Официальный сайт студ.городка НГТУ
Творчество » Юрий Олеша "лиомпа" 

#1  17.09.12 02:21

Юрий Олеша "лиомпа"

*прежде всего, хочу сказать, что я очень люблю этот рассказ, и просто хочу им поделиться. может кто-то вычленит также и то, что в свое время извлекла из него и я. он очень глубокий, и меня это взволновало аж на долгие годы.

ЛИОМПА

Мальчик Александр строгал на кухне планки. Порезы на пальцах у него покрывались золотистыми съедобными корками.

Кухня выходила во двор; была весна, двери не закрывались, у порога росла трава, блестела пролитая на камень вода. В сорном ящике появлялась крыса. В кухне жарили мелко нарезанную картошку. Зажигали примус. Жизнь примуса начиналась пышно: факелом до потолка. Умирал он кротким синим огоньком. В кипятке прыгали яйца. Один жилец варил раков. Живого рака брал он двумя пальцами за талию. Раки были зеленоватого, водопроводного цвета. Из крана вылетали вдруг сами по себе две-три капельки. Кран тихо сморкался. Потом наверху заговаривали несколькими голосами трубы. Тогда сразу определялись сумерки. Один лишь стакан продолжал сиять на подоконнике. Он получал сквозь калитку последние лучи солнца. Кран разговаривал. Вокруг плиты начиналось разнохарактерное шевеление и потрескивание.

Сумерки были прекрасны. Люди ели подсолнухи, раздавалось пение, комнатный желтый свет падал на тротуар, ярко озарялась съестная лавка.

В комнате, по соседству с кухней, лежал тяжело больной Пономарев. Он лежал в комнате один, горела свеча, флакон с лекарством стоял над головой, от флакона тянулся рецепт, Когда приходили к Пономареву знакомые, он говорил:

- Поздравьте меня, я умираю.

К вечеру у него начинался бред. Флакон смотрел на него. Рецепт тянулся, как шлейф. Флакон был бракосочетающейся герцогиней, Флакон назывался "тезоименитство". Вольной бредил. Он хотел писать трактат. Он разговаривал с одеялом.

- Ну, как тебе не стыдно ?.. - шептал он.

Одеяло сидело рядом, ложилось рядом, уходило, сообщало новости.

Больного окружали немногие вещи: лекарство, ложка, свет, обои. Остальные вещи ушли. Когда он понял, что тяжело заболел и умирает, то понял он так же, как велик и разнообразен мир вещей, и как мало их осталось в его власти. С каждым днем количество вещей уменьшалось. Такая близкая вещь, как железнодорожный билет, уже стала для него невозвратимо далекой. Сперва количество вещей уменьшалось по периферии, далеко от него, - затем уменьшение стало приближаться все скорее к центру, к нему, к сердцу - во двор, в дом, в коридор, в комнату.

Сперва исчезновение вещей не вызывало в больном тоски.

Исчезли страны, Америка, возможность быть красивым или богатым, семья (он был холост)... К исчезновению этих вещей болезнь не имела никакого отношения: они ускользали по мере того, как он старел,- а настоящая боль пришла тогда, когда ему стало ясно, что и те вещи, которые постоянно двигались вровень с ним, также начинают удаляться от него. Так, в один день покинули его: улица, служба, почта, лошади. И тут стремительно пошло исчезновение рядом, под боком: уже ускользнул из власти его коридор,- и в самой комнате, на глазах у него прекратилось значение пальто, дверной задвижки, башмаков, Он знал: смерть по дороге к нему уничтожает вещи. Из всего огромного и праздного их количества смерть оставила ему только несколько, и это были те вещи, которых он никогда бы, если бы это было в его власти, не допустил в свое хозяйство. Он получил подсов. Он получил страшные посещения и взгляды знакомых. Он понял, что не в силах защищаться против вторжения этих непрошенных и ненужных, как ему всегда казалось, вещей. Но теперь они были единственны и непреложны. Он потерял право выбирать вещи.

Мальчик Александр делал летающую модель.

Мальчик был гораздо сложнее и серьезнее, чем думали о нем остальные. Он резал пальцы, истекал кровью, сорил стружками, пачкал клеем, выпрашивал шелк, плакал, получал подзатыльники. Взрослые признавали себя абсолютно правыми. А между тем, мальчик действовал совершенно по-взрослому, больше того: он действовал так, как может действовать только некоторое количество взрослых: он действовал в полном согласии с наукой. Модель строилась по чертежу, производились вычисления, мальчик знал законы. Он мог бы противопоставить нападкам взрослых объяснение законов, демонстрацию опытов, но он молчал, потому что не считал себя вправе показаться более серьезным, чем взрослые.

Вокруг мальчика располагались резиновые жгуты, проволока, планки, шелк, легкая чайная ткань шелка, запах клея. Сверкало небо. Насекомые ходили по камню. В камне окаменела ракушка.

К работающему мальчику подходил другой мальчик, совсем маленький, голый, в синих трусах. Он трогал вещи и мешал. Александр гнал его. Голый резиновый мальчик ходил по дому, по коридору, где стоял велосипед, (Велосипед педалью был прислонен к стене. На обоях педаль провела царапину. На этой царапине как бы и держался велосипед у стены.)

Маленький мальчик приходил к Пономареву. Голова малыша маячила над бортом кровати. У больного виски были бледные, как у слепого. Мальчик подходил вплотную к голове и рассматривал. Он думал, что в мире всегда было и бывает так: бородатый человек лежит в комнате на кровати. Мальчик только вступил в познавание вещей. Он не умел еще различать разницу во времени их существования.

Он повернулся и стал ходить по комнате. Он видел паркетные плитки, пыль под плинтусом, трещины на штукатурке. Вокруг него слагались и распределялись линии, жили тела. Получался вдруг световой фокус, - мальчик спешил к нему, но едва успевал сделать шаг, как перемена расстояния уничтожала фокус, - и мальчик оглядывался, смотрел вверх и вниз, смотрел за печку, искал - и растерянно разводил руками, не находя. Каждая секунда создавала ему новую вещь. Удивителен был паук. Паук улетел при одной мысли мальчика потрогать паука рукой.

Уходящие вещи оставляли умирающему только свои имена.

В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплет окна. Закон притяжения поджидал его под деревом, на черной земле, на кочках. Бисерные муравьи бегали среди кочек, В саду сидел Ньютон. В яблоке таилось множество причин, могущих вызвать еще большее множество следствий. Но ни одна из этих причин не предназначалась для Пономарева. Яблоко стало для него абстракцией. И то, что плоть вещи исчезала от него, а абстракция оставалась - было для него мучительно.

- Я думал, что мира внешнего не существует, - размышлял он, я думал, что глаз мой и слух управляют вещами, я думал, что мир перестанет существовать, когда перестану существовать я. Но вот... я вижу, как все отворачивается от еще живого меня. Ведь я еще существую! Почему же вещи не существуют? Я думал, что мозг мой дал им форму, тяжесть и цвет, - но вот они ушли от меня, и только имена их - бесполезные имена, потерявшие хозяев - роятся в моем мозгу. А что мне с этих имен?

С тоской смотрел Пономарев на ребенка. Тот ходил. Вещи неслись ему навстречу. Он улыбался им, не зная ни одного имени. Он уходил, и пышный шлейф вещей бился за ним.

- Слушай, - позвал ребенка больной, - слушай... Ты. знаешь, когда я умру, ничего не останется, Ни двора, ни дерева, ни папы, ни мамы. Я заберу с собой все.

На кухню проникла крыса.

Пономарев слушал; крыса хозяйничает, стучит тарелками, открывает кран, шуршит в ведре.

"Эге, она судомойка", - подумал Пономарев.

Тут же в голову пришла ему беспокойная мысль, что крыса может иметь собственное имя, неизвестное людям. Он начал придумывать такое имя. Он был в бреду. По мере того как он придумывал, его охватывал все сильнее и сильнее страх. Он понимал, что во что бы то ни стало надо остановиться и не думать о том, какое имя у крысы,- вместе с тем продолжал, зная, что в тот самый миг, когда придумается это единственное бессмысленное и страшное имя,- он умрет.

- Лиомпа! - вдруг закричал он ужасным голосом. Дом спал. Было раннее утро - начало шестого. Не спал мальчик Александр. Дверь из кухни была открыта во двор. Солнце было еще где-то внизу. Умирающий шел по кухне, согнувшись в животе и вытянув руки с повиснувшими кистями. Он шел забирать вещи. Мальчик Александр бежал по двору. Модель летела впереди него. Это была последняя вещь, которую увидел Пономарев. Он не забрал ее. Она улетела. Днем в кухне появился голубой, с желтыми украшениями гроб. Резиновый мальчик смотрел из коридора, заложив за спину руки. Пришлось долго и всячески поворачивать гроб, чтобы пронести в дверь, Задели полку, кастрюлю, посыпалась штукатурка. Мальчик Александр влез на плиту и помог, поддерживая ящик снизу. Когда гроб проник, наконец, в коридор, сделавшись сразу черным, резиновый мальчик, шлепая сандалиями, побежал впереди.

- Дедушка! Дедушками - закричал он, - тебе гроб принесли.

1928 г

Offline

#2  17.09.12 17:01

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

Понравился стиль изложения автора. Множественное количество образов придают некий характер драматичности сложившейся ситуации, заставляют чувствовать тонко.

Прослеживается сопоставление маленького мальчика, не знающего имена вещей и питающего к ним первобытное любопытство, и умирающего старика, относящегося с безразличием к окружающим предметам, миру.

А вы бы хотели в конце пути оглянуться назад с мыслями, что прошли его бессмысленно и при этом чувствовать только пустоту?

Offline

#3  18.09.12 16:45

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/19511_1493556275.gif

Исправлено Scratch (01.05.17 18:34)

Offline

#4  02.10.12 09:15

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

Ничего так, жутковато.

Zombie. написал(а):

Порезы на пальцах у него покрывались золотистыми съедобными корками.

Отвратительно. Умели в те времена писать просто и вместе с тем, не специально даже, но необычайно мерзко.

Offline

#5  03.10.12 00:09

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

светланка, умирающий, когда он уже  умирал, не относился к вещам с безразличием. Он жалел, что относился к ним с безразличием при сознательной жизни.

Offline

#6  03.10.12 12:38

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

Алена,

sobaka_pavlova написал(а):

Он жалел, что относился к ним с безразличием при сознательной жизни.

Знаешь, а я и сейчас отношусь к вещам с заслуженным к ним безразличием, на то они и вещи.

и не соглашусь с тобой, что он жалел о вещах. По мне так автор именно через вещи, а точнее в образах просто передает мироощущение героя о потерянности и бессмысленности. Рядом с ним нет даже близких людей.

Исправлено w_Svetlanka (03.10.12 12:40)

Offline

#7  03.10.12 13:36

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

w_Svetlanka,

sobaka_pavlova написал(а):

Он жалел, что относился к ним с безразличием при сознательной жизни.

в данном случае, "вещи" читать как "возможности".

Offline

#8  03.10.12 23:04

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

конечно, не о самих вещах, вот ОДИН правильно сказал. Не о самих вещах, о том, что с ними связано.

Offline

#9  11.10.12 15:00

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

прочитал. понятия не имею зачем автор написал этот рассказ, но мне пришли на ум давно засевшие в голове мысли о том как воспринимают мир дети и взрослые. я замечал что когда я был ребёнком то у меня не было вопроса "чем бы заняться?". я постоянно рассматривал, вникал во внутреннюю жизнь вещей. то есть муравьёв, пещинок на стенах, черточек на дороге. было интересно как тот или иной предмет просто лежит и что будет если его переместить. разглядывал и рассматривал буквально всё, вдыхал запахи. если полянка зеленая то искал кузнечиков, смотрел как они двигаются, если на поляне клевер, то искал четырехлистный. оказалось что на каждой клеверной полянке можно найти четырехлистник, кстати. я почему вспомнил, потому что это состояние глубокого созерцания появляется нынче очень редко, есть подозрения что у большинства людей оно вообще атрафируется, но несомненно что оно присутствует у всех детей без исключения. это мои мысли, не уверен что их можно готовыми достать из рассказа, они уже должны быть в голове хоть в каком-то начальном виде. Но что точно можно достать и почувствовать дак это любвь к игре воображения, которую вызывают вещи. подмечать в них остроумные закономерности, давать имена, вычислить что судя по звукам крыса уж точно посудомойка, не меньше :О)
Zombie., почему ты не написала что думаешь о рассказе? я вон не стесняюсь свои детские мысли писать, стараюсь подавить страх ошибиться, лучше ошибиться и даже опозориться чем не писать ни слова ) так везде - люди советуют друг другу фильмы, музыку, произведения искусства, но никто не говорит о них ничего конкретного, просто что-то вроде "очень глубокомысленное произведение, советую", и всё.. я понимаю что мы не великие критики, но хоть пару слов, самых простых. простые слова  всегда самые верные.

Offline

#10  11.10.12 17:22

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

вот что такое жд билет? Да ничего, бумажка простая: сел, приехал, можно выкинуть. И как только ты доехал до своего пункта, твой Билет от тебя ушел. Даже если ты его не выкинул. Лежа на предсмертном одре, вдруг к тебе приходит понятие, что это не просто бумажка, это путешестие, это мир, это путешествие в другой мир, дорога к любви, дорога к счастью. Коридор. У меня в квартире тоже есть Коридор. Я не знаю точно, в какой момент он от меня ушел. И не важно, что я несколько раз в день прохожу по нему, мою там пол или переклеиваю обои. В детстве у меня был Коридор. С маленькими щелочками возле пола, с рисунком обоев, с рисунками на обоях, со следами от моих рук, с темным углом наказания (в котором тоже было миллион интересных вещей и жизней). Для детей вещи уходят только тогда, когда их уже нет физически здесь и сейчас.
Дед представился, но физически он еще здесь, тело его хоть и бездыханно, но оно никуда не ушло. Почему не сказать ему о том, что ему гроб принесли?

Offline

#11  12.10.12 04:24

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

Kain написал(а):

Zombie., почему ты не написала что думаешь о рассказе? я вон не стесняюсь свои детские мысли писать, стараюсь подавить страх ошибиться, лучше ошибиться и даже опозориться чем не писать ни слова ) так везде - люди советуют друг другу фильмы, музыку, произведения искусства, но никто не говорит о них ничего конкретного, просто что-то вроде "очень глубокомысленное произведение, советую", и всё.. я понимаю что мы не великие критики, но хоть пару слов, самых простых. простые слова  всегда самые верные.

дело не в том, что я стесняюсь или скрываю свои мысли. суть в том, что мне интересно, как форумчане видят переплетение жизни и смерти в этом расказе. я читала его несколько раз с интервалом в несколько лет и каждый раз я понимала его по-разному. может, потому, что я не придавала его глубокому осмыслению в один из раз, а просто перечитала, может мировоззрение так поменялось. н суть, опять же, не в этом. мне интересно больше видения.
и да, воспоминания из детства самые классные =)

Offline

#12  12.10.12 04:53

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

а какова роль мальчика александра? Подумала, что саша - это тот рубеж, на котором Вещи становятся просто вещами.

Offline

#13  12.10.12 14:16

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

sobaka_pavlova написал(а):

а какова роль мальчика александра?

Мне всегда было интересно, когда люди начинали искать смысл в деталях. Не то что бы я считал, что там его быть не может. Просто всегда было забавно представлять, что вот, может быть, автор сидел за столом и просто описывал все по принципу "что вижу, то пою". Ему нужны были детали для выражения общей, основной мысли - он и описывал. А мы потом, через много лет, начинаем думать-гадать, что же он хотел сказать, когда подробно описывал ту или иную вещь или явление. Может быть, ничего? )
Возможно, этот самый мальчик Александр является некой вехой, олицетворяет собой переходный возраст от просто познания к познанию и созиданию?
А вот еще интересный вопрос: почему второй мальчик - резиновый? Ассоциации с куклой?

Offline

#14  12.10.12 20:11

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

sobaka_pavlova, хорошо написала, оно самое.
на счёт Саши - я думаю мальчик Саша это тот как раз тип человека, который не утрачивает созерцательной силы ребёнка по мере взросления. автор мог назвать его Лео кстати :)
Один, я тоже смутился от словосочетания "резиновый мальчик". возможно имеется ввиду то что он ещё не человек, а что-то вроде куклы, на автомате созерцает в силу своего возраста. а вот Саша созерцает уже осмысленно. черт знает что. всё-таки я не люблю такой стиль наверное, автор будто постиг нечто великое и делится с нами как бы плевком своего могущества, своего знания, использует презрительные словосочетания и образы. мол вот вам резиновый мальчик, вот вам труп жалкого человечешки, вот вам прикол с гробом и с тем что малыш-коротыш закричал ему что гроб принесли. какое-то презрение чувствую к смерти бедного и глупого человека. мне это неприятно. я вижу что автор не ушел далеко в своих умствованиях, он только подметил очевидную для многих созерцательную силу ребёнка, но он не указывает какой от неё толк, не указывает как она преобразуется и развивает человека. только намекает да и то нехотя, ввиде усмешки. можно злиться по поводу глупости и ограниченности большинства людей, можно сокрушаться, но я не терплю усмешек и плевков, это не по мне (хотя я сам себе порой позволяю подобное, но я извиняюсь всегда, потому что случайно это делаю).
я недавно у Толстого читал рассказ "Смерть Ивана Ильича". там схожее чувство смятения у человека перед смертью, чувство что жил в каком-то мешке, что реальная жизнь была скрыта от глаз, но там автор не смеётся над бедолагой, а сострадает и даже находит спасение пусть даже при неотвратимой смерти. это много лучше плевков, это гораздо более высокая ступень развития духа, и такой писатель гораздо более человек, имхо. 

<Скрытый текст>

Offline

#15  14.10.12 20:49

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

Один,  разумеется, автор может писать это неосознанно (если он не упорот в говно, но тогда и текста связного не получается. ну и еще некоторые и правда специально так делают), но поиски смволизма и смысла, тем не менее, тоже бессмысленны, ибо дело в том, что автор, хочет он того или нет, пользуется своими стереотипами и действует более на фоне чутья, дабы более ярко донести образы и смыслы затаенные у него в голове. скажем, он же мог вместо дедушки избобразить просто умирающего, например, отца, мог вместо кухни, на которй все варится (т.е. умирает) и бурлит, пососедсвту изобразить квартиру, мог вместо крысы взять кошку, ведь, по сути, смысл бы не изменпился, не так ли? но, все же, именно образы умирающего СТАРого, человека, именно образ КРЫСЫ нечистого животного, именно образ КУХНи, где кде прыгают в кастрле яйца наиболее четко помогают передать ту атмосферу, тот смысл. так что я не думаю, что можно просто так брать и заявлять, что поиски чего-то потаенного не сулят ничем хорошим. еще как сулят. главное не увлекаться.

Offline

#16  15.10.12 09:42

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

Zombie. написал(а):

еще как сулят. главное не увлекаться.

Согласен. Про то и говорю, что, возможно, нет потаенного смысла в некоторых деталях. Это просто вещи, служащие для описания настроения, состояния и т.д... Как яйца в кастрюле на кухне. Ничего не символизируют. Просто прыгают в своей кастрюле и создают подходящую атмосферу. )

Offline

#17  16.10.12 11:03

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

Один, вот я тебе одно, а ты мне опять про то же)
не судьба, видимо, понять друг друга.

Offline

#18  16.10.12 14:07

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

Один написал(а):

Про то и говорю, что, возможно, нет потаенного смысла в некоторых деталях. Это просто вещи, служащие для описания настроения, состояния и т.д...

в самих вещах нет, но когда они мыслятся тобой, то вступают в ассоциативные связи и всегда имеют потаённые мысли под собой, так работает память и вообще психика. ни одна вещь не может возникнуть в твоем сознании без предпосылок, сознательных или нет. это детерминизм психического (или вернее Фрейдизм:). не важно знал сам автор о том что символизируют его персонажи или писал от балды вообще, главное чтобы им владело сильное желание написать именно это. Раскрыть причину его желания это уже наша проблема.

Offline

#19  16.10.12 16:23

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

Zombie., ну да, я иногда долго дохожу. А самое забавное, когда собеседники пытаются доказать друг другу одно и то же. )
Kain, да, согласен. Просто ленился это формулировать. Всякая вещь возникла в рассказе, если не сознательно, то, по крайней мере, под влиянием подсознательного. Я к тому, что даже сам автор некоторые вещи не смог бы объяснить.

Offline

#20  16.10.12 17:10

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

яйцо - начало жизни, вареное яйцо - конец толком неначавшейся жизни. Понятно, к чему я веду)).  Думаю, что было бы веселее, если бы на кухне жарилась картошка. Но это было бы уже не то. Тухум тухум.

Offline

#21  17.10.12 14:18

Re: Юрий Олеша "лиомпа"

Один написал(а):

Я к тому, что даже сам автор некоторые вещи не смог бы объяснить.

да, именно! это вообще довольно забавное занятие - находить то, что скрыто от самого автора ) например берешь посредственный фильм ужасов или ещё какую популярную глупость, и обнаруживаешь в нём то, что переживал автор, но что сам и не понял. например главный герой расследует преступления совершаемые чудовищем, я знаю что древнее чудовище в мифах всегда символизирует отца, и о чудо, в конце фильма оказывается что отец главного героя оборотень. это очень забавляет.

Offline

Творчество » Юрий Олеша "лиомпа" 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.190 сек.
Выполнено 14 запросов.