Официальный сайт студ.городка НГТУ
Болтовня » [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования 

#1  09.12.08 18:23

[Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Один из мастеров "ТРИЗ" Гин Анатолий Александрович выделил в нашей системе образования 7 противоречий. Хотелось бы вылсушать ваше мнение по этому поводу. Доводы за и против. Ваше мнение мне нужно для выполнения курсовой работы.

Сама статья приведена ниже:

"вопрос, можно ли как-то оградить людей от новой опасности? На что Эйнштейн отреагировал скептически: к сожалению, ничего в мире не меняется так медленно, как человеческое сознание.

Однако человеческое сознание с развитием цивилизации меняется, в том числе и под «давлением» новых знаний, изобретений, открытий. Микроскоп, паровой двигатель, радио, та самая атомная бомба, компьютер — все это решительно меняет стиль жизни и сознание людей.

Речь идет не только о технике и науке. Двадцатый век, например, показал, что бывают войны, в которых нет победителей, и что страны, победившие в войне, но отставшие технологически, могут оказаться в хвосте каравана истории и увидеть впереди себя побежденных. Что богатства не приносят счастья, а лучшие в мире пушки не позволяют чувствовать себя в безопасности, если рядом желающий тебе зла сосед. А «рядом» в наше время — все население планеты.

Уроки новейшего времени иногда были жестокими. Цивилизованное человечество кое-чему научилось. А главное, начало привыкать к тому, что в новых условиях старый опыт не помогает. Более того, мешает.
Наполеон твердо знал, что корабль движется ветром. Он отказал изобретателю парохода Фултону — и новые возможности прошли мимо. Говорят, уже в изгнании император признал: «Прогнав Фултона, я потерял корону».
Успешный командарм Буденный искренне считал, что танки не устоят перед конной атакой.
Если что-то мешает, это что-то можно уничтожить. В этом были уверены китайцы, когда приняли решение извести клюющих зерно воробьев. Потом этих птиц пришлось покупать у соседей за валюту…

Новое вино в старые мехи не заливают — мудрость библейская. Новые задачи требуют новых подходов — ее современное звучание. А кто знает, каких подходов потребует решение будущих задач?
Противоречие 1
Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами.

То есть — в мире будущего. Это противоречие возникло исторически недавно — когда технологические и научные парадигмы стали меняться в течение жизни одного поколения.
Мой отец учился работать с радиосхемами на электронных лампах. Он был хорошим специалистом, знал предмет «от и до». Но через 10 лет его знания начали стремительно устаревать — техника переходила на транзисторы. Пришлось переучиться, фактически поменять специальность. У него получилось, хотя прежней уверенности в своем мастерстве уже не было. Когда техника стала переходить на микросхемы, он испытал большие трудности и специалистом стать уже не смог. Еще до выхода отца на пенсию появилось новое поколение техники на больших интегральных схемах…

Такова реальность: те технологические знания, которые мы приобретаем сегодня, завтра уже никому не нужны. Касается ли эта реальность образования? Вопрос риторический.

Будь моя воля, я бы ввел новое грамматическое правило: писать слово «Образование» вот так, с большой буквы. Образование — единственное средство, позволяющее человеку стать Человеком. И Образование — такое, с большой буквы, — главная цель человечества.

Образование есть взросление. Человечество находится в своем детстве. Человек избавился от биологического хвоста, но тащит за собой хвосты психосоциальные: страх, агрессивность, неуемное желание занять в своем стаде ступеньку повыше. На мой взгляд, человечество еще не Образовалось.

Президенты стран пугают друг друга клыками и когтями, то есть ракетами и пушками, и заставляют уважать себя демонстративным рычанием на ближних и дальних своих по телевизору. Знакомая картина?
Мальчик не ходил в школу и упорно отказывался учиться читать. Почему — никто не понимал. Постепенно, шаг за шагом открылось: он боялся взрослеть. Боялся, потому что его напугали тюрьмой. Мальчик боялся, что его детские старые грехи не простят, и нашел для себя способ защиты — не взрослеть. Нужно просто оставаться ребенком, и тогда тебя никто не накажет. Способ ухода от ответственности… 1

Складывается впечатление, что человечество боится взрослеть. И поэтому Образование заменяется неживой копией, которую называют системой образования. Копией, которая ухитряется почти триста лет оставаться без существенных изменений.

Можно ли сделать сотовый телефон на устаревшей элементной базе — на радиолампах? Можно, но он будет размером с дом, не очень надежен и очень энергоемок. Будет ли кто-то пользоваться таким телефоном? Будет — пока нет альтернативы. Но вряд ли будет доволен.
Вашингтон: 64 процента крупных компаний страдают из-за того, что пополняющие рабочую силу выпускники средних школ плохо читают, неграмотно пишут и не умеют логически мыслить, свидетельствует опрос руководителей предприятий.2
Жан Фукамбер, сотрудник Национального института педагогических исследований (Франция), говорит: «20 процентов детей в возрасте до 12 лет воспринимают только треть информации, содержащейся в тексте, 30 процентов читают слишком медленно и только один из шестидесяти читает быстро и осмысленно».
Из интервью с министром образования России В. М. Филипповым:
— Владимир Михайлович, Вы довольны образованием, которое получили Ваши дети?
— Нет, абсолютно не доволен.3

Мы пользуемся устаревшей системой образования. Хотя, говоря по правде, устаревшего образования не бывает. Устаревшее образование — вообще не Образование. И устаревшая школа4 работает против Образования.

Сегодняшняя школа опирается на передачу знаний, устаревших задолго до того, как войти в учебники. А реформы предлагают как следует напрячься и догнать вчерашний день. Нам предлагают бежать навстречу Солнцу, но за собственной тенью.

Нужно честно признать: обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Гипотеза: объем совокупных знаний цивилизации растет по экспоненте. Есть только косвенные доказательства этой гипотезы, но они достаточно убедительны.

Вот, скажем, график Мэмфорда5 , отражающий экспоненциальный рост числа значительных изобретений во времени. Отклонения от кривой объясняются
политико-экономическими событиями, войнами...


Технология и на рабочем месте, и дома меняется все быстрее. В современной промышленности и торговле «период полураспада» полезного технологического знания оценивается в полтора года. Таким образом, через полтора года половина первоначальных технологических знаний работника оказывается бесполезной, через три года — уже три четверти.6

Конечно, система образования заметила эту тенденцию. Увеличение времени обучения и перегрузка учащихся — ее прямые следствия. Пытаясь уйти от серьезных изменений, старая система образования придумала рецепт «спасения»: переход к ранней специализации. И наткнулась на следующее противоречие.
Противоречие 2
Образование должно быть узкоспециальным, ибо «нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему тяжело найти общий язык со специалистами других профилей при решении общей задачи.

В концентрированном виде это противоречие выражается формулой: «узкая специализация = широкая идиотизация».7

Успешный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем, успешным потребителем и т. д. Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. Успешный родитель знает правила воспитания и методы развития ребенка. Успешный потребитель знает, что ему нужно, как и где это приобрести… И все это в быстро меняющемся мире. Решение производственных, маркетинговых, социальных и даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного подхода, умения видеть отдаленные последствия.

Ни вузовское, ни школьное образование этому требованию в настоящее время не удовлетворяют. Крупные коммерческие компании все чаще пытаются самостоятельно — с переменным успехом — решать для себя эту проблему.
Американская компания «Белл Телефоун Систем» создала «Гуманитарный институт» для перспективных менеджеров — в качестве средства против узкой специализации.8

Однако в целом противоречие не разрешено, и существующая система образования не может его разрешить в принципе. Это противоречие поддерживается и следующим, которое связано с исторически (и не случайно) сложившейся системой науки и учебы.
Противоречие 3
Обучение должно быть предметным, так как оно копирует, повторяет организационную структуру науки. Но предметное обучение мешает цельности восприятия мира.

Мы уже говорили, что одна из основных целей Образования — передача культуры. А культура обладает свойством цельности и делима только условно. Особенности языка и веры, например, обязательно сказываются на развитии технологии и искусства. В определенном смысле нахождение способа изображения удаленной перспективы художником Леонардо да Винчи9 и изобретение способа сохранения продуктов в холодильнике инженером Теллье — равнозначные события человеческой культуры.

Разбиение на «физиков» и «лириков» ущербно в своей основе. Леонардо да Винчи был сильнейшим
инженером-фортификатором, он разработал идеи подводной лодки и вертолета. Эйнштейн играл на скрипке, интересовался психологией10. Кто-то скажет — ведь они были гениями! Да, но верно и обратное: они были гениями может быть именно потому, что не ограничивали себя рамками узкой предметной сферы.

Сегодняшнее «предметно-кусочное» образование — причина многих бед. У нас даже культивировалось суженное сознание: «Вот здесь я — специалист, а всего остального не понимаю и этим горжусь». Это было целесообразно в индустриальной модели общества, где каждый должен был «делать свое дело», а во всем остальном «слушаться и повиноваться».

У меня не раз складывалось впечатление, что литература и химия, например, лежат у людей в разъединенных отсеках мозга.
Даю в сильном классе на уроке физики задачу, в которой нужно применить «химические» знания. Результаты плачевные. Начинаем разбираться. И тогда ребята говорят: «Ну, Вы бы нам сказали, что нужно химию применить, мы бы задачу решили…»

Трудно ожидать, что после многих лет «предметно-кусочного» образования само по себе возникнет системное мышление. Образно о результатах такого образования для «среднего ученика» сказал К. Д. Ушинский:
«...Понятия и даже идеи лежат в голове его такими мертвыми вереницами, как лежат по преданию оцепенелые от стужи ласточки: один ряд лежит возле другого, не зная о существовании друг друга, и две идеи, самые близкие, самые родственные между собой, могут прожить в такой, поистине темной, голове десятки лет и не увидеть друг друга».11

Требование целостности образования становится все более насущным. Существующая система выполнить его не в состоянии. Слабые попытки наладить «межпредметные связи» уже лучше, чем ничего, хотя зачастую они сводятся к поверхностным и столь же «кусочным» фактам типа: а Менделеев еще и стихи писал…

Можно спорить о том, изжило ли себя предметное образование или оно еще имеет свои не использованные пока возможности улучшения, но несомненно одно: требования к образованности человека растут. И, похоже, не просто растут, а в геометрической прогрессии — в соответствии с графиком Мэмфорда.

И здесь нас встречает следующее противоречие.
Противоречие 4
Чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между сильными и слабыми учениками.

Люди перемешиваются по всей планете: массовые миграции, смешанные браки, Интернет-технологии знакомств… Географических барьеров практически нет, языковые преодолеваются все более просто.

Однако, на этом фоне не столь заметно, вырисовывается и другая тенденция: все более жесткое деление на образованных и необразованных. На тех, кто готов к завтрашнему дню, и на тех, кому милее вчерашний. Эта тенденция содержит в себе социальную опасность. Оно делит человечество на две части…

Несомненно одно: всегда были успевающие и неуспевающие. Но только теперь, в новом мире, зависимость судьбы от образования становится все больше. Я думаю, влияние образования на судьбу конкретного человека в исторически короткий период станет больше, чем влияние стартовых возможностей: происхождения, капитала и пр.
В то время, когда Америка вступает в 21-е столетие преисполненная надеждой и ожиданиями лучшего будущего, слишком много наших учеников — самых нуждающихся, оказываются отстающими. Как показывают данные национального тестирования, сегодня почти 70 процентов четвероклассников, проживающих в центральных районах наших городов, не владеют навыками чтения на базовом уровне. (…)

Мы стоим перед лицом настоящего общенационального кризиса. Во все большей и большей степени мы из одной нации превращаемся в две разные. Одна умеет читать, а другая нет. Одной есть о чем мечтать, а другой нет.12

В апреле 1996 года, гуляя по Москве, я удивился объявлению на стене автостроительного института: «Автосалон «ЗИЛ» приглашает молодых людей с высшим образованием на работу автослесарем или электриком. Обучение на месте, перспектива роста». Сегодня подобное объявление — банальность.
К примеру, у автомехаников в агентствах по продаже Ford могут и сегодня быть руки в смазке, но и они пользуются компьютерными сетями, сконструированными Hewlett-Packard, которые обеспечены экспертными системами, помогающими в поиске неисправностей, и имеют мгновенный доступ к 100 мегабайтам технических чертежей и данных, содержащихся на CD-ROM. Система запрашивает данные об автомобиле, который подлежит ремонту, … делает заключение и устанавливает последовательность ремонта.13

Эти люди — не «тупые придатки» к компьютеру. Они постоянно учатся. Парк машин непрерывно обновляется, компьютерные программы диагностики усложняются.

Навыки производственной, бытовой, социальной жизни становятся столь разнообразными, многоходовыми, информационно насыщенными, что без соответствующего образования невозможно быть успешным ни в одной сфере жизни.

В цивилизованных странах качество жизни большинства населения пропорционально уровню образования. Степень бакалавра позволяет ее обладателю за 40 лет заработать дополнительно $2 млн по сравнению со своим сверстником, закончившим только среднюю школу. Степень магистра (уровень выпускника университета) дает в среднем дополнительно $2,3 млн. И этот разрыв со временем только увеличивается.
Еженедельные заработки выпускников средней школы упали от 387 долларов 24 центов в 1969 году до 335 долларов 20 центов в 1989 году. Федерация приписывает это 12-ти процентное понижение потере в производительности труда так называемых «работников передней линии». Федерация сравнивает это с примерно 8-ми процентным повышением заработков выпускников колледжей.14

Пропасть между двумя «нациями» — образованных и необразованных — серьезная социальная проблема. Любой путь ее решения будет натыкаться на новые противоречия. Рассмотрение этих противоречий — тема отдельной статьи, если не книги. Здесь мы рассмотрим только одно из них, не самое сложное, но самое обсуждаемое. Это противоречие цены.
Противоречие 5
Образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым15 , чтобы быть доступным.

Качественное образование очень дорого. Оно предполагает высокие зарплаты учителей, серьезную
материально-техническую базу, постоянное обновление содержания и много чего еще.
Александр I тратил на содержание Царскосельского лицея пятую часть доходов семьи Романовых. Семьи, которую со времен Екатерины II считали богатейшей в мире. Иезуитский орден был сказочно богат — одни латиноамериканские золотые и серебряные рудники чего стоят! — и тратил на свои «образовательные программы» больше половины доходов.16

Не нужно надеяться, что государство — даже богатое государство — может легко решить эту проблему. Государство может и должно вкладывать в образование — с этим давно никто не спорит. Однако противоречие остается…
В 1986-м году предложение правительства Франции поднять плату за обучение в вузах вызвало взрыв возмущения студентов, что привело к отставке министра просвещения. Но уже через несколько лет молодые люди сами выразили намерение заплатить при поступлении суммы, в 2-3 раза превышающие обычный «налог на абитуриентов». При условии, что эти средства помогут университетам повысить уровень преподавания и коренным образом улучшить материальное оснащение учебного процесса. И таких активистов-студентов набралось 60 процентов.

Есть еще один аспект цены образования, который определяется известным психологическим эффектом: то, что досталось дешево, не ценится. Когда-то я, обнаружив интересную книгу, покупал несколько экземпляров и раздавал знакомым. Вскоре я обнаружил, что эти книги не читают. Тогда я поменял тактику: стал продавать книги. И что вы думаете — «коэффициент читаемости» сразу вырос.
В Австрии высшее образование бесплатное. Допуск — без вступительных экзаменов, то есть любой абитуриент = выпускник гимназии имеет право поступить в любой университет… В расчете на 1000 населения в Австрии — один из самых высоких показателей числа студентов в мире. Качество выпускников не вызывает сомнений. Казалось бы — все прекрасно, но… В расчете на 1000 населения — в Австрии один из самых низких показателей в Европе числа специалистов с законченным высшим образованием! Продолжительность учебы намного превышает оптимальные сроки (в полтора-два раза). Стоимость выпускников для государства намного выше, чем в других странах ЕС. Пока единственное решение властей — введение символической платы за семестр ($315).17

Хорошее образование стоит дорого. Еще дороже обходится плохое образование — его последствия разрушительны. Мы вступили в эпоху, когда некомпетентность — инженера ли, генерала ли, политика ли — становится все более общественно опасной.
Противоречие 6
Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной.

Юристы придумали: незнание законов не освобождает от ответственности. Хочется добавить: незнание законов химии не освобождает от ответственности за отравление рек, незнание законов физики не освобождает от ответственности за чернобыли, незнание законов биосферы не освобождает от ответственности за экологические катастрофы…

Непонимание экономики и политики, законов существования социума позволяет манипулировать людьми против их собственного интереса, против развития общества.

Незнание опасно, а значит знание обязательно. Причем круг обязательных знаний растет по той же экспоненте. Конечно, в идеале ученик должен добровольно, с удовольствием осваивать знания. Тогда обучение будет высокоэффективным. Только часто ли встречается такой идеал?
Представьте себе, что мы с вами находимся в музыкальной школе. Вот привели мальчишку-новичка. Но никто не говорит ему: ты будешь учиться играть на этом инструменте. Никто не заставляет его что-то брать или делать.
— Можно пойти туда послушать?
— Можно.
— А можно понажимать клавиши?
— Можно.
— А потрогать струны?
— Можно.
Все можно... Ребенок осторожно оглядывается, потихоньку привыкает. Не сразу, на третий или четвертый раз он сам выбирает инструмент. Вот теперь, и только теперь, его можно начинать чему-то учить.

Учеба идет хорошо, когда ребенок сам выбрал, чему он будет учиться. Но и здесь много подводных камней. А если не выбрал — ничего не выбрал? А если сегодня выбирает одно, завтра другое, послезавтра третье — и конца не видно? Сунь огурец в рассол — и он обязательно станет соленым. Пока взрослые не научились строить образовательную среду таким образом, что ребенок в ней обязательно захочет учиться — противоречивая ситуация будет сохраняться.

Страны — Гонконг, Тайвань и другие — которые совершили рывок из нищеты, сделав ставки на высокие стандарты образования, это противоречие не разрешили. Жесткий прессинг обязательного образования позволил войти в нишу высокоинтеллектуального производства и поднять материальный уровень, но он же калечит психику и ослабляет нервную систему.

В странах «зрелой демократии» другой перекос. Учителя боятся хоть чуть-чуть напрячь детей и вызвать этим гнев родителей. Один учитель на спор с учениками съедает дождевых червей, другая учительница заключает пари на право бросить ей торт в лицо — отчаянные попытки хоть как-то вызвать активность учеников. В США большое количество детей, в основном из бедных семей, вообще бросает школу, не доучившись — это уже стало национальной проблемой. Уровень образования тем временем падает. Как быть? Решение пока не найдено, хотя кое-какие попытки предпринимаются.
В штате Западная Виржиния пару лет назад власти штата приняли закон, согласно которому каждый, кто бросает школу, автоматически лишается водительских прав. Причем неважно, есть ли у того или иного школьника средство передвижения. Бросил школу — не получишь разрешения водить машину или мотоцикл. И что же? В нынешнем году число выпускников средних школ в Западной Виржинии побило все рекорды. Не только резко снизился отсев, но закон многих вернул обратно в классы.18

Образование — область сложных противоречий, парадоксов, открытых задач. Над проблемами образования «ломали голову» умнейшие из умнейших.
Альберт Эйнштейн в переписке с Жаном Пиаже удивлялся смелости ученого, поставившего задачей изучить процесс формирования мышления ребенка. Решаемые им физические проблемы он назвал детской игрушкой по сравнению с тайнами сознания и подсознания ребенка.19

Образование — это всегда вложение в будущее. И здесь кроется важное
Противоречие 7
Жить хорошо хочется сейчас, сегодня. А вложение в будущее требует ограничений в настоящем.

Образование требует пристального внимания. Те страны, которые занимаются системой образования по остаточному принципу, всегда будут жить по этому же принципу. Парадоксы и противоречия образования нужно решать. И не просто решать, а красиво.

P.S. Зачем обо всем этом пишу?

В последнее время я прочел несколько популярных американских книг по образованию20. Огромные тиражи, хороший язык, масса достоинств. Авторы дают рецепты революционных изменений в Образовании. Но при этом не видят противоречий — поэтому их рецепты кажутся простыми и доступными. Но это обманчивая простота — «гладко было на бумаге…».

Говорят, правильная постановка вопроса — половина решения. Если мы действительно хотим решать задачи образования, а не «делать вид», то жесткая, сформулированная в противоречиях постановка вопросов необходима. Иначе — самообман.
(с) Гин Анатолий


Источник http://www.trizway.com/art/form/107.html

Буду рад аргументированным мнениям:)

Offline

#2  09.12.08 23:30

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Бред..
во первых, может что меняется но закон ома (и прочие законы физики)остается :-) То есть если раньше изучал ламповую технику, то можешь и осилить полупроводниковую.. далеко ходить не нало у меня знакомый телемастер, ему за 40 лет.. ремонтирует практически всё
Во вторых, так получается что за частую человек с университетским образованием не работает по специальности, а приходиться переквалифицироваться.. пусть даже после курсов в 1-2 месяца...
В третьих, не надо плодить делитантов то есть те которые могут многон, но по чуть-чуть, качество из-за этого соотвественно страдает
В четвёртых, далеко ходить не надо мешало ли Биллу Гейтсу стать миллионером отсутсвие образования? Таких примеров ещё много.
В пятых, сейчас другое время наличие образования в крупных городах где все автоматизировано является не обходимым и поэтому не стоит удивляться что фирмам необходимы "техники" с образованием.
Но нужно ли образование "высшее" в деревнях??
В шестых, позабавил тот момент что во Франции сами студенты сами предложили повысить плату за обучение, это скорее исключение, чем правило, особенно в российских реалиях.
В седьмых, диплом ВУЗа не гарантирует что у его обладателя есть действительно знания.
Ну и в восьмых, есть такой афоризм, СТАРОСТЬ НАСТУПАЕТ ТОГДА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЁТ УЧИТСЯ. Сейчас довольно много курсов по повышению квалификации.

Исправлено Nigilist (09.12.08 23:34)

Offline

#3  09.12.08 23:59

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Nigilist написал(а):

Бред..

вот без этого слова достойный ответ. Автор статьи рассматривает образование с точки зрения "творчества", в чем на данный момент мало кто из нас силен ибо привыкли что нам в универе преподаватель должен прийти отчитать лекцию и уйти. Такому подходу уже много десятков лет и он себя изжил.

Nigilist написал(а):

В четвёртых, далеко ходить не надо мешало ли Биллу Гейтсу стать миллионером отсутсвие образования?

это человек исключение. Он начал свое дело в нужное время и в нужном месте. Думаю будть он в СССР не было бы Майкрософта.

Nigilist написал(а):

В третьих, не надо плодить делитантов то есть те которые могут многон, но по чуть-чуть, качество из-за этого соотвественно страдает

никто же и не говорит, что нудно знать все и не качественно. Но зацикливаться на одном и том же нельзя иначе человек деградирует.
Это примерно как на заводах, где работник всю жизнь стоит у одного и того же станка и нажимает одну лишь кнопочку. К сожалению часть массы не желает учиться,а те кто желает к ним данное высказыванпие не относиться.
Тот кто развивается, изучает что-то новое он и подходит к своему делу творчески.

Offline

#4  10.12.08 00:00

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

карочи, если префразировать джеки чана - "это все от того, что вы, ленивые свиньи, не хотите учиться"

Offline

#5  10.12.08 00:20

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Unclead, Гейтс исключение? спроси барыг на рынке, или просто продавцов, все ли они имеют образование и нужно ли им было вообще. Так примеров много.
У станка кнопочку нажать? только с годами человек становится профи, да я слышал, иногда таких узкоспециализированных вышедших на пенсию зовут снова на работу, сейчас полно дилетантов, а по настоящему профи мало.

Offline

#6  10.12.08 00:40

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

вот старая, но интересная статья по теме образования: http://www.rosbalt.ru/print/188816.html

Offline

#7  10.12.08 00:59

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Serz, по ссылке выдаёт
The page you are looking for is temporarily unavailable.
Please try again later.

Offline

#8  10.12.08 08:33

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Unclead,  А ты автор этой статьи? Если нет то на каком основании ты требуешь аргументированных мнений.

Хотя бы для приличия сам прокоменнтируй статью

Offline

#9  10.12.08 11:13

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Ратмир написал(а):

Unclead,  А ты автор этой статьи? Если нет то на каком основании ты требуешь аргументированных мнений.

Хотя бы для приличия сам прокоменнтируй статью

Unclead написал(а):

Один из мастеров "ТРИЗ" Гин Анатолий Александрович выделил в нашей системе образования 7 противоречий. Хотелось бы вылсушать ваше мнение по этому поводу. Доводы за и против. Ваше мнение мне нужно для выполнения курсовой работы.

я думаю я ответил на твой вопрос

Offline

#10  10.12.08 13:17

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Unclead, ну что то есть.

Offline

#11  10.12.08 14:57

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Честно, не осилил.
Но из того что прочитал могу сказать одно: здесь есть доля правды.

Nigilist написал(а):

То есть если раньше изучал ламповую технику, то можешь и осилить полупроводниковую..

Это правило выполняется для редких телемастеров.
Если человек способен в 45 лет переучиваться, то такой человек просто уникум. Не думаю что 45и летний инженер, выучившийся во времена повального производства и использования ламп, имеющий семью и детей сможет найти хотябы время, чтобы что-то освоить.

Наша система образования в корне не совершенна. Если оглянуться назад, то можно увидеть становление образования в той же Америке и у нас. Мы  пошли по пути создания университетов(!), а они академий и институтов. Образование не может быть универсальным! Как можно знать всё?
А что получила Америка до того, как их система дала трещену? Высококачественных специалистов только в одной конкретной области. А что имеем мы?
Окончил человек университет и пришёл работать на производство:
1. Он в глаза не видел то,  с чем ему предстоит работать, разве что на картинках.
2. Так как он изучал большое колличество дисциплин, его знания плохо систематизированы и очень поверхностные.

Какой толк от специалиста, которого придётся учить? Я не говорю что все выпускники такие, но таких большенство. Какой смысл учиться скажем на ФЛА, закончить со средним балом выше 4 и пойти работать системным администратором или менеджером продаж?

Со мной работают выпускники кафедры, на которой я учился. Все они программисты, а не специалисты в области микроэлектроники или техники СВЧ. Да, и я сам работаю программистом. Потому что я этому учился, но учился сам, фактически бросив универ. Я сам выбрал для себя дисциплины и учился. И я продолжаю выбирать и учиться, учиться тому, что действительно мне нужно, а не тому, что диктует мне программа нашего всеми любимого министерства образования. И мало того, я ещё учу других людей тому, что знаю сам. Переучиваю их, но не нагружаю их лишней информацией о законе Ома, так он им бесполезен.

Offline

#12  10.12.08 15:38

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

A-Lex написал(а):

Не думаю что 45и летний инженер, выучившийся во времена повального производства и использования ламп, имеющий семью и детей сможет найти хотябы время, чтобы что-то освоить.

Да сколько угодно, и тут ничего уникального. Или по твоему все инженеры старше 45 сейчас дворниками работают?

Offline

#13  10.12.08 16:41

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

я этого не говорил.
сужу по своему опыту, опыту своих друзей и родителей.
Я имел ввиду то, что очень часто у людей не остаётся времени на изучение чего-то нового. Когда проходил практику на Востоке (НПЗО), в отделе куда я попал работал как раз инженер за 50, который давно закончил тогда ещё НЭТИ. Так вот его сложно переучить, да и никто этого делать не будет, и времени на это у него нет. Так как те приборы, с которыми приходиться там работать не просто морально устарели, а состарились до нельзя. А других нет.
Допустим закрывают этот отдел. Куда ему идти работать? Когда ему переучиваться? Сидя на работе и перепаявая старые приборы, прямая дорога которым на свалку? Дома, где у него не только дети, но и уже внуки. Которым нужно уделить время, внимание. На выходных? Когда всю неделю пахал как лошадь, и теперь тупо хочется отдохнуть и ничего не делать.

Offline

#14  10.12.08 16:46

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Если пойти дальше, то по хорошему, каждое предприятие должно каждого сотрудника раз в пять лет или чуть реже отправлять на повышение квалификации. Только отправлять не в университет(!), а туда, где учат не всему подряд, а только тому, чем занимается конкретно каждый сотрудник.
Но в нашей действительности это не возможно. Нет денег на командировки, нет, точнее недостаточно организовано проведение семинаров и курсов по повышению квалификации.

Лично моя последняя поездка на подобную конференцию окончилась полным разочарованием. Так как те кто делали доклады и вели семинары оказались не совсем подкованными в своём деле. Ничего нового я с собой не привёз и зарёкся  больше ездить на подобные мероприятия

Offline

#15  10.12.08 17:20

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

A-Lex написал(а):

Мы  пошли по пути создания университетов(!), а они академий и институтов. Образование не может быть универсальным! Как можно знать всё?

Речь не идёт о том, что бы знать всё. Речь идёт о создании целостного мировоззрения и понимания как соотносится твоя специальность хотя бы со смежными дисциплинами.

Примеров может быть много. Например, база полученная тобой в школе позволила стать тебе программистом, это не мало, потому-что уже сейчас людей которые способны работать программистами будет, да и уже, выпускается школами меньше.

Другой пример. Геофизическая станция. Персонал стараются укомплектовывать так, чтобы кроме собственно геоспециалистов на каждой станции оказались человек который кроме всего остального может восстановить работоспособность компьютерной техники/софта/написать софтину и человек который может в полевых условиях разобраться/восстановить вышедший из строя прибор или собрать из двух один. Кроме этого они должны по возможности обучать этому остальных.

Фактически все программисты, которые пишут производственный софт, должны разбираться в той сфере, для чего они его пишут. Иначе всё очень сильно усложняется и требуется уйма дополнительного времени и подключение к процессу посторонних людей.

Кроме Заработка, где люди получают деньги, есть ещё и Работа, которая, в общем-то, и является жизнью.
Для кого-то это семья, для кого-то хобби, для кого-то карьера, кто-то воплощает свои идеи, кто-то просто познаёт жизнь. Несмотря на то, что работа является более важной составляющей, чем заработок, именно здесь узкая специализация проявляет себя с наихудшей стороны. Почему думаю ясно?

Offline

#16  10.12.08 17:31

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Какой толк от специалиста, которого придётся учить?

Если будет производство, на котором не нужно обучать специалиста, то это производство никому не будет нужно, потому-что каждый дурак его будет сам организовывать. :)

Offline

#17  10.12.08 17:47

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Согласен.
Но приходится учить с нуля.

Wanderer написал(а):

база полученная тобой в школе позволила стать тебе программистом

Да это, вообщем то так. Большее влияние конечно оказал институт.

Wanderer написал(а):

потому-что уже сейчас людей которые способны работать программистами будет, да и уже, выпускается школами меньше

А это ли не недостаток нашей системы образования? Помимо прочего, я знаю людей которые компьютер увидели только в университете на первом курсе, но не смотря на это стали программистами. Школа им ничего не дала для получение профессии.

Wanderer написал(а):

Если будет производство, на котором не нужно обучать специалиста, то это производство никому не будет нужно

Про обучение сотрудников я уже писал. Да учить надо, но опять же не с нуля(!)

Offline

#18  10.12.08 18:11

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

A-Lex написал(а):

Не думаю что 45и летний инженер, выучившийся во времена повального производства и использования ламп, имеющий семью и детей сможет найти хотябы время, чтобы что-то освоить.

Маме моей в 40 лет пришлось идти учиться, училась она хорошо, несмотря на наличие двоих детей. Свое третье высшее образование она получила запросто, но сама говорила, что с удовольствием поучилась бы еще чему-нибудь...

Offline

#19  10.12.08 18:18

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

A-Lex написал(а):

потому-что уже сейчас людей которые способны работать программистами будет, да и уже, выпускается школами меньше

А это ли не недостаток нашей системы образования?

Мне видится это результат изменений в системе образования.

Помимо прочего, я знаю людей которые компьютер увидели только в университете на первом курсе, но не смотря на это стали программистами. Школа им ничего не дала для получение профессии.

Были уроки математики, геометрии, литературы, русского и английского языка в школ. В некоторых школах были логика и системы счистения. Система кружков в домах пионеров, где изучались основы проектирования. Это если программирования небыло. Всему этому с нуля вряд-ли приходится обучать.

Offline

#20  10.12.08 19:31

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Ведь суть то еще в том, что в университетах зачастую рабоатют люди за 40. Молодые специалисты не хотят работать в университетах ибо з/п в 10-12 тысач их не устраивает.
И вот наши преподаватели выросшие на знаниях пригодных в 50-60 годах дают их нам, а эти знания в большей своей части устарели.
Я не говорю о таких классических науках как математика,физика.
Все же большинство специальностей на них не строится.В итоге выпускник приходит на предприятие, а то что ему рассказывали о производстве совсем расходится с реальностью. я конечно утрирую некоторые вещи но суть от этого не меняется.

Также возмем туже школу. С 1 класса нам ставили оценки. Сам помню как одному из моизх одноклассников в 1-ом классе поставили 2. Он в дневнике стеркой стер эту 2 и учительница на весб илст нарисовала ему 1.
Кому хорошо от того что стоит 1. учительнице-показала свою значимость и то, что она выше ребенка.
Ребенку же этот кол глубоко западает в душу и он начинает понимать, что из него не выйдет толку. Также появляется страх что об этом узнают родители и поругают. В итоге парень стал двоешником и остался на 2-ой год.
Лишь совсем недавно отменили оценки с 1 по 3 класс и ставят усвоил/не усвоил.
О какой системе образования может идти речь...

еще интересно это противоречие:
Противоречие 6
"Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной."

заметил на личном опыте. Учусь на 5 курсе и нет ни одного предмета,который был бы мне интересен. в тоже время работа доставляет мне гораздо большее удовольствие и на данный момент я узнал за 9 месяцев(работая) больше чем за 3 года в универе.
В который раз убедился, что практика лучший двигатель к обучению.

Не стоит также забывать, что система образования это нге только "копилка знаний". В первую очередь нас должны воспитывать,делиться жизненным опытом. Многие ли преподаватели это делают? Единицы.

Исправлено Unclead (10.12.08 19:35)

Offline

#21  10.12.08 20:15

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

где-та полгодика назад, была тема про фусенко, что типа слишком много инженеров. теперь мой взгляд на это.
знаете ли вы, сколько инженеров работало в начале прошлого века на путиловском заводе? АДЫН!!! вышка действительно ценилась очень высоко - инженер был как щас квалифицированный топ-менеджер.
теперь к делу. про несчасного 45-летнего лампового инженера - ну какая разница - лампы или транзисторы, или набор этих транзисторов - микросхема? т.е. припаять 3 ножки мы можем, а 5 - не обучены? мож товарищ - ленивый скот, не способный оторвать задницу и перелистать пару справочников? косвенно тот факт подтверждает серьезный процент бомжей с в/о.
еще ньюанс. возьмем самый жосский курс у нас в вузе - физику или мат.анализ (мы говорим об технических специальностях) - в некоторых семестрах эти предметы читают даже по 2 раза в неделю. а теперь возьмем конспект лекций и сравним подобными темами в соответсвующих справочниках - приходим к выводу, что даже такого времени, отведенного для лекций не хватит для полноценного переноса всего объема информации. одних лекций для владения предметом недостаточно. на намек пользования литературой начинается вой - "у нас проблемы с библиотекой" и типа отъ*бись. и вот это получит дипломы инженеров. хотя по-моему они больше тянут на птушеков, чем на людей способных решать проблемы.
так вот если смотреть на наш вуз, что большая часть выпускников не поднимается выше планки пту, без каких либо потуг на дальнейшее развите.

з.ы. ну и что что преподавателям по 40-50 лет? знания устарели? а вы готовы изучать новое? большинство студентов литературу брать в библиотеке не хотят, не то, что искать новую информацию. блин я вот с проблемой стакнулся - студенты 2го курса правильно примерчик с дробями (для 10 класса) решить не могут. вот об этом подумай, а не рассуждать что "знания в большей своей части устарели."

Исправлено old nikky (10.12.08 20:23)

Offline

#22  10.12.08 20:58

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

какой вопрос у автора темы? образование должно быть узконаправленным или общим? мое мнение общим, с упором на то, что у человека получается больше всего.

Offline

#23  10.12.08 21:26

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Tomahawk написал(а):

какой вопрос у автора темы? образование должно быть узконаправленным или общим? мое мнение общим, с упором на то, что у человека получается больше всего.

вопрос: ваше мнение по поводу выделенных в статье 7 противоречиях.

Offline

#24  10.12.08 21:39

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

old nikky написал(а):

з.ы. ну и что что преподавателям по 40-50 лет? знания устарели? а вы готовы изучать новое? большинство студентов литературу брать в библиотеке не хотят, не то, что искать новую информацию. блин я вот с проблемой стакнулся - студенты 2го курса правильно примерчик с дробями (для 10 класса) решить не могут. вот об этом подумай, а не рассуждать что "знания в большей своей части устарели."

уровень знания уже давно падает(2-3 года это точно). Я сравниваю нынешних выпускников с теми, что выпускались в мое время и мне грустно за подростающее поколение.
К сожалению желание получать новые знания уходит на 4-й и т.д. план.

Кстати что вы все привязались к точным наукам как физика и высшая математика.Как я уже писал

Unclead написал(а):

Я не говорю о таких классических науках как математика,физика.

есть множество дисциплин(узкоспециализированных) где новые знания(прорывы) не появляются уже пол-столетия.


все же тема то про ваше отношения к противоречиям.

Offline

#25  10.12.08 21:58

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Скажу еще проще, гений гениален во всем. Если человек рас3.14здяй то никакое образование ему не поможет.

Offline

#26  10.12.08 23:54

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

A-Lex написал(а):

сужу по своему опыту, опыту своих друзей и родителей.

Ну я как-бы тоже.
У меня родители 25 лет врачами отработали. Дцумаешь за это время не изменилось оборудование и проч?- Изменилось. Но как ни странно, пациенты идут к ним, а не к молоджым выпускникам медвузов.

A-Lex написал(а):

ак вот его сложно переучить

Поэтому он работает на востоке за 10 тыщ, ибо

Nigilist написал(а):

Если человек рас3.14здяй то никакое образование ему не поможет

A-Lex написал(а):

, да и никто этого делать не будет

А кто извините должен это делать? У нас капитализм вроде как, каждый за себя

A-Lex написал(а):

Допустим закрывают этот отдел. Куда ему идти работать?

Дворником, грузчиком. А Восток надо давно прикрыть

A-Lex написал(а):

то по хорошему, каждое предприятие должно каждого сотрудника раз в пять лет или чуть реже отправлять на повышение квалификации.

Бред. Толк будет для одного из 10. Зачем предприятию тогда платить за 10. Работник просто должен знать, что его зарплата зависит от квалификации и постоянно ее повышать

Offline

#27  11.12.08 00:00

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

wer7, капитализм говоришь? ты не путаешь со спекуляцией? В любой стране должна быть НОРМАЛЬНАЯ социальная политика. Это нормально когда инженер на оборонке получает не более 10 тыс р ?

А что скажешь о Скандинавии и Германи?

Я так и не понял что имел ввиду в ответе на мой пост.

Исправлено Nigilist (11.12.08 00:02)

Offline

#28  11.12.08 00:05

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Nigilist написал(а):

капитализм говоришь? ты не путаешь со спекуляцией?

нет

Nigilist написал(а):

В любой стране должна быть НОРМАЛЬНАЯ социальная политика

Социальная политика- это про инвалидов, сирот и пенсионеров. К какой из этих категорий относятся инженеры оборонных предприятий?

Offline

#29  11.12.08 00:13

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Опыт работы в ситеме образования не слишком велик, так что всё это очень субъективное мнение.

1. Фактологическое образование не удовлетворяет современным требованиям.
Первое "противоречие" решается хорошими преподавателями. Есть те кто просто скидывает кучу фактов на учеников, есть те кто создаёт систему. Если "ядро" заложено, то это значительно облегчает получение новых знаний учениками в дальнейшем. Без ядра не помогуть ни какие аналитические способности, если только "самородок", самостоятельно для себя не откроет все базовые принципы. Текущая система образование вполне может решить эту проблему.
Положительное влияние окажет увеличение связанных с предметом практических занятий(лабораторных).
Отрицательное - ЕГЭ.

2.Образование должно быть узкоспециальным, ибо «нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему тяжело найти общий язык со специалистами других профилей при решении общей задачи.

"Образование должно быть узкоспециальным, ибо «нельзя объять необъятное». - в высказывании нет логики. А вообще подпишусь под словами Tamahawk'а.

Ещё.

Ни вузовское, ни школьное образование этому требованию в настоящее время не удовлетворяют. Крупные коммерческие компании все чаще пытаются самостоятельно — с переменным успехом — решать для себя эту проблему.
Американская компания «Белл Телефоун Систем» создала «Гуманитарный институт» для перспективных менеджеров — в качестве средства против узкой специализации.

Это он про чью систему образования говорит? :D

3.Обучение должно быть предметным, так как оно копирует, повторяет организационную структуру науки. Но предметное обучение мешает цельности восприятия мира.
Всё решается кадрами. Если преподаватель в состоянии, то он покажет междисциплинарные связи и в текущей системе образования, если же пришёл отчитал лекции, то никакая система не поможет.

4.Чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между сильными и слабыми учениками.
Значит вопрос стоит не будем учить, а то станешь богатым и будет расслоение? Помоему если требования образования снизить, то не будет 2 нации образованая и нет(да и не сгущает ли автор краски?), а будет горстка управителй, и армия нищего необразованного быдла.

5.Образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым, чтобы быть доступным.
"****** должно быть дорогим, чтобы быть качественным". Прошу прощения, но сетевеки задолбали этой хнёй. Реакция на подобное построение уже неадекватная.

6. Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной.
Образование должно быть обязательным, например, до 10-го класса. И добровольно-легкодоступным до старости.

7. Жить хорошо хочется сейчас, сегодня. А вложение в будущее требует ограничений в настоящем.
Ну и что?

Серьёзно, по неэксперному мнению, статья ацкий оцтой, ищи другую тему для курсовой. :)

Исправлено Wanderer (11.12.08 00:20)

Offline

#30  11.12.08 00:15

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

wer7, Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:
- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также
- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.
Социум - это прежде всего общество а не совокупность инвалидов, пенсионеров и т.д!!

Offline

#31  11.12.08 00:19

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Nigilist написал(а):

Социум - это прежде всего общество а не совокупность инвалидов, пенсионеров и т.д!

Ну да
И чо?
Занятость есть (завод Восток в приведенном примере), поддержание уровня доходов есть (10 тыр), социальная политика на высшем уровне.

Offline

#32  11.12.08 00:25

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

результат соц.политики должен быть не просто жалкое существование человека. И где в своём примере видешь соц.политику на высоком уровне?

Offline

#33  11.12.08 00:29

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Nigilist написал(а):

И где в своём примере видешь соц.политику на высоком уровне?

Ну как где? Человек ничо не делает и получает 10 тыр. Разве это не высший уровень? В полне благополучной Латвии пенсионеры и безработные  получают  в 2 раза меньше.

Исправлено wer7 (11.12.08 00:29)

Offline

#34  11.12.08 00:33

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

wer7, ничего не делают? это ты по кому судишь?

Offline

#35  11.12.08 00:36

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Nigilist, по работникам завода Восток

Исправлено wer7 (11.12.08 00:36)

Offline

#36  11.12.08 00:41

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

wer7, то есть они ничем не занимаются?

Offline

#37  11.12.08 00:46

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Wanderer написал(а):

Серьёзно, по неэксперному мнению, статья ацкий оцтой, ищи другую тему для курсовой. :)

мне нужно проанализировать массив противоречий с точки зрения ТРИЗ на примере  системы образования. К сожалению автор статьи лишь один из немногих, кто пытается найти корни зла в нашей системе образования и донести их до людей.

Кстати сам Анатолий Гин педагог со стажем и он может рассуждать о таких вещах как знающий.
Но никто конечно не навязывает его точку зрения.

Система образования не позволит менять себя т.к. это уже давно устоявшаяся,система со своими порядками и нравами, и как в любой подобной системе всякие нововведения(не подтвержденные практикой) отвергаются.

Wanderer, ты также делаешь уопр на кадры. Кто сейчас составляет большую часть кадров? Пожилое поколение преподавателей(не спорю багад знаний у них огромный), но большинство из них уже натерпелись от студентов(школьников) и приходят на работу лишь бы отчитать часы.
Преподавателей, которые идут на работу с удовольствием не так уж и много в общей массе(сужу конечно по личным наблюдениям).

Wanderer написал(а):

5.Образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым, чтобы быть доступным.
"****** должно быть дорогим, чтобы быть качественным". Прошу прощения, но сетевеки задолбали этой хнёй. Реакция на подобное построение уже неадекватная.

в мире где правят деньги и все думают о том как бы прокормить свою семью, люди не станут учить(работать) за бесплатно. Государство не может(наверное, даже не хочет) обеспечить всем бесплатное образование как во времена СССР.

Тут конечно идет параллель с западным образованием, где студенты платят по 30к убитых енотов в год(а может и больше). При такой плате и зп у преподавателей приличная(это я не знаю,предполагаю) да и есть деньги на покупку новой техники и т.д.( в статье приведено достаточно примеров).

Unclead написал(а):

Не нужно надеяться, что государство — даже богатое государство — может легко решить эту проблему. Государство может и должно вкладывать в образование — с этим давно никто не спорит. Однако противоречие остается…
В 1986-м году предложение правительства Франции поднять плату за обучение в вузах вызвало взрыв возмущения студентов, что привело к отставке министра просвещения. Но уже через несколько лет молодые люди сами выразили намерение заплатить при поступлении суммы, в 2-3 раза превышающие обычный «налог на абитуриентов». При условии, что эти средства помогут университетам повысить уровень преподавания и коренным образом улучшить материальное оснащение учебного процесса. И таких активистов-студентов набралось 60 процентов.

З.Ы. твой пост хороший с точки зрения обоснованности своего мнения.Спасибо

Offline

#38  11.12.08 01:41

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Unclead вобщем-то понятно, что автор Анатолий Гин пытался найти ошибки в самой системе. Но на самом деле всё в ней не так уж плохо. И система образования не такой уж окаменевший монстр отживший своё, как его некоторые пытаются показать (не буду показывать пальцем на нашего министра образования).

Например в 90-е конкретно в нашей школе проводились различные опыты преподавания, и они были, имхо, удачными. Была там и достаточно серьёзная специализация, которая в отличае от проводимых теперь реформ заключалась в увеличении нагрузки по некоторым предметам и системе факультативов. Всё это было в рамках системы образования и работало несмотря на нищие 90-е. Но при этом был отличный преподавательский состав.

Несколько лет назад я преодавал в ПТУ. И спокойно менял учебные планы, расписания, нагрузку по своему усмотрению. Так что всё возможно. Но, всё это если есть кому преподавать. Если же преподаватели пришёл отчитал часы, или, как сейчас многие делают, дал кучу тестов, чтобы ученики показали на ЕГЭ хорошие результаты, то нет смысла вообще ничего менять, это будет пустая трата ресурсов, и добъёт систему, которая вобщем-то непричём.

Насчёт платности возмём НГТУ. В 2000-м стоимость учёбы была 7000 рублей. В 2005 уже за 50 тыс. перешагнула. В качестве особых сдвигов заметно небыло, разве что говорят, что начали снижать требования, так как новые абитуриенты не справляются со старыми учебными программами.

Имхо. Доступное и качественное(причём одновременно) образование должно быть самостоятельной целью государсва, а не только средством, без этого государсво идёт лесом. Куда оно в общем-то и идёт.

Исправлено Wanderer (11.12.08 01:59)

Offline

#39  11.12.08 03:35

VS
Профиль

Re: [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования

Гм, это не новость, а принцип единства и борьбы противоположностей. Его частное применение к вопросу образования. Возник он, как и все противоречия мира, хз как давно, но не одну тысячу лет назад, а может и с момента его появления.
Поговорки "лучшее враг хорошего" "Благими намерениями устлана дорога в ад" "Хочешь мира - вооружайся" - лень вспоминать - ещё пол миллиарда - не подсказывают, что противоречий можно найти в любой области жизни, далеко не семь штук?

Можно подумать в 1608, 1708, 1808, 1908 годах люди не задавались вопросом: "как быть?"
Люди не задавались вопросом "Как жить в этом новом безумном мире?" "Мой дед считать умел до пяти, отец до десяти, а мне до тысячи уметь надо? А сына, того и гляди, придётся не сало коптить учить, а химию постигать? Что за зверь то такой химия? Как понять человеку все эти валентности и атомные массы?! Тут горшки лепить пол жизни учишься...".
А когда в массы входило представление о круглой земле? Вот это был разрыв шаблона, представляю себе как у простого народа голова набекрень шла от представления что где-то люди ходят к верх ногами.
Нельзя объять необъятное - вообще бред.
Да, не так давно человек за всю жизнь не изучал столько науки, сколько сейчас студент за неделю осваивает и ничего, будет ещё больше осваивать.
Ещё такое явление: в пять лет, к примеру, выучить английский, кажется, непосильной задачей и учишь всю школу его десять лет его. А в двадцать, понимаешь что реально хороший уровень языка можно за месяц освоить. Обычные люди сносно говорить начинают за неделю если _реально_ стараются.

Некоторые вещи вообще, не открыто, но ощутимо попахивают, типа:

6. Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной.

Типа, кто не имеет 1-3 высших как я - деревенщина и быдло дикое, с которым и в одном городе то жить нельзя, не то что в очереди постоять! Дикий зверь! А кто будет строить, добывать, убирать мусор? Или мы уже в обществе где у всех IQ 200+ и счастье только в познании, а всю "чёрную" работу делают роботы? Ну если не уже, то через пару лет точно?

Offline

Болтовня » [Нужно ваше мнение] Противоречия в системе образования 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.172 сек.
Выполнено 14 запросов.