Официальный сайт студ.городка НГТУ
Болтовня » [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь 

#1  26.03.11 00:09

[Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Экономист Джон Най объясняет, какие налоги плохие, какие — хорошие и как они могут повлиять на жизнь человека в том, что касается машин, выпивки и наркотиков.

Налоги — предмет очень чувствительный, и практически любой разговор о них заканчивается спором. Чаще других возникает моральная дискуссия о том, зачем вообще нужны налоги и что мы в принципе имеем право облагать налогами. Либералы, а особенно либертарианцы, считают, что налоги и вообще вмешательство государства в экономику нужно сокращать до минимума. Социалисты уверены, что вмешательство государства и высокие налоги — это совершенно нормально, потому что позволяет создавать общественные блага и помогать людям. Однако меня в любом споре подобного рода в первую очередь интересует следующий «позитивный вопрос»: каковы реальные последствия разных путей вмешательства государства в экономику? Такого рода прагматические соображения далеко не всегда принимаются во внимание, когда речь заходит о государственном регулировании и налогах.



Возьмем дискуссию о фиксированном подоходном налоге. Она очень часто выливается в обсуждение широких философских вопросов, а мне-то кажется, что здесь все довольно банально: чем проще и прозрачнее налог, тем он эффективнее. Поэтому оптимальный выход — фиксированный налог вроде российского подоходного. На практике плоская налоговая шкала зачастую оказывается более прогрессивной, чем любой прогрессивный налог. Особенно это важно для развивающихся стран с «точечной» администрацией, высоким коррупционным потенциалом или раздутым госаппаратом. В таких странах власти часто пытаются вводить очень сложные системы налогообложения, которые редко работают, потому что, с одной стороны, упускают самых богатых и влиятельных, а с другой — самых бедных. Больше всего от таких систем страдают те, кого проще всего отследить: средний класс, люди с постоянным доходом, работники самых передовых отраслей. Чем более современна компания, тем больше она старается соответствовать правилам — соответственно, тем проще ее отследить и тем чаще наказывается она и ее сотрудники. А люди, наделенные властью, могут избежать налогов — нелегально или получив легальные преференции. В итоге система провоцирует коррупцию и штрафует самые динамично развивающиеся элементы экономики.


Еще одна популярная сейчас тема — легализация наркотиков, за которую выступают крайние либералы и либертарианцы. У них на то есть несколько причин. Первая — моральная, они в принципе не считают, что наркотики — это плохо. Вторая причина — экономическая, они утверждают, что легализация является самым эффективным методом борьбы с наркоманией, ведь там, где есть запреты, наркотики все равно можно купить на каждом углу. К тому же чем более открытая в этом отношении страна, тем меньше в ней коррупции. Есть даже классическая статья нобелевского лауреата Гэри Беккера и его коллег Кевина Мерфи и Майкла Гроссмана, в которой они показывают, что при коррупции легализация и налогообложение наркотиков более эффективны, чем их запрет. Однако мне удалось перевернуть это утверждение и доказать обратное: если правительство уже коррумпировано, то эффективнее запретить, чем легализовать. Это вовсе не значит, что запрещать наркотики лучше, чем облагать их налогами. Просто, если смотреть на проблему с точки зрения математики, а не политики, получается, что в коррумпированной стране запрет создает такое количество проблем для производителя и продавца нелегальных благ, что уровень производства (и, соответственно, потребления) оказывается ниже, чем в коррумпированной стране, где запрета нет. Если производство легально, люди все равно будут платить взятки, чтобы платить меньше налогов, а значит, будут увеличивать и производство, чтобы оправдать затраты. Другое дело, что запрет подогревает коррупцию, и вам нужно всякий раз оценивать, считаете ли вы некое благо настолько вредным, чтобы его запретить.



Не менее важную роль моральная составляющая играет в спорах, связанных с государственным регулированием и защитой окружающей среды. Зачастую борьба за экологию провозглашается не только моральным императивом, но и экономической проблемой: загрязнение необходимо всеми силами ограничивать, поскольку оно приносит вред другим. Но с экономической точки зрения загрязнение окружающей среды — неизбежное следствие, побочный продукт человеческой жизнедеятельности, без него мы не можем производить необходимые блага. Суть в том, можем ли мы найти баланс между производством и загрязнением — в этом и заключается цель правильных налогов и правильного регулирования.

Типичный пример — попытки контролировать и облагать налогами производство нефтепродуктов на Западе: производство перемещается, например в Китай, где оно гораздо менее эффективно и больше загрязняет окружающую среду. В результате мы производим те же самые продукты, но с гораздо большими издержками. То же самое происходит в индустрии вторичной переработки США. Большие промышленные свалки считаются злом, поэтому американский мусор на кораблях отправляется в Китай. Загрязнение окружающей среды увеличивается за счет самих морских перевозок (корабли — едва ли не самый «грязный» вид транспорта), да и индустрия переработки в самом Китае тоже работает не идеально. Получается, что зачастую сохранить американские свалки — лучше для окружающей среды.

Проблема здесь не в налогообложении или регулировании как таковом, а в понимании того, зачем оно вообще нужно. Зачастую оно становится инструментом политических групп, которые исходят из своих моральных установок. И если для консерваторов по нравственным причинам приоритет — ограничение проституции и наркотиков, то для либералов — ограничение загрязнения окружающей среды. Но с точки зрения экономики одно ничуть не лучше другого, и при моральной мотивации высока вероятность принятия крайне неэффективных, а то и просто глупых мер.

Еще в 1970-х годах в США был принят закон, регулирующий средний расход топлива автомобилями у одного производителя, — Corporate Average Fuel Economy (CAFE). На мой взгляд, это один из самых глупых способов повысить энергоэффективность автомобилей. Он не утверждает, что автомобили должны быть более энергоэффективными, а требует, чтобы более энергоэффективной была средняя машина, выпускаемая тем или иным производителем. Допустим, ваша компания производит хорошие внедорожники. С точки зрения экономической эффективности именно на них она и должна сконцентрироваться. Но сделать этого она не может, потому что не будет соответствовать нормам CAFE: выбросы среднего автомобиля будут слишком велики. Поэтому часто такие компании выпускают никчемную легковушку и теряют на ней деньги, просто чтобы соответствовать стандарту и иметь возможность продавать внедорожники. В результате производится не просто больше машин, но больше плохих машин. Элементарный дополнительный налог в 10 центов на бензин, по-моему, сработал бы гораздо лучше, чем CAFE. В этом, собственно, и состоит моя функция как экономиста. Если вы считаете, что наркотики — это плохо, я не буду вас отговаривать. Если вы считаете, что загрязнение среды — это плохо, я не буду вас переубеждать. Я попробую придумать оптимальный способ решения проблемы, который не только поможет всему миру, но и повысит эффективность правительства и снизит коррупцию.


При этом чем больше неэффективных барьеров вы создаете, тем больше появляется людей, которые на них наживаются. И они будут яростно бороться за то, чтобы их сохранить. Классический пример — жетоны таксистов в Нью-Йорке. Водить такси в этом городе можно только при наличии специального жетона, число которых за последние 50 лет практически не менялось. За полвека Нью-Йорк стал гораздо богаче и больше, но такси в городе осталось примерно столько же. Поэтому таксисты сегодня зарабатывают много денег, точнее — деньги зарабатывают хозяева жетонов. Продать их они, разумеется, готовы за сумму своего предполагаемого заработка. И когда городские власти в последний раз выпустили несколько жетонов таксиста, цены на них доходили до $500 000 за штуку (и это только за право водить такси — без учета всех прочих издержек в виде бензина, техобслуживания и собственно цены машины). В результате, когда ты становишься обладателем жетона, ты начинаешь повышать цену за поездку, чтобы его окупить.



Вот что происходит, когда применяется плохое регулирование. При этом иногда государство вводит такие высокие налоги, что они по сути своей являются запретом. И в итоге это может поменять пристрастия и привычки целой нации.

Вот вам пример: что пьют англичане? Пиво, ответите вы. Но так было далеко не всегда. Вплоть до XVII века у большинства жителей Англии не было четких предпочтений, они были бедны и пили местный алкоголь кустарного производства — фруктовое вино, виски, самогон. Четкие предпочтения были у аристократии, которая пила дорогое вино, импортируемое из Франции. В XVII веке торговля стала расти, и из Франции в Англию стали ввозить все больше и больше вина, в том числе и довольно дешевого. Это очень расстраивало протекционистов — у Британии был огромный торговый дефицит, — и они попытались поднять налоги, но это не снизило потребление вина, потому что особого выбора не было. Однако в 1689 году между двумя странами началась война, и на протяжении следующих 35 лет вино из Франции в Англию не поступало вовсе.

Конечно, было еще два места, из которых можно было привозить вино: во-первых, Испания, но вино там было не такое хорошее, как во Франции; во-вторых, Португалия, где вино на тот момент вообще практически не производили. Португальцы довольно быстро поняли, что к чему, но напиток у них получался довольно скверный. В Англию стали поставлять низкокачественное вино, причем в довольно небольших количествах, поскольку импортные пошлины были по-прежнему высоки. В результате люди нашли альтернативу — пиво, и началась пивоваренная революция. До этого пиво в основном делали дома, но в 1700-х годах были изобретены современные пивоварни, которые производили доступное и качественное пиво промышленным способом. Вино практически полностью исчезло с английского рынка, а пивовары заработали кучу денег.

Но когда война кончилась, перспектива вернуться к свободной торговле с Францией очень огорчила ребят, производящих пиво. Они сказали: «Вы только подумайте, скольким людям это принесет вред!» Пивное лобби победило: Британия установила новые, супервысокие налоги на все вина, и в результате 95% французской продукции оказалось выкинуто с рынка. При этом обычно, когда речь идет о налоге, имеется в виду некая процентная величина: например, при 10-процентном налоге вы платите со стодолларовой бутылки $10. Но англичане обложили налогом не бутылки, а вино как жидкость, по объему. Представьте, что я беру по $10 за литр вина вне зависимости от его цены и качества. Какие сорта больше всего от этого пострадают? Разумеется, дешевые. То есть именно те, которые были способны конкурировать с пивом. На английскую аристократию это практически не повлияло, она продолжала покупать дорогие французские напитки. То же самое произошло с коньяком, продажи которого были ограничены, в результате чего англичане перешли на виски, джин и ром, поступавший из колоний. Английский средний класс вырос и сформировался без вина и коньяка, так что эта история — отчасти о том, как налоги сформировали британские вкусы.

Другая часть истории — о том, как британские власти стали заложниками ситуации. Уже в XIX веке, когда они решили вернуться к свободной торговле, они не могли этого сделать, потому что слишком велики были налоговые поступления от пивной индустрии. Они могли повышать налоги на пиво, угрожая в противном случае пустить на рынок вино. Но если бы они действительно его пустили, то вынуждены были бы понизить пивные налоги, и это могло стать очень существенным ударом по бюджету.

Я не изучал специально историю России, но уверен, что многие вещи, которые считаются исключительно русскими, тоже исторически связаны с различными правилами, установленными властью. Например картошка — ведь она была навязана сверху, в XIX веке существовали законы, обязующие крестьян ее выращивать, в результате чего случались даже знаменитые картофельные бунты. Но в итоге картошка прочно вошла в обиход. Что же касается алкогольных предпочтений россиян, то, мне кажется, в ближайшее время они способны значительно измениться. Посмотрите, цены на импортный алкоголь в ваших магазинах гораздо выше, чем на Западе, и причина тому — налоги, высокие импортные акцизы. Пока вкусы жителей России определяются местными производителями, но если бы у вас был свободный импорт алкоголя, лет через 25 мне было бы очень интересно посмотреть, какими бы стали «настоящие русские предпочтения».

Одно можно сказать почти наверняка: доля потребления крепких напитков будет падать. Когда страна становится богаче и в ней растет средний класс, люди начинают переходить с крепкого алкоголя на мягкий. Зачастую потребление крепких спиртных напитков продиктовано экономией: если у вас есть потребность в алкоголе, а он дорогой, то вы пьете его в самом концентрированном виде. Когда же вы богатеете, вам становится важен не только результат, но и процесс, вам уже не хочется просто напиваться, вам интересен вкус, запах и т.д. То же самое с едой: когда вы голодаете, вы можете съесть что угодно, и стараетесь есть максимально калорийные продукты — картошку, макароны, рис и хлеб. Но по мере того как вы богатеете, ваше меню расширяется — в нем появляется больше мяса, овощей, фруктов. Это естественный переход. И какие бы ни были местные традиции, предпочтения и обстоятельства, чем больше Россия интегрируется в мировую экономику и чем богаче она становится, тем большую долю в потреблении людей будут занимать мясо, фрукты, пиво и вино. Ну а это, в свою очередь, может привести к политическим проблемам, когда власти окажутся в заложниках у собственного протекционизма.


Налоговое бремя и налоговое время

Почему в Африке и бывших советских республиках Средней Азии вести мелкий бизнес катастрофически невыгодно, а на Украине, в Белоруссии и Южной Америке на это нужно убить огромное количество времени.

http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/6498_1301076524.png



Источник: Paying Taxes 2011: The Global Picture. Доклад подготовлен Всемирным банком и аудиторской компанией PriceWaterhouseCoopers на основании данных по 183 странам. Показатели России: налоговое бремя — 46,5% (123-е место), налоговое время — 320 часов (132-е место).

http://esquire.ru/taxes

Offline

#2  26.03.11 00:22

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

трепетная даня

Offline

#3  26.03.11 00:26

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

РадиоКэт, ща проверим заклинание.

Offline

#4  26.03.11 00:32

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

О чём так хоть написано то?
сам не читал

Offline

#5  26.03.11 00:53

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

что значит налоговая нагрузка в 153% ?

Offline

#6  26.03.11 01:14

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

РадиоКэт, Это значит взяли теоретическое малое предприятие, которое будет иметь налогооблагаемую прибыль в 10000$ в месяц (грубо говоря). В некоторых странах (в данном случае Бурунди) есть фиксированные налоги и сборы (не зависящие от прибыли то есть), которые в сумме с налогом на прибыль составят 15300$ обязательных отчислений в государственный (провинциальный/местный/муниципальный - и такое возможно, я хз как там в Бурунди) бюджет.

Offline

#7  26.03.11 02:54

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Пекарь, нипанятна

Offline

#8  26.03.11 11:00

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

РадиоКэт, конечно, ведь для этого нужен мозг.

Offline

#9  26.03.11 13:41

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Пекарь, пздц, как будто у меня его нет.

просто не в курси конкретно про это.

Offline

#10  26.03.11 14:18

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Пекарь написал(а):

Показатели России: налоговое бремя — 46,5% (123-е место), налоговое время — 320 часов (132-е место).

а если еще суда приплюсовать внебюджетные фонды. Которые с каждым годом увеличиваются почти в 2 раза

Исправлено Валек (26.03.11 14:18)

Offline

#11  26.03.11 16:38

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Валек, там всё приплюсовано.

Offline

#12  26.03.11 18:52

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Пекарь написал(а):

РадиоКэт, Это значит взяли теоретическое малое предприятие, которое будет иметь налогооблагаемую прибыль в 10000$ в месяц (грубо говоря). В некоторых странах (в данном случае Бурунди) есть фиксированные налоги и сборы (не зависящие от прибыли то есть), которые в сумме с налогом на прибыль составят 15300$ обязательных отчислений в государственный (провинциальный/местный/муниципальный - и такое возможно, я хз как там в Бурунди) бюджет.

чет ты не правильно посчитал, по твоим расчетам такой страны как Бурунди и быть не должно

Offline

#13  26.03.11 18:54

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %[источник не указан 675 дней], что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [1]).

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.

Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство

в соответствии с этим определением твой текст полный бред. Налог не может превышать прибыль.

Offline

#14  26.03.11 19:08

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Ратмир написал(а):

в соответствии с этим определением твой текст полный бред. Налог не может превышать прибыль.

В соответствии с тем, что ты используешь в споре выдержки из википедии, твой пост чуть более чем полностью бред.

Кому надо, тот понял чо такое 153% налоговой нагрузки.

А для дебилов там под под первой таблицей подписано "Суммарная налоговая нагрузка, которая приходится на условное малое предприятие, выраженная в процентах от коммерческой прибыли".

Или вы чо думаете, что в Бурунди платят 153% от прибыли что ли???

Offline

#15  26.03.11 19:16

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Пекарь, да ты блеать обьясни тогда доходчиво, очки одел пздц теперь чтоли?

Offline

#16  26.03.11 19:22

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Держишь барана! Сдай две шкуры!

Offline

#17  26.03.11 19:23

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

РадиоКэт, Да чо объяснять то? Я выше уже всё написал. Там же ежу должно быть понятно.

Offline

#18  26.03.11 19:48

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Чо, никаких догадок нет, как такое может быть? =)))
Где ФБ блеать??? Чо все спят что ле?

Исправлено Пекарь (26.03.11 19:48)

Offline

#19  26.03.11 19:55

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

РадиоКэт написал(а):

трепетная даня

so sweeeeeeet
Пекарь, суббота, милый) только я дома сижу)) а я такое на ночь не читаю(

Offline

#20  26.03.11 20:02

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

поправьте меня если я ошибаюсь: есть предприятие в Бурунди доход 10 000, и есть куча разных видов налогов. На 1-й налог нужно заплатить 3000, на 2-й -1500 , на 3-й - 800 и т.д. в сумме получается 15 300. Соответственно предприятиям для выживания нужно вести себя полулегально: снижать официальные доходы, взятки чиновникам и др.

Offline

#21  26.03.11 20:12

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

kshatri написал(а):

Соответственно предприятиям для выживания нужно вести себя полулегально: снижать официальные доходы, взятки чиновникам и др.

ну снизит п/п официальный доход. А если всё равно придётся заплатить 15300?

Offline

#22  26.03.11 21:09

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

ну если официальный доход будет 1000- налог будет 1530, при реальном доходе 10 000. Ну еще расходы на взятки-подарки чиновникам, что б на бумагах доход был  1000.

Offline

#23  26.03.11 21:14

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

kshatri, ход мыслей правильный, но всё немного не так.))
Короче.

Му%аки-экономисты из журнала взяли придумали некое гипотетическое малое предприятие. Допустим пивной ларёк. Делаем примерные расчёты и выходит, что он нам приносит 10 килобаксов в месяц. Допустим стока он приносит если мы его поставим в любой стране.

Дальше.
Смотрим скока нам надо будет отбашлять государству налогов.
В россии, грубо говоря, налог с прибыли (15%) и есн (во внебюджетные фонды. Есн щас больше года называется по другому. Но смысл тот же. Ты платишь 34% от з/п своих работников государству в пенсионный, медицинский и прочие баблопильные фонды. То есть по факту работник получает от работодателя з/п + ещё рабовладелец отстёгивает сверх этого государству сумму, равную 34%от з/п раба.) Но вернёмся к нашим баранам.

В бурунди очевидно помимо налога на прибыль (или может даже с выручки) есть сбор, который не зависит от прибыли. Допустим 10 килобаксов. И вот скажем если в бурунди налог на прибыль 50%, то заработав за месяц 10000$ ты должен Бурундийскому государству 5000$ (50% от 10 килобаксов) плюс общий сбор 10000$ итого 15000$. То есть 150% от твоей выручки. Выручка растёт - соответственно процент будет выходить меньшим. Но какого %уя она будет расти, если ты после первого же месяца работы уйдёшь в минуса?
Эту фичу пролоббировали во властных структурах Бурунди крупные компании монополисты, чтобы отсечь мелких конкурентов. Им %ули эти 10килобаксов. Совет директоров в пятницу на шлюх и то больше спускает. А вот мелкие торговцы и прочие ремесленники %уи сосут. Из-за этого в Бурунди нет малого предпринимательства. Что не есть гуд для экономики этой никому неизвестной страны.
Ибо в развитых странах малые предприятия обеспечивают 80-90 процентов ВВП.

Offline

#24  26.03.11 23:14

Re: [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь

Здесь смело можно заменить Бурундию на россию.

ЕСН отменили. А точнее переименовали, по дробили и кое что изменили.
Раньше ЕСН платился с прибыли. Если нет прибыль 0, соотвествено отчисление 0. А щаз есть прибыль, нет ее, или вообще с вязи с кризисом не смог начать. Но заплатить обязан в пенсионный, медицинское (введена с прошлого года) в сумме 16000 рэ за год. Запрошлый год 12000 рэ, а за 2009 год 7000 рэ. Это за 1 рабочего.

Offline

Болтовня » [Esquire] - Трепетная дань || Почитать на ночь 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.473 сек.
Выполнено 14 запросов.