#1 28.10.10 16:43
[Китай] Руководство КПК выбрало кандидатуру следующего лидера страны.
Незаметный принц
25 октября | Эксперт
http://www.expert.ru/printissues/expert … nuy_princ/
Руководство КПК, судя по всему, выбрало кандидатуру следующего лидера страны. Им станет зампредседателя КНР Си Цзиньпин
В Пекине состоялся пленум ЦК КПК, на котором был рассмотрен план социально-экономического развития Китая на пять лет и решены важные кадровые вопросы. Приближается выход на политическую арену пятого поколения китайских руководителей (после Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао). В 2012 году Ху должен покинуть пост генерального секретаря ЦК КПК, а в 2013−м — и пост председателя КНР. Нового руководителя партии предстоит выбирать XVIII съезду КПК, который пройдет осенью 2012 года, а председателя — сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в марте 2013−го. Конечно, Ху уже давно думает о преемнике, но только сейчас в руководстве партии, похоже, окончательно определились с кандидатурой нового китайского лидера.
В последний день работы пленум ввел заместителя председателя КНР 57−летнего Си Цзиньпина в состав Центрального военного совета (ЦВС) КПК, контролирующего более чем двухмиллионную китайскую армию. Это означает, что именно ему через два года предстоит заменить Ху Цзиньтао на высших постах в партии и государстве.
Тайны пекинского двора
В Китае исторически сложилось, что стать лидером страны можно лишь при условии нахождения на высоких постах и в партии, и в государстве, и в вооруженных силах.
Многие наблюдатели полагали, что Си Цзиньпина введут в ЦВС уже на прошлогоднем пленуме, но этого не произошло вследствие острой борьбы за власть, которая предшествует каждой смене китайского лидера.
После многолетнего правления Мао Дэн Сяопин сместил назначенного им Хуа Гофэна и сам возглавил партию и государство. Он назначил преемника не только себе, но и своему преемнику Цзян Цзэминю. Ху Цзиньтао заранее знал, что сменит Цзяна. Тот не мог ничего изменить, но попытался назначить преемника Ху. Им и стал Си Цзиньпин. Ли Кэцян, протеже Ху, три года назад возглавлявший партийную организацию северо-восточной провинции Ляонин, сейчас работает вице-премьером Госсовета КНР.
Ни Цзян Цзэминь, ушедший в 2004 году со своего последнего официального поста, но сохранивший немалую власть, ни Ху Цзиньтао по отдельности не обладают достаточной властью для того, чтобы единолично решать вопрос с преемником. Поэтому им приходится идти на компромиссы.
Судя по стремительному взлету Си в 2007–2008 годах, верх взяла партия Цзян Цзэминя. Партии Ху Цзиньтао в качестве откупного был предложен пост премьера. Похоже, что, согласно уговору, роли в будущем руководстве были распределены следующим образом: Си должен будет сменить Ху, а Ли — нынешнего премьер-министра Вэнь Цзябао. Не случайно в 2008 году его назначили вице-премьером и ввели в Постоянный комитет (ПК) Политбюро.
О том, что Си имеет большие шансы возглавить КПК и КНР, говорит и множество косвенных признаков. С ним, например, встречался во время прошлогоднего визита в Пекин президент США Барак Обама. Встречался Си и с российским руководством (с Дмитрием Медведевым в этом году даже дважды), а также с лидерами еще нескольких стран.
Гуманист с китайскими нюансами
За работой пленума ЦК КПК внимательно следили во всем мире. По всей вероятности, в Вашингтоне, Брюсселе и Токио дальнейшее продвижение Си Цзиньпина воспринято положительно. На Западе о Си (кстати, он свободно владеет английским языком) сложилось мнение как о реформаторе и чуть ли не либерале — с поправкой, естественно, на китайские нюансы. Так что, если он возглавит КПК, а затем станет и председателем КНР, вероятно, Китай продолжит двигаться по пути реформ. И не только в экономике, но и, возможно, в политике.
За рубежом многие считают неразговорчивого Си человеком мягким и спокойным, но это заблуждение. Достичь подобных высот, особенно в такой стране, как Китай, мягкий человек не может.
О жесткости Си красноречиво свидетельствует реплика, которую он бросил во время прошлогоднего визита в Мексику. Во время беседы с мексиканцами в посольстве КНР в Мехико об опасениях, которые вызывает на Западе растущая мощь Китая, Си сказал: «Некоторые сытые иностранцы не могут найти для себя лучшего занятия, чем показывать на нас пальцами. Во-первых, Китай не экспортирует революцию. Во-вторых, он не экспортирует голод и бедность. И в-третьих, мы не вмешиваемся в чужие дела. Больше мне сказать по этому поводу нечего».
Едва ли может по-настоящему мягкий человек быть и таким непримиримым борцом с коррупцией. Си уже не раз бросали расчищать авгиевы конюшни коррупционных скандалов в провинциях. Да и в Шанхай, где он, правда, задержался всего на несколько месяцев, его назначили после очередной чистки.
Как и положено восточному политику, жесткость у Си Цзиньпина органично уживается с внешней, во многом напускной, мягкостью и осторожностью. Понимая, что врагов у него хватает, он старается держать свои мысли при себе.
И все же многие политологи надеются, что он будет либеральнее и Ху, и Цзяна. Они хотят думать, что сторонники ограниченных реформ, считающие, что лишь таким путем можно сохранить ведущую роль партии в становящемся все более сложным современном обществе, берут в руководстве КПК верх.
Химик, марксист и муж звезды
Си Цзиньпин родился в уезде Фупин провинции Шаньси 1 июня 1953 года. Он относится к той категории новых политиков Китая, кого принято называть принцами. Это дети крупных партийных функционеров, в той или иной мере сделавшие карьеру благодаря семейным связям.
Его отец Си Чжунсюнь — соратник Мао Цзэдуна и представитель первого поколения китайских коммунистов. Он работал вице-премьером Госсовета КНР (1959–1962), губернатором провинции Гуандун (1979–1981), где, кстати, создавал первую в стране свободную экономическую зону, а также заместителем председателя ПК ВСНП.
17−летнее белое пятно в биографии Чжунсюня объясняется тем, что, как тысячи других коммунистов, он был репрессирован. Си Цзиньпину, как сыну «врага народа», тоже пришлось несладко.
«Я наелся горечи больше многих», — сказал Си Цзиньпин в интервью журналу China Parenting Magazine в 1996 году. Он также поведал читателям, что его четыре раза арестовывали и что ему не раз приходилось слышать малоприятные слова типа «сукин сын» или «реакционный студент», которыми награждали во время культурной революции таких, как он.
Счастливое детство закончилось, когда Си Цзиньпину было девять лет. Ему пришлось несколько лет проработать в коммуне на северо-западе Китая, где он жил в лачуге. По воспоминаниям крестьян, Си запоем читал при тусклом свете керосиновой лампы и очень не любил, когда кто-то брал без разрешения его книги.
В партию вступил в январе 1974 года, причем не с первой попытки. Как нетрудно догадаться, подкачало происхождение. Отца реабилитировали лишь после смерти Мао в 1976 году.
Си сумел поступить в престижный столичный университет Цинхуа, альма-матер многих представителей власти (в том числе Ху Цзиньтао). Диплом инженера-химика роднит его с предыдущим поколением китайских политиков, в подавляющем большинстве тоже инженеров. Однако в отличие от них на достигнутом он не остановился и позже получил еще несколько образований: Си Цзиньпин еще и специалист по марксизму и идейно-политическому воспитанию, доктор юридических наук.
Еще один небезынтересный биографический факт: если Цзяну и Ху пришлось немало потрудиться, чтобы завоевать расположение военных, у Си таких проблем возникнуть не должно, потому что в ЦВС он уже работал — в 1979–1982 годах секретарем канцелярии.
Си Цзиньпина впору называть незаметным руководителем. Даже после введения в Политбюро в народе больше знали не самого Си, а его супругу. С певицей Пэн Лиюань он познакомился в провинции Фуцзян, где работал с 1985−го по 2002 год. Родители отговаривали Пэн выходить замуж за члена такой известной семьи, который к тому же старше нее на восемь лет, но в 1988 году Си и Пэн все же стали мужем и женой. Их дочери Си Минцзе 18 лет.
Пэн Лиюань — одна из самых известных китайских певиц. Если провести параллель с российской музыкой, то ее можно назвать Людмилой Зыкиной, Любовью Казарновской и Аллой Пугачевой в одном лице. Она не только поет в опере, но и исполняет эстрадные и народные песни.
Пэн одной из первых получила ученую степень по народной музыке, обладает многочисленными титулами и наградами. Не раз побеждала в международных конкурсах и целых 19 раз участвовала в китайском аналоге «Песни года» — телепрограмме, имеющей самую многочисленную зрительскую аудиторию на планете.
Пэн Лиюань примечательна еще и тем, что поет в ансамбле песни и танца политуправления НОАК, часто выступает в воинских частях и гарнизонах и имеет звание… генерал-майора. Однако в последние годы имя Пэн Лиюань уже не так часто встречается на первых полосах китайских газет и журналов. Популярность Пэн не уменьшилась, просто, когда карьера Си стремительно пошла вверх, ее попросили «вести себя скромнее».
Несмотря на 22 года семейной жизни, Си и Пэн никогда не видели вместе на публике. Наиболее близко друг к другу они находились 1 октября прошлого года на праздновании 60−летия КНР на площади Тяньаньмэнь: Си стоял на трибуне, а Пэн пела на площади.
Offline

