороже базового Ford T, плюс стоимость кузова — треть от цены шасси, в итоге получалась цифра в 12 000 долларов! Понятное дело, что такой автомобиль мог себе заказать только обеспеченный, я бы даже сказал богатейший человек, одним из фанатов этой машины стал Говард Хьюз, может кто смотрел фильм "Авиатор", вот он как раз про него, который утверждал, что Doble Model E — лучший автомобиль в мире.
<изображение>
Doble Model E-22 Roadster, принадлежавший Говарду Хьюзу

Раз машина была дорогой, то и сделана она должна была качественно, поэтому рама автомобиля была изготовлена их высококачественной стали, электрика машины импортировалась из Германии фирмой Bosch, рули машин изготавливались из камерунского эбена (черного дерева), а набалдашник этого руля украшала эмблема вылитая из серебра немецкими же ювелирами. Параллельно шла разработка и более доступной модели, Doble-Simplex, которая была построена на шасси Jordan* и получила 4х цилиндровый двигатель, но не двойного действия, как на модели E, однако построив всего один прототип Абнер Добл, который имел перфектционисткий характер решил не запускать эту машину в серию, т.к по его мнению она была не столь хороша.
<изображение>
Doble-Simplex Tourer

В 1926м году кроме легковых машин появляется несколько автобусов построенных в кооперации с фирмами International Harvester было построено 5 автобусов Doble Model H и для Detroit Motorbus Co два автобуса Doble Model G с аналогичными силовыми установками, что и на легковой модели. Легковая же машина предлагалась в это время в любом исполнении кузова, начиная от 2х местных родстеров и кончая 7ми местными лимузинами. К 1930му году было построено всего 24 автомобиля серии Е, причём 24й автомобиль был построен Абнером для себя, т.к. всё это время он ездил на Model C, которую постоянно совершенствовал, и машина с кличкой "Старая Антилопа" служила полигоном для нововведений.
<изображение>
Doble Model E-14 Speedster

<изображение>
Doble Model E-12 Limousine

В 1930м году появляется последняя серия автомобилей — Model F, которая отличалась парогенератором и двигателем улучшенной консрукции, таких машин было построено к апрелю 1931 года всего 7 штук, в апреле 1931 года фирма прекращает свою деятельность из-за нехватки финансирования, т.к. совет директоров отказался выпускать дополнительные акции, прибыль от которых позволила собрать бы еще 50 автомобилей, которые выпускались между прочим с убытком, не смотря на их баснословную цену, но тем не менее на дворе стоял экономический и директора решили, что фирму проще распустить. Самое интересное, что одну из машин этой фирмы покупает немецкий магнат Оскар Хеньшель, и например если немецкие бонзы пришедшие к власти ездили из патриотических чувств исключительно на немецких машинах, то вот есть кадры, где друг Оскара Хеньшеля — Герман Геринг разъезжает на одном из парадов на Doble Model F-35
<изображение>
Doble Model F35 Tourer

<изображение>
Геринг, 4й президент рейхстага, и немецкий Принц Филипп на заднем сидении Doble Model F-35 Tourer. 1933й год, город Кассель

Кстати две из выпущенных машин этой серии были оснащены кузовами от Buick 60, который имел аналогичную длину колёсной базы, хотя в принципе самая первая машина — F30, тоже имела заимствованный кузов, на ней был 2х дверный родстер от LaSalle.
<изображение>
Doble Model F-34 Sedan с кузовом Buick 60

<изображение>
Doble Model F-30 с кузовом от LaSalle. Кстати машина сегодня выглядит лучше, чем на заводских фото, к примеру на заводской машине не было покрышек с Уайтбендами

За месяц до закрытия предприятия Абнер Добл уезжает в Новую Зеландию, куда его позвали на завод фирмы Price & Co, что бы проектировать и строить паровые автобусы. После он отправляется в Англию, где начинает консультировать фирму Sentinel Wagon Works, которая специализировалась на производстве локомотивов и паровых грузовиков, последние выпускались аж до середины 50х годов. Младший брат Уоррен, после того как закрылись двери собственной фирмы, был приглашен вышеупомянутым немцем Оскаром Хеншелем в Германию, где под его руководством начинается работа над паровыми грузовиками и катерами для Henschel & Sohn, старший брат так же стал консультировать немецких промышленников, которые проявили интерес к паровым механизмам — фирму A. Borsig Co. После того, как к власти пришли национал-социалисты и началось финансирование государством промышленности надобность в паровых транспортных средствах отпала, и проекты над ними были закрыты, поэтому Уоррен вернулся на родину, а Абнер продолжал работать на британцев до 1936 года, кстати в Британии в 1935м году он и продал свой личный купе Е-24.

По возвращению домой принялся проектировать новое поколение паровых автобусов, которые он планировал выпускать на бывшем заводе братьев Стенли, который закрыл свои двери в 1924м году, но не найдя достаточно финансов проект тихо заглох. В 1946м году он стал консультантом на фирме Nordberg Manufacturing Company из Милуоки. На автобусах этой фирмы и появились лучшие моторы разработанные им, которые он назвал Ultimax, однако проработал он на фирму до 1948 года, после чего что бы хоть как-то прожить 58ми летний мужчина стал продавать пылесосы фирмы Electrolux. Однако в 1950 году к его радости McCulloch Motors из Лос Анджелеса нанимает Добла в качестве консультанта. Вместе со с молодым инженером Стивенсом и стариком Роско Хоффманом, который экспериментировал с заднемоторными машинами в 1930х годах, Добл должен был построить современный паровой спортивный автомобиль, с задним расположением мотора. В 1953м году был построен прототип, правда с бензиновым мотором от Porsche 356.
<изображение>
Paxton Phoenix

Вскоре после появления прототипа Добл узнаёт, что руководство решило не запускать машину в производство, хотя Добл построил вполне мощный 6ти цилиндровый (3 цилиндра высокого давления и три низкого) двигатель, который выдавал на гора 155л/с. Дело было в том, что просто по деньгам фирма не потянула бы этот проект, и было решено переключиться на производство турбин и компрессоров, эта фирма существует и сегодня под маркой Paxton**. Через пару лет после закрытия проекта Абнер Добл консультировал двух частников, которые хотели построить собственные паромобили, однако эти проекты не осуществились.

В июле 1961 года, застав тот исторический момент, когда человечество отправилось покорять космос на реактивной тяге, этот старик, не признававший превосходство ДВС над паровой тягой, ушел в мир иной.

P.S. Говоря о надёжности автомобиля, есть один автомобиль, который пробежал 965 000 км без поломок, обходясь только чисткой системы, другой интересный факт, что автомобили это фирмы разрешены на дорогах общего пользования в штате Калифорния, т.к. выбросы отвечают самым жёстким нормам безопасности, а динамические свойства автомобиля позволяют спокойно оставлять сзади более современных участников движения.

http://www.drive2.ru/users/def-aleks/blog/247054/

Offline

#2  22.02.14 00:34

Re: Что вы знали о паровых авто?

спс, позновательно

Offline

#3  22.02.14 13:54

Re: Что вы знали о паровых авто?

Одного я только не понял, емкость в 110 литров, это запас воды или все же топлива (керосина)? Если топлива, то получается, что машина в 2,2 тонны расходовала в среднем 4.6 литров на 100 км! Ну и в принципе, ТТХ поражают! Особенно если учесть, что это начало 20-го века. Интересно, почему дальше развитие не пошло? Все же, есть какой-то серьезный косяк или лобби нефтяных магнатов? Для сибири ясно, что эксплуатация только летом. Но вот для южных стран очень даже годный был бы вариант.

Offline

#4  23.02.14 00:25

Re: Что вы знали о паровых авто?

Один, скорее всего керосина, т.к. вроде как система вода-пар реализована в виде замкнутого цикла (в начале написано).

Offline

#5  23.02.14 00:25

Re: Что вы знали о паровых авто?

Один написал(а):

Все же, есть какой-то серьезный косяк или лобби нефтяных магнатов?

цена, нет? и еще интерсно, как с превышением давления дело обстояло.

Исправлено Dunmer (23.02.14 00:26)

Offline

#6  23.02.14 13:31

Re: Что вы знали о паровых авто?

Dunmer, ну это цены на то время. С учетом нынешнего развития производства, я думаю все это вполне недорого может быть реализовано.

Dunmer написал(а):

и еще интерсно, как с превышением давления дело обстояло.

В смысле, был ли предохранительный клапан?

Offline

#7  23.02.14 15:00

Re: Что вы знали о паровых авто?

Один написал(а):

В смысле, был ли предохранительный клапан?

ну я полагаю, такие головы светлые додумались до спускного, если уж все остальное придумали. Но им все не ограничивается. Котлы имеют свойство взрываться (не в курсе насчет автомобильный, еси честно), вот и хотелось бы знать, какая там система это предусматривала.

Offline

#8  23.02.14 15:43

Re: Что вы знали о паровых авто?

Dunmer, ну, поскольку, не столь уж часто они взрывались, то смею предположить, что предусматривали. )

Offline

Автофорум » Что вы знали о паровых авто? 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.137 сек.
Выполнено 14 запросов.