Официальный сайт студ.городка НГТУ
Болтовня » А вот "О Законопроекте №308243-5". 

#1  12.05.10 23:06

А вот "О Законопроекте №308243-5".

Сергей Кара-Мурза на линии:

Законопроект №308243-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"


Суть законопроекта в том, что с 1 января 2011 года для бюджетных учреждений всех уровней: школ и других учебных заведений; больниц и поликлиник, медицинских центров и др.; библиотек, музеев и др. прекращается бюджетно-сметное финансирование. Работа переводится на коммерческую основу, т.е. предоставляется право получать доходы (от госзаказов и на рынке) и распоряжаться ими. Небольшая часть государственных (муниципальных) учреждений будет преобразована в казённые учреждения (органы власти, силовые ведомства, СИЗО, детские дома, лепрозории и противочумные учреждения) с сохранением бюджетного финансирования.
Этот законопроект с зашифрованным названием является принципиальным и означает переломный момент в ходе кризиса. Он был принят так тихо и в первом, и во втором чтении, что почти никто этого даже не заметил. А те, кто заметил, не поверили, что он может быть введен в действие.




Вероятно, в замысле этого законопроекта объединились разные типы интересов: от геополитических до криминальных. После первого этапа реформ, когда удалось, без явных социальных протестов и даже без осознания обществом этого факта, вывести государство из хозяйственной сферы, начинается новый этап – вывод государства из социальной сферы. После отстранения государства от хозяйства Россия, как пишут некоторые западные наблюдатели, стала самым слабым в мире государством в отношениях с частным бизнесом. Надо бы сказать, в «видимых отношениях», но и это очень важно.

Радикальная постановка вопроса в этом законопроекте, который означает новый шаг в отступлении государства, на мой взгляд, может быть продиктована только победителем в холодной войне. Этот шаг – почти капитуляция (если только государство не намерено выполнять свои социальные обязательства средствами партизанской борьбы). Ни одно, самое коррумпированное, но мало-мальски независимое правительство не предприняло бы такой акции. Это вынужденная мера, демонстрирующая степень утраты суверенитета.

Что касается внутренних интересов господствующего меньшинства и бюрократии, мы наблюдаем принятие (или угрозу принятия) уже не первого превентивного закона подобного рода. Подобные законы принимаются и висят над обществом подобно дамоклову мечу. К ним, кстати, относится и жилищный кодекс. Этих законодательных актов не замечают, потому что законы не начинают действовать сразу же. Но они могут вводиться в действие постепенно, не производя на общество шокового эффекта, или же действовать как инструмент угрозы.

Так, регулярно сообщается о намерениях создать законодательную базу для изъятия средств у населения через обязательное страхование жилья. Председатель Госстроя Н.Кошман называл цену страховки – 2% рыночной стоимости в год. А пресса («КоммерсантЪ») сообщала: «Эксперты предполагают, что тарифы на обязательное страхование жилья составят 3% от рыночной стоимости квартиры в год». Рыночная оценка городского жилищного фонда – 2-2,5 триллиона долларов, при 2% годовых страховка будет стоить гражданая России 40-50 млрд. долларов в год. Это уже оставляет без крыши над головой значительную часть населения.

Говорилось и о налоге на недвижимость в размере 0,2-0,6% от рыночной стоимости. Это еще 10-15 млрд. долларов. Эти законы не принимаются, но о них постоянно говорят, что «они готовы». Возможно, цель в том, чтобы отучить общество удивляться. Оно уже воспринимает подобные инициативы без какой либо реакции.

Новый закон предполагает резкое сокращение обязательств государства. Государство снимает с себя ответственность за самые массовые системы, предоставляющие населению жизненно важные социальные блага. Лишение госфинансирования систем образования и здравоохранения – это удар и по необеспеченной части населения, и по среднему классу. Криминальные интересы такого изменения известны. При рассмотрении законопроекта по реформированию науки, в частности, говорилось, что в случае банкротства большого числа финансируемых государством научных учреждений и организаций на рынок будет выброшена огромная масса недвижимости, которая будет присвоена теневым бизнесом и коррумпированными группами чиновников.

Похоже, что в продвижении этого законопроекта применяется старая аморальная политтехнология: напугать – помиловать, придавить – ослабить. То же было и с монетизацией льгот, и с налогом на недвижимость, и с налогом на транспортные средства. Сначала второе слушание, которое должно было состояться в апреле, было отложено на неопределённый срок. Говорили, что об угрозе объявлено, но «доброе правительство» не даёт её реализовать. Опыт показывает, что такое привыкание действительно происходит. И вот, закон был проведен во втором слушании вечером 21 апреля!

Сейчас, как и после принятия закона о монетизации льгот, звучат заявления, что это провокация, что правительство не могло одобрить такой законопроект, что он может вызвать социальный взрыв.

Что касается возможных последствий, было уже достаточно таких экспериментов и проверок, из которых следует, что ни организационной базы, ни идеологии для социального взрыва сейчас нет. Никакой революции произойти не может, а волнения обывателей и учителей с врачами для власти не опасны. Власть, похоже, не понимает, что это и есть самое страшное – отсутствие «среднего диапазона» средств протеста.

Отсутствие организации, идеологии и возможности диалога – это условия возникновения «молекулярной гражданской войны», то есть бессистемного социального мщения. Это – война не за справедливость, а против всего. Против этого государства, этого общества, всей этой жизни. В 90-е годы этот механизм задвигался, но был остановлен инерцией советской культуры. Сейчас произошла смена поколений, эта инерция сильно ослабла, и если маховик социального мщения будет запущен, остановить его не удастся очень долго. Он равнодушен к яйцам Фаберже и гламуру Ксении Собчак, а уж тем более к дубинкам ОМОНа.

_________________

15 мая пройдет всероссийская акция против реформы бюджетной сферы.

8 мая 2010г. Президент подписал Законопроект №308243-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который выведет на экономический рынок школы, поликлиники, музеи, библиотеки.

Новый закон предполагает резкое сокращение обязательств государства. Государство снимает с себя ответственность за самые массовые системы, предоставляющие населению жизненно важные социальные блага и дает зеленый свет для разворовывания средств предназначенных на образование.



Мероприятия по городам

Всероссийская акция протеста против реформы бюджетной сферы 15-16 мая


Новосибирск
Митинг 15 мая в 17-00 в Первомайском сквере (между фонтаном и Краеведческим музеем). Подробнее – http://vkontakte.ru/club4136434
Афиша/объявление (формат А3): http://slil.ru/29083530

Митинги также пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке, Иркутске, Томске, Тюмени, Нижнем-Новгороде.

Offline

#2  12.05.10 23:20

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

надо идти на митинг.

Offline

#3  12.05.10 23:25

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Ах да: проведение митинга согласовано с администрацией!

Исправлено CHukePC (12.05.10 23:25)

Offline

#4  12.05.10 23:29

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Если я всё правильно понял, то законопроект безумный((( В такой стране как Россия, где полным полно всевозможных "ушлых", такой проект может повлеч за собой последствия, серьёзные...

Наверно пойду на митинг, чтобы убедиться или разувереться в своей способности понимать такие вот статьи)

Offline

#5  12.05.10 23:29

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

я пойду

Offline

#6  12.05.10 23:39

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Chesq написал(а):

Если я всё правильно понял, то законопроект безумный

Правильно понял.

Offline

#7  13.05.10 00:55

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

по этой теме

МОСКВА, 4 мая - РИА Новости. Глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко развеял опасения по поводу принятия закона о реформе бюджетных учреждений. Во вторник он заверил журналистов, что новый закон не приведет к банкротству вузов, техникумов и школ, не урежет их финансирование. И, кроме того, реформа позволит сделать образование детей дешевле для родителей, поскольку не будет давать возможности школам взимать поборы за оплаченные государством услуги, отметил министр.

Совет Федерации 28 апреля одобрил ранее принятый Госдумой закон, который реформирует сеть бюджетных учреждений в России. Нормативный документ предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно. Согласно закону, бюджетные учреждения могут иметь автономную, бюджетную или казенную формы. Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период.

Банкротства не будет

По словам Фурсенко, при обсуждении нового закона высказывается опасение по поводу того, что директора школ и других образовательных учреждений будут неразумно распоряжаться средствами, что приведет к тому, что учебным заведениям будет не хватать денег на выполнение взятых ими обязательств.

"В законе прямо прописано, что банкротство исключено", - сказал министр.

Фурсенко отметил, что существуют институты, которые не дадут возможности обанкротиться учреждениям. Во-первых, существует такое понятие, как крупные сделки, которые могут совершаться только с согласия учредителя, отметил он. По его словам, любая сделка, которая может поставить под вопрос выплату зарплат, является крупной, потому что объем финансирования, который идет на зарплату, как правило, превышает все остальные, составляя более половины всех расходов.

Во-вторых, отметил Фурсенко, казначейство, финансовые органы не имеют права решать, на что должны быть потрачены деньги. Они контролируют прохождение денег.

"Это означает, что в случае появления опасности казначейство сообщает учредителю о том, как идут финансовые обстоятельства, и учредитель может вмешаться в ход работы (учреждения)", - сказал министр.

В-третьих, по его словам, не могут быть обращены взыскания на особо ценное имущество учреждения. Фурсенко пояснил, что ценное имущество - как движимое, так и недвижимое - определяется учредителем.

"Я не знаю ни одного случая не только банкротства автономного учреждения, но и ни одного случая, в котором бы учредитель вынужден был использовать понятие субсидиарной ответственности... Поэтому я считаю, что все страхи очень сильно надуманы", - сказал министр.

Финансирование не урежут

Фурсенко отметил, что в настоящее время ведутся разговоры о том, что с принятием закона резко уменьшится финансирование бюджетных учреждений.

"В настоящем законе зафиксировано, что объем финансирования не может быть уменьшен по каждому образовательному учреждению в 2011-м, переходном, году по сравнению с 2010 годом. То есть никакого обвала финансирования быть не может", - сказал министр.

При этом возможна ситуация, когда возрастет внебюджетное финансирование, добавил он.

"Но я считаю, что главная ответственность бюджета - это устойчивое сохранение и увеличение финансирования за счет бюджета. Мы шли по этому пути, и я абсолютно уверен, будем идти дальше", - заявил Фурсенко.

Он сообщил, что за последние десять лет в России значительно увеличились расходы на образование. Так, на высшее и послевузовское образование государство выделило в 2000 году 24,5 миллиарда рублей, а в 2004 году - 77 миллиардов рублей (или 50 миллиардов рублей в ценах 2000 года), в 2009 году - 347 миллиардов рублей (или 142 миллиарда рублей в ценах 2000 года).

Устойчивый рост наблюдался и в общем образовании, отметил министр. Так, в 2000 году финансирование составляло 108 миллиардов рублей, в 2004 году - 298 миллиардов рублей (или 193 миллиарда рублей в ценах 2000 года), в 2009 году - 796 миллиардов рублей (или 325 миллиардов рублей в ценах 2000 года).

Консолидированный бюджет образования в 2000 году составил 215 миллиардов рублей, в 2004 году - 593 миллиарда рублей (или 384 миллиарда рублей в ценах 2000 года), в 2009 году - 1 триллион 778 миллиардов рублей (или 726 миллиардов рублей в ценах 2000 года).

Таким образом, наблюдался устойчивый рост финансирования системы образования по всем направлениям, сказал министр.

Поборов будет меньше

Закон о бюджетных учреждениях позволит сделать образование детей дешевле для родителей, поскольку не будет давать возможности школам взимать поборы за оплаченные государством услуги, отметил Фурсенко.

"Я думаю, что придется платить меньше, потому что, во-первых, в законе четко оговорено, что платить можно только за то, что идет сверх стандартов (образования)", - пояснил он.

Министр отметил, что сегодня в ряде школ родителей просят платить не за те предметы и секции, которые идут сверх стандартов (например, за второй иностранный язык). Плату требуют за то, чтобы учителя лучше преподавали предметы, предусмотренные в рамках тех же образовательных стандартов, добавил Фурсенко.

"Сегодня человек не может официально платить за то, за что уже заплатило государство", - пояснил он.

Кроме того, расходы родителей на образование детей, по мнению Фурсенко, уменьшатся еще и за счет сокращения издержек.

Он пояснил, что сегодня для того, чтобы родители могли легально заплатить за дополнительные услуги (секции, кружки), школе необходимо специально зарегистрировать какой-либо фонд. Этот фонд, в свою очередь, должен арендовать помещения, принять на работу бухгалтера, вести делопроизводство, платить налоги.

"То есть это как минимум дополнительные издержки", - отметил министр.

С принятием соответствующего закона школам не нужно будет создавать фонды и нести дополнительные издержки, за которые, в конечном счете, приходится платить родителям.
http://www.rian.ru/edu_news/20100504/230430215.html

Offline

#8  13.05.10 01:50

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Финансирование школ: эксперты в программе Тамары Ляленковой дискутируют о том, решит ли новый закон о бюджетных организациях старые проблемы

02.05.2010 19:00
Тамара Ляленкова


Тамара Ляленкова: Сегодня мы обсуждаем законопроект, который, возможно, принципиально изменит систему среднего образования в России. Несмотря на то, что «Классный час» посвящен вопросам образования, пожалуй, ни в одной из передач не обошлось без упоминания финансовой составляющей учебного процесса. Более того, спорят и о том, что такое обучение – услуга или воспитание? И если знание – это товар, то кто отвечает за качество?

И вот в Государственной Думе, в третьем чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных, то есть муниципальных учреждений», который должен вступить в действие с июля 2012 года. Этот закон продолжает политику новой формы финансирования – конкретных заданий учредителя, а не просто содержания учреждений. Теперь школы смогут выбирать: переходить им на автономное существование, что, впрочем, они могли делать и раньше, или получать субсидию, выполняя государственное задание? В последнем случае увеличивается самостоятельность, но вместе с тем и ответственность. Однажды государственного задания могут и не дать.

Эти и другие вопросы мы обсуждаем с директором Института развития образования Высшей школы экономики Ириной Абанкиной, депутатами Государственной думы Российской Федерации Олегом Смолиным и Оксаной Дмитриевой, директорами московских школ Михаилом Макринским, Евгением Ямбургом, Любовью Духаниной, сотрудником Института управления образования Российской академии образования Андреем Курбатовым, уполномоченным по правам ребенка Москвы Евгением Бунимовичем, президентом Всероссийского фонда образования Сергеем Комковым.

Но сначала послушаем региональные новости.

Диктор: Министр внутренних дел и ректор Хакасского государственного университета подписали соглашение о сотрудничестве. В рамках соглашения университет будет готовить кадры для министерства и подведомственных ему учреждений, заниматься повышением профессионального уровня специалистов. Также планируется организовать учебные, производственные и преддипломные практики студентов университета в министерстве.

В 22 школах Свердловской области начинается эксперимент по проверке учащихся на наркотики. Тестировать будут на употребление наиболее популярных наркотиков – героина, марихуаны и амфетамина. Первоначально тестирование будет добровольным, проверять школьников планируется с помощью тест-полоски, которая рассчитана на три типа наркотиков. Таким образом будет отработана процедура проверки, которая с 1 сентября станет обязательной.

В одной из школ Владивостока было решено устроить коллективный просмотр старшеклассниками нового фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2. Предстояние». По словам представителя мэрии города, никаких официальных указаний по поводу обязательного просмотра ленты не давалось.

В Свердловской области студента приговорили к восьми месяцам условного срока за клевету на преподавателя вуза. В ноябре 2008 года на официальном сайте города Каменск-Уральский появилась информация о том, что преподаватель одного из вузов требовал со студента взятку за сдачу экзамена. Правоохранительные органы проверили информацию и пришли к выводу, что она не соответствует действительности.

Тамара Ляленкова: Это были региональные новости, которые для «Классного часа» подготовили мои коллеги из интернет-портала «Пять баллов.Ру».

Сегодня мы обсуждаем будущее российской школы. Напомню, что после первого чтения в Государственной думе законопроекта «О бюджетных организациях» заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин уже предупреждал об опасных последствиях его принятия. В третью, последнюю редакцию были внесены некоторые поправки.

Олег Смолин: Законопроект содержит одну, на мой взгляд, одну очень хорошую идею, а именно: после того, как в 2005 году у бюджетных организаций отобрали экотомическую свободу, их, грубо говоря, загнали в экономическую кутузку, повязали страшно всеми бюрократическими правилами по известному принципу Сергея Витте, что «штаны может купить каждый, но надеть их можно только с разрешения министра внутренних дел». Теперь бюджетной сфере возвращают самостоятельность. Но за это у не отбирают финансовые гарантии. Даже комитеты, руководимые «единороссами» в Государственной думе, включая Комитет по законодательству, признают, что фактически закон превращает некоммерческие организации в коммерческие, для которых главной целью будет не оказание так называемых социальных услуг, а зарабатывание денег. Но между прочим давно известно, это еще Макс Вебер объяснял, что нельзя путать принципы работы в бизнесе и в государственном секторе. Это абсолютно разные принципы. Мы сейчас даже не можем прогнозировать все последствия принятия этого закона, потому что жизнь всегда богаче любой юридической формулы. И люди будут искать все возможные средства для того, чтобы выжать деньги из потребителя. Одна из версий, которая сейчас активно обсуждается, это сокращение части бесплатных уроков в школе и замена их платными уроками. Ровно это шесть лет тому назад предлагал министр образования и науки Андрей Фурсенко. Он предлагал 25% всех уроков школе сделать платными. Теперь это можно будет сделать на абсолютно законном основании. Нам говорят, что законопроект приведет к улучшению качества так называемых социальных услуг. Поскольку сейчас, дескать, все получают деньги независимо от качества, а тогда будут получать только те, у которых хорошее качество. Но беда в том, что качество будут определять не родители, не студенты, не организация образовательного сообщества или медицинские гильдии какие-нибудь. Все это будет определять исключительно государственный чиновник.

Тамара Ляленкова: Олег Николаевич, скажите, пожалуйста, а вот эти государственные задания, их объем, или обязательность, или периодичность, она как-то оговаривается в новом законопроекте?

Олег Смолин: В новом законопроекте есть одна позиция. Он утверждает, что объем государственных заданий не должен сокращаться по сравнению с действующим периодом. Но, во-первых, не везде есть государственные задания. Во-вторых, какими они будут к 2012 году, мы не знаем. В-третьих, сейчас уровень финансирования образования составляет половину от минимальной потребности. Поэтому в лучшем случае, в самом лучшем законопроект заморозит нынешнюю ситуацию, но скорее всего, он ее ухудшит.

Тамара Ляленкова:
Вы считаете, почему решили это сделать? Действительно, радение о совершенствовании учреждений в лучшую сторону, или это связано с ситуацией внутри страны, с кризисом?

Олег Смолин: Ответ предельно простой. Это прямо связано с кризисом. Больше того, в пояснительной записке законопроекта написано, что он рассчитан на, как они считают, улучшение функционирования при тех же деньгах или при замедлении темпов роста. Нам публично говорили в Государственной думе, что возможности наращивания бюджетного финансирования образования, медицины, науки и культуры исчерпаны. Хотя на самом деле, они в России значительно ниже, чем в социальных государствах Европы и гораздо ниже, чем были в Советском Союзе.

Тамара Ляленкова: Рассказывал Олег Смолин. Список возможных негативных последствий реализации нового закона продолжит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Сергей Комков: Этот закон имеет несколько параметров. Первый – он узаконивает все поборы в школе. Если раньше мы говорили, что сборы денег в школе считаются незаконными и должны каким-то образом контролироваться и правоохранителями, и руководителями, и родительскими комитетами, то теперь практически открыта широко дверь, и сказано: собирайте с кого хотите сколько хотите, и при этом отчитываться вы ни перед кем не будете, потому что все доходы поступают к вам на счет. Второй момент, фактически мы дали старт соревнованию между элитными школами богатыми и обычной провинциальной бюджетной школой. Причем соревнование это будет, конечно, не в пользу провинциальной школы, которая теперь имеет официально право платить высокие зарплаты, собирать деньги с родителей официально высокого уровня. И фактически это будет означать, что в России произошло расслоение на две категории: категория элитных школ и категория обыкновенных школ. Причем это значит, что фактически нарушена 43-я статья Конституции, которая предусматривает право и возможность получения полноценного общего среднего образования для любого гражданина Российской Федерации.

Тамара Ляленкова: Но ведь существуют же стандарты. Все равно этот минимальный заказ должен каким-то образом обеспечивать выполнение этих стандартов.

Сергей Комков: Ну, насколько это будет привязано напрямую к стандартам, пока не знает никто. Потому что никто не понимает, как будет формироваться этот госзаказ. Пока чиновники это держат в тайне. Войдет ли в этот госзаказ полностью весь стандарт, или он будет сделан выборочно, то есть возьмут какие-то основные дисциплины и сделают второстепенные дисциплины, сейчас не знает никто. Но мы всегда предполагаем худшее. Я думаю, что даже в начальной школе в обязательный стандарт войдут русский язык, чтение, математика и физическая культура. За пределами этого обязательного стандарта окажутся такие предметы, как природоведение, изобразительное искусство, хоровое пение, трудовые навыки и так далее, и тому подобное, иностранные языки. Прикидку сделали наши эксперты и посчитали, что примерно уже в начальной школе для того, чтобы пополнить вот этот вот недостающий пул образовательных предметов и дать ребятам нормальное полноценное образование, родители вынуждены будут платить примерно 5-6 тысяч рублей в месяц.

Тамара Ляленкова: Экономист, депутат Государственной думы Оксана Дмитриева также считает, что новый закон только ухудшит ситуацию, в частности, усилит коррупцию.

Оксана Дмитриева: Это мера плохая. Начнем с того, что теперь бюджетное учреждение только по названию бюджетное учреждение. На самом деле, это коммерческое предприятие по своим полномочиям. Собственник, то бишь государство, уже не обязано полностью или частично финансировать это учреждение, то есть школу, и вообще не финансировать. Потому что субсидии нигде не сказано, что оно обязано ему давать. Мы все знаем, какие откаты берутся при госзаказе и распределении госзаказа. Но я не слышала, чтобы брали откат при согласовании сметы. Это единственная наименее коррумпированная коррупционная часть бюджета. Бюджетное финансирование по смете доходит до учреждения в полном объеме, потому что эта система еще сохранилась не то что с советских, а с царских времен. Потому что там более-менее нормативы. Если у вас есть штатная численность, допустим, учителей в школах, и объявлено о том, что идет индексация заработной платы бюджетников, вы считаете эту смету: столько то у меня штатная численность, вот мне нужно увеличить на такую то сумму фонд оплаты труда, вот его начисления, вот у меня расходы коммунальные, рост тарифов такой-то, мне нужно увеличение сметы на рост коммунальных расходов и так далее. То есть смета – это такая вещь инерционная. А теперь это все будет госзадание. Так, у вас школа на 600 учеников, нет, 600 учеников мы вам не дадим, и у вас никогда не училось 600 учеников, вот вам плановое задание на 300, в соответствии с госстандартом. Могут учесть какие-то инновационные методики, которые в школе, а могут не учесть.

Тамара Ляленкова: Возможность перейти в автономный режим уже некоторое время есть, и этим никто не воспользовался.

Оксана Дмитриева: Этим практически никто не воспользовался, за исключением там, где это делали насильственно. Дело в том, что помимо у бюджетных учреждений не было к этому интереса, потому что они понимали, что это очень рискованная форма, а с другой стороны, это было достаточно сложно сделать. А здесь просто автоматом всех переводят

Тамара Ляленкова: С точки зрения экономиста, новый законопроект рассматривала Оксана Дмитриева. Демократическую составляющую проекта мы обсудим сразу после главных новостей образования.

Диктор: Реформа бюджетных учреждений не сделает российское образование платным, - заявил министр образования Российской Федерации Андрей Фурсенко. Напомним, Госдума в третьем чтении приняла закон о реформе сети государственных учреждений, согласно которому, учебные заведения получили право заниматься деятельностью, приносящей доход, и свободно распоряжаться им. Из бюджета будут выделены средства на все обязательные предметы школьной программы, - уточнил Фурсенко. В 2010 на образование планируется выделить 4,4% ВВП.

По итогам первой сессии ребята, получившие высокий балл на ЕГЭ, оказались успешнее своих сокурсников, поступивших в вузы по итогам профильных олимпиад, - сообщила глава службы по надзору в сфере образования Любовь Глебова. Средний балл по итогам сессии примерно соответствует количеству баллов, набранных на ЕГЭ (при переводе 100-балльной системы в 5-балльную). Примерно 70% студентов, имеющих задолженности, поступили в вузы по результатам олимпиад. При этом студенты с подозрительно высоким баллом из южных республик чаще бывают отчислены.

В Генштабе предложили отменить отсрочку для студентов младших курсов. По словам начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василия Смирнова, студент в случае призыва после первого или второго курса в армию на один год ничего не потеряет, так как подобная практика существует, когда студенты берут академический отпуск. Смирнов выступил также с предложением об увеличении призывного возраста с 27 лет до 30.

Мобильные телефоны на экзамене приравняли к шпаргалкам. По словам Главы службы по надзору в сфере образования Любови Глебовой, выпускник, у которого заметят телефон во время сдачи единого госэкзамена, будет удален из аудитории, а результаты его экзамена будут аннулированы. Организаторы, допустившие нарушения во время сдачи ЕГЭ, в частности использование мобильного телефона, будут привлечены к административной ответственности.

Тамара Ляленкова: Это были главные новости образования. Мы продолжаем обсуждать риски, связанные с переводом школ в статус бюджетных учреждений нового типа. Рассказывает ведущий научный сотрудник Института управления образования Российской Академии образования Андрей Курбатов.

Андрей Курбатов: Это очередной традиционный для нашей страны шаг наступления на демократию под видом демократизации. У нас ведь начался процесс демократизации со съезда работников просвещения в 1988 году, когда впервые был произнесен термин государственно-общественного управления образованием. И в закон РФ об образовании, статья 2 «Принципы государственной образовательной политики» был внесен такой пункт: «Демократический государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений». Вот, к сожалению, этого не произошло. Когда стали поступать возмущения и вопросы из народа о том, почему же столько лет не реализуется закон, стали приниматься попытки к изменению этого закона и к централизации управления. При этом как всегда в направлении абсолютной власти, то есть повышения прав центральных органов без увеличения их ответственности. То есть у них есть полнота прав, а ответственности никакой. Везде, где были права предусмотрены органов власти даже, органов самоуправления, органов власти субъектов Федерации, федеральных органов власти, все они заменены «высших органов власти». А там, где местное самоуправление, там администрация.

Тамара Ляленкова: Я все время себя ловлю на том, что я не понимаю, что происходит. Потому что приняты стандарты начальной школы, других пока нет, но по этим можно судить, что в принципе уровень, который предполагается в будущей школе, достаточно высок. При этом вот эта ситуация с финансированием, которое неизвестно как будет осуществляться.

Андрей Курбатов: Это коррупционно образующая методика управления образованием. Давайте посмотрим, как изменился бюджет образования по официальным данным. В 2000-2002 году приводились такие цифры – 35-65 млрд. рублей в год. Сейчас – 2 триллиона. Вы понимаете, я когда прошу кого-то сказать, поделите два триллиона на 35 или 65 миллиардов, во сколько раз увеличился бюджет? Это астрономия. Никто даже сказать не может, во сколько раз. Но тем не менее, при таком увеличении бюджета ничего не дошло до образовательных учреждений. Вот в чем проблема. Деньги эти испарились в органах управления образованием, в вышестоящих структурах, они куда-то испарились. Когда встал об этом вопрос, куда же исчезли эти деньги, давайте сделаем как-то прозрачным распределение этого колоссального бюджета, чтобы что-то доходило до вузов, до школ, до образовательных учреждений, вот здесь появились эти поправки. А теперь срочно нужно уйти от этой ответственности, срочно уйти от этой темы. Раз нельзя вот это колоссальное увеличение бюджета распределять между органами управления образованием, значит, снимем с них всякую ответственность, изменим систему финансирования. Теперь они не отвечают за финансирование. И пусть школы выживают сами. Вот и все. Понимаете, деньги то эти есть, поймите – 2 триллиона. Куда они ушли?

Тамара Ляленкова: Вопрос, который в России можно было бы назвать риторическим, задал Андрей Курбатов. Мой следующий собеседник – директор московского лицея номер 1535 Михаил Макринский – настроен более оптимистично.

Михаил Макринский: Беспокоит оценка того, какой реальный расчет средств финансирования и под какую модель того, на что должно этих средств хватить, будут сделаны конкретные уже шаги по воплощению в жизнь этого закона. Пока на эту тему никаких разговоров нет, и соответственно, пока все рассчитывают, что в новом статусе на переходный, по крайней мере, период финансирование сохранится в прежних объемах. Так что в общем на вопрос, благо это или ухудшение качества образования, мы сможем ответить только тогда, когда увидим конкретные расчеты. О чем волноваться, пока не знаю.

Тамара Ляленкова: Но уже, наверное, можно говорить о некоторых обязанностях и правах, которые закладываются в этом законопроекте. Придется ли проявлять больше инициативы какой-то?

Михаил Макринский: В целом, да. Это по крайней мере, по абстрактной рамке возможности это большая степень самостоятельности школы. И там, где это уже состоялось в регионах, и где это не привело к одновременному снижению бюджетного финансирования, все просто замечательно. Ты становишься в большей степени хозяином тех ресурсов, которые планируешь. Такая перспектива законом открывается. На каком уровне финансирования она открывается – вот это пока непонятно.

Тамара Ляленкова: Значит ли это, что директор школы – тоже такая тема, которую обсуждают, время от времени вынужден будет в большей степени быть менеджером, чем педагогом, потому что это же дополнительная нагрузка, дополнительная работа не столько для педагогического коллектива, сколько непосредственно для директора.

Михаил Макринский: Ну, я думаю, что абсолютно не следует бояться дополнительной менеджерской нагрузки. На самом деле, она осмысленна. Потому как иногда бюрократическое общение строится по разным моделям, то есть может быть и осмысленным и неосмысленным, а вот любые поиски ресурсов всегда точно совершенно осмысленны. Я вот не стал бы опасаться ни за себя, ни за других коллег, которым бы пришлось решать вопросы ресурсного обеспечения учебного процесса. Дальше уже каждая школа и каждый директор попадают в свою абсолютно уникальную ситуацию, как он хотел бы и как он мог бы сочетать функции собственно педагогические и функции, которые связаны с организационным и материально-техническим обеспечением. Если это позволит снять извечный российский вопрос о том, что никого не трогает, откуда возьмутся недостающие ресурсы, так если этот вопрос удастся снять, то я бы пожертвовал тогда педагогической составляющей в работе директора школы ради такой крайне важной для школы задачи.

Тамара Ляленкова: Так считает Михаил Макринский. К плюсам нового закона о бюджетных учреждениях и его экономической составляющей мы вернемся в следующей части программы, экспертами которой станут директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, уполномоченный по правам ребенка города Москвы Евгений Бунимович, директора московских школ Евгений Ямбург и Любовь Духанина.

Мы продолжаем обсуждать законопроект о бюджетных учреждениях, который недавно в третьем чтении одобрила Государственная дума. Обсуждаем мы ту часть проекта, которая относится к образованию. Именно этот документ вызвал беспокойство общественности, что часть школьных уроков станет платной. И несмотря на опровержение председателя Комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, волнения по этому поводу не утихают. Прояснить ситуацию я попросила директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирину Абанкину.


Ирина Абанкина: Объем социальных обязательств, вообще говоря, никто не сокращает. На самом деле, добавляется только доступность за плату. Но все количество бюджетных мест, бесплатных услуг, бесплатного не только основного среднего, но теперь уже и полного среднего образования, она в нашей стране действительно сомнению не подвергается. Этот закон лежит в русле тех реформ, которые были связаны с бюджетным сектором, которые были закреплены 63-м федеральным законом, как его называют, новой редакцией Бюджетного кодекса, где, вообще говоря, 69-й статьей было впервые зафиксировано изменение формы финансирования, что вот та раньше существовавшая форма ассигнования на содержание сети учреждений перестала существовать, и все должны были перейти, конечно, поэтапно, подготовившись к этому, на финансирование в форме государственного или муниципального задания. И форма задания становится единственным механизмом передач средств учреждению. Точно так же в Бюджетном кодексе очень четко зафиксировано, что должно содержать задание. Это документ, который включает выписку из реестра расходных обязательств, наименование услуги, объем и контингент потребителей этой услуги, качество, показатели качества, причем все, это касается и кадрового потенциала, и имущественного комплекса, и оборудования, которое есть у учредителей, условий предоставления этой услуги, информирования о ней, то есть полное описание требований, которые выдают органы власти как бы от имени потребителей к своему учреждению. И если учреждение не справляется с любыми показателями, что по объему, что по качеству услуг, значит, учредитель вправе приостановить или даже прекратить финансирование задания. Происходит это очень медленно, потому что это принципы перехода от финансирования затрат, затратные механизмы, к новым, они для всего мира новые механизмы – финансирование результатов. И в зависимости от результата стимулирование повышения качества, которое достигают те или другие учреждения.

Тамара Ляленкова: Есть какие-то лазейки для злоупотребления, есть какое-то пространство, которое может провиснуть?

Ирина Абанкина: Давайте немножко о рисках этого законопроекта, потому что, безусловно, они там есть. Там предполагается в обмен на некоторую свободу снятие субсидиарной ответственности. Снятие субсидиарной ответственности означает, что ответственность ложится на учреждение, на руководителя. Банкротом его, конечно, не смогут объявить, но и новое задание ему будет получить довольно сложно. Второй здесь момент, конечно, связан с теми учреждениями, которые, даже если они хорошо работают, но тем не менее попадая в ситуацию демографического спада серьезного, и в перспективе не видно, откуда могли бы к ним ребята приехать учиться, по не от них зависящим причинам. Вот здесь нужна тоже очень умная, грамотная, тактичная работа. Следующая довольно серьезная ситуация, ее тоже довольно часто спрашивают учителя, особенно в новых районах школы все уже современные, они очень много могут действительно сделать и реализовать. И у них есть помещения и для дополнительных занятий, и для развития творчества, и с родителями они могут и праздники проводить, и все что хочешь, у них и бассейн, и спортплощадка. А у нас вот тут ничего… Да, действительно, вот это неравенство, несоответствие многих школ по условиям осуществления процесса требованиям установленным – это тоже очень серьезная проблема. Поэтому, может быть, и сами показатели качества должны учитывать особенности вот эти. Более того, иногда сохранение совсем уж малокомплектных школ связано и с культурно-историческими особенностями, и с трудной доступностью. Я всегда привожу этот пример, в Северной Осетии, когда они говорили, что мы не закроем ни одну ингушскую школу ни в одном из наших сел, потому что это наша политика толерантности. Хоть один ученик в ней будет учиться, но мы ее сохраним. И это правильно. Поэтому тут, конечно, разные должны быть подходы. Мне кажется, что главное – тактичные и умные.

Тамара Ляленкова: Это было мнение Ирины Абанкиной. Уполномоченный по правам ребенка города Москвы Евгений Бунимович также считает, что экономические механизмы быстрее каких-либо других могут повысить качество школьного обучения.

Евгений Бунимович: Не совсем все меня в свое время поддержали, когда я говорил вот о чем: а кто вообще сказал, что директор и администрация хорошей школы – это только администрация, которая может управлять одним зданием? Если они умеют учить, и вообще говоря, к ним идут, очередь стоит, в первый класс, в пятый класс и так далее… Ну, а почему не расширить их возможности, почему не дать им еще здание? Пусть у них будет две школы. Пусть у них будет не два первых класса, а пять первых классов. Потому что чаще всего они находят и учителей хороших. Или более того, что еще удивительнее, учителя в такой ситуации, творческой, интересной, живой, обычные даже учителя лучше начинают работать. Многие уже просто погасли в атмосфере такой тоскливо-казенной школы, когда тебе ничего не надо, кроме формальностей – журнал чтобы ты заполнял и так далее. И они начинают по-другому работать. И опыт у нас такой есть. Он тяжелый, потому что у любой школы будут защитники. Как бы мало там детей не было, будут защитники. Есть очень много проблем нормативного финансирования, когда деньги идут за учеником, но эту проблему мы в какой-то степени решаем. Потому что мы не говорим, что вы плохие, но к вам никто не пришел, и школа стоит полупустая. Что нам делать? Нам нужно вот этих детей… Они хотят учиться в другой школе. Но пусть они хотя бы в вашем здании учатся. То есть вот этот экономический механизм жесткий, для школы тяжелый, но он хоть как-то дает возможность той школе, которая умеет работать, открывать больше классов, работать с ними и так далее. Могу сказать, что очень тонкий механизм, потому что нужно понимать, что есть особенные школы, надо думать, как быть с ними. Есть школы, в которых мало детей не потому, что они плохие, а потому что в центре Москвы, где мало… Тоже нужно думать. Вот мы сейчас стараемся делать так, чтобы в центре были такие школы, куда хотят ехать из разных районов. Может быть, только для старших такую школу сделать. Но здесь должна быть гибкая система. Тут все должны понимать, что это не медаль на грудь навсегда. Вот ты – директор школы, и все. Нет, нужно поворачиваться. Неслучайно сейчас многие школы ищут свои профили какие-то, свои особенности: спортивные, математические, какие угодно, с тем, чтобы привлечь. Это очень хорошо, когда школа не стоит и не заинтересована в том, чтобы дети уходили, а в том, чтобы привлечь детей. И в этом смысле финансирование, которое идет вместе с детьми, работает. Еще раз  говорю, при всех сложностях.


Тамара Ляленкова: Мой следующий собеседник – Евгений Ямбург, директор Центра образования №109. Именно такие крупные, успешные школы, как утверждают эксперты, окажутся в выигрыше, когда закон вступит в силу. Я спросила у Евгения Ямбурга: так ли это?

Евгений Ямбург: Ну, это правда да. Если вы внимательно посмотрите положение об уставном отделении, там распоряжается всем управляющий совет, куда ни директор, ни заместитель не могут войти, как правило. Это должны быть представители учредителя или общественности и так далее. Директор в этой ситуации получается как наемный менеджер при этом совете. Но для того, чтобы решать даже какие-то стратегические вопросы управления школой, без управления финансового это невозможно. Понятно, что можно людей убеждать, если они хотят быть убежденными, во что вкладывать деньги, в компьютеры или, например, в программу работы с больными детьми. Это все очень тонкие вещи. Поэтому там подводных камней много. Еще раз я подчеркиваю, что мы не видим окончательного варианта. И самое грустное, что все решения, которые принимаются, они принимаются келейно, без широкого обсуждения, без привлечения векторного сообщества. И когда это все публикуется, часто приходится просто за голову хвататься, с чем мы сталкиваемся. Понятно, что, скажем, школы, имеющие высокий рейтинг, большое количество детей, для них оптимальным является автономное учреждение. То есть они просто существуют. Но при этом там есть огромное количество вопросов, которые не прояснены. Ну, например, как налоги с ним будут взиматься, с этого учреждения? Как все-таки с государственного или как с частного? Это совершенно неясно. Теперь во многих таких учреждениях, как у меня, достаточное количество вопросов, связанных с так называемым дополнительным образованием. Кружки у меня, секции, конный спорт – это как будет рассматриваться или нет? Потому что на самом деле закона о дополнительном образовании нет. Или все это немедля слезет на платное?

Тамара Ляленкова: А сейчас бесплатно?

Евгений Ямбург: Ну, разумеется. Нам же оплачивают кружковые часы. Мы можем нанимать людей, специалистов, которые занимаются с детьми – гончарным, ювелирным делом, парикмахерским и так далее. Как это будет в новых формах? Там очень много вопросов.

Тамара Ляленкова: У меня возникло такое ощущение, может быть, я не права, может быть, у вас такого ощущения не возникло, поскольку вы – директор достаточно благополучной школы, успешной, но тем не менее по новым начальным стандартам понятно, что замах очень большой, а денег то нет…

Евгений Ямбург: Ну, разумеется.

Тамара Ляленкова: И, может быть, это такой откат в сторону действительно – зарабатывайте сами. Мы хотим как лучше, а сделайте это лучше себе сами.

Евгений Ямбург: Ну, я думаю, что этот подтекст есть, безусловно. И он очевиден. Если особенно внимательно читать документы те, которые выпадают. Ну, а дальше тишина, потому что мы не очень понимаем очень многие вещи. Норматив на одного ученика он какой будет вообще? Он же везде очень разный. Один ученик в разных регионах стоит по-разному не потому, что расходы… Расходы одинаковые везде, они большие. А вот по одежке протягиваем ножки.

Тамара Ляленкова: Евгений Александрович, скажите, вы как практик, возможно, придется платить за какие-то уроки, а за какие-то нет. Это не очень вытекает из этого проекта, но понятно, что опасаются худшего.

Евгений Ямбург: Понимаете, я же не могу обсуждать слухи.

Тамара Ляленкова: Я имею в виду из того законопроекта, который мы видим, учитывая, что его большая часть находится, как у айсберга, где-то там в министерстве, из того, что уже можно посмотреть, прочитать, это следует или не следует для вас как для директора школы?

Евгений Ямбург: Понимаете, для меня не следует. Впрямую об этом ничего не говорится. Но понимаете, достаточно сократить норматив финансирования на одного ученика, как все будет следовать, потому что бесплатного ничего не бывает. Еще раз подчеркиваю, я пока не видел окончательного варианта.

Тамара Ляленкова: Чтобы прояснить намерения авторов законопроекта, мы вернемся к разговору с Ириной Абанкиной. Правда, мой первый вопрос касается прежнего бюджетного финансирования. И в нынешней ситуации существовала система, что кто-то из школ мог позволить себе гораздо больше на те же бюджетные средства, дополнительное образование, а есть школы, которые с трудом предоставляют те услуги, которые они должны предоставлять.

Ирина Абанкина: Несомненно. Поэтому я тоже считаю, что для школы это что означает? С одной стороны, государственные обязательства связаны с финансированием федерального государственного образовательного стандарта. Вот в рамках стандарта для всех школ деньги за учащимися следуют. Если у школы есть ученики, они реализовывают эти программы, должно быть абсолютно бесплатно. Здесь, конечно, нужно поставить некоторый заслон субъективизму, так что одним слишком много, а другим почти ничего. С другой стороны, всегда у нас есть и сильные, и слабые школы. И это касается любого региона, муниципалитета и села. Нельзя сказать, что у нас только в селе слабые школы, а в Москве все сильные. Но я тут люблю цитату Толстого, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная – по-своему. Точно так же и с теми школами, которые не справляются. Ну, конечно, с ними надо разбираться и понимать, какие они способны выполнять программы, реализовывать? Только начального образования, основного образования, полная школа? Стать ресурсным центром для всех, куда приезжают дети… Это особенно важно для села, для малых городов. Когда мы говорим, что старшая ступень, профильное образование, конечно, в каждой школе, наверное, вряд ли может быть на качественном уровне реализовано. А, вообще говоря, и бюджетные учреждения, и более самостоятельные, автономные учреждения перейдут на финансирование по заданию. Причем в перспективе одной строчкой, сами будут распоряжаться финансами по своему усмотрению и выполнять те обязательства, которые есть в государственном заданию. Я считаю, что это, безусловно, раскрепощение и школы, и менеджмента школы, и руководства школы в управлении и кадрами, и финансами, и тем имущественным комплексом, который есть. Объем субсидий, который рассчитывается для бюджетных, для автономных учреждений, рассчитывается абсолютно на одинаковых принципах. Никакого ущемления здесь по статусу нету. То, что между бюджетными учреждениями и автономными грань во многом стирается в направлении предоставления большей свободы, самостоятельности, я считаю, что очень правильно. Более того, это финансовая самостоятельность и свобода, которая как бы следует за содержательной, академической автономией и свободой, ее подкрепляет.

Тамара Ляленкова: Рассказывала директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. Как повлияет новый закон на частные образовательные учреждения, мы поговорим после зарубежных новостей.

Диктор: Агентство ООН по помощи палестинским беженцам планирует раздать 200 тысяч ноутбуков палестинским школьникам. Первыми обладателями ноутбуков станут 2100 детей из города Рафах, расположенного на границе с Египтом. Предполагается, что с помощью компьютеров школьники смогут продолжать обучение во время кризисных ситуаций. Используя беспроводное соединение, ноутбуки смогут объединяться в сеть и связывать учеников и учителей.

Премьер Италии Сильвио Берлускони предложил Владимиру Путину стать профессором в Университете свободы. По словам Берлускони, Университет свободы будет организован под Миланом, и его профессорами станут  ведущие мировые политики. Владимиру Путину было предложено стать одним из первых. По словам итальянского премьера, согласие российского коллеги он уже получил.

В Таджикистане будет введено 12-летнее школьное образование. Новая программа предусматривает три степени обучения: начальное образование – с первого по пятый класс, основное – с шестого по десятый, и углубленное изучение предметов гуманитарной, естественно-научной и технической направленности – в одиннадцатом – двенадцатом классах.

Тамара Ляленкова: Это были зарубежные новости образования.

Моя собеседница – директор общеобразовательной частной школы «Наследник» Любовь Духанина. Мы обсуждаем перспективы уже существующих частных школ.

Любовь Духанина: Я думаю, что в стране все должно развиваться с принципами, заложенными в Конституции. Конституция говорит о том, что в России равные права организаций всех форм собственности. В образовании это на сегодня не так. И поэтому введение подушевого финансирования, введение каких-то новых попыток выстроить экономически понятную ситуацию следует только приветствовать. Почему? Голосовать должен родитель и ребенок, а не должностное лицо. И в этом смысле бюджет образовательного учреждения должен соответствовать количеству голосов, которые отданы за это образовательное учреждение. Родитель привел в эту школу, значит, деньги должна получить эта школа. Если родитель уводит ребенка из этого образовательного учреждения в другое, значит, эти деньги, которые государство выделило на этого ребенка, они должны перейти в другое образовательное учреждение. Тогда будет понятна ситуация, что общество начало влиять вообще на систему образования. Сейчас по большому счету этого нет. Да, существуют уже советы школ, существуют родительские комитеты. Многие образовательные учреждения создали фонды при себе, которые возглавляют родители. Но прямого, четкого, регулярного влияния нет. В ситуации, когда бюджетообразовательные учреждения зависят от позиции родителя, образовательное учреждение начинает по-другому выстраивать свою деятельность. Оно начинает понимать и начинает более адекватно работать. А то, что возникнут конкурентные условия, так они будут более выровнены, нежели чем сегодня. Сегодня у нас ребенок, который ходит в государственную школу, он ходит по земле школьной бесплатно, а кто ходит в негосударственную школу, его родители за это платят. А почему? Что, у нас разные дети? Что, у нас родители, которые платят разные налоги? Нет, и один, и второй родитель платит одинаковые налоги. Сегодня да, действительно, есть дискриминация образовательных учреждений негосударственных. И эта ситуация развилась за период перестройки. Вначале в 1992 году ситуация была принципиально иная, и действительно были созданы в  образовании условия для поддержки общественных инициатив. Ведь негосударственные образовательные учреждения – это не коммерческая структура. Они все являются некоммерческими организациями, которые не ставят своей целью извлечение прибыли. И об этом нужно помнить. И подавляющее большинство школ таких и детских садов создавалось на самом деле педагогами, которые хотели сделать какую-то особенную свою образовательную программу, сделать то, что невозможно было на тот момент в стенах государственного учреждения. В негосударственном учреждении мобильность выше. И возможно там хоть каждую четверть вводи новый кружок, вводи новые какие-то дополнительные мероприятия и так далее. Государственная школа не обладает такой мобильностью. А она должна обладать такой мобильностью. И вот нужно идти по пути выравнивания условий и создания конкурентной среды.

Тамара Ляленкова: И частные, и бюджетные школы обязаны реализовывать образовательные стандарты. На их основе, собственно, и формируются государственные задания, которые будет поддерживать субсидия. Рассказывает Ирина Абанкина.

Ирина Абанкина: Ведь новый стандарт написан в новой идеологии. Образовательная программа – это ключевое понятие, которое сейчас есть, это совершенно новое понятие, его трактовка. Там есть только параметры этой программы, ее структура, некоторые требования. Но вообще говоря, наполнение этой программы – это ответственность образовательных учреждений ведь сейчас. И не только директора, но и всего педагогического коллектива. Это проявление их творчества, это их те самые моменты авторства, конкурентоспособности. За счет этого можно вернуть школе вот тот самый творческий, креативный потенциал и дух, а не превращать работу учителя в такую рутину: объяснил, спросил задание. Никаких жестких обязательств по обязательному минимуму содержания нет. Содержание образования педагогами теперь определяется.

Тамара Ляленкова: Тем не менее, мне кажется, вот это как раз одна из проблем, потому что значительная часть школ не готовы к такой творческой деятельности, и ничего хорошего для них возможность такой деятельности не сулит. Я в том смысле, что Россия может потерять просто какое-то количество образовательных учреждений. При том, конечно, что детей становится меньше, может быть, это не так заметно. Но тем менее, значительная часть именно такая. И если они развалятся и не справятся с ситуацией, то просто детям будет негде учиться. Не может быть такого?

Ирина Абанкина: Вы знаете как? Я не думаю, что детям будет негде учиться. Во-первых, очень постепенный, поэтапный переход. Постепенно, через укрупненные статьи, когда учреждения научатся управлять своими финансами, можно будет переходить и к одной строчке «субсидия». Это с одной стороны. С другой стороны, конечно, сейчас очень большое внимание должно быть повышению квалификации, причем не только педагогических кадров, не только учительского корпуса, но и, безусловно, управленческих кадров. Наверное, в автономные переходят только самые подготовленные, интересные, свободные, у которых есть программы, ради чего им переходить в такую свободу и автономию. Но, поняв смысл преобразований, надо все-таки сейчас уже, состав буквально еженедельный план-график, в общем-то, готовиться. Потому что процесс очень взаимный. И органы управления образованием должны быть к этому готовы. Это им ведь формировать задания, а это не так просто. Под каждую услугу свой контингент, свои нормативы финансирования, свои условия, свои требования к результатам. Это все надо сформировать, причем письменно. Не устно – договорились, поняли друг друга, глядя в глаза. Нет! Письменно и очень четко, с показателями и критериями. Потому что учредитель дальше будет отслеживать. Он не должен вмешиваться в образовательный процесс, он должен отслеживать по результату эти показатели.

Тамара Ляленкова: А как можно оценить результат, кроме как по ЕГЭ, которого смогла достичь та или иная школа?

Ирина Абанкина:
Вопрос действительно сложный. Но вот смотрите, все эти программы международные сравнительные, которые оценивают не только знания, как мы говорим зунусской парадигмы, знания, умения, навыки, но и компетенции, что Пиза, что Пирус, что Ситис, это исследования информационно-коммуникационной компетентности как раз в том числе учителей, а не только даже учащихся, и Тимс в этой же плоскости лежит, - это ведь очень серьезные и всем международным сообществом, лучшими профессионалами разрабатываемые программы как раз вот этого самого оценивания достижений. Они в общем-то так и называются. Оценивание не только памяти, не только знаний, не только «датской» культуры, как мы ее называем, чтобы вспомнить даты и имена, а умение применить свои знания на практике, показать результаты, показать свою компетентность в том или другом вопросе, причем междисциплинарную, соединяя из разных областей знания. Так что аналоги есть.

И вы знаете, мне тут очень хочется сказать, мы на самом деле сейчас конкурентоспособное поколение ведь уже имеем. Наши ребята в начальной школе и по грамотности чтения продемонстрировали просто лучшие в мире результаты. Это по по Пирлс в 2007 году. В 2007 году и по Тимс у нас и в четвертом, и в восьмом классе тоже мы пятое-шестое место заняли. Мы превысили наши результаты 1995 года, это был наш лучший год в 90-е, раз в 4 годы она проводится, в 1999 и 2003 были хуже результаты. Мы не только эти результаты, но мы еще и 1995 превысили. Все европейские страны с нами либо в одной группе, либо ниже нас. Впереди нас восточноевропейские страны. По Пирлс мы просто первые, мы с 23-го места прыгнули просто на первое место. Наши дети лучше всех читают и понимают, умеют пересказывать текст. Майкл Барбер говорил, известный реформатор в Великобритании системы образования: «По тому, как ученик читает восемь лет, я скажу, сколько он будет зарабатывать». Может быть, мы не можем сказать, сколько будут зарабатывать наши дети, но то, что это конкурентоспособное поколение, это абсолютно точно. За счет чего это произошло, наверное, много надо анализировать. Но в том числе, я думаю, за счет вот тех авторских методик педагогических, которые мы сумели создать и распространить даже, и развивающее образование, и другие методики образования. Они разные, но главное, что мы сумели это сделать. И главное, нам сейчас не задавить этих ребят. Ведь наши обязательства перед ними в первую очередь, а не перед тем, сколько останется слабо подготовленных и не умеющих работать в современных режимах, современных технологиях учителей или даже директоров школ.

Тамара Ляленкова: Вряд ли с последним замечанием Ирины Абанкиной согласится значительная часть педагогического сообщества. Но большинство родителей ее, без сомнения, поддержат. Действительно, система образования в России должна меняться, дальше так учиться нельзя. Улучшат или ухудшат ее бюджетные учреждения нового типа, сокращенно БУНТ, в «Классном часе» «Свободы» сегодня обсуждали директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, депутаты Государственной думы Олег Смолин и Оксана Дмитриева, директора московских школ Михаил Макринский, Евгений Ямбург, Любовь Духанина, сотрудник Института управления образования Российской академии образования Андрей Курбатов, уполномоченный по правам ребенка Москвы Евгений Бунимович, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
http://www.svobodanews.ru/content/trans … 31838.html

и кому верить блин, а на митинг схожу наверное.

Offline

#9  13.05.10 04:00

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Мда... То что получится - как всегда, можно не сомневаться даже.

Offline

#10  13.05.10 09:59

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

House2008, что значит "кому верить?", если _эксперты_ говорят следующее:

Олег Смолин: В новом законопроекте есть одна позиция. Он утверждает, что объем государственных заданий не должен сокращаться по сравнению с действующим периодом. Но, во-первых, не везде есть государственные задания. Во-вторых, какими они будут к 2012 году, мы не знаем. В-третьих, сейчас уровень финансирования образования составляет половину от минимальной потребности. Поэтому в лучшем случае, в самом лучшем законопроект заморозит нынешнюю ситуацию, но скорее всего, он ее ухудшит.


Тамара Ляленкова: Рассказывал Олег Смолин. Список возможных негативных последствий реализации нового закона продолжит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Сергей Комков: Этот закон имеет несколько параметров. Первый – он узаконивает все поборы в школе. Если раньше мы говорили, что сборы денег в школе считаются незаконными и должны каким-то образом контролироваться и правоохранителями, и руководителями, и родительскими комитетами, то теперь практически открыта широко дверь, и сказано: собирайте с кого хотите сколько хотите, и при этом отчитываться вы ни перед кем не будете, потому что все доходы поступают к вам на счет. Второй момент, фактически мы дали старт соревнованию между элитными школами богатыми и обычной провинциальной бюджетной школой. Причем соревнование это будет, конечно, не в пользу провинциальной школы, которая теперь имеет официально право платить высокие зарплаты, собирать деньги с родителей официально высокого уровня. И фактически это будет означать, что в России произошло расслоение на две категории: категория элитных школ и категория обыкновенных школ. Причем это значит, что фактически нарушена 43-я статья Конституции, которая предусматривает право и возможность получения полноценного общего среднего образования для любого гражданина Российской Федерации.

Тамара Ляленкова: Но ведь существуют же стандарты. Все равно этот минимальный заказ должен каким-то образом обеспечивать выполнение этих стандартов.

Сергей Комков: Ну, насколько это будет привязано напрямую к стандартам, пока не знает никто. Потому что никто не понимает, как будет формироваться этот госзаказ. Пока чиновники это держат в тайне. Войдет ли в этот госзаказ полностью весь стандарт, или он будет сделан выборочно, то есть возьмут какие-то основные дисциплины и сделают второстепенные дисциплины, сейчас не знает никто. Но мы всегда предполагаем худшее. Я думаю, что даже в начальной школе в обязательный стандарт войдут русский язык, чтение, математика и физическая культура. За пределами этого обязательного стандарта окажутся такие предметы, как природоведение, изобразительное искусство, хоровое пение, трудовые навыки и так далее, и тому подобное, иностранные языки. Прикидку сделали наши эксперты и посчитали, что примерно уже в начальной школе для того, чтобы пополнить вот этот вот недостающий пул образовательных предметов и дать ребятам нормальное полноценное образование, родители вынуждены будут платить примерно 5-6 тысяч рублей в месяц.

Тамара Ляленкова: Экономист, депутат Государственной думы Оксана Дмитриева также считает, что новый закон только ухудшит ситуацию, в частности, усилит коррупцию.

Оксана Дмитриева: Это мера плохая. Начнем с того, что теперь бюджетное учреждение только по названию бюджетное учреждение. На самом деле, это коммерческое предприятие по своим полномочиям. Собственник, то бишь государство, уже не обязано полностью или частично финансировать это учреждение, то есть школу, и вообще не финансировать. Потому что субсидии нигде не сказано, что оно обязано ему давать. Мы все знаем, какие откаты берутся при госзаказе и распределении госзаказа. Но я не слышала, чтобы брали откат при согласовании сметы. Это единственная наименее коррумпированная коррупционная часть бюджета. Бюджетное финансирование по смете доходит до учреждения в полном объеме, потому что эта система еще сохранилась не то что с советских, а с царских времен. Потому что там более-менее нормативы. Если у вас есть штатная численность, допустим, учителей в школах, и объявлено о том, что идет индексация заработной платы бюджетников, вы считаете эту смету: столько то у меня штатная численность, вот мне нужно увеличить на такую то сумму фонд оплаты труда, вот его начисления, вот у меня расходы коммунальные, рост тарифов такой-то, мне нужно увеличение сметы на рост коммунальных расходов и так далее. То есть смета – это такая вещь инерционная. А теперь это все будет госзадание. Так, у вас школа на 600 учеников, нет, 600 учеников мы вам не дадим, и у вас никогда не училось 600 учеников, вот вам плановое задание на 300, в соответствии с госстандартом. Могут учесть какие-то инновационные методики, которые в школе, а могут не учесть.

Демократическое правовое государство - оно вот такое.
Мы приказываем, наплевав на всё и вся, вы исполняете.

Offline

#11  13.05.10 10:50

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Запрашивает Миша Рыцаревъ: Можно вкратце о чём речь? и к чему это всё приведёт? А ещё интересно что это за митинг намечается.

Offline

#12  13.05.10 12:21

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

я давно собирался идти, даже если бы митинг не согласованный был все равно бы пошёл, они там походу ваще уже ах....

Offline

#13  13.05.10 12:23

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

родители вынуждены будут платить примерно 5-6 тысяч рублей в месяц.

песец ... а будут ли все тогда отдавать своих детей в школу ???

Offline

#14  13.05.10 12:41

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

хотят из страны походу вторую Эфиопию сделать

Offline

#15  13.05.10 20:42

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Tomahawk написал(а):

Запрашивает Миша Рыцаревъ

Для придурков вроде Миши Рыцаревъа поясняю:

Tomahawk написал(а):

Можно вкратце о чём речь?

Речь о законе, который уже подписал президент.
Закон предусматривает перевод бюджетных организаций в форму "казённых". Т.е. теперь ряд организаций будет выполнять только минимальный ряд функций, возложенных на данные организации государством (на эти функции организациям будут выделяться средства из бюджетов), при этом за все услуги, выходящие за рамки этого минимума, организация сможет заряжать любой понравившийся ей ценник.
Что это будут за услуги и каков будет их ценник, _никто из верхушки, составлявшей и подписавшей закон, сказать не может_.



Tomahawk написал(а):

к чему это всё приведёт?

Последствия могут оказаться различными: от сокращения норм образования в учебных заведениях, вплоть до полного отказа населению по оказанию помощи  медицинскими учреждениями и силовыми органами.



Tomahawk написал(а):

А ещё интересно что это за митинг намечается.

Намечается акция, как знак протеста против вводимой реформы.
Обо всех подробностях проведения и каких-либо изменениях о дате и времени начала можно проследить, перейдя по указанной ссылке.


Приводимый текст следует читать, дабы не показывать свой накал идиотии по таким ключевым и важным вопросам в жизни любого гражданина.

Offline

#16  13.05.10 20:44

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

atm0s написал(а):

а будут ли все тогда отдавать своих детей в школу ?

За отсутствием бабушек/дедушек и/или другой альтернативы по присмотру за детьми и их _возможному_ обучению - да.

Offline

#17  13.05.10 20:45

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

3AXAP написал(а):

хотят из страны походу вторую Эфиопию сделать

Главная проблема правительства России - российский народ.

Offline

#18  13.05.10 23:06

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

CHukePC, а вот не факт

за 5-6к проще няньку нанять ...

Исправлено atm0s (13.05.10 23:07)

Offline

#19  13.05.10 23:12

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

ссылка есть на сам закона проект, не могу найти!

Offline

#20  13.05.10 23:41

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

atm0s написал(а):

за 5-6к проще няньку нанять ...

которая будет работать с 8 и хотя бы до 14, если ребёнку уже лет 10, и обучать его всякому?

Удачи в поисках. Как найдёшь - дай знать. Возьмём даже за 7.

Offline

#21  13.05.10 23:43

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

GribV написал(а):

ссылка есть на сам закона проект, не могу найти!

Что-то я не пойму: ссылка у вас есть, а найти вы не можете?!
Реформа подобралась незаметно...


Если вы всё же хотите найти ссылку, то первый запрос в поисковик Google: http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&q=%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B5+%E2%84%96308243-5&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA&aq=f&aqi=&aql=&oq=&gs_rfai=  выдаёт следующее:
http://www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/ … c=308243-5
http://www.eg-online.ru/document/law/88363/

Offline

#22  13.05.10 23:49

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

CHukePC, оооо даааа ... многие родители могут сами дать отличное образование своим детям ... тут просто проблема в аттестации ... 54-63 к отдавать за 1 ребенка за год не каждый сможет. я рос в многодетной семье , 2 брата и 1 сестра , а теперь представь , сколько будет уходить бабла на обучение в школе , потом прибавь это к остальным расходам, причем доход семьи далеко не высокий ... и вот не надо залечивать про поиски нянек

Исправлено atm0s (13.05.10 23:50)

Offline

#23  14.05.10 00:04

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

atm0s написал(а):

CHukePC, оооо даааа ... многие родители могут сами дать отличное образование своим детям

Как раз пока папа стоит за станком или мама ставит укол больному, да?

atm0s написал(а):

тут просто проблема в аттестации

какой аттестации?
Может быть в знаниях родителей и их желании, способностях и возможностях научить ребёнка чему-то?

atm0s написал(а):

54-63 к отдавать за 1 ребенка за год не каждый сможет.

Об чём и речь.

atm0s написал(а):

я рос в многодетной семье , 2 брата и 1 сестра , а теперь представь , сколько будет уходить бабла на обучение в школе , потом прибавь это к остальным расходам, причем доход семьи далеко не высокий

А давай я тебе сейчас так обрисую возможную ситуацию из-за этой реформы, что жить тебе может уже и не захотеться.

Про "обучение", настоятельно рекомендуется ознакомиться с положением крестьян до революции 17-го года ну или хотя бы дочитать до 1861-го. Ну и немного про весёлую жизнь дворян и их детей.

Что ты хотел показать своим примером, лично я не понял.
Приходи на митинг, послушай чего умного там скажут, может сможешь предложить свои мега-идеи по поводу дальнейших действий.

atm0s написал(а):

и вот не надо залечивать про поиски нянек

Ты написал о возможности нанять няньку за 5-6 т.р. Я, в свою очерель, предложил показать либо найти мне такую няньку, даже при условии что я согласен платить 7 т.р.
Ты отчего-то включил заднюю под предлогом "залечивания".
Или может это не ты писал про няньку за 5-6 т.р.?

Offline

#24  14.05.10 00:23

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

песец это каша ...

сейчас посмотрел "Время" , исходя из инфы, которую они дают, будут 3 типа школ ... в том числе и казенные школы ... Бесплатное образование закреплено в конституции ... бла бла бла .... демагогия ... митинг бы разъяснил всё

Offline

#25  15.05.10 21:51

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

В России проходят митинги в защиту бесплатного образования 
http://www.svobodanews.ru/archive/ru_ne … id=2043038

В ряде российских городов в субботу прошли митинги в защиту бесплатного образования.

Как передают корреспонденты Радио Свобода, митинги состоялись, в частности, в Москве, Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Тюмени. Их участники потребовали отставки министра образования Андрея Фурсенко.

В мае в России был принят закон, наделяющий бюджетные учреждения, в том числе некоторые государственные школы, правом получать доход. Люди опасаются, что многие школы введут плату за обучение.

По словам митинговавших, если закон не будет отменен, они продолжат акции.

Offline

#26  15.05.10 22:02

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Tomahawk написал(а):

Их участники потребовали отставки министра образования Андрея Фурсенко

не правда, был на митинге, про фурсенко не слова, очень огорчило что собралось мало народу, нет я еще понимаю студентов, но вот почему не пришли те люди у которых дети в школах учатся и те у кого вот вот пойдут, непонятно или может у них есть лишние 5-10 штук в месяц?

Offline

#27  15.05.10 22:24

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Например я весь день работал, хоть мне это и не безразлично.

Offline

#28  15.05.10 22:33

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Tomahawk, я все равно не поверю что все в субботу работали весь день, там было то человек 200 всего, для города с таким населением даже не капля ((

Offline

#29  15.05.10 22:38

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Плохая агитация, среднее поколение даже не слышало о таких законах поди.

Offline

#30  16.05.10 13:01

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

интересный факт я живу в принципе всего в 1000 км отсюда дома ваще ничего не знают... мутит правительство плохую штуку как бы народ не поднялся...

Offline

#31  16.05.10 13:27

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

не поднимется)

Offline

#32  17.05.10 10:52

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

IvgenI написал(а):

не поднимется)

Правительство так и думает. А зря. Вон в Кузбассе неделю назад стычки народа с ОМОНом были.

Offline

#33  17.05.10 11:59

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

Tomahawk, я с IvgenI, согласен чтоб наш народ поднять должно реал что то сверх естественное произойти, да и бунтов за всю историю у нас было то раз два и обчёлся, чо там 17 года, соляной, медный по моему, ну в принципи я больше то и вспомнить не могу

Offline

#34  17.05.10 12:31

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

3AXAP, самый крупный и не вспомнил ) Про восстание Пугачёва поищи.

Про клуб "Салават Юлаев" слышали?

Салава́т Юла́ев (башк. Салауат Юлай улы; 16 июня 1754 — 8 октября 1800) — башкирский национальный герой и поэт, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва.

Т.е. назван именем повстанца. С другой стороны команда "Спартак" тоже в честь предводителя восстания названа :)

Поэтому кто хочет попасть в историю, вы знаете что делать.

Исправлено Tomahawk (17.05.10 12:37)

Offline

#35  17.05.10 12:37

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

3AXAP написал(а):

да и бунтов за всю историю у нас было то раз два и обчёлся

И не стыдно такое заявлять?

Offline

#36  17.05.10 13:46

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

нЕА

Offline

#37  17.05.10 13:51

Re: А вот "О Законопроекте №308243-5".

http://news.ngs.ru/more/64570/

Добавим, что среди пунктов, касающихся коммерциализации образования, в резолюции участников митинга было требование ликвидировать пропускную систему в вузах и общежитиях, а также обеспечить участие студентов в выборах ректоров.

Признавайтесь, кто такое требование выдвигал?)

Offline

Болтовня » А вот "О Законопроекте №308243-5". 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.112 сек.
Выполнено 14 запросов.