#1 24.11.10 11:50
Собянин решил отменить троллейбусы
Собянин решил отменить троллейбусы — самый неповоротливый, но и самый харизматичный вид общественного транспорта. Журналист и историк Москвы Мария Бахарева объяснила, откуда в городе вообще завелись троллейбусы и каким удивительным целям они служили.
1933 год
Утром 15 ноября заработал первый троллейбусный маршрут Москвы: от площади Тверской заставы до парка Покровское-Стрешнево. Ждать своего троллейбуса пассажирам приходилось довольно долго, так как по маршруту курсировала всего одна машина. Дело в том, что закупать импортные троллейбусы советское правительство не захотело, а на заводе имени Сталина за почти год работы сумели собрать только две машины, одну из которых сломали еще до пробного пуска линии.
1939 год
В Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка — место, которому предстояло стать одной из главных достопримечательностей города. Добраться до ВСХВ из центра города можно было на двухэтажном троллейбусе ЯТБ-4А — их делали в Ярославле по английскому образцу. Помимо проспекта Мира двухэтажные троллейбусы можно было увидеть еще и на Тверской и Ленинградском шоссе — они ездили от площади Свердлова (ныне Театральная) до остановки «Старое Коптево» (район современной станции метро «Войковская»).
1941 год
Во время войны с улиц Москвы исчезли практически все автобусы и грузовые автомобили: их реквизировали для нужд армии. Москвичам остались трамваи и троллейбусы. Их стали использовать не только для пассажирских, но и для грузовых перевозок.
1962 год
На экраны Советского Союза вышел фильм «Цепная реакция», в котором была такая сцена: главный герой, болеющий за Родину авторитетный вор-карманник по кличке Кардинал, садится в троллейбус и видит там окруженного девушками гитариста, который поет песню со словами «Когда мне невмочь пересилить беду,когда подступает отчаянье,я в синий троллейбус сажусь на ходу,в последний,в случайный». Гитариста звали Булатом Окуджавой, песню «Полночный троллейбус» вскоре знала наизусть вся страна, а сами троллейбусы стали безусловным символом городской романтики. Эпитет «синий», кстати, никакой скрытой символики не имел – просто в 50-е годы (Окуджава написал песню в 1957 году) большинство московских троллейбусов красили именно в синий цвет с желтым верхом. Один такой троллейбус сохранился в качестве памятника на территории 1-го троллейбусного парка (Ленинградское шоссе, 4), правда простым смертным без пропуска увидеть его почти невозможно.
1963 год
Троллейбусный маршрут «Б» замыкает Садовое кольцо и становится таким, каким мы все его знаем. Вообще «Букашки» начали ездить по Садовому еще с 1936 года, когда на нем закрыли трамвайное движение. Но тогда этот маршрут длился лишь от Сухаревской площади до Кудринской.
1970-е
Москвичей, теснившихся в коммуналках центра города, расселяют, столица прирастает новыми районами, троллейбусы осваивают городские окраины: Чертаново, Медведково, Новогиреево, Марьино и т.д.: там, куда еще не дотянулось метро, этот вид транспорта — основной.
1980 год
В городе появляются первые сочлененные троллейбусы, или «гармошки», как их сразу же прозвали в народе. Сегодня именно их предлагают убирать с московских улиц в первую очередь: из-за своих габаритов они куда неповоротливее обычных.
1987 год
По маршруту «Б» среди прочих, ездит странный троллейбус: он выкрашен в черный цвет, его окна наглухо заварены, а поверх них — огромные деревянные буквы, которые складываются во фразу «Приглашение на казнь». Этот троллейбус принадлежит театру-студии «Группа граждан», в нем играют поставленный молодым режиссером Андреем Любимовым спектакль по Набокову. После того, как нашумевшая постановка прекратила свое существование, театральный троллейбус несколько лет стоял на территории Всероссийского научно-исследовательскогой института железнодорожного транспорта в Щербинке; любознательные исследователи промышленных зон видели его там еще в середине 1990-х годов. Нынешнее его местопребывание неизвестно. А студия «Группа Граждан» уже давно превратилась в театр «АпАРТе» и ставит свои спектакли в помещении на Тверском бульваре.
1991 год
Во время августовского путча из троллейбусов сооружались баррикады; в ходе уличных конфликтов их жгли, били в них стекла и украшали самодельными транспарантами с надписями вроде «Удар в спину КПСС». Один из таких троллейбусов (из баррикады на Новинском бульваре) позже стал экспонатом музея современной истории России (бывший музей Революции) и стоял в его дворе на Тверской. Правда, сейчас его там нет — говорят, что он на реставрации.
2005 год
26 февраля на Садовое кольцо впервые выезжает бардовский «Синий троллейбус», в котором проходят концерты популярных исполнителей романсов и авторской песни. Вообще открытие этого проекта планировалось несколькими месяцами ранее, в День города-2004, но тогда пуск «Синего троллейбуса» отменили из-за трагедии в Беслане. Пятилетний юбилей «Синий троллейбус» отмечал с размахом, в Государственном Кремлевском дворце. Работает бардовский маршрут только по субботам и делает по шесть рейсов в день; билет на каждый стоит 150 рублей. Впрочем, послушать песни, которые в нем поют, можно и бесплатно — их через громкоговоритель транслируют наружу.
2009 год
На один день, 1 августа 2009 года, троллейбус маршрута «Б» стал временным рабочим местом главы департамента транспорта Правительства Москвы Василия Кичеджи: он решил устроить здесь свою общественную приемную. На прием можно было записаться заранее, а можно было просто зайти в троллейбус, который работал в обычном режиме и отличался от остальных только табличкой «Общественная приемная» и задать свой вопрос чиновнику напрямую. Как и положено в троллейбусах, не обошлось без давки и скандалов. Спрашивали про стоимость проезда, пробки, льготы, выделенные полосы для общественного транспорта.
2010 год
9 ноября Правительство Москвы публикует перечень первоочередных мер по решению проблем московского транспортного узла. Одной из таких мер, согласно этому документу, должна стать «ликвидация троллейбусов с центральных улиц». Вскоре в прессе появился список маршрутов, которые должны были стать первыми жертвами властей: всего их насчитали 17, включая легендарную «букашку». 22 ноября пресс-служба департамента транспорта Москвы заявила, что пока департамент не получал официальных распоряжений об отмене каких-либо троллейбусных маршрутов.
Offline
#10 24.11.10 13:01
#11 24.11.10 13:42
#12 24.11.10 13:50
#13 24.11.10 14:00
Re: Собянин решил отменить троллейбусы
Svist написал(а):
ну а с чего это пробки уменьшит? так же будут стоять,только без троллейбусов.
Ну тролелейбусы же относятся к участникам дорожного движения, следовательно если одну еденицу убрать из общего потока, то будет проще :) Опять таки, это же по мнению Собянина)
Offline
#14 24.11.10 14:05
#15 24.11.10 14:26
Re: Собянин решил отменить троллейбусы
Может быть, а быть может это просто ситуация, которую можно и наблюдать у нас в НСК. Слетают "рога" с проводов и стоит этот олень посередине дороги, ну и пока водила лазает по троллейбусу в целях устранить проблему, поток машин скапливается. Сужу по перекрестку возле цирка)
Offline
#16 24.11.10 14:36
#17 24.11.10 14:58
Re: Собянин решил отменить троллейбусы
Caparol написал(а):
Слетают "рога" с проводов и стоит этот олень посередине дороги, ну и пока водила лазает по троллейбусу в целях устранить проблему, поток машин скапливается.
причем у них это происходит походу в каждом рейсе у каждого тралика
Offline
#18 24.11.10 15:08
Re: Собянин решил отменить троллейбусы
РадиоКекек написал(а):
причем у них это происходит походу в каждом рейсе у каждого тралика
Регулярно езжу на тролейбусах, такое от силы случается пару раз в год.
Еду от березки до северной и соответственно обратно каждый день.
По времени то же самое, что на автобусе, но на 5 руб дешевле, итого экономия 250 р в месяц
Исправлено wer7 (24.11.10 15:09)
Offline
#19 24.11.10 15:56
Re: Собянин решил отменить троллейбусы
РадиоКекек написал(а):
причем у них это происходит походу в каждом рейсе у каждого тралика
Очень часто ездил на троллейбусе у себя дома, редко в нск, но за всю жизнь случалось такое только 1 раз! И то водитель вышел и за "30сек." все поправил
Исправлено Svist (24.11.10 16:13)
Offline

