Официальный сайт студ.городка НГТУ
Статьи и новости » [В мире] Гонка за Арктику 

#1  10.06.08 21:30

[В мире] Гонка за Арктику

Ледовый пряник
10.06.2008 10:59 | Русский Newsweek
http://www.rambler.ru/news/events/53140 … 20880.html

http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/9086_1213108276.jpg


http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/9086_1213108296.jpg


http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/9086_1213108320.jpg


http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/9086_1213108338.jpg


Жители гренландского городка Илулиссат в тревоге: палтус мельчает, доходы падают. Еще больше гренландцев тревожат айсберги. Они тоже мельчают. Прибрежные воды забиваются мелкими обломками льда - и рыбакам все труднее ходить на своих маленьких шхунах. «Рыбу выловили - вырасти не успевает, а лед мелкий - глобальное потепление», - коротко выдает перечень бед глава местной торговой палаты Берг Хегелунд. И переходит к хорошей новости: «Скоро треска придет, а потом еще и нефть найдут. У нас тут нефти, говорят, 10 миллиардов бочек». А потом не церемонясь добавляет: «Как разбогатеем - куплю подлодку и поставлю на дне гренландский флаг. Полюс все-таки наш, а не ваш».

Нефтяной столицей Арктики Илулиссат пока не стал, зато на время стал политической. В конце мая в единственном на весь город спортзале прошла Арктическая океанская конференция - министры иностранных дел приполярных государств впервые собрались, чтобы обсудить раздел Северного Ледовитого океана. По мнению американских геологов, в Арктике хранится 20–25% от мирового объема неразведанных запасов нефти и газа.Конференция показала всему миру, кто владелец этих богатств. Россия, США, Канада, Норвегия и Дания, в состав которой входит Гренландия, твердо заявили, что намерены поделить значительные полярные области между собой; в итоговом документе встречи - «Илулиссатской декларации» - задача сформулирована как «ответственное управление пространствами этого океана пятью прибрежными государствами». Осталось осуществить заявленное.

ГОРЯЧИЙ ЛЕД

Северные страны и раньше наперегонки осваивали Арктику, но в XIX - начале XX в. это была гонка в первую очередь первооткрывателей, за которыми стояли правительства. Делили только то, что рядом лежало - острова Северного Ледовитого океана, тот же Шпицберген, например. Но к началу XXI в. предметом прагматического интереса стал сам океан, точнее, его дно. Сразу много факторов сошлись в одной точке. Потепление климата, развитие технологий и рост цен на нефть делают Арктику более доступной и крайне привлекательной. А Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 г., прописывает, как именно можно разделить дно этого водоема между заинтересованными сторонами.

76-я статья Конвенции позволяет государству расширить свою экономическую зону за пределы установленных международным правом 200 морских миль от берега, если будет доказано, что находящее в нейтральные воды дно - континентальный шельф, естественно связанный с сухопутной территорией государства. В Илулиссате приполярные страны договорились, что территориальные споры в Арктике будут решаться на основе именно этого положения Конвенции. «Есть огромная нужда в новой политике, которая ответит на вызовы, связанные с ускорением освоения Арктики. Но те, кто говорит, что есть какой-то юридический вакуум, ошибаются», - заявил Newsweek глава МИДа Норвегии Юнас Гар Стёре.

Если раздел пройдет согласно правилам Морской конвенции ООН, то карта Арктики станет похожа не на разрезанный на пять кусков пирог, а на коня в яблоках: по всей Арктике будут разбросаны отдельные фрагменты национальных шельфов.

«Сенсацию под названием “Гонка за Арктику” отменили», - иронично подвел итоги конференции в разговоре с Newsweek министр иностранных дел Дании Пер Стиг Мёллер. Именно он выступил инициатором министерского саммита в Гренландии. Сразу после того, как в августе 2007 г. российские полярники водрузили флаг на дно Северного полюса, Мёллер предложил своим арктическим коллегам встретиться и решить территориальные вопросы не в батискафах, а за столом переговоров. Ведь после полярного погружения Россию обвинили чуть ли не в имперской экспансии.

Например, эксперт Совета по внешней политике США Скотт Боргерсон опубликовал в этом году статью «Арктическая жара»: мир окажется на пороге новой войны, если приполярные государства не договорятся. В результате главным героем конференции в Илулиссате стал министр иностранных дел России Сергей Лавров, который разъяснял обеспокоенным западным журналистам, что российский флаг на полюсе значит не больше, чем американский флаг на Луне. Однако никто не может поручиться, что раздел Арктики пройдет без конфликтов. Политическая воля - это необходимое, но недостаточное условие успеха такого проекта. Теперь важно, чтобы геологи стран «арктического картеля» пришли к одним и тем же выводам о строении дна Ледовитого океана, а политики конкурирующих стран и комиссия ООН по шельфу согласились с этими выводами. Тот же американский эксперт Боргерсон, отвечая на вопрос Newsweek, отозвался о конференции весьма скептически - «это была приятная дипломатическая акция без особого содержания».

В Илулиссате всё делали быстро, чтобы не увязнуть в разногласиях. В 9 утра министры встретились в спортзале, расположенном между почтой, футбольным полем и пустырем, где на привязи маялись от летнего безделья полтора десятка ездовых собак. К полудню министры уже выслушали три доклада - о глобальном потеплении, правах иннуитов (эскимосов) и экономических перспективах освоения Арктики. К трем часам дня съездили на морскую экскурсию и пообедали, а в половину четвертого подписали декларацию о судьбе Арктики («В силу своего суверенитета, суверенных прав и юрисдикции над значительными районами Северного Ледовитого океана пять прибрежных государств находятся в уникальном положении…»). После этого дали пресс-конференцию в единственном кинотеатре Илулиссата и разъехались.

Посередине спортзала остался задрапированный белой тканью пятиугольник из школьных парт, в центре которого красовались выложенные мехом зимние сани. Этот предмет гренландского колорита (в полном соответствии с русской пословицей, что сани надо готовить летом) лучше всего символизирует суть арктического саммита - раздел будущего. «Всё, что мы делаем сейчас к северу от Гренландии, мы делаем для будущего, - говорит представитель Министерства науки Дании Торкильд Медом. - Никто не знает, что там действительно есть. Освоение этих ресурсов вряд ли произойдет на нашем веку». Американец Боргерсон был еще категоричней: «Мы знаем о дне Арктики меньше, чем о поверхности Марса».

НЕ ВЕДАЮТ, ЧТО ДЕЛЯТ

Согласно статистическому анализу, проведенному компанией BP в 2007 г., разведанных запасов нефти миру хватит еще лет на 40, если потребление сохранится примерно на нынешнем уровне. Поэтому на Арктику поглядывают всё с большим аппетитом. Геологическая служба США полагает, что на арктический регион приходится около 25% неразведанных мировых запасов углеводородов; с ней соглашается норвежский нефтяной гигант StatoilHydro. В исследовательской компании Ocean Futures считают, что эту цифру можно еще увеличить на 8,5%, и приводят абсолютную оценку: 459 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте.

Пока только Россия (в 2001 г.) и Норвегия (в 2006 г.) направили свои территориальные притязания в комиссию ООН по континентальному шельфу. Россия претендует дополнительно на 1,5 млн кв. км арктического шельфа. В частности, на хребет Ломоносова, который тянется под водой от российского севера до Гренландии. Российскую заявку в ООН уже рассмотрели и отправили на доработку. Норвежцы решения в отношения своего запроса еще ждут. Они претендуют на три района с условными названиями - «банан» в Норвежском море, западная часть котловины Нансена в Северно-Ледовитом океане и район «петля» в Баренцевом море. «Петля» и часть котловины Нансена попадают в зону интересов России, а «банан» может пересечься с будущей заявкой Дании. В свою очередь Дания считает, что хребет Ломоносова - продолжение ее части суши, а не российской. Это фундаментальный повод для будущих раздоров, но пока стороны ведут себя дипломатично.

«Пока у нас нет пересекающихся интересов в центральной части Северного Ледовитого океана. Теоретически они могут появиться в будущем, но пока их нет», - говорит посол по особым поручениям Антон Васильев, который в МИДе отвечает за арктическую политику. «Да, у нас с русскими пока одна задача - доказать, что хребет Ломоносова это континентальный шельф, а не обычное морское дно. А пока делить нечего», - вторит из Копенгагена Торкильд Медом. Министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Стёре сообщил Newsweek, что, по его ощущениям, после общения с российскими коллегами у обеих стран «есть общий подход», но тут же добавил: «Мы не расставляем флаги, это не наш метод. Мы свой флаг сто лет назад установили на Южном полюсе, но от этого он не стал норвежским».

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА

Пока заявки рассматриваются или только оформляются, арктические страны ведут себя по принципу консорциума - объединяются для решения общих проблем, чтобы уже потом разобраться с деталями. Например, датчане и канадцы собирают научные доказательства для своих шельфовых заявок вместе, хотя впоследствии между ними могут возникнуть споры. При этом свои изыскания они проводили при помощи российского флота: ледокол «50 лет Победы» завел в прошлом году датское научное судно в такую арктическую даль, куда ни одно другое еще не заплывало. Этот факт с гордостью сообщил Newsweek руководитель датской экспедиции Кристиан Маркуссен. Он провел две экспедиции и сейчас готовится к третьей, назначенной на 2009 г. На Маркуссене красуется темно-синяя рубашка поло с надписью «Lomonosov Ridge off Greenland”. «Не поймите меня превратно. Это oфф с двумя “ф”, а не с одним, - спешит пояснить геолог. - Это значит, что хребет около Гренландии, а вовсе не то, что он принадлежит Гренландии».

Помимо хребта Ломоносова Дания претендует еще на четыре куска Арктики - общей площадью 215 000 кв. км. Это в 6 раз меньше российских претензий, но в 5 раз больше самой Дании (без Гренландии). Датчане должны предоставить свои доказательства в ООН до 2014 г. К этому сроку на исследовательские работы планируется потратить порядка $65 млн. Но датчане и гренландцы не сомневаются, что тратятся не зря. «Вот самая северная в мире нефть», - Маркуссен показывает кусок камня, облитый битумом и обернутый в фольгу. В 80-е годы мы нашли его на севере Гренландии - всего в 700 км от Северного полюса. «По нашим данным, хребет может быть действительно очень богат природными ресурсами», - сначала уверенно заявляет Маркусссен. Но потом вдруг меняет тон и осторожничает: «Всё, конечно, может оказаться лишь пустыми предположениями».

Без нефти Арктику тоже никто бы не оставил ничейной. Как выразился один российский дипломат, «новые территории никому не мешали». Например, остров Ханс - клочок скальной породы, который вызывает яростные споры между датчанами и канадцами. Делегации обеих стран периодически высаживаются на необитаемый островок, чтобы водрузить свой флаг и выпить бутылочку спиртного в честь удовлетворенной национальной гордости. После таких десантов реакция канадского МИДа на российское полярное погружение выглядит как вспышка ревности. Канадский министр иностранных дел Питер Маккей сказал тогда, что водружение флагов - это «возврат к XV веку». Такие сравнения легко не забываются, и в Илулиссате уже российский министр в разговоре с журналистами назвал слова своего бывшего канадского коллеги «реакцией людей с нездоровой психикой».

Сейчас Маккей руководит военным ведомством Канады и на него возложена задача крепить оборону Арктики. В 2007 г. правительство предложило целую «северную стратегию» по укреплению суверенитета Канады. В эту стратегию канадцы включили строительство арктического исследовательского центра, составление новых подробных карт арктического дна и увеличение своего военного присутствия на севере. «Новые арктические патрульные корабли и усиление воздушного наблюдения позволят нам надежно охранять северные рубежи», - говорилось в программной правительственной речи 2007 г. И премьер Стивен Харпер поставил задачу увеличить число арктических рейнджеров, чтобы лучше патрулировать ледяные просторы. Канаду в отличие от России никто в имперских амбициях не заподозрил. Пока претензии канадского правительства известны только в общих чертах - это территория к северу от канадского побережья, которая частично захватывает и спорный для России и Дании хребет Ломоносова.

Из всей арктической пятерки в самой сложной ситуации оказались американцы. Сенат США никак не ратифицирует Морскую конвенцию ООН, а значит, Вашингтон не может подать свою заявку на континентальный шельф. В Илулиссате заместитель госсекретаря США Джон Негропонте, щеголявший в широкополой ковбойской шляпе, оправдывался: «У нас есть адекватный юридический инструмент, и это Морская конвенция ООН. Хотя мы и не ратифицировали конвенцию, мы используем ее как руководство к действию». Его коллега по Госдепу, помощник госсекретаря США по вопросам океанов, экологии и науки Клаудиа Макмюррей сказала Newsweek, что администрация рассчитывает ратифицировать конвенцию до ухода Буша с поста президента: «Это его [Буша] надежда. У нас осталось не так много времени, но мы очень постараемся». На самом деле США давно занимаются сбором информации по своему континентальному шельфу и тратят на это больше всех - $400 млн в год. Они хотят, чтобы к тому моменту, когда сенат ратифицирует конвенцию, у администрации уже была готовая заявка. Американцы хотят прирезать себе подводный хребет в Чукотском море - The Chukchi Cap («шапочка чукчи»), который расположен примерно в 800 км к северу от Аляски.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Пока в «арктической пятерке» Россия - главная. Даже размером делегации подчеркивалась весомость ее претензий: россиян приехало почти в 3 раза больше, чем американцев. «У России северных сухопутных границ почти 20 000 км, Арктика занимает почти пятую часть территории России, а сама российская Арктика - это значительная часть всей Арктики. Я уже не говорю об изменении климата и открывающихся транспортных путях и других возможностях», - говорил Newsweek посол России по особым поручением Антон Васильев. Сам факт, что на место главного арктического дипломата полгода назад перевели человека, который до этого курировал договоры по стратегическим наступательным вооружениям, говорит о статусе арктического направления в российской внешней политике.

Однако для определения границ российского континентального шельфа в Арктике нужны доказательства ученых-геологов, а для них - глубинное бурение. Замдиректора Института океанологии РАН по геологическому направлению Леопольд Лобковский пояснил Newsweek, что на хребте Ломоносова нужно пробурить скважину глубиной около 5 км. Если будет обнаружен гранит, то можно утверждать, что хребет - часть шельфа, а вот если базальт - придется признать, что хребет не соединен с материком. Впрочем, ни у одной из арктических стран пока просто нет бурильных технологий такого уровня. Датчане, тоже претендующие на хребет Ломоносова, заявили, что можно обойтись и без дорогостоящего бурения и собрать доказательную базу на основе сейсмических и эхолокационных данных. Но разница в методах исследования сама по себе может стать основой для будущих споров.

По словам гендиректора «Совкомфлота» Сергея Франка, коммерческие перспективы вскоре перекроют издержки работы в тяжелых арктических условиях. «Арктика будет сегментом быстрого роста», - уверен глава компании, которая занимается перевозками энергоносителей в Арктике.

Минприроды заказало три научно-исследовательских судна для работ на шельфе в условиях Арктики и Антарктики, два судна обеспечения и установку для бурения скважин. На весь проект планируется потратить свыше 16 млрд руб. Но это капля в море для потребностей на освоение Арктики. В апреле на заседании морской коллегии при правительстве президент «Роснефти» Сергей Богданчиков сделал громкое заявление: только освоение ныне спорных территорий в Северном Ледовитом океане может потребовать 10 трлн руб. Правда, и в «Газпроме», и в самой «Роснефти» источники признают, что эти цифры умозрительны. «У нас нет ни людей, ни соответствующего отдела, который бы занимался вопросами Арктики, - говорит собеседник из “Роснефти”. - О какой Арктике вы говорите?»

По словам директора департамента госполитики Минприроды Сергея Федорова, освоение дальнего Севера если и начнется, то не раньше, чем лет через 20. Но застолбить за собой право на участки по примеру старателей времен «золотой лихорадки» следует уже сейчас. Если не сделать этого - в ничейные (пока) воды придут чужаки, раньше нас овладевшие необходимыми технологиями бурения в экстремальных условиях. К примеру, Япония уже потратила $0,5 млрд на исследовательское судно Chikyu - оно может удержать колонну бурильных труб длиной до 10 км и проникнуть в донные породы на 7 км. Впрочем, Chikyu как минимум еще четыре года проведет около Японских островов, пытаясь пробурить земную кору до мантии.

Если же подтвердить свое право на участки дна океана, можно еще десятки лет не торопясь работать над новыми технологиями бурения во льдах. Или спокойно ждать, когда глобальное потепление сделает условия в Арктике не столь суровыми. По данным НАСА, в сентябре 2007 г. общая площадь арктического ледового покрова достигла исторического минимума, сократившись по сравнению с многолетним средним значением (период 1979–2000 гг.) почти на 40%. «Глобальное потепление - это данность», - считает директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Иван Фролов. «Eсли всё продолжится, как оно происходит сейчас, то мы сможем на каяке через Северный полюс из Норвегии в Канаду плавать», - убеждал участников конференции в Илулиссате норвежский профессор Пол Преструд.

Сам Илулиссат расположен у гигантского фьорда, заполненного льдом. Это популярное место среди тех, кто любит показать пальцем на результаты глобального потепления. Рядом с городом есть один из самых быстрых в мире ледников, который наполняет фьорд айсбергами со скоростью 35 м в день. Вот эти айсберги и мельчают, как палтус в море. Сами горожане любят показывать приезжим шкуру белого медведя. В прошлом году в местный порт с севера занесло льдину с молодым медведем и его пришлось пристрелить. Теперь белая шкура растянута на синем домике местного таксиста. «Глобальное потепление», - глубокомысленно тянут местные жители, когда их просят объяснить, как медведь попал в южные арктические широты.

Впрочем, куда больший оптимизм у них вызывает другой медведь - нарисованный на топливных баках портового нефтехранилища. Этот медведь, в отличие от своего природного собрата, не распластан безжизненно на стене дома, а смотрит в сторону залива Диско. Того самого, в котором гренландцы мечтают найти нефть. За последние два года число лицензий на разведку нефтяных месторождений в заливе, заполненном «маленькими» айсбергами, увеличилось с 2 до 11.

АРКТИЧЕСКИЕ ГОНКИ

Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву в 1997 г. и отказалась от претензий СССР на весь сектор до Северного полюса, но получила право подавать заявку на продление контроля над континентальным шельфом. У стран, которые присоединились к Конвенции, есть 10 лет на подачу заявок с момента ратификации. Россия и Норвегия это право уже реализовали и теперь собирают необходимые доказательства, чтобы Комиссия ООН по шельфу удовлетворила их претензии. У Канады есть время на подачу заявки до 2013 г., у Дании – до 2014-го. США еще не ратифицировали Конвенцию, зависнув пока в правовом вакууме.

Илья Архипов, Андрей Ковалевский, Александр Бердичевский
Русский Newsweek

Offline

#2  13.06.08 14:09

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Без ледокола Арктику не освоишь
13.06.2008 | РИА Новости
Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук, для РИА Новости.
http://www.rian.ru/analytics/20080613/109406048.html

Согласно проведенным исследованиям, через 20 лет скорость сокращения площади арктических льдов увеличится в 4 раза. К 2040 г. полярные моря будут очищаться ото льда в летние месяцы, а к 2060 г. северный ледник исчезнет полностью. Тем не менее, в отличие от Западной Арктики, сокращение многолетних льдов, пока еще почти не затронуло такие арктические моря, как Лаптевых и Восточно-Сибирское. Сегодня продолжительность навигации на Северном морском пути составляет лишь 2-4 месяца в году. На отдельных участках ее удается немного продлить, но лишь с помощью ледоколов. Необходимость в них за последние годы не только не уменьшилась, а, наоборот, в связи с интенсивным освоением северных территорий, возросла. Причем не только в России, но и в США и Канаде.

В Соединенных Штатах в настоящее время имеется в наличии три тяжелых арктических ледокола, которые входят в состав ВМС, и находятся в эксплуатации на протяжении более 30 лет. Канада использует еще четыре американских легких ледокола, которые и морально, и физически давно устарели. Транспортные системы этих стран в арктической зоне ориентированы, как и в России, преимущественно на вывоз полезных ископаемых, завоз промышленных грузов и товаров для населения, транспортное обслуживание военных объектов на побережье и островах.

В России основными пользователями Северного морского пути сегодня являются "Норильский никель", "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", "Росшельф" и другие, в основном нефтегазодобывающие компании. Значительными его клиентами в ближайшие годы могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции; залежей полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля.

Прогнозируемая активизация человеческой деятельности в северных широтах делает ледокольный потенциал важным фактором в усилиях арктических государств в освоении своих экономических зон, попытках их расширения и противодействия другим странам. "США обязаны построить два новых полярных ледокола для защиты своих текущих и будущих интересов в  Арктике и Антарктике", - говорится в докладе американского Национального совета по научным исследованиям конгрессу США. Намерена построить свои ледоколы и Канада.

Россия - единственная страна в мире, имеющая флот гражданских атомных ледоколов. Проект первой реакторной установки для атомохода "Ленин" был разработан еще в 1954-1956 гг., а в 1959 г. судно введено в эксплуатацию. В 1975-1992 гг. построили еще 7 ледоколов.

В прошлом году после долгих 18 лет строительства, с более чем 10-летним опозданием был сдан в эксплуатацию самый мощный в мире атомный ледокол типа «Сибирь», который назвали  "50 лет Победы". В свое время Владимир Путин заявил, что Северный морской путь останется главным средством реализации государственной политики  на севере России, подчеркнул особое значение ледокольного флота и дал поручение Минфину изыскать средства на завершение строительства ледокола.

Ранее построили  атомоход  "Арктика", который сдали в эксплуатацию в 1985 г.  Следующим стал "Советский Союз". Затем началось строительство "Ямала" (первое название "Октябрьская революция"), который передали заказчику в 1992 г. Ледокол "50 лет Победы" - последний в этой серии и теперь уже точно последний  российский ледокол второго поколения.

В 1989 г. ледокол "Ленин", а в 1993 г. "Сибирь" были выведены из эксплуатации. Во-первых, после выполнения ремонтных работ удалось продлить срок эксплуатации "Арктики", а, во-вторых, в результате  более ранней постройки ледокола "Вайгач". Приобретенный в ходе этих работ опыт, возможно, позволит вернуть в строй и "Сибирь".  Тем не менее, к 2018 г. у России останется лишь два атомных ледокола - "Ямал" и "50 лет Победы". Поэтому уже сегодня  должен решаться вопрос о строительстве новых ледоколов, которые придут на смену ныне действующим.

В настоящее время ведется проектирование мощного  универсального атомного ледокола. Его техпроект будет готов в 2009 г., сам атомоход планируется построить к 2015 г. До  2020 г. намечено  построить еще два таких универсальных судна и один ледокол - лидер в два раза большей мощности.  Разрабатываются также проекты реакторов нового поколения для перспективных атомных ледоколов.  Вся программа строительства ледокольного флота на этот период  оценивается в 97 млрд. руб.

После  многолетнего перерыва возобновляется в России и строительство дизель-электрических ледоколов. С конца 50-х годов прошлого века такие корабли поставляла нашему флоту исключительно Финляндия. Сегодня строительство головного корабля серии ведется Балтийским заводом в  Санкт-Петербурге. Корпус ледокола рассчитан  на толщину проходимого льда более 1 м. Это чуть меньше возможностей американских тяжелых арктических ледоколов.

Основная проблема в реализации этих планов - отсутствие необходимых мощностей для производства  гражданских судов. Чтобы увеличить их выпуск, было принято решение о создании  Объединенной судостроительной корпорации. В отличие, например, от авиапрома, она в большей степени ориентирована на внутренний рынок. К 2015 г. объем ее производства  должен увеличиться более чем в два раза. При этом доля гражданского судостроения составит не менее трети.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Offline

#3  15.09.08 09:20

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Битва за Арктику
15.09.2008 03:36 | "Новые известия"
http://www.rambler.ru/news/world/0/566217042.html
Северные страны разворачивают борьбу за «ничейные» природные ресурсы

В среду состоится заседание Совета безопасности РФ, посвященное защите национальных интересов в Арктике. По словам секретаря Совбеза Николая Патрушева, возросло внимание к этому региону со стороны многих стран, и конкуренция между северными государствами за доступ к арктическим энергоресурсам усилилась. Словно в подтверждение в субботу в Северный Ледовитый океан отправились два ледокола из США и Канады устанавливать протяженность их арктических границ. Россия начала экономическую битву за Арктику, но может ее проиграть, считают эксперты.

«Арктика должна стать основной стратегической ресурсной базой России», – заявил Николай Патрушев на выездном совещании Совбеза, состоявшемся в пятницу на Земле Франца-Иосифа, где расположена самая северная застава погранслужбы ФСБ «Нагурская». По его словам, уже сейчас Арктика обеспечивает около 11% национального дохода России и 22% объема общероссийского экспорта. В этом регионе добывается более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов.

Но, пожалуй, главное богатство Арктики составляют нефть и газ. По результатам последних исследований управления геологических изысканий США, северные широты могут содержать до 90 млрд. баррелей нефти (13% всех неразведанных мировых запасов) и 47,2 трлн. кубометров природного газа (27% всех неразведанных ресурсов). По словам директора Института проблем нефти и газа Анатолия Дмитриевского, к 2030 году Россия намерена добывать на своем арктическом шельфе до 30 млн. тонн нефти и 130 млрд. кубов «голубого топлива». «Перефразируя слова Ломоносова, можно сказать, что богатство, величие и мощь России будут прирастать арктическим шельфом», – отметил «НИ» эксперт.

Неудивительно, что такое богатство привлекает внимание всех, кто имеет хоть какое-то право ими владеть. В данный момент на недра Арктики претендуют пять государств – США, Канада, Дания, Норвегия и, конечно, Россия. Напомним, что в прошлом году наша страна провела исследования границ своего континентального шельфа и даже установила российский флаг на дне Северного Ледовитого океана, что было воспринято нашими соседями, как попытка получить эксклюзивные права на разработку арктических месторождений.

Нечто подобное сейчас пытаются сделать США и Канада. В субботу ледокол службы береговой охраны США Healy и ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent начали совместную экспедицию в Северном Ледовитом океане. «Целью этой миссии является сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане», – сообщил находящийся на борту американского ледокола эксперт управления госдепартамента США Брайан Ван Пэй. Где именно американцы рассчитывают найти окончание своего шельфа – неизвестно. По словам Ван Пэя, Healy «уйдет более чем на 600 миль (965 километров) на север от Аляски».

Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин отмечает, что инициатором ажиотажа вокруг Арктики стала сама Россия. «Мы сами начали эту гонку, когда установили российский флаг под Северным полюсом. Это делалось на уровне PR-акции, но нельзя забывать, что кроме этого есть и реальная политика», – заявил «НИ» эксперт. По его словам, начав арктическую гонку, российские власти не позаботились о ее достойном продолжении. «Между установлением флага и нынешним заседанием Совета безопасности не было сделано ничего реального для отстаивания своих интересов в Арктике, – отметил г-н Делягин. – У нас не все в правительстве представляют, что такое Арктика и настолько сложно и затратно вести там работу. Сомневаюсь, что мы сможем там что-либо сделать в ближайшие годы, поскольку это потребует огромных усилий, как финансовых, так и военных».

Анатолий Дмитриевский считает, что претензии России на свою часть Арктики совершенно обоснованны и сомнению не подвергаются. «Нашей стране в соответствии с международным правом принадлежит клин площадью 1,2 млн. кв. километров, как продолжение нашего континентального шельфа», – сообщил он. По мнению Дмитриевского, борьба за Арктику должна завершиться миром. «Все будут тянуть свои клинья до Северного полюса. Территориальных конфликтов быть не должно, хотя конфликты интересов возможны, – отметил эксперт. – Поэтому России нужно не просто заявить право на свою территорию, но и активно там работать».

Offline

#4  18.09.08 03:00

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Совбез в сердце Арктики
14.09.2008 21:04
Илья Филиппов
На прошедшей неделе в центре внимания оказалась Земля Франца Иосифа

17 сентября пройдет заседание Совета Безопасности. Оно будет посвящено вопросам освоения Арктики. Россия возвращается. На прошедшей неделе в центре внимания оказалась Земля Франца Иосифа. Этот самый северный архипелаг географически уникален как с точки зрения освоения энергоресурсов, так и с точки зрения безопасности.

Без снега остров Александры похож на поверхность далекой планеты, и обычный строительный бульдозер выглядит словно робот-вездеход, собирающий грунт для исследователей космоса. Люди здесь могут жить только в надежно защищенном от внешнего воздействия модуле. На мгновение кажется, что и воздуха здесь нет. Но лай полярной дворняги возвращает на землю.

На каменном острове в сердце Арктики нет и не было коренного населения - слишком суровый климат. Говорят, так выглядела Европа миллионы лет назад, в ледниковый период. Здешние скалы считаются непригодными для жизни, но здесь все равно живут - строители, метеорологи и основной контингент - пограничники.

Самая северная застава России. Она нетипична, нестандартна, не похожа на другие заставы страны. Здесь нет контрольно-следовой полосы. Здесь сплошные скалы - их скоро укроет плотный снег. Здание, которое стоит на сваях на вечной мерзлоте, - практически круглой формы, чтобы его не повредил шквальный штормовой ветер. Но здесь всегда есть столбы - по всем сторонам света, которые означают, что это - территория Российской Федерации.

На край земли прилетает Ан-74, до отказа заполненный российскими министрами, членами Совета Безопасности. Судьба этих пустынных мест - главная тема предстоящего совещания.

"Эта земля обладает очень серьезными запасами, самыми различными. Поэтому Российская Федерация занимается проблемами Арктики. И мы здесь построили объект Службы Безопасности, Нагурское отделение, которое  посмотрим. Практически это первая ласточка, которая поможет нам дальше развиваться и чувствовать себя уверенно. Топливо уже подводится по трубопроводу, дальше нужно взлетно-посадочную полосу современную делать. Многое еще не продумали, а надо делать: Где Левитин? Убежал?", - спросил  секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев.

Министр транспорта Левитин не убежал - он стоял неподалеку, глядя на айсберги насыщенного голубого цвета. Такой лед может быть только в Арктике.

"Надо делать причал, - продолжил Николай Патрушев. - И делать здесь, конечно,  стоянку и северный туризм. Яхты, путешествия - вот об этом и поговорим на заседании. А пока своими глазами все посмотрим".

Когда шла фотосессия членов Совбеза на фоне самого северного пограничного столба нашей родины, вертолетчики забеспокоились - погода портилась, надо было возвращаться на заставу.

Съемочная группа "Вестей недели" два дня всматривалась в пустынные горизонты  в попытках запечатлеть хозяина Арктики - белого медведя, но это удалось лишь Патрушеву и Грызлову - они разглядели медведицу с медвежонком на подлете к новой пограничной заставе.

Сверху застава напоминает гигантскую гайку. По местным меркам - небоскреб. Подобных капитальных сооружений ни на Земле Франца Иосифа, ни на других арктических островах просто нет. Как и большинство домов в Заполярье, комплекс держится на мощных стальных сваях, вбитых в мерзлоту. Внутри комплекса - зимний сад. Пограничники назвали его "Атриумом". Всегда синее ясное небо. Детская площадка, фонтан, лавочки, бильярд, аквариум с живыми рыбками.

Из "Атриума" гости подымаются в маленький конференц-зал. Ради этого и приехали - здесь открылось выездное совещание Совбеза.

"Внимание к Арктике со стороны многих стран резко возрастает. Усилилась конкуренция между арктическими странами, транснациональными корпорациями за доступ к ее энергоресурсам и контроль за ними", - заявил Патрушев.

Дно Ледовитого океана прячет как минимум 10 миллиардов тонн нефти и газа. Природные запасы нужны будут тогда, когда иссякнут источники, осваиваемые сегодня. Но как бы много ни было здесь углеводородов, претензий на них будет всегда значительно больше: Дания, Норвегия, Канада, США...

На дно хребта Ломоносова и поднятия Менделеева уже спускались российские батискафы - брали грунт. Неоднократно ученые подтверждали: грунт по составу относится к Сибирскому континентальному шельфу, то  есть подводному участку российской территории. Но стоит еще раз повторить это значение: 10 миллиардов тонн.

Какая страна просто так отступит от этого? США и Канада в авральном порядке собираются построить ледокольный флот, снаряжают экспедиции. Никто вслух не скажет, зачем, но все знают, куда устремятся под разными флагами суда ледового класса.

"На этом фоне заметно возросла активность в Арктике приполярных государств -  США, Канады, Норвегии, Дании, в том числе в военной области", - сказал Николай Патрушев.

Переходя к военным и стратегическим вопросам, Николай Патрушев попросил журналистов выйти. Но глядя сверху на арктическую шапку планеты, многое становится понятно и так.

Размещение военных баз в непосредственной близости от России - занятие пусть в чем-то успешное, но очень трудоемкое и очень дорогое. А расстояния ближе к полюсу заметно сокращаются, ровно как и число государств, имеющих вязкие политические процессы, плюс буфер общественного мнения.

"Многие страны проявляют очень серьезный интерес к Арктике и развивают свою инфраструктуру. Они не только пытаются и будут здесь добывать полезные ископаемые, которых здесь огромное количество, но и сооружают здесь свои военные базы. Если мы сейчас не предпримем активные действия, упустим время, и в последующем будет просто поздно  - нас отсюда вытеснят", - заявил Патрушев.

Покуда идет совещание, у начальника заставы есть минутка забежать домой. У Максима Носова - двухкомнатная квартира. Жена готовит чай. На столе - печенье, сахар, архангельское фирменное варенье из морошки.

"Хорошо внутри, а снаружи-то - Марс. 81-я параллель. Главное - с мужем, поэтому неважно, в какой ты точке земного шара. Здесь цветы на 2-3 недели расцветают. Даже и не представляешь, что они могут здесь быть. Кто-то где-то медузу нашел. Тут и медведи есть", - рассказывает Галина Носова.

Для хозяина Арктики Земля Франца Иосифа - естественный заповедник. Почти 200 островов, где люди появляются крайне редко. Некогда открытый австро-венграми архипелаг нынче именуется частью Российской Федерации. Архангельская область.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=209034&cid=5






Медведев: Арктика имеет стратегическое значение для России
17.09.2008 12:55
"По оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. Использование этих ресурсов - залог энергетической безопасности России в целом", - сказал Медведев
фото     видео

Арктика для России имеет стратегическое значение и должна стать ресурсной базой страны в ХХI веке. Об этом заявил президент России Дмитрий Медведев на заседании Совбеза в Кремле.

"По оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. Использование этих ресурсов - залог энергетической безопасности России в целом", - сказал Медведев.

"Этот регион имеет для нас в полном смысле стратегическое значение. С его развитием связано решение долгосрочных задач страны и ее конкурентоспособность на глобальных рынках", - цитирует Медведев "Интерфакс".

По словам президента России, "наша первая и фундаментальная задача - превратить Арктику в ресурсную базу России ХХI века". "Для этого уже сегодня должен быть решен целый ряд специальных вопросов, главный из которых - это обеспечение надежной защиты национальных интересов России в регионе", - сказал Медведев.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, Дмитрий Медведев поставил задачу сформировать прочную нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность РФ в Арктике и закрепить внешние границы российского континентального шельфа.

"Прежде всего надо доработать и принять федеральный закон "О южной границе Арктической зоны России". В ближайшей повестке - и договорно-правовое закрепление, оформление внешней границы континентального шельфа", - сказал Медведев. "Это наша обязанность и наш прямой долг перед потомками, мы должны надежно и на долгосрочную перспективу обеспечить национальные интересы России в Арктике", - подчеркнул президент России.

Кроме того, Медведев считает необходимым увеличить объемы грузоперевозок для Крайнего Севера. "Среди ближайших приоритетов остается модернизация транспортной инфраструктуры", - сказал Медведев, добавив, что "отсутствие дорог, местного авиасообщения, современных речных и морских портов, изношенность флота, в том числе, ледокольного - ощутимое препятствие в реализации богатого инвестиционного потенциала в Арктике". "Базовый элемент арктической транспортной системы - Северный морской путь. Он должен четко обеспечивать и северный завоз, и постоянное снабжение регионов Крайнего Севера всем необходимым", - подчеркнул Медведев.

"Здесь еще остаются проблемы, в перспективе надо не просто восстановить объемы грузоперевозок, но и увеличить их за счет освоения природных ресурсов и продукции перерабатывающих предприятий", - заявил он.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=209616&cid=5

Исправлено открытие (18.09.08 03:11)

Offline

#5  18.09.08 03:00

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Совбез РФ утвердил основы политики в Арктике
17.09.2008 13:20
http://www.vesti.ru/doc.html?id=209634&cid=5

Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и перспективу утверждены на заседании Совета безопасности РФ, которое провел в кремле в среду президент Дмитрий Медведев.

"На заседании Совбеза утверждены основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также принят план мероприятий по их реализации", - говорится в сообщении пресс-службы Совбеза РФ, переданном в "Интерфакс".

В сообщении отмечается, что приоритетом является "обоснованное закрепление и международно-правовое оформление внешней границы континентального шельфа РФ в Арктике". План подготовлен Совбезом РФ с участием практически всех российских министерств и ведомств.

В Совбезе отмечают, что государственная политика в Арктике "будет опираться на серьезные финансовые ресурсы госпрограммы освоения региона, в рамках которой будут координироваться уже действующие федеральные целевые программы".

"Арктика должна стать основной стратегической ресурсной базой России, - подчеркивается в документе. - Для этого необходимо обеспечить защиту национальных интересов на континентальном шельфе, снизить диспропорции в уровне развития арктических территорий по сравнению с другими регионами России, учитывать при этом интересы коренных народов Севера и требования экологической безопасности".

В сообщении также говорится, что приоритетами России в Арктике являются "активное освоение природных ресурсов региона, развитие транспортной и пограничной инфраструктуры, а также информационно-телекоммуникационной среды".

Offline

#6  18.09.08 03:01

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Президент поручил правительству разработать план по освоению Арктики
17.09.2008 14:05

Президент России Дмитрий Медведев дал сегодня поручение правительству к 1 декабря подготовить план реализации госполитики по освоению Арктики. Об этом сообщил журналистам по итогам заседания Совета безопасности в Кремле Николай Патрушев.

Отвечая на вопрос, сколько денег правительство выделит на реализацию госпрограмм по освоению Арктики, секретарь Совета безопасности заметил, что "правительство подготовит план к 1 декабря и к этому времени просчитает, сколько средств необходимо будет затратить для реализации основ государственной политики, и, конечно, они просчитают, как это сделать быстрее".

"На заседании Совбеза мы говорили о защите национальных интересов, обсуждение было заинтересованным", - сказал Патрушев. Речь шла "о комплексном подходе к деятельности России в Арктике: о международной безопасности, экономических шагах, социальных вопросах, военной, пограничной, информационной безопасности". Патрушев напомнил, что в зоне расположены 10 субъектов РФ, действуют 8 федеральных целевых программ. "Нужна координация при реализации этих программ", - заметил он.

"Северный морской путь – важный и экономически выгодный для России", - сказал Патрушев, отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС. "Мы должны создать условия для его полномасштабного использования, мы должны его контролировать, но при этом мы понимаем, что этим Северным морским путем будут пользоваться не только российские, но и международные суда, для них должны быть созданы условия", - заметил Патрушев.

Отвечая на вопрос о возможности войны за Арктику, Патрушев сказал: "Россия, прежде всего, должна определить границы на юге Арктики. Мы называем цифру в 18% нашей территории, при этом говорим, что 20 тысяч километров – это государственная граница в этом регионе, и поэтому должна проводиться большая научно-исследовательская работа". "Важно проводить такую работу быстрее и точнее", - убежден он.

"Мы должны отстаивать свои интересы, но мы понимаем, что арктические государства, прежде всего, Канада, Норвегия, Дания и США также будут отстаивать свои интересы", - подчеркнул Патрушев.

Секретарь Совета безопасности напомнил, что в советское время проблемам освоения Арктики уделялось заслуженно повышенное внимание. "Однако тогда брались отдельные конкретные направления работы и социальные проблемы. Сегодня этого недостаточно, - продолжил Патрушев. - Необходим комплексный подход и учет всех направлений деятельности, и их согласование".
http://www.vesti.ru/doc.html?id=209651&cid=5

Offline

#7  19.09.08 08:44

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Арктический синдром
19.09.08
Вчера официальный представитель Госдепартамента США Шон Маккормак выразил озабоченность по поводу прозвучавшего накануне выступления Дмитрия Медведева на заседании Совета безопасности России. А английская Times назвала доклад президента «возобновлением схватки за нефтяные богатства Арктики». В России заседание Совбеза называют плановым и не связывают с недавней военной кампанией.

Совпадение во времени обострения международных отношений из-за конфликта на Северном Кавказе и острого интереса России к проблемам арктического шельфа, по мнению западных наблюдателей, не выглядит случайным.

Во всяком случае, в этом уверены журналисты Times, обратившие внимание на то, что вопрос рассматривался именно на Совбезе. Незамеченной на Западе осталась и риторика российского президента, призвавшего руководство служб безопасности официально установить границу в регионе. «Господин Медведев, – пишет издание, – предъявил претензии на изрядную часть арктических территорий, заявив своему Совету безопасности, что они имеют «стратегическое значение» для России. Напомним, что Россия ведет борьбу за приращение собственного континентального шельфа: Москва добивается от ООН признания российскими 1,2 млн. кв. километров арктического шельфа с потенциальными запасами углеводородного сырья в пределах 9–10 млрд. тонн условного топлива. Согласно оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около 25% всех шельфовых запасов углеводорода в мире. По оценкам Геологической службы США, в этом регионе помимо 90 млрд. баррелей нефти находятся также запасы газа, и, по мере того как льды тают под действием глобального потепления, становясь все более доступными.

Опрошенные «НГ» эксперты оценочные данные ставят под сомнение, хотя и полагают, что борьба за арктический шельф стоит свеч при любом раскладе.

«Существует Международная конвенция 1982 года по морскому праву, согласно которой ни одно государство не вправе устанавливать контроль над Арктикой, – говорит вице-президент Российской академии юридических наук Владислав Гриб, – но примыкающие к Ледовитому океану страны имеют право на расширительную экономическую зону, границы которой устанавливаются в 200 морских миль. Но эта зона может быть расширена только тогда, когда сторона докажет, что арктический шельф является продолжением ее сухопутной части». России, считает Гриб, необходимо вступить в переговорный процесс со всеми четырьмя претендентами на арктические территории – Данией, Норвегией, США и Канадой: «При этом не стоит забывать, что есть еще страны, например Германия и Япония, которые хотя и не имеют приграничных территорий в этом регионе, но настаивают на том, что Арктику могут и должны осваивать все государства, желающие этого».

Что касается технической стороны, то, как объяснил эксперт, «мы должны нарисовать очень подробную карту, то есть в рамках той территории, на которую претендуем, исследовать с помощью эхолота и застолбить 20 тысяч участков шельфа». Но пока, по словам Гриба, исследовано только 10 тыс. участков. Кроме того, напомнил Гриб, океан можно рассматривать и как ледяную поверхность. В этом случае к территориям уже должен быть иной подход – например, делить эти ледяные поверхности по меридианам. В любом случае нужно грамотное и технически оформленное обоснование доказательств того, что шельф есть непосредственное продолжение наших территорий на суше.

Участник подготовки совещания в Кремле, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Арбатов отмечает: «Мы настаиваем на юридическом признании того сектора, который всегда считали своим. И мы готовы признать такие сектора за другими странами, но это не значит, что мы, как собака на сене, все под себя возьмем и никого туда не пустим. Наоборот, при признании нашего юридического права, я думаю, мы не только будем готовы, но и будем стремиться к сотрудничеству в этой области». Эксперт указывает на неизбежность такого сотрудничества: в частности, на заинтересованность России в использовании передовых зарубежных технологий глубоководного бурения, имеющихся у Норвегии, Канады и США. Речь идет, к примеру, о технологиях сжижения газа.

Президент Российской ассоциации международного морского права, профессор, доктор юридических наук Анатолий Колодкин подчеркивает, что деятельность в Северном Ледовитом океане регулируется международным правом и законодательством прибрежных государств. В последнее время, по словам эксперта, сложилось плодотворное сотрудничество между этими странами. Вместе с тем, отмечает эксперт, каждое из пяти прибрежных государств претендует на дополнительные районы шельфа. С нашей стороны это и есть те самые 1 млн. 200 тыс. кв. километров, которые указаны в заявке 2001 года. Тогда международная комиссия, рассмотревшая заявку, постановила – у России недостаточно данных, подтверждающих наши претензии на расширение территории российского шельфа. Однако эксперт указывает: «Конвенция ООН по морскому праву содержит специальные положения о внешнем пределе континентального шельфа, в частности, в статье 76. Как правило, этот предел 200 морских миль. Но может быть и 350 морских миль, если там имеются соответствующие природные условия, связанные с дном. Если же государство хочет увеличить, расширить свой шельф, оно должно идти в эту комиссию, и комиссия вынесет свои рекомендации».

При этом, замечает Колодкин, в статье 76 конвенции сказано: не комиссия выносит решения и устанавливает границы, а само государство. Комиссия выносит рекомендации, а государство устанавливает границы – окончательные и обязательные. Более того, подчеркивает эксперт: «Если даже само государство не разрабатывает и не ведет разведку своего шельфа, другие не могут этого делать без его согласия». Колодкин сообщил также: из арктических держав заявку подала пока только Норвегия – в 2006 году. Дания собирается это сделать в 2014-м, Канада – в 2013-м. Колодкин подчеркивает: «Мы чужие территории не захватываем, шельф вообще не входит в состав государства. Ни шельф, ни 200-мильная экономическая исключительная зона не являются частью территории государства, на них не распространяется государственный суверенитет. На них распространяются только суверенные права, ограниченные в четко определенных целях прибрежного государства, а именно – в отношении разведки и разработки естественных богатств». Материалы прошлогодней экспедиции, рассказал Колодкин, сегодня анализируются, а в 2009 году международной комиссии будут представлены обновленные данные. После чего Россия приступит к разработке закона, закрепляющего за ней право на дополнительную территорию шельфа. Если комиссия признает наши доводы справедливыми, их никто не сможет подвергнуть сомнению.

Между тем, по мнению замдиректора Института океанологии РАН Леопольда Лобковского, строить догадки о скрытых в приполярных областях резервах можно какие угодно. «Но вопрос о запасах в районе Северного полюса пока является дискуссионным и достаточно условным, – отметил эксперт. – К тому же основные запасы углеводородов находятся в пределах осадочных бассейнов арктического шельфа в 200-мильной экономической зоне – например, то же самое Штокмановское месторождение – российская принадлежность которого не оспаривается».

Аналогичной точки зрения придерживается и профессор, управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. «Теоретически Арктика может располагать огромными запасами углеводородов, однако на сегодняшний день стопроцентных гарантий, что в Арктике будет найдено 9–10 миллиардов тонн условного топлива, никто не даст, – отмечает аналитик. – Арктический шельф действительно представляется довольно перспективной площадкой для нефтегазового сектора, но для начала его необходимо тщательно исследовать. И только после этого можно будет говорить о реальных запасах Арктики». Впрочем, как отмечает Андриевский, в настоящее время о добыче в приполярных районах говорить рано – нет ни обходимых технологий, ни конкретных данных о запасах. Однако борьба за Арктику развернулась довольно серьезная, что вполне логично. Если в конце концов выяснится, что Арктика обладает предполагаемыми запасами углеводородов, то уже сегодня необходимо закрепить за собой право на освоение шельфа. С другой стороны, если эти надежды не оправдаются, то расширение права на владение новыми территориями не помешает ни одной стране. «Мы сможем осваивать Арктику в полной мере только тогда, когда для этого будут технические возможности, – считает первый зампред комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков. – Сегодня ситуация такова, что у нас есть ледоколы, есть ледокольный флот, но все это используется в минимальных объемах». Депутат напомнил, что ледокол «Россия», доставивший членов экспедиции Чилингарова к месту, где был водружен российский флаг, за все время своего существования – более 20 лет, всего второй раз оказался на полюсе.
http://www.ng.ru/printed/216081
зы переименуйте плиз название темы с ледового пряника на АРКТИКУ

Offline

#8  09.02.09 23:15

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Скандинавские страны могут создать военный альянс
09.02.2009 | ИТАР-ТАСС
http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/02 … 9004.shtml

«Скандинавским странам следует создать военный альянс для более успешного проведения миротворческих операций и обеспечения безопасности в арктическом регионе», – говорится в докладе, представленном сегодня на внеочередной встрече министров иностранных дел пяти скандинавских стран, проходящей в Осло. Разрабатывать доклад о перспективах скандинавского военного сотрудничества на ближайшие 10–15 лет было поручено в июне 2008 года Турвалду Столтенбергу, бывшему министру иностранных дел и отцу сегодняшнего премьер-министра Норвегии.

В докладе предлагается многоплановое военное сотрудничество между скандинавскими странами – в вопросах транспорта, образования, санитарных служб, учебных полигонов и материального обеспечения. Помимо этого оговаривается необходимость организации общей системы патрулирования морских границ в Арктике и воздушного пространства над Исландией. Для этого рекомендуется создать совместную спутниковую систему и общее военно-морское подразделение.
Еще одним важным пунктом доклада является организация скандинавского отряда быстрого реагирования, который мог бы участвовать в миротворческих операциях, проходящих под руководством ЕС, НАТО, Африканского Союза и ОБСЕ при наличии мандата ООН.

Offline

#9  10.02.09 01:34

Re: [В мире] Гонка за Арктику

скандинавы захватят всю антарктику!!
а мы их бомбами ! =)

Offline

#10  10.02.09 11:00

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Tomahawk написал(а):

Геологическая служба США полагает, что на арктический регион приходится около 25% неразведанных мировых запасов углеводородов; с ней соглашается норвежский нефтяной гигант StatoilHydro. В исследовательской компании Ocean Futures считают, что эту цифру можно еще увеличить на 8,5%, и приводят абсолютную оценку: 459 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте.

вот никто еще ни одной скважины не пробурил, ни сейсморазведку не провел - во на - нефти и газа выше крыши. не говоря о том, что там льда только - 3-4км толщиной.

Tomahawk написал(а):

Без нефти Арктику тоже никто бы не оставил ничейной. Как выразился один российский дипломат, «новые территории никому не мешали».

ну-ну а китаю сколько путин подарил?

на север нет ни денег, ни людей, а только наполеовские планы

Offline

#11  27.04.10 21:25

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Россия и Норвегия договорились о морской границе
27 апреля 2010 г. | BBC Russian
http://www.bbc.co.uk/russian/internatio … rder.shtml

Осло и Москва пришли к соглашению по разграничению морских территорий в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, сообщил премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг.

Договоренности касаются границ, разработки нефтяных месторождений и рыболовства, отметил Столтенберг по итогам переговоров с президентом России Дмитрием Медведевым.

"Мы нашли решение самой сложной проблемы в двухсторонних отношениях, над которой работали сорок лет, - сказал Столтенберг. - Спорная зона площадью в 175 километрв поделена между Россией и Норвегией на две равные по значению части".

По словам премьер-министра Норвегии, проведение пограничной линии "является сбалансированным и удовлетворяет оба государства".

Кроме того, по словам норвежского премьера, Россия и Норвегия могут в ближайшее время подписать договор об отмене виз для жителей приграничных районов двух стран.

Совместные проекты

Президент Дмитрий Медведев выразил уверенность, что решение вопроса о морской границе приведет к появлению новых совместных российско-норвежских проектов.

"После размежевания могут появиться месторождения, для освоения которых необходимо будет совместное участие," - заявил Медведев.

Российский президент добавил, что для удобства разработки некоторых месторожений, расположенных возле новой российско-норвежской границы, лучшим вариантом было бы создание совместных предприятий.

В свою очередь, после подписания соглашения министр энергетики Норвегии заявил, что теперь страна сможет самостоятельно заниматься изучением морского дна и разработкой газовых и нефтяных месторождений на ранее спорных территориях.

"Это совершенно новое начало, - заявил Терье Риис-Йохансен в эфире национального телеканал NRK. - Я считаю, что это событие более значительно, чем, как мне кажется, многие люди думают".

Богатейшие месторождения

Вопрос о разделе морской границы был основным в отношениях Норвегии и СССР, а затем Норвегии и России на протяжении 40 лет.

Спорный участок возник из-за разницы в подходе двух стран к разделению водного пространства. Ранее Норвегия призывала к разделу по срединной линии, в результате чего из-за особенностей берегового ландшафта большая часть отошла бы к ней. СССР придерживался дававшего ему преимущество секторного принципа.

Помимо богатых рыбных ресурсов на бывшие спорные территории богаты нефтью и газом. По оценкам Геологической службы США, в Арктике сконцентрировано около 90 млрд баррелей нефти и порядка трети мировых неразведанных запасов природного газа.

Offline

#12  27.04.10 23:08

Re: [В мире] Гонка за Арктику

ну и хорошо.

Offline

#13  06.08.10 00:13

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Российское научное судно "Академик Федоров" отправляется из Архангельска в почти трехмесячную экспедицию в Арктику.
http://www.rian.ru/arctic_mm/20100727/258949492.html

http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/9086_1281028354.jpg



"Академик Федоров" отправится в очередную экспедицию, чтобы собрать для комиссии ООН доказательства принадлежности РФ районов континентального арктического шельфа, где находятся гигантские запасы полезных ископаемых.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в которой с 1997 г. участвует Россия, континентальный шельф включает в себя морское дно и недра до "внешней границы подводной окраины материка". Прибрежные государства имеют суверенное право разведки и разработки природных ресурсов на шельфе.

Если Россия докажет, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то сможет получить право на дополнительные 1,2 млн кв. км в Арктике и на разработку колоссальных месторождений нефти и газа на треугольнике Чукотка - Мурманск - Северный Полюс. Уточненную заявку России на арктический шельф планируется подготовить к 2013 г.

Для предстоящей экспедиции научно-экспедиционное судно "Академик Федоров" было оснащено новым оборудованием, в частности, на него был установлен многолучевой эхолот, который позволит с высокой точностью определять глубины.



Смотреть также тему: http://hostel.nstu.ru/viewtopic.php?id=86750

Offline

#14  15.05.11 19:32

Re: [В мире] Гонка за Арктику

Сайт Wikileaks рассказал о "гонке за Арктику"
12 мая 2011 | BBC Russian
http://www.bbc.co.uk/russian/internatio … e_up.shtml

Материалы секретной переписки американских дипломатов, опубликованных сайтом Wikileaks, проливают свет на то, как различные страны пытаются наперегонки поделить ресурсы Арктики - а это нефть, газ и даже рубины - по мере сокращения ледяного покрова.

В обнародованных документах говорится, что государства, территория которой граничит с Арктикой, включая США и Россию, наперегонки стремятся застолбить территорию.

Разрабатывать ресурсы в Арктике стало возможным благодаря стремительному сокращению количества льда, а по прогнозам Геологической службы США, запасы нефти в арктическом шельфе у берегов Гренландии так же велики, как и в Северном море.

Застолбить плацдарм

Wikileaks опубликовал материалы американской дипломатической переписки накануне встречи министров иностранных дел восьми государств – членов Арктического Совета – России, США, Канады, Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции и Исландии. В четверг они собрались в гренландском городе Нуук, чтобы подписать соглашение о международном сотрудничестве в области поисково-спасательных работ в Арктике и обсудить проблемы будущего региона.

Если верить донесениям американских дипломатов, министр иностранных Дании Пер Стиг Меллер шутил с американцами, говоря: "если вы не будете соваться, то нам достанется больше возможностей для раздела Арктики".

Гренландия – это автономная, частично самоуправляемая территория, входящая в состав Дании. Американские дипломаты в своей переписке полагают, что Гренландия "определенно движется к независимости", что предоставит американским нефтяным и газовым компаниям "уникальную возможность" застолбить там свой плацдарм.

Джеймс Кейн, ранее занимавший пост посла США в Дании, писал в донесениях, как он представил правительству Гренландии нью-йоркских финансистов, "чтобы помочь гренландцам получить инвестиции для разработки [ресурсов]".

http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/9086_1305462713.jpg


Титановая капсула с российским флагом была установлена на дне Северно-Ледовитого океана 2 августа 2007 года

Территориальные претензии

Схватка за Арктику набрала темпы в 2007 году, когда полярный исследователь и депутат Госдумы Артур Чилингаров установил российский флаг на дне Ледовитого океана в точке Северного полюса, добравшись туда на подводной лодке.

В материалах переписки обсуждается как один из высокопоставленных российских чиновников сказал американцам, что это был целенаправленный шаг Кремля, и что Челенгаров "выполнял приказ от правящей партии Единая Россия".

Там же приводятся слова российского представителя в НАТО Дмитрия Рогозина о том, что "в XXI веке развернется схватка за ресурсы, и Россия не должна проиграть в этом сражении".

Кроме того, американские дипломаты выражают обеспокоенность территориальными претензиями Канады на Северо-Западный проход (морской путь через Северный Ледовитый океан), включая "ресурсы морского дна, которые простираются до границы континентального шельфа".

Согласно донесениям, в 2008 году посольство США в Оттаве попросило Вашингтон подождать с принятием президентской директивы, регламентирующей, что "США должны значительно усилить свое национальное присутствие, чтобы защищать свои интересы в Арктике".

Американские официальные лица опасались, что, если директива будет принята до того, как в Канаде пройдут парламентские выборы, арктический вопрос может стать разменной монетой в предвыборной кампании, а также может "негативно сказаться на канадско-американских отношениях". В результате директиву приняли после того, как выборы в Канаде завершились.

Возрастающие противоречия

В переписке также обсуждается, что канадский премьер Стивен Харпер просил НАТО не вмешиваться в спор за Арктику, и что в этом вопросе его поддерживает Россия.

Со слов американских дипломатов, Харпер якобы утверждал, что некоторые европейские страны, территории которых не граничат с Арктикой, пытались использовать НАТО для получения влияния в регионе, "к которому они не относятся".

По мнению Тома Берка, консультанта по изменению климата и влиянию его на бизнес угледобывающей компании Rio Tinto и британского министерства иностранных дел, политическое напряжение растет из-за того, что "льды тают гораздо быстрее", чем ожидалось. Поэтому "все, кто полагает, что у них есть право на эти ресурсы, хотят поскорее туда добраться и застолбить территорию", - сказал Берк в программе Би-би-си Newsnight.

С 1970-х годов профессор Кембриджского университета Питер Вадамс совершил несколько поездок к Северному полюсу на субмаринах британского военно-морского флота, чтобы измерить толщину льда.

По его словам, показатели "просто зашкаливают", поскольку ледяной покров не только сокращается, но и утончается. На сентябрь прошлого года, по данным исследований, в Арктике осталась только одна четвертая часть льда от уровня 1979 года.

Как утверждает Вадамс, "может легко случиться, что через пару лет мы увидим Северный полюс совсем безо льда", имея в виду летний сезон.

"Может легко случиться, что через пару лет мы увидим Северный полюс совсем безо льда"
Питер Вадамс, профессор Кембриджского университета

Новый морской путь

Британская нефтяная компания Cairn Energy находится в первых рядах претендентов на арктическую нефть. "Мы впереди всех", - заявил в эфире Newsnight коммерческий директор компании Саймон Томпсон.

Но хотя Томпсон уверен, что Cairn Energy "обогнала всех" в Гренландии, он знает, что все крупнейшие нефтяные компании в мире держат руку на пульсе. "Они все за нами наблюдают и ждут, что мы там найдем", - сказал он.

По словам Томпсона, он осознает, что арктический проект - "это значительная удача" для компании, но всего один разлив нефти может поставить его под угрозы срыва, поэтому, как отметил Томпсон,"нам придется ставить вопросы экологической безопасности во главу угла".

Планы по разработке нефтяных месторождений в Арктике подвергаются критике со стороны природоохранных организаций. Активисты Greenpeace уже забрались на буровую установку Cairn Energy, которая следует в Гренландию.

"Вместо того, чтобы считать таяние льда на поверхности Арктики предостережением и начать действовать в ответ на климатические изменения, нефтяные компании, такие как Cairn, бросаются добывать горючее топливо, которое и вызвало изменение климата", - сказал активист Бан Айлифф с борта судна, направляющегося в Гренландию.

То, что сейчас происходит в Арктике, некоторым экспертам напоминает борьбу за Африку в XIX веке, когда европейские страны ринулись туда за ресурсами.

Хотя сейчас дело не только в борьбе за нефть и газ. Россия надеется на открытие Северного морского пути, который позволит европейскому флоту в три раза быстрее добираться до Дальнего Востока в обход Суэцкого канала.

К тому же сейчас открываются новые рыбные хозяйства, а у Гренландии еще есть и другие полезные ископаемые, включая алюминий и рубины.

Offline

Статьи и новости » [В мире] Гонка за Арктику 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.143 сек.
Выполнено 14 запросов.