#2 15.12.11 20:52
Re: Илья Репин "Не ждали"
Для меня очень интересная картина. Если поглядеть в интернете её многочисленные описания, то по сути все говорят о том, что на картине вернувшийся из тюрьмы после амнистии революционер. Якобы картина на злободневную тему тех времён. Так же везде почти пишут, что мать рада его видеть и на лицах его близких нет ничего кроме удивления и радости. Меня это мягко говоря всё расстраивает и вводит в недоумение. Станет думаю понятнее когда я напишу как я вижу картину.
Центральное лицо картины - человек с бородкой, худым лицом и большими глазами, весь его облик и одежда очень напоминают мне Идиота Ф. М. Достоевского. Так же не трудно догадаться что это образ Христа. На лице выражение кротости, неуверенности, хотя по сюжету человек вернулся в свой дом к своей семье. Если рассматривать только главного героя, то возникнет вопрос: чего же ему смущаться, чего опасаться, перед чем он робеет? И на этот вопрос я немедленно нахожу ответ, когда вижу лица его близких. Я не могу увидеть на них ни восторга, ни сострадания. На всех четкая печать страха, у девочки за столом откровенно злобный взгляд исподлобья. Служанка, открывшая дверь, будто предстала перед палачом. В общем не трудно уже увидеть, что вся картина пропитана ощущением встречи святого и чертей. Характерна тут и расстановка действующих лиц. Главный герой стоит в центре комнаты прямо напротив окна, остальные же сидят по углам. Возникает ощущение будто со света входишь в темную комнату и в темных уголках её мерещится пугающее движение, будто нечто жуткое затаилось и ждёт когда ты захлопнешь дверь, впускающую свет.
Можно конечно сказать что я параноик, жена мне так и заявила, её слова подтвердились когда мы залезли в интернет и ничего подобного не нашли там об этой картине. Это меня довольно сильно смутило. Как же никто не видит очевидного? Неужели действительно у меня едет крыша?
В свою защиту хочу добавить, что здесь может быть зашит ещё один психологический момент, не менее важный. Вроде бы семью революционера Репин рисовал со своей реальной семьи. Дак вот тут то я и усматриваю намёк на то, что человек духа, художник, тот чья душа наполнена совершенно иной материей, никогда не может себя чувствовать защищённым, входя в комнату, наполненную людьми, особенно если это его близкие. Он должен вечно робеть, вечно ждать от окружающих какого-то смутного предательства, непонимания. Здесь особая и очень сильная психология, мне кажется.
Буду так же признателен, если кто найдёт в инете подобные моему отзывы о картине, мне надо всё-таки понять существует ли вторая сторона медали, есть ли устойчивое мнение, что картину можно вот так толковать.
Offline



