Официальный сайт студ.городка НГТУ
Творчество » немного Бродского 

#1  13.02.08 17:25

немного Бродского

Натюрморт

          Verrà la morte e avrà tuoi occhi.
           C. Pavese1

        I

     Вещи и люди нас
     окружают. И те,
     и эти терзают глаз.
     Лучше жить в темноте.

     Я сижу на скамье
     в парке, глядя вослед
     проходящей семье.
     Мне опротивел свет.

     Это январь. Зима.
     Согласно календарю.
     Когда опротивеет тьма,
     тогда я заговорю.

        II

     Пора. Я готов начать.
     Не важно, с чего. Открыть
     рот. Я могу молчать.
     Но лучше мне говорить.

     О чем? О днях, о ночах.
     Или же -- ничего.
     Или же о вещах.
     О вещах, а не о

     людях. Они умрут.
     Все. Я тоже умру.
     Это бесплодный труд.
     Как писать2 на ветру.

        III

     Кровь моя холодна.
     Холод ее лютей
     реки, промерзшей до дна.
     Я не люблю людей.

     Внешность их не по мне.
     Лицами их привит
     к жизни какой-то не-
     покидаемый вид.

     Что-то в их лицах есть,
     что противно уму.
     Что выражает лесть
     неизвестно кому.

        IV

     Вещи приятней. В них
     нет ни зла, ни добра
     внешне. А если вник
     в них -- и внутри нутра.

     Внутри у предметов -- пыль.
     Прах. Древоточец-жук.
     Стенки. Сухой мотыль.
     Неудобно для рук.

     Пыль. И включенный свет
     только пыль озарит.
     Даже если предмет
     герметично закрыт.

        V

     Старый буфет извне
     так же, как изнутри,
     напоминает мне
     Нотр-Дам де Пари.

     В недрах буфета тьма.
     Швабра, епитрахиль
     пыль не сотрут. Сама
     вещь, как правило, пыль

     не тщится перебороть,
     не напрягает бровь.
     Ибо пыль -- это плоть
     времени; плоть и кровь.

        VI

     Последнее время я
     сплю среди бела дня.
     Видимо, смерть моя
     испытывает меня,

     поднося, хоть дышу,
     зеркало мне ко рту, --
     как я переношу
     небытие на свету.

     Я неподвижен. Два
     бедра холодны, как лед.
     Венозная синева
     мрамором отдает.

        VII

     Преподнося сюрприз
     суммой своих углов,
     вещь выпадает из
     миропорядка слов.

     Вещь не стоит. И не
     движется. Это -- бред.
     Вещь есть пространство, вне
     коего вещи нет.

     Вещь можно грохнуть, сжечь,
     распотрошить, сломать.
     Бросить. При этом вещь
     не крикнет: "Ебена мать!"

        VIII

     Дерево. Тень. Земля
     под деревом для корней.
     Корявые вензеля.
     Глина. Гряда камней.

     Корни. Их переплет.
     Камень, чей личный груз
     освобождает от
     данной системы уз.

     Он неподвижен. Ни
     сдвинуть, ни унести.
     Тень. Человек в тени,
     словно рыба в сети.

        IX

     Вещь. Коричневый цвет
     вещи. Чей контур стерт.
     Сумерки. Больше нет
     ничего. Натюрморт.

     Смерть придет и найдет
     тело, чья гладь визит
     смерти, точно приход
     женщины, отразит.

     Это абсурд, вранье:
     череп, скелет, коса.
     "Смерть придет, у нее
     будут твои глаза".

        X

     Мать говорит Христу:
     -- Ты мой сын или мой
     Бог? Ты прибит к кресту.
     Как я пойду домой?

     Как ступлю на порог,
     не поняв, не решив:
     ты мой сын или Бог?
     То есть мертв или жив?

     Он говорит в ответ:
     -- Мертвый или живой,
     разницы, жено, нет.
     Сын или Бог, я твой.

             1971

*** *** ***

Похороны Бобо

        1

     Бобо мертва, но шапки недолой.
     Чем объяснить, что утешаться нечем.
     Мы не приколем бабочку иглой
     Адмиралтейства -- только изувечим.

     Квадраты окон, сколько ни смотри
     по сторонам. И в качестве ответа
     на "Что стряслось" пустую изнутри
     открой жестянку: "Видимо, вот это".

     Бобо мертва. Кончается среда.
     На улицах, где не найдЈшь ночлега,
     белым-бело. Лишь чЈрная вода
     ночной реки не принимает снега.

        2

     Бобо мертва, и в этой строчке грусть.
     Квадраты окон, арок полукружья.
     Такой мороз, что коль убьют, то пусть
     из огнестрельного оружья.

     Прощай, Бобо, прекрасная Бобо.
     Слеза к лицу разрезанному сыру.
     Нам за тобой последовать слабо,
     но и стоять на месте не под силу.

     Твой образ будет, знаю наперЈд,
     в жару и при морозе-ломоносе
     не уменьшаться, но наоборот
     в неповторимой перспективе Росси.

        3

     Бобо мертва. Вот чувство, дележу
     доступное, но скользкое, как мыло.
     Сегодня мне приснилось, что лежу
     в своей кровати. Так оно и было.

     Сорви листок, но дату переправь:
     нуль открывает перечень утратам.
     Сны без Бобо напоминают явь,
     и воздух входит в комнату квадратом.

     Бобо мертва. И хочется, уста
     слегка разжав, произнести: "Не надо".
     Наверно, после смерти -- пустота.
     И вероятнее, и хуже Ада.

     4

     Ты всем была. Но, потому что ты
     теперь мертва, Бобо моя, ты стала
     ничем -- точнее, сгустком пустоты.
     Что тоже, как подумаешь, немало.

     Бобо мертва. На круглые глаза
     вид горизонта действует, как нож, но
     тебя, Бобо, Кики или Заза
     им не заменят. Это невозможно.

     ИдЈт четверг. Я верю в пустоту.
     В ней как в Аду, но более херово.
     И новый Дант склоняется к листу
     и на пустое место ставит слово.

             1972




                  *** *** ***

                             Представление

           Михаилу Николаеву

     Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!
     Эта местность мне знакома, как окраина Китая!
     Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела.
     Многоточие шинели. Вместо мозга -- запятая.
     Вместо горла -- темный вечер. Вместо буркал -- знак деленья.
     Вот и вышел человечек, представитель населенья.

        Вот и вышел гражданин,
        достающий из штанин.

        "А почем та радиола?"
        "Кто такой Савонарола?"
        "Вероятно, сокращенье".
        "Где сортир, прошу прощенья?"

     Входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах -- папироса.
     В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.
     И нарезанные косо, как полтавская, колеса
     с выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром
     оживляют скатерть снега, полустанки и развилки
     обдавая содержимым опрокинутой бутылки.

        Прячась в логово свое
        волки воют "і-моЈ".

        "Жизнь -- она как лотерея".
        "Вышла замуж за еврея".
        "Довели страну до ручки".
        "Дай червонец до получки".

     Входит Гоголь в бескозырке, рядом с ним -- меццо-сопрано.
     В продуктовом -- кот наплакал; бродят крысы, бакалея.
     Пряча твердый рог в каракуль, некто в брюках из барана
     превращается в тирана на трибуне мавзолея.
     Говорят лихие люди, что внутри, разочарован
     под конец, как фиш на блюде, труп лежит нафарширован.

        Хорошо, утратив речь,
        встать с винтовкой гроб стеречь.

        "Не смотри в глаза мне, дева:
        все равно пойдешь налево".
        "У попа была собака".
        "Оба умерли от рака".

     Входит Лев Толстой в пижаме, всюду -- Ясная Поляна.
     (Бродят парубки с ножами, пахнет шипром с комсомолом.)
     Он -- предшественник Тарзана: самописка -- как лиана,
     взад-вперед летают ядра над французским частоколом.
     Се -- великий сын России, хоть и правящего класса!
     Муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо.

        Чудо-юдо: нежный граф
        превратился в книжный шкаф!

        "Приучил ее к минету".
        "Что за шум, а драки нету?"
        "Крыл последними словами".
        "Кто последний? Я за вами".

     Входит пара Александров под конвоем Николаши.
     Говорят "Какая лажа" или "Сладкое повидло".
     По Европе бродят нары в тщетных поисках параши,
     натыкаясь повсеместно на застенчивое быдло.
     Размышляя о причале, по волнам плывет "Аврора",
     чтобы выпалить в начале непрерывного террора.

        Ой ты, участь корабля:
        скажешь "пли!" -- ответят "бля!"

        "Сочетался с нею браком".
        "Все равно поставлю раком".
        "Эх, Цусима-Хиросима!
        Жить совсем невыносимо".

     Входят Герцен с Огаревым, воробьи щебечут в рощах.
     Что звучит в момент обхвата как наречие чужбины.
     Лучший вид на этот город -- если сесть в бомбардировщик.
     Глянь -- набрякшие, как вата из нескромныя ложбины,
     размножаясь без резона, тучи льнут к архитектуре.
     Кремль маячит, точно зона; говорят, в миниатюре.

        Ветер свищет. Выпь кричит.
        Дятел ворону стучит.

        "Говорят, открылся Пленум".
        "Врезал ей меж глаз поленом".
        "Над арабской мирной хатой
        гордо реет жид пархатый".

     Входит Сталин с Джугашвили, между ними вышла ссора.
     Быстро целятся друг в друга, нажимают на собачку,
     и дымящаяся трубка... Так, по мысли режиссера,
     и погиб Отец Народов, в день выкуривавший пачку.
     И стоят хребты Кавказа как в почетном карауле.
     Из коричневого глаза бьет ключом Напареули.

        Друг-кунак вонзает клык
        в недоеденный шашлык.

        "Ты смотрел Дерсу Узала?"
        "Я тебе не всЈ сказала".
        "Раз чучмек, то верит в Будду".
        "Сукой будешь?" "Сукой буду".

     Входит с криком Заграница, с запрещенным полушарьем
     и с торчащим из кармана горизонтом, что опошлен.
     Обзывает Ермолая Фредериком или Шарлем,
     придирается к закону, кипятится из-за пошлин,
     восклицая: "Как живете!" И смущают глянцем плоти
     Рафаэль с Буонаротти -- ни черта на обороте.

        Пролетарии всех стран
        Маршируют в ресторан.

        "В этих шкарах ты как янки".
        "Я сломал ее по пьянке".
        "Был всю жизнь простым рабочим".
        "Между прочим, все мы дрочим".

     Входят Мысли о Грядущем, в гимнастерках цвета хаки.
     Вносят атомную бомбу с баллистическим снарядом.
     Они пляшут и танцуют: "Мы вояки-забияки!
     Русский с немцем лягут рядом; например, под Сталинградом".
     И, как вдовые МатрЈны, глухо воют циклотроны.
     В Министерстве Обороны громко каркают вороны.

        Входишь в спальню -- вот те на:
        на подушке -- ордена.

        "Где яйцо, там -- сковородка".
        "Говорят, что скоро водка
        снова будет по рублю".
        "Мам, я папу не люблю".

     Входит некто православный, говорит: "Теперь я -- главный.
     У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.
     Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.
     Дайте мне перекреститься, а не то -- в лицо ударю.
     Хуже порчи и лишая -- мыслей западных зараза.
     Пой, гармошка, заглушая саксофон -- исчадье джаза".

        И лобзают образа
        с плачем жертвы обреза...

        "Мне -- бифштекс по-режиссерски".
        "Бурлаки в Североморске
        тянут крейсер бечевой,
        исхудав от лучевой".

     Входят Мысли о Минувшем, все одеты как попало,
     с предпочтеньем к чернобурым. На классической латыни
     и вполголоса по-русски произносят: "ВсЈ пропало,
     а) фокстрот под абажуром, черно-белые святыни;
     б) икра, севрюга, жито; в) красавицыны бели.
     Но -- не хватит алфавита. И младенец в колыбели,

        слыша "баюшки-баю",
        отвечает: "мать твою!" ".

        "Влез рукой в шахну, знакомясь".
        "Подмахну -- и в Сочи". "Помесь
        лейкоцита с антрацитом
        называется Коцитом".

     Входят строем пионеры, кто -- с моделью из фанеры,
     кто -- с написанным вручную содержательным доносом.
     С того света, как химеры, палачи-пенсионеры
     одобрительно кивают им, задорным и курносым,
     что врубают "Русский бальный" и вбегают в избу к тяте
     выгнать тятю из двуспальной, где их сделали, кровати.

        Что попишешь? Молодежь.
        Не задушишь, не убьешь.

        "Харкнул в суп, чтоб скрыть досаду".
        "Я с ним рядом срать не сяду".
        "А моя, как та мадонна,
        не желает без гондона".

     Входит Лебедь с Отраженьем в круглом зеркале, в котором
     взвод берЈз идет вприсядку, первой скрипке корча рожи.
     Пылкий мэтр с воображеньем, распаленным гренадером,
     только робкого десятку, рвет когтями бархат ложи.
     Дождь идет. Собака лает. Свесясь с печки, дрянь косая
     с голым задом донимает инвалида, гвоздь кусая:

        "Инвалид, а инвалид.
        У меня внутри болит".

        "Ляжем в гроб, хоть час не пробил!"
        "Это -- сука или кобель?"
        "Склока следствия с причиной
        прекращается с кончиной".

     Входит Мусор с криком: "Хватит!" Прокурор скулу квадратит.
     Дверь в пещеру гражданина не нуждается в "сезаме".
     То ли правнук, то ли прадед в рудных недрах тачку катит,
     обливаясь щедрым недрам в масть кристальными слезами.
     И за смертною чертою, лунным блеском залитою,
     челюсть с фиксой золотою блещет вечной мерзлотою.

        Знать, надолго хватит жил
        тех, кто головы сложил.

        "Хата есть, да лень тащиться".
        "Я не блядь, а крановщица".
        "Жизнь возникла как привычка
        раньше куры и яичка".

     Мы заполнили всю сцену! Остается влезть на стену!
     Взвиться соколом под купол! Сократиться в аскарида!
     Либо всем, включая кукол, языком взбивая пену,
     хором вдруг совокупиться, чтобы вывести гибрида.
     Бо, пространство экономя, как отлиться в форму массе,
     кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе?

        Эх, даешь простор степной
        без реакции цепной!

        "Дайте срок без приговора!"
        "Кто кричит: "Держите вора!"?"
        "Рисовала член в тетради".
        "Отпустите, Христа ради".

     Входит Вечер в Настоящем, дом у чорта на куличках.
     Скатерть спорит с занавеской в смысле внешнего убранства.
     Исключив сердцебиенье -- этот лепет я в кавычках --
     ощущенье, будто вычтен Лобачевский из пространства.
     Ропот листьев цвета денег, комариный ровный зуммер.
     Глаз не в силах увеличить шесть-на-девять тех, кто умер,

        кто пророс густой травой.
        Впрочем, это не впервой.

        "От любви бывают дети.
        Ты теперь один на свете.
        Помнишь песню, что, бывало,
        я в потемках напевала?

        Это -- кошка, это -- мышка.
        Это -- лагерь, это -- вышка.
        Это -- время тихой сапой
        убивает маму с папой".

             1986

Исправлено цЫнк (13.02.08 18:46)

Offline

#2  13.02.08 21:30

Re: немного Бродского

Я всегда твердил, что судьба - игра.
Что зачем нам рыба, раз есть икра.
Что готический стиль победит, как школа,
Как способность торчать, избежав укола.

Я считал, что лес - только часть полена.
Что зачем вся дева, раз есть колено.
Что, устав от поднятой веком пыли,
Русский глаз отдохнет на эстонском шпиле.

Я сижу у окна. За окном осина.
Я любил немногих. Однако - сильно.
Я сижу у окна. Я помыл посуду.
Я был счастлив здесь, и уже не буду.

Я писал, что в лампочке - ужас пола.
Что любовь, как акт, лишена глагола.
Что не знал Эвклид, что, сходя на конус,
Вещь обретает не ноль, но Хронос.

Я сказал, что лист разрушает почку.
И что семя, упавши в дурную почву,
Не дает побега; что луг с поляной
Есть пример рукоблудья, в Природе данный.

Я сижу у окна. Вспоминаю юность.
Улыбнусь порою, порой отплюнусь.
Я сижу у окна, обхватив колени,
В обществе своей грузной тени.
   
И моя песнь была лишена мотива,
Но зато ее хором не спеть. Не диво,
Что в награду мне за такие речи
Своих ног никто не кладет на плечи.

Гражданин второсортной эпохи, гордо
Признаю я товаром второго сорта
Свои лучшие мысли и дням грядущим
Я дарю их как опыт борьбы с удушьем.

Я сижу у окна в темноте. Как скорый,
Море гремит за волнистой шторой.
Я сижу в темноте. И она не хуже
В комнате, чем темнота снаружи.

Offline

#3  13.02.08 23:18

Re: немного Бродского

Шиповник в апреле

     Шиповник каждую весну
     пытается припомнить точно
     свой прежний вид:
     свою окраску, кривизну
     изогнутых ветвей -- и то, что
     их там кривит.

     В ограде сада поутру
     в чугунных обнаружив прутьях
     источник зла,
     он суетится на ветру,
     он утверждает, что не будь их,
     проник бы за.

     Он корни запустил в свои
     же листья, адово исчадье,
     храм на крови.
     Не воскрешение, но и
     не непорочное зачатье,
     не плод любви.

     Стремясь предохранить мундир,
     вернее -- будущую зелень,
     бутоны, тень,
     он как бы проверяет мир;
     но самый мир недостоверен
     в столь хмурый день.

     Безлиственный, сухой, нагой,
     он мечется в ограде, тыча
     иглой в металл
     копья чугунного -- другой
     апрель не дал ему добычи
     и март не дал.

     И все ж умение куста
     свой прах преобразить в горнило,
     загнать в нутро,
     способно разомкнуть уста
     любые. Отыскать чернила.
     И взять перо.

*** *** ***

Письма римскому другу (из Марциала)

     Нынче ветрено и волны с перехлестом.
        Скоро осень, все изменится в округе.
     Смена красок этих трогательней, Постум,
        чем наряда перемена у подруги.

     Дева тешит до известного предела --
        дальше локтя не пойдешь или колена.
     Сколь же радостней прекрасное вне тела:
        ни объятья невозможны, ни измена!

        ___

     Посылаю тебе, Постум, эти книги.
        Что в столице? Мягко стелют? Спать не жестко?
     Как там Цезарь? Чем он занят? Все интриги?
        Все интриги, вероятно, да обжорство.

     Я сижу в своем саду, горит светильник.
        Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
     Вместо слабых мира этого и сильных --
        лишь согласное гуденье насекомых.

        ___

     Здесь лежит купец из Азии. Толковым
        был купцом он -- деловит, но незаметен.
     Умер быстро -- лихорадка. По торговым
        он делам сюда приплыл, а не за этим.

     Рядом с ним -- легионер, под грубым кварцем.
        Он в сражениях империю прославил.
     Сколько раз могли убить! а умер старцем.
        Даже здесь не существует, Постум, правил.

        ___

     Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
        но с куриными мозгами хватишь горя.
     Если выпало в Империи родиться,
        лучше жить в глухой провинции у моря.

     И от Цезаря далЈко, и от вьюги.
        Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
     Говоришь, что все наместники -- ворюги?
        Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

        ___

     Этот ливень переждать с тобой, гетера,
        я согласен, но давай-ка без торговли:
     брать сестерций с покрывающего тела --
        все равно что дранку требовать от кровли.

     Протекаю, говоришь? Но где же лужа?
        Чтобы лужу оставлял я -- не бывало.
     Вот найдешь себе какого-нибудь мужа,
        он и будет протекать на покрывало.

        ___

     Вот и прожили мы больше половины.
        Как сказал мне старый раб перед таверной:
     "Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
        Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

     Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.
        Разыщу большой кувшин, воды налью им...
     Как там в Ливии, мой Постум, -- или где там?
        Неужели до сих пор еще воюем?

        ___

     Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
        Худощавая, но с полными ногами.
     Ты с ней спал еще... Недавно стала жрица.
        Жрица, Постум, и общается с богами.

     Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.
        Или сливами. Расскажешь мне известья.
     Постелю тебе в саду под чистым небом
        и скажу, как называются созвездья.

        ___

     Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье,
        долг свой давний вычитанию заплатит.
     Забери из-под подушки сбереженья,
        там немного, но на похороны хватит.

     Поезжай на вороной своей кобыле
        в дом гетер под городскую нашу стену.
     Дай им цену, за которую любили,
        чтоб за ту же и оплакивали цену.

        ___

     Зелень лавра, доходящая до дрожи.
        Дверь распахнутая, пыльное оконце,
     стул покинутый, оставленное ложе.
        Ткань, впитавшая полуденное солнце.

     Понт шумит за черной изгородью пиний.
        Чье-то судно с ветром борется у мыса.
     На рассохшейся скамейке -- Старший Плиний.
        Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

март 1972

*** *** ***

Назидание

        I

     Путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах,
     в избах, банях, лабазах -- в бревенчатых теремах,
     чьи копченые стекла держат простор в узде,
     укрывайся тулупом и норови везде
     лечь головою в угол, ибо в углу трудней
     взмахнуть -- притом в темноте -- топором над ней,
     отяжелевшей от давеча выпитого, и аккурат
     зарубить тебя насмерть. Вписывай круг в квадрат.

        II

     Бойся широкой скулы, включая луну, рябой
     кожи щеки; предпочитай карему голубой
     глаз -- особенно если дорога заводит в лес,
     в чащу. Вообще в глазах главное -- их разрез,
     так как в последний миг лучше увидеть то,
     что -- хотя холодней -- прозрачнее, чем пальто,
     ибо лед может треснуть, и в полынье
     лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье.

        III

     Всегда выбирай избу, где во дворе висят
     пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.
     Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,
     чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;
     то же самое -- баба. Прячь деньги в воротнике
     шубы; а если ты странствуешь налегке --
     в брючине ниже колена, но не в сапог: найдут.
     В Азии сапоги -- первое, что крадут.

        IV

     В горах продвигайся медленно; нужно ползти -- ползи.
     Величественные издалека, бессмысленные вблизи,
     горы есть форма поверхности, поставленной на попа,
     и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа
     в сущности вертикальна. Лежа в горах -- стоишь,
     стоя -- лежишь, доказывая, что, лишь
     падая, ты независим. Так побеждают страх,
     головокруженье над пропастью либо восторг в горах.

        V

     Не откликайся на "Эй, паря!" Будь глух и нем.
     Даже зная язык, не говори на нем.
     Старайся не выделяться -- в профиль, анфас; порой
     просто не мой лица. И когда пилой
     режут горло собаке, не морщься. Куря, гаси
     папиросу в плевке. Что до вещей, носи
     серое, цвета земли; в особенности -- бельЈ,
     чтоб уменьшить соблазн тебя закопать в нее.

        VI

     Остановившись в пустыне, складывай из камней
     стрелу, чтоб, внезапно проснувшись, тотчас узнать по ней,
     в каком направленьи двигаться. Демоны по ночам
     в пустыне терзают путника. Внемлющий их речам
     может легко заблудиться: шаг в сторону -- и кранты.
     Призраки, духи, демоны -- до'ма в пустыне. Ты
     сам убедишься в этом, песком шурша,
     когда от тебя останется тоже одна душа.

        VII

     Никто никогда ничего не знает наверняка.
     Глядя в широкую, плотную спину проводника,
     думай, что смотришь в будущее, и держись
     от него по возможности на расстояньи. Жизнь
     в сущности есть расстояние -- между сегодня и
     завтра, иначе -- будущим. И убыстрять свои
     шаги стоит, только ежели кто гонится по тропе
     сзади: убийца, грабители, прошлое и т. п.

        VIII

     В кислом духе тряпья, в запахе кизяка
     цени равнодушье вещи к взгляду издалека
     и сам теряй очертанья, недосягаем для
     бинокля, воспоминаний, жандарма или рубля.
     Кашляя в пыльном облаке, чавкая по грязи,
     какая разница, чем окажешься ты вблизи?
     Даже еще и лучше, что человек с ножом
     о тебе не успеет подумать как о чужом.

        IX

     Реки в Азии выглядят длинней, чем в других частях
     света, богаче аллювием, то есть -- мутней; в горстях,
     когда из них зачерпнешь, остается ил,
     и пьющий из них сокрушается после о том, что пил.
     Не доверяй отраженью. Переплывай на ту
     сторону только на сбитом тобою самим плоту.
     Знай, что отблеск костра ночью на берегу,
     вниз по реке скользя, выдаст тебя врагу.

        X

     В письмах из этих мест не сообщай о том,
     с чем столкнулся в пути. Но, шелестя листом,
     повествуй о себе, о чувствах и проч. -- письмо
     могут перехватить. И вообще само
     перемещенье пера вдоль по бумаге есть
     увеличенье разрыва с теми, с кем больше сесть
     или лечь не удастся, с кем -- вопреки письму --
     ты уже не увидишься. Все равно, почему.

        XI

     Когда ты стоишь один на пустом плоскогорьи, под
     бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот
     или ангел разводит изредка свой крахмал;
     когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
     помни: пространство, которому, кажется, ничего
     не нужно, на самом деле нуждается сильно во
     взгляде со стороны, в критерии пустоты.
     И сослужить эту службу способен только ты.

             1987
*** *** ***

Критерии

          "...с маленькой смертью встреча"
           (Гарсиа Лорка)

     Маленькая смерть собаки.
     Маленькая смерть птицы.

     Нормальные размеры
     человеческой смерти.

Offline

#4  03.04.08 03:44

Re: немного Бродского

Ну наконец-то, хоть кто-то Бродского выложил. Хотя "Представление" зря, "натюрморт"  - тоже. Для здешних форумчан там слишком много буковок, чтоб читать. Видимо, когда количество буковок превышает количество извилин гипоталамус выдает ошибку "система перегружена". Очень характерно, что на всякий мусор дамы и господа (намерено не пишу "уважаемые", так как уважение на этом форуме у меня вызывают считаные люди) визжат от восторга и пускают слюни от радости, громко и медленно хлопая в людоши над головой и прося добавки к порции вторсырья, а вот Бродский обозримых эмоций не вызывает. Как писал Пушкин,

"Все изменилося под нашим задиаком:
Стрелец стал Козерогом, а Дева стала Раком.".

От себя добавлю (раньше ничего не выкладывал, так как предвидел отсутствие реакции):

ОДИНОЧЕСТВО

Когда теряет равновесие
твое сознание усталое,
когда ступени этой лестницы
уходят из под ног, как палуба,
когда плюет на человечество
твое ночное одиночество, -

ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия,
произведения искусства,
и – кстати – самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.

Но лучше поклоняться данности
с глубокими ее могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими ее дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими, пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклоняться данности
с убогими ее мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.

Offline

#5  03.04.08 17:34

Re: немного Бродского

Grey.Pi написал(а):

Хотя "Представление" зря, "натюрморт"  - тоже.

хватит маразма, парень!) не один ты тут многоклеточный и высокоразвитый)
может, следующим пунктом эксперимента над людьми будут "Римские элегии". Я б с удовольствием выложил эту прелесть

Offline

#6  02.05.08 04:16

Re: немного Бродского

Литовский дивертисмент

           Томасу Венцлова

        1. Вступление

     Вот скромная приморская страна.
     Свой снег, аэропорт и телефоны,
     свои евреи. Бурый особняк
     диктатора. И статуя певца,
     отечество сравнившего с подругой,

     в чем проявился пусть не тонкий вкус,
     но знанье географии: южане
     здесь по субботам ездят к северянам
     и, возвращаясь под хмельком пешком,
     порой на Запад забредают -- тема
     для скетча. Расстоянья таковы,
     что здесь могли бы жить гермафродиты.

     Весенний полдень. Лужи, облака,
     бесчисленные ангелы на кровлях
     бесчисленных костелов; человек
     становится здесь жертвой толчеи
     или деталью местного барокко.

        2. Леиклос1

     Родиться бы сто лет назад
     и сохнущей поверх перины
     глазеть в окно и видеть сад,
     кресты двуглавой Катарины;
     стыдиться матери, икать
     от наведенного лорнета,
     тележку с рухлядью толкать
     по желтым переулкам гетто;
     вздыхать, накрывшись с головой,
     о польских барышнях, к примеру;
     дождаться Первой мировой
     и пасть в Галиции -- за Веру,
     Царя, Отечество, -- а нет,
     так пейсы переделать в бачки
     и перебраться в Новый Свет,
     блюя в Атлантику от качки.




6. Palangen3

     Только море способно взглянуть в лицо
     небу; и путник, сидящий в дюнах,
     опускает глаза и сосет винцо,
     как изгнанник-царь без орудий струнных.
     Дом разграблен. Стада у него -- свели.
     Сына прячет пастух в глубине пещеры.
     И теперь перед ним -- только край земли,
     и ступать по водам не хватит веры.

        7. Dominikanaj4

     Сверни с проезжей части в полу-
     слепой проулок и, войдя
     в костел, пустой об эту пору,
     сядь на скамью и, погодя,
     в ушную раковину Бога,
     закрытую для шума дня,
     шепни всего четыре слога:
     -- Прости меня.

Offline

#7  02.05.08 15:12

Re: немного Бродского

а я не многоклеточное. люблю короткое. люблю часть ре4и.
и еще.

сначала в бездну свалился стул,
потом - упала кровать.
потом - мой стол. я его столкнул
сам. не буду скрывать.
потом - учебник "родная речь",
фото, где вся семья.
потом четыре стены и печь.
остались пальто и я.

прощай, дорогая, сними кольцо,
выпиши вестник мод.
и можешь плюнуть тому в лицо,
кто место мое займет.







люблю глупые короткие стихи. киньте в меня тапок.

цынк, знаешь такое, там где
"у всех мужья - кольца из рыжья,
серьги из перломутра,
а у меня - слеза,
синяя бирюза, просыхает под утро."

выложи, пожалуйста.
а то я запа мятова лае го.

Исправлено неБГ (02.05.08 15:13)

Offline

#8  02.05.08 16:18

Re: немного Бродского

Песенка

     "Пролитую слезу
     из будущего привезу,
     вставлю ее в колечко.
     Будешь глядеть одна,
     надевай его на
     безымянный, конечно".

     "Ах, у других мужья,
     перстеньки из рыжья,
     серьги из перламутра.
     А у меня -- слеза,
     жидкая бирюза,
     просыхает под утро".

     "Носи перстенек, пока
     виден издалека;
     потом другой подберется.
     А надоест хранить,
     будет что уронить
     ночью на дно колодца".

Offline

#9  07.05.08 23:19

Re: немного Бродского

sanek123, спасиба=)

Offline

#10  08.05.08 01:05

Re: немного Бродского

неБГ, не за что:)

Offline

#11  10.05.08 10:48

Re: немного Бродского

пиздит  как Бродский!
Шутка,
А,
Может,
Просто
Адская
Насмешка?
Скажи,
Как
Объяснить
Ее?

Исправлено bakalaffr (10.05.08 10:51)

Offline

#12  11.05.08 02:14

Re: немного Бродского

ммм, ап стену, быть может?

Offline

#13  11.05.08 02:57

Re: немного Бродского

"йа фсигда тврирдил что судьба игра
что зачем нам рыба, раз есть СТЕНА" (с)

таки да)

Offline

#14  11.05.08 15:52

Re: немного Бродского

Стихи о слепых музыкантах


Слепые блуждают
ночью.
Ночью намного проще
перейти через площадь.

Слепые живут
наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни:
из камня делают
стены.
За ними живут мужчины.
Женщины.
Дети.
Деньги.
Поэтому
несокрушимые
лучше обойти
стены.
А музыка – в них
упрется.
Музыку поглотят камни.
И музыка
умрет в них,
захватанная руками.
Плохо умирать ночью.
Плохо умирать
наощупь.

Так, значит, слепым – проще...
Слепой идет
через площадь.


Художник


Он верил в свой череп.
Верил.
Ему кричали:
«Нелепо!»
Но падали стены.
Череп,
Оказывается, был крепок.

Он думал:
За стенами чисто.
Он думал,
Что дальше – просто.

...Он спасся от самоубийства
Скверными папиросами.
И начал бродить по селам,
По шляхам,
Желтым и длинным;
Он писал для костелов
Иуду и Магдалину.
И это было искусство.

А после, в дорожной пыли
Его
Чумаки сивоусые
Как надо похоронили.
Молитвы над ним не читались,
Так,
Забросали глиной...
Но на земле остались
Иуды и Магдалины!


Проплывают облака


Слышишь ли, слышишь ли ты в роще детское пение,
над сумеречными деревьями звенящие, звенящие голоса,
в сумеречном воздухе пропадающие, затихающие постепенно,
в сумеречном воздухе исчезающие небеса?


Блестящие нити дождя переплетаются среди деревьев
и негромко шумят, и негромко шумят в белесой траве.
Слышишь ли ты голоса, видишь ли ты волосы с красными гребнями,
маленькие ладони, поднятые к мокрой листве?


«Проплывают облака, проплывают облака и гаснут...» -
это дети поют и поют, черные ветви шумят,
голоса взлетают между листьев, между стволов неясных,
в сумеречном воздухе их не обнять, не вернуть назад.


Только мокрые листья летят на ветру, спешат из рощи,
улетают, словно слышат издали какой-то осенний зов.
«Проплывают облака...» – это дети поют ночью, ночью,
от травы до вершин все – биение, все – дрожание голосов.


Проплывают облака, это жизнь проплывает, проходит,
привыкай, привыкай, это смерть мы в себе несем,
среди черных ветвей облака с голосами, с любовью...
«Проплывают облака...» – это дети поют обо всем.


Слышишь ли, слышишь ли ты в роще детское пение,
блестящие нити дождя переплетаются, звенящие голоса,
возле узких вершин в новых сумерках на мгновение
видишь сызнова, видишь сызнова угасающие небеса?


Проплывают облака, проплывают, проплывают над рощей.
Где-то льется вода, только плакать и петь, вдоль осенних оград,
все рыдать и рыдать, и смотреть все вверх, быть ребенком ночью,
и смотреть все вверх, только плакать и петь, и не знать утрат.


Где-то льется вода, вдоль осенних оград, вдоль деревьев неясных,
в новых сумерках пенье, только плакать и петь, только листья сложить.
Что-то выше нас. Что-то выше нас проплывает и гаснет,
только плакать и петь, только плакать и петь, только жить.

Исправлено Outcast (11.05.08 16:06)

Offline

#15  15.05.08 10:34

Re: немного Бродского

цЫнк написал(а):

"йа фсигда тврирдил что судьба игра
что зачем нам рыба, раз есть СТЕНА" (с)

нга-га

Offline

#16  25.05.08 23:56

Re: немного Бродского

Бродский великолепен! он знает суть вещей, как никто другой.

Offline

#17  12.06.08 23:35

Re: немного Бродского

Романс


Ах, улыбнись, ах, улыбнись вослед, взмахни рукой,
недалеко, за цинковой рекой.
Ах, улыбнись в оставленных домах,
я различу на улицах твой взмах.


Недалеко, за цинковой рекой,
где стекла дребезжат наперебой,
и в полдень нагреваются мосты,
тебе уже не покупать цветы.


Ах, улыбнись в оставленных домах,
где ты живешь средь вороха бумаг
и запаха увянувших цветов,
мне не найти оставленных следов.


Я различу на улицах твой взмах,
как хорошо в оставленных домах
любить других и находить других,
из комнат, бесконечно дорогих,
любовью умолкающей дыша,
навек уйти, куда-нибудь спеша.


Ах, улыбнись, ах, улыбнись вослед, взмахни рукой,
когда на миг все люди замолчат,
недалеко за цинковой рекой
твои шаги на целый мир звучат.


Останься на нагревшемся мосту,
роняй цветы в ночную пустоту,
когда река, блестя из пустоты,
всю ночь несет в Голландию цветы.

Offline

#18  17.06.08 08:31

Re: немного Бродского

Grey.Pi, ой не надо. Бродского довольно часто выкладывают. А про "визжат от восторга"... а смысл восхвалять то, что и так уже общепризнано? И не визжат они, ищут новых впечатлений.

Offline

#19  17.06.08 15:28

Re: немного Бродского

Grey.Pi - ты заебал уже всех! Иди в пизду, тебе туда дорога!

Offline

#20  17.06.08 16:57

Re: немного Бродского

Учитывая, когда еще он это сказал ))
Грей нормальный, зря вы так.
Хотя

Аспид написал(а):

смысл восхвалять то, что и так уже общепризнано?

Offline

#21  17.06.08 21:45

Re: немного Бродского

Gazov_Sergey, не гадь в теме, а!

Аспид написал(а):

смысл восхвалять то, что и так уже общепризнано?

Думается мне, что данная тема создана для просвящения молодых думающих людей и обращение их в Бродскиаство:)))


==========================================
Страх

Вечером входишь в подъезд, и звук
шагов тебе самому
страшен настолько, что твой испуг
одушевляет тьму.

Будь ты другим и имей черты
другие, и, пряча дрожь,
по лестнице шел бы такой как ты,
ты б уже поднял нож.

Но здесь только ты; и когда с трудом
ты двери своей достиг,
ты хлопаешь ею – и в грохоте том
твой предательский крик.

1970

Aqua vita nuova

F. W.

Шепчу «прощай» неведомо кому.
Не призраку же, право, твоему,
затем что он, поддакивать горазд,
в ответ пустой ладони не подаст.

И в этом как бы новая черта:
триумф уже не голоса, но рта,
как рыбой раскрываемого для
беззвучно пузырящегося «ля».

Аквариума признанный уют,
где слез не льют и песен не поют,
где в воздухе повисшая рука
приобретает свойства плавника.

Итак тебе, преодолевшей вид
конечности сомкнувших нереид,
из наших вод выпрастывая бровь,
пишу о том, что холодеет кровь,

что плотность боли площадь мозжечка
переросла. Что память из зрачка
не выколоть. Что боль, заткнувши рот,
на внутренние органы орет.

1970

Набросок


Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит.
Тиран кромсает каплуна.
Сверкает зимняя луна.

Се вид Отчества, гравюра.
На лежаке – Солдат и Дура.
Старуха чешет мертвый бок.
Се вид Отечества, лубок.

Собака лает, ветер носит.
Борис у Глеба в морду просит.
Кружатся пары на балу.
В прихожей – куча на полу.

Луна сверкает, зренье муча.
Под ней, как мозг отдельный, – туча...
Пускай Художник, паразит,
другой пейзаж изобразит.

1972

Offline

#22  25.06.08 01:20

Re: немного Бродского

Приглашение к путешествию


Сначала разбей стекло с помощью кирпича.

Из кухни пройдешь в столовую (помни: там две ступеньки).

Смахни с рояля Бетховена и Петра Ильича,

отвинти третью ножку и обнаружишь деньги.



Не сворачивай в спальню, не потроши комод,

не то начнешь онанировать. В спальне и в гардеробе

пахнет духами; но, кроме тряпок от

Диора, нет ничего, что бы толкнуть в Европе.



Спустя два часа, когда объявляют рейс,

не дергайся; потянись и подави зевоту.

В любой толпе пассажиров, как правило, есть еврей

с пейсами и с детьми: примкни к его хороводу.



Наутро, когда Зизи распахивает жалюзи,

сообщая, что Лувр закрыт, вцепись в ее мокрый волос,

ткни глупой мордой в подушку и, прорычав "Грызи",

сделай с ней то, от чего у певицы садится голос.



<1993>

Offline

#23  06.07.08 03:17

Re: немного Бродского

Три моих любимых:

***
Север крошит металл, но щадит стекло.
Учит гортань проговаривать "впусти".
Холод меня воспитал и вложил перо
в пальцы, чтоб их согреть в горсти.

Замерзая, я вижу, как за моря
солнце садится и никого кругом.
То ли по льду каблук скользит, то ли сама земля
закругляется под каблуком.

И в гортани моей, где положен смех
или речь, или горячий чай,
все отчетливей раздается снег
и чернеет, что твой Седов, "прощай".


Памяти отца: Австралия

Ты ожил, снилось мне, и уехал
в Австралию. Голос с трехкратным эхом
окликал и жаловался на климат
и обои: квартиру никак не снимут,
жалко, не в центре, а около океана,
третий этаж без лифта, зато есть ванна,
пухнут ноги, "А тапочки я оставил" -
прозвучавшее внятно и деловито.
И внезапно в трубке завыло "Аделаида! Аделаида!"
загремело, захлопало, точно ставень
бился о стенку, готовый сорваться с петель.
Все-таки это лучше, чем мягкий пепел
крематория в банке, ее залога -
эти обрывки голоса, монолога
и попытки прикинуться нелюдимом

в первый раз с той поры, как ты обернулся дымом.


***

Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
подышать свежим воздухом, веющим с океана.
Закат догорал в партере китайским веером,
и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.

Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам,
рисовала тушью в блокноте, немножко пела,
развлекалась со мной, но потом сошлась с инженером-химиком
и, судя по письмам, чудовищно поглупела.

Теперь тебя видят в церквях в провинции и в метрополии
на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною
чередой; и я рад, что на свете есть расстоянья более
немыслимые, чем между тобой и мною.

Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем
ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил,
но забыть одну жизнь чедовеку нужна, как минимум,
еще одна жизнь. И я эту долю прожил.

Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии
ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?
ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.

Offline

#24  30.09.08 00:16

Re: немного Бродского

Нобелевская лекция

I

     Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной
роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпочтении  этом  довольно
далеко  -- и в  частности  от родины, ибо лучше быть последним неудачником в
демократии, чем  мучеником  или властителем дум  в  деспотии,  --  оказаться
внезапно на этой трибуне -- большая неловкость и испытание.
     Ощущение это усугубляется не столько мыслью  о тех,  кто стоял здесь до
меня,  сколько  памятью  о  тех,  кого  эта  честь  миновала,  кто  не  смог
обратиться,  что  называется, "урби эт  орби" с этой  трибуны  и  чье  общее
молчание как бы ищет и не находит себе в вас выхода.
     Единственное,  что может  примирить вас  с подобным положением, это  то
простое соображение,  что  -- по  причинам прежде  всего  стилистическим  --
писатель не может говорить  за  писателя, особенно --  поэт  за поэта;  что,
окажись  на этой  трибуне Осип  Мандельштам, Марина  Цветаева, Роберт Фрост,
Анна  Ахматова, Уинстон Оден,  они невольно бы говорили  за  самих  себя, и,
возможно, тоже испытывали бы некоторую неловкость.
     Эти тени смущают меня постоянно, смущают они меня и  сегодня. Во всяком
случае они не поощряют  меня  к красноречию.  В  лучшие свои минуты я кажусь
себе как бы их суммой -- но всегда меньшей, чем любая из них, в отдельности.
Ибо быть лучше их на бумаге невозможно;  невозможно быть лучше их и в жизни,
и это именно их жизни, сколь бы трагичны  и горьки  они не  были, заставляют
меня часто -- видимо, чаще, чем следовало бы -- сожалеть о движении времени.
Если тот свет  существует  -- а отказать им в возможности вечной жизни я  не
более  в состоянии, чем забыть об их  существовании  в этой -- если тот свет
существует, то они,  надеюсь, простят  мне и качество  того, что я собираюсь
изложить:  в  конце  концов,  не  поведением  на трибуне  достоинство  нашей
профессии мерится.
     Я назвал лишь пятерых -- тех,  чье творчество и  чьи судьбы мне дороги,
хотя бы по тому,  что, не будь их, я бы как  человек и как писатель стоил бы
немногого: во всяком случае я  не стоял бы сегодня  здесь. Их, этих теней --
лучше: источников  света  -- ламп? звезд? -- было, конечно  же,  больше, чем
пятеро, и любая из них способна обречь на абсолютную немоту. Число их велико
в  жизни  любого сознательного  литератора;  в моем случае  оно удваивается,
благодаря  тем  двум культурам,  к  которым  я волею  судеб  принадлежу.  Не
облегчает  дела  также и мысль о  современниках и собратьях по перу в  обеих
этих культурах, о поэтах и прозаиках, чьи дарования я ценю выше собственного
и которые, окажись они на этой трибуне, уже давно бы  перешли к  делу, ибо у
них есть больше, что сказать миру, нежели у меня.
     Поэтому я позволю себе ряд замечаний -- возможно, нестройных, сбивчивых
и  могущих  озадачить вас  своей  бессвязностью. Однако  количество времени,
отпущенное  мне на то,  чтобы собраться  с мыслями,  и  самая моя  профессия
защитят меня, надеюсь, хотя  бы отчасти от  упреков в  хаотичности.  Человек
моей  профессии  редко  претендует  на  систематичность  мышления; в  худшем
случае, он претендует на систему.  Но это  у  него, как правило, заемное: от
среды, от общественного устройства, от занятий философией в нежном возрасте.
Ничто  не  убеждает  художника более  в  случайности  средств,  которыми  он
пользуется для достижения той или иной --  пусть  даже и постоянной -- цели,
нежели  самый творческий  прцесс,  процесс  сочинительства. Стихи,  по слову
Ахматовой, действительно растут из сора; корни прозы -- не более благородны.

II

     Если  искусство чему-то  и  учит (и художника -- в  первую голову),  то
именно частности человеческого существования. Будучи  наиболее древней --  и
наиболее  буквальной -- формой частного предпринимательства,  оно вольно или
невольно   поощряет  в   человеке  именно  его   ощущение  индивидуальности,
уникальности,  отдельности  -- превращая  его из  общественного животного  в
личность.  Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную -- но
не  стихотворение, скажем,  Райнера  Марии  Рильке.  Произведения искусства,
литературы в  особенности и  стихотворение в частности обращаются к человеку
тет-а-тет, вступая с ним в  прямые, без посредников,  отношения. За это-то и
недолюбливают  искусство  вообще,  литературу  в  особенности  и  поэзию   в
частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи  исторической
необходимости. Ибо там, где  прошло искусство, где  прочитано стихотворение,
они обнаруживают на месте ожидаемого  согласия  и единодушия -- равнодушие и
разноголосие,  на месте решимости к  действию  -- невнимание и брезгливость.
Иными словами,  в нолики,  которыми ревнители общего блага и повелители масс
норовят  оперировать, искуство  вписывает "точку-точку-запятую  с  минусом",
превращая каждый нолик  в  пусть не всегда  привлекательную, но человеческую
рожицу.
     Великий  Баратынский,  говоря  о  своей  Музе, охарактеризовал  ее  как
обладающую  "лица  необщим  выраженьем".   В  приобретении   этого  необщего
выражения и  состоит,  видимо,  смысл индивидуального  существования,  ибо к
необщности этой мы подготовлены уже как  бы генетически. Независимо от того,
является человек  писателем или читателем, задача его  состоит в том,  чтобы
прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым
благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она  у каждого из нас только одна,
и  мы хорошо  знаем, чем все  это  кончается. Было бы досаднно израсходовать
этот  единственный шанс на  повторение чужой  внешности,  чужого  опыта,  на
тавтологию  -- тем более обидно, что глашатаи исторической необходимости, по
чьему  наущению  человек на тавтологию эту готов согласиться, в  гроб  с ним
вместе не лягут и спасибо не скажут.
     Язык  и,  думается,  литература  --  вещи  более  древние,  неизбежные,
долговечные, чем  любая форма общественной организации. Негодование,  ирония
или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по
существу, реакция постоянного, лучше сказать -- бесконечного, по отношению к
временному,  ограниченному.  По крайней мере, до  тех пор  пока  государство
позволяет  себе  вмешиваться  в  дела  литературы,  литература  имеет  право
вмешиваться  в дела государства.  Политическая  система, форма общественного
устройства,  как  всякая  система  вообще,   есть,  по  определению,   форма
прошедшего  времени,  пытающаяся  навязать  себя  настоящему  (а  зачастую и
будущему), и человек, чья профессия язык, --  последний, кто может позволить
себе позабыть об этом. Подлинной опасностью для писателя является  не только
возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько
возможность  оказаться  загипнотизированным его,  государства, монструозными
или  претерпевающими   изменения  к  лучшему  --  но  всегда  временными  --
очертаниями.
     Философия государства,  его  этика, не  говоря  уже о его  эстетике  --
всегда "вчера"; язык, литература  -- всегда  "сегодня" и часто -- особенно в
случае ортодоксальности  той или иной системы  -- даже  и "завтра".  Одна из
заслуг литературы и состоит в том, что она помогает человеку уточнить  время
его существования, отличить себя  в  толпе  как предшественников, так и себе
подобных, избежать тавтологии, то есть участи, известной иначе  под почетным
названием "жертвы истории".  Искуство вообще и литература в  частности тем и
замечательно,  тем  и  отличается от жизни,  что всегда бежит  повторения. В
обыденной  жизни вы можете рассказать один и тот же анекдот трижды и трижды,
вызвав смех, оказаться душою общества.  В искусстве подобная форма поведения
именуется  "клише".  Искусство  есть  орудие  безоткатное,  и  развитие  его
определяется не индивидуальностью  художника, но динамикой и логикой  самого
материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих)
всякий раз качественно новое  эстетическое решение.  Обладающее  собственной
генеалогией,  динамикой, логикой и  будущим, искусство не синонимично, но, в
лучшем  случае, параллельно  истории,  и способом его существования является
создание  всякий раз новой  эстетической  реальности. Вот почему  оно  часто
оказывается  "впереди  прогресса",  впереди  истории,  основным инструментом
которой является -- не уточнить ли нам Маркса? -- именно клише.
     На  сегодняшний  день  чрезвычайно  распространено  утверждение,  будто
писатель, поэт  в  особенности,  должен  пользоваться в  своих произведениях
языком  улицы,  языком толпы. При всей  своей кажущейся  демократичности и
осязаемых  практических  выгодах  для  писателя,  утверждение  это вздорно и
представляет собой попытку подчинить  искусство, в данном случае литературу,
истории.  Только если  мы решили,  что "сапиенсу" пора остановиться  в своем
развитии, литературе следует говорить  на языке народа. В  противном  случае
народу  следует  говорить  на  языке литературы.  Всякая  новая эстетическая
реальность уточняет для  человека реальность этическую. Ибо эстетика -- мать
этики;  понятие  "хорошо"  и "плохо" -- понятия  прежде  всего эстетические,
предваряющие  категории "добра" и "зла". В этике не  "все позволено" потому,
что в эстетике  не "все позволено", потому что количество  цветов  в спектре
ограничено.  Несмышленый  младенец, с  плачем  отвергающий  незнакомца  или,
наоборот, тянущийся к  нему, отвергает его или тянется  к нему, инстинктивно
совершая выбор эстетический, а не нравственный.
     Эстетический  выбор  всегда индивидуален, и эстетическое переживание --
всегда переживание  частное.  Всякая  новая  эстетическая реальность  делает
человека, ее  переживаюшего,  лицом  еще  более  частным,  и частность  эта,
обретающая порою  форму  литературного (или  какого-либо другого) вкуса, уже
сама по себе может оказаться если не гарантией, то  хотя бы формой защиты от
порабощения.  Ибо  человек  со  вкусом,  в  частности   литературным,  менее
восприимчив к повторам и ритмическим заклинаниям, свойственным  любой  форме
политической демагогии.  Дело не столько в  том, что добродетель не является
гарантией  шедевра, сколько  в  том, что зло, особенно  политическое, всегда
плохой  стилист.  Чем  богаче эстетический опыт  индивидуума, чем тверже его
вкус,  тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее -- хотя, возможно,
и не счастливее.
     Именно  в  этом, скорее прикладном,  чем  платоническом  смысле следует
понимать замечание Достоевского, что "красота спасет мир", или  высказывание
Мэтью  Арнольда,  что  "нас спасет  поэзия". Мир,  вероятно,  спасти уже  не
удастся, но отдельного человека всегда можно. Эстетическое чутье в  человеке
развивается весьма стремительно, ибо, даже не полностью отдавая себе отчет в
том,  чем  он  является  и  что  ему на самом деле необходимо, человек,  как
правило, инстинктивно знает, что ему не нравится  и что его не устраивает. В
антропологическом смысле, повторяю,  человек является существом эстетическим
прежде,  чем  этическим.  Искусство  поэтому,  в  частности  литература,  не
побочный продукт видового развития, а ровно наоборот. Если тем, что отличает
нас   от  прочих  представителей   животного  царства,  является  речь,   то
литература,  и  в  частности,  поэзия, будучи  высшей  формой  словестности,
представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель.
     Я далек от идеи поголовного обучения стихосложению и композиции; тем не
менее, подразделение людей на интеллигенцию и всех  остальных представляется
мне  неприемлемым.   В  нравственном  отношении  подразделение  это  подобно
подразделению  общества на  богатых  и  нищих;  но,  если для  существования
социального неравенства еще мыслимы какие-то чисто физические,  материальные
обоснования, для неравенства интеллектуального они немыслимы. В чем-чем, а в
этом  смысле  равенство  нам  гарантировано от  природы.  Речь  идет  не  об
образовании, а об образовании речи,  малейшая приближенность которой чревата
вторжением  в  жизнь  человека  ложного  выбора.  Сушествование   литературы
подразумевает существование на уровне литературы -- и не только нравственно,
но  и  лексически.  Если  музыкальное произведение  еще  оставляет  человеку
возможность выбора  между пассивной ролью  слушателя и активной исполнителя,
произведение  литературы  --  искусства,  по выражению  Монтале,  безнадежно
семантического -- обрекает его на роль только исполнителя.
     В  этой роли человеку выступать, мне кажется, следовало бы чаще,  чем в
какой-либо  иной.  Более  того,  мне кажется,  что  роль  эта  в  результате
популяционного  взрыва  и  связанной  с  ним  все  возрастающей  атомизацией
общества,  т. е. со все  возрастающей  изоляцией индивидуума, становится все
более неизбежной.  Я не думаю, что я знаю о  жизни больше, чем любой человек
моего  возраста,  но  мне кажется, что  в качестве собеседника  книга  более
надежна,  чем  приятель  или возлюбленная.  Роман  или стихотворение  --  не
монолог,  но  разговор писателя с  читателем --  разговор, повторяю,  крайне
частный,    исключающий   всех   остальных,   если    угодно    --   обоюдно
мизантропический.  И в момент этого разговора писатель равен  читателю, как,
впрочем, и наоборот,  независимо  от того,  великий  он  писатель  или  нет.
Равенство это -- равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь
в  виде  памяти,  смутной  или отчетливой,  и  рано  или поздно,  кстати или
некстати, определяет поведение индивидуума. Именно это я имею в виду, говоря
о роли исполнителя, тем более естественной, что роман или стихотворение есть
продукт взаимного одиночества писателя и читателя.
     В  истории  нашего  вида,  в  истории  "сапиенса",   книга  --  феномен
антропологический,  аналогичный по сути  изобретению колеса.  Возникшая  для
того, чтоб дать нам представление не столько о наших истоках, сколько о том,
на  что  "сапиенс"  этот  способен,  книга является средством перемещения  в
пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы. Перемещение  это,
в  свою  очередь, как всякое  перемещение, оборачивается бегством от  общего
знаменателя, от попытки  навязать знаменателя этого черту, не  поднимавшуюся
ранее  выше  пояса,  нашему  сердцу,  нашему сознанию,  нашему  воображению.
Бегство  это --  бегство  в  сторону  необщего  выражения  лица,  в  сторону
числителя, в сторону личности, в  сторону частности. По  чьему  бы  образу и
подобию  мы  не  были созданы, нас уже  пять миллиардов, и другого будущего,
кроме очерченного искусством,  у человека нет.  В противоположном случае нас
ожидает  прошлое  --  прежде  всего,  политическое, со  всеми  его массовыми
полицейскими прелестями.
     Во всяком случае положение, при котором искусство вообще и литература в
частности является достоянием (прерогативой) меньшинства, представляется мне
нездоровым и угрожающим.  Я не призываю к замене  государства библиотекой --
хотя  мысль  эта неоднократно  меня посещала  -- но  я не  сомневаюсь,  что,
выбирай  мы наших  властителей на  основании  их  читательского опыта,  а не
основании  их политических программ,  на  земле  было бы  меньше  горя.  Мне
думается, что потенциального властителя наших судеб  следовало бы спрашивать
прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а
о том, как  он относится к  Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. Хотя бы уже по
одному  тому, что насущным хлебом литературы  является  именно  человеческое
разнообразие   и   безобразие,   она,   литература,   оказывается   надежным
противоядием от  каких бы  то  ни  было --  известных и  будущих  -- попыток
тотального, массового подхода к решению проблем человеческого существования.
Как  система  нравственного,  по  крайней  мере, страхования, она куда более
эффективна, нежели та или иная система верований или философская доктрина.
     Потому что не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один
уголовный  кодекс  не  предусматривает  наказаний   за  преступления  против
литературы. И  среди преступлений этих наиболее тяжким является не цензурные
ограничения и т. п., не  предание книг костру. Существует преступление более
тяжкое --  пренебрежение книгами, их не-чтение. За  преступление это человек
расплачивается всей своей жизнью: если же преступление  это совершает  нация
-- она платит за это своей историей. Живя в той стране,  в которой я живу, я
первый  готов  был  бы  поверить,  что  существует  некая  пропорция   между
материальным   благополучием  человека  и   его  литературным   невежеством;
удерживает  от  этого меня,  однако, история страны,  в которой  я родился и
вырос. Ибо  сведенная  к причинно-следственному минимуму, к  грубой формуле,
русская  трагедия -- это  именно  трагедия  общества, литература  в  котором
оказалась прерогативой меньшинства: знаменитой русской интеллигенции.
     Мне не хочется  распространяться на эту  тему, не хочется омрачать этот
вечер  мыслями  о   десятках  миллионов  человеческих  жизней,   загубленных
миллионами  же,  --  ибо то,  что происходило в  России в первой половине XX
века,  происходило до внедрения автоматического стрелкового оружия -- во имя
торжества политической доктрины,  несостоятельность  которой  уже  в  том  и
состоит, что она требует человеческих  жертв для своего осуществления. Скажу
только, что -- не по опыту, увы, а только теоретически -- я полагаю, что для
человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе  подобного во имя  какой
бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего.
И  я  говорю  именно  о  чтении  Диккенса,  Стендаля, Достоевского, Флобера,
Бальзака,  Мелвилла  и т.д.,  т.е.  литературы,  а  не о  грамотности, не об
образовании.  Грамотный-то, образованный-то  человек  вполне  может, тот или
иной политический  трактат прочтя, убить себе подобного  и даже испытать при
этом  восторг  убеждения.  Ленин был грамотен, Сталин  был  грамотен, Гитлер
тоже; Мао Цзедун,  так тот даже стихи писал; список их  жертв, тем не менее,
далеко превышает список ими прочитанного.
     Однако, перед  тем  как  перейти  к  поэзии, я  хотел бы  добавить, что
русский опыт было бы  разумно рассматривать как  предостережение хотя бы уже
потому, что социальная  структура Запада в общем до сих пор аналогична тому,
что  существовало  в  России  до 1917  года.  (Именно  этим,  между  прочим,
объясняется популярность русского психологического романа XIX века на Западе
и сравнительный неуспех современной русской прозы.  Общественные  отношения,
сложившиеся в  России в XX  веке, представляются, видимо,  читателю не менее
диковинными,  чем  имена персонажей,  мешая  ему отождествить себя  с ними.)
Одних только политических партий, например, накануне октябрьского переворота
1917 года в России существовало уж никак не меньше, чем существует сегодня в
США или Великобритании. Иными словами, человек бесстрастный мог бы заметить,
что в определенном смысле XIX век на  Западе  еще продолжается. В  России он
кончился; и если я говорю,  что  он  кончился трагедией, то это прежде всего
из-за количества  человеческих жертв, которые  повлекла за собой наступившая
социальная и хронологическая перемена.  В настоящей трагедии гибнет не герой
-- гибнет хор.

III

     Хотя для человека, чей родной язык -- русский, разговоры о политическом
зле столь же  естественны,  как пищеварение,  я хотел  бы теперь  переменить
тему. Недостаток разговоров об очевидном  в том, что они развращают сознание
своей  легкостью,  своим  легко  обретаемым  ощущением  правоты.  В этом  их
соблазн,  сходный по своей природе с соблазном социального реформатора,  зло
это  порождающего.  Осознание  этого  соблазна  и  отталкивание  от  него  в
определенной  степени ответственны  за судьбы  многих моих современников, не
говоря уже о собратьях по перу, ответственны за литературу, из-под их перьев
возникшую. Она, эта  литература, не была бегством от истории, ни заглушением
памяти,  как это  может  показаться со  стороны. "Как можно сочинять  музыку
после Аушвица?" -- вопрошает Адорно, и человек, знакомый с русской историей,
может  повторить тот же вопрос, заменив в нем  название лагеря, -- повторить
его,  пожалуй,  с  большим  даже  правом, ибо количество людей, сгинувших  в
сталинских лагерях, далеко превосходит количество сгинувших  в  немецких. "А
как после Аушвица можно есть ланч?" --  заметил  на  это как-то американский
поэт  Марк  Стрэнд. Поколение,  к  которому я  принадлежу, во всяком случае,
оказалось способным сочинить эту музыку.
     Это поколение -- поколение,  родившееся  именно тогда, когда крематории
Аушвица  работали  на  полную  мощность,  когда  Сталин  пребывал  в  зените
богоподобной,  абсолютной,  самой   природой,   казалось,  санкционированной
власти, явилось  в мир, судя по всему, чтобы продолжить то, что теоретически
должно  было прерваться в  этих крематориях  и  в  безымянных общих  могилах
сталинского  архипелага. Тот факт, что не все прервалось, -- по крайней мере
в России, -- есть в немалой мере заслуга моего  поколения, и я горд  своей к
нему принадлежностью не в меньшей мере, чем тем, что я стою здесь сегодня. И
тот факт, что я стою  здесь сегодня,  есть признание заслуг этого  поколения
перед культурой;  вспоминая  Мандельштама,  я бы  добавил  -- перед  мировой
культурой. Оглядываясь назад,  я могу сказать, что мы  начинали на пустом --
точней, на пугающем своей опустошенностью  месте,  и  что скорей интуитивно,
чем  сознательно, мы  стремились именно к воссозданию  эффекта непрерывности
культуры,  к восстановлению  ее  форм и тропов,  к  наполнению  ее  немногих
уцелевших и  часто  совершенно скомпрометированных  форм  нашим собственным,
новым или казавшимся нам таковым, современным содержанием.
     Существовал,  вероятно,  другой  путь  --  путь  дальнейшей деформации,
поэтики  осколков и развалин, минимализма,  пресекшегося дыхания. Если мы от
него  отказались,   то   вовсе  не   потому,  что  он  казался   нам   путем
самодраматизации,  или  потому,  что мы были  чрезвычайно  одушевлены  идеей
сохранения  наследственного   благородства  известных   нам  форм  культуры,
равнозначных   в   нашем  сознании   формам  человеческого  достоинства.  Мы
отказались от него,  потому  что выбор на  самом деле  был не  наш, а  выбор
культуры -- и  выбор  этот был опять-таки эстетический, а  не  нравственный.
Конечно  же,  человеку  естественнее  рассуждать о  себе  не как  об  орудии
культуры, но,  наоборот,  как об  ее творце  и хранителе. Но если я  сегодня
утверждаю  противоположное,  то   это  не  потому,   что  есть  определенное
очарование  в   перефразировании  на  исходе  XX  столетия   Плотина,  лорда
Шефтсбери,  Шеллинга или Новалиса, но  потому, что  кто-кто,  а поэт  всегда
знает, что то, что в просторечии  именуется голосом Музы, есть на самом деле
диктат языка; что не язык является его инструментом, а он -- средством языка
к продолжению своего существования. Язык же -- даже если представить его как
некое  одушевленное  существо  (что  было   бы  только  справедливым)  --  к
этическому выбору не способен.
     Человек принимается за сочинение  стихотворения по разным соображениям:
чтоб завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить свое отношении к окружающей
его реальности,  будь то пейзаж или  государство, чтоб  запечатлеть  душевное
состояние, в котором он в данный  момент  находится, чтоб оставить -- как он
думает  в  эту минуту  -- след на  земле. Он  прибегает к  этой форме  --  к
стихотворению -- по соображениям, скорее всего, бессознательно-миметическим:
черный  вертикальный  сгусток  слов  посреди белого  листа  бумаги,  видимо,
напоминает  человеку  о  его  собственном  положении  в  мире,  о  пропорции
пространства к его телу. Но независимо от соображений, по которым он  берется
за перо, и независимо от эффекта, производимого тем, что выходит из  под его
пера, на его аудиторию, сколь бы велика или мала она ни была, -- немедленное
последствие  этого  предприятия  --  ощущение  вступления в прямой контакт с
языком, точнее -- ощущение немедленного впадения в зависимость от оного,  от
всего, что на нем уже высказано, написано, осуществлено.
     Зависимость эта -- абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает.
Ибо,  будучи всегда  старше, чем  писатель, язык  обладает еще  колоссальной
центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом  --  то есть
всем  лежащим  впереди  временем. И потенциал  этот определяется не  столько
количественным составом нации,  на  нем говорящей, хотя и этим тоже, сколько
качеством стихотворения,  на  нем  сочиняемого. Достаточно вспомнить авторов
греческой или римской  античности,  достаточно вспомнить Данте.  Создаваемое
сегодня по-русски или по-английски, например, гарантирует существование этих
языков  в  течение следующего  тысячелетия.  Поэт,  повторяю, есть  средство
существования языка. Или, как сказал великий Оден, он --  тот, кем язык жив.
Не станет меня, эти строки пишущего, не станет вас, их читающих, но язык, на
котором они написаны и на котором вы их читаете, останется не только потому,
что язык долговечнее  человека, но  и потому,  что он  лучше приспособлен  к
мутации.
     Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает
на  посмертную славу,  хотя  он  часто  и  надеется, что  стихотворение  его
переживет,  пусть  не надолго.  Пишущий стихотворение пишет его потому,  что
язык  ему  подсказывает  или  просто  диктует   следующую  строчку.  Начиная
стихотворения,  поэт, как  правило,  не  знает,  чем оно кончится,  и  порой
оказывается очень  удивлен тем, что получилось, ибо  часто получается лучше,
чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он расчитывал. Это и
есть  тот  момент,  когда   будущее  языка   вмешивается  в  его  настоящее.
Существуют, как мы знаем,  три метода познания: аналитический, интуитивный и
метод, которым  пользовались библейские  пророки  -- посредством откровения.
Отличие  поэзии от  прочих форм  литературы в том, что она  пользуется сразу
всеми  тремя (тяготея преимущественно ко  второму и третьему),  ибо все  три
даны  в  языке;  и  порой  с  помощью  одного  слова,  одной рифмы  пишущему
стихотворение  удается  оказаться  там,  где  до него  никто не бывал, --  и
дальше,  может быть, чем он  сам бы желал.  Пишущий  стихотворение пишет его
прежде  всего потому, что стихотворение -- колоссальный ускоритель сознания,
мышления,  мироощущения.  Испытав это ускорение единожды, человек  уже не  в
состоянии отказаться от  повторения этого опыта, он впадает в зависимость от
этого процесса,  как впадают  в  зависимость  от  наркотиков  или  алкоголя.
Человек,  находящийся  в  подобной  зависимости  от   языка,  я  полагаю,  и
называется поэтом.

(C) The Nobel Foundation. 1987.

Offline

#25  13.10.08 23:46

Re: немного Бродского

Заседание суда:

Судья: Ваш трудовой стаж?
Бродский: Примерно…
Судья: Нас не интересует «примерно»!
Бродский: Пять лет.
Судья: Где вы работали?
Бродский: На заводе. В геологических партиях…
Судья: Сколько вы работали на заводе?
Бродский: Год.
Судья: Кем?
Бродский: Фрезеровщиком.
Судья: А вообще какая ваша специальность?
Бродский: Поэт, поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал… я не думал, что это дается образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это… (растерянно)… от Бога…
Судья: У вас есть ходатайства к суду?
Бродский: Я хотел бы знать: за что меня арестовали?
Судья: Это вопрос, а не ходатайство.
Бродский: Тогда у меня нет ходатайства.

Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности.В интервью Волкову Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни.

Потрясающий был человек, однако!=)

Offline

#26  17.10.08 17:41

Re: немного Бродского

да, йоська был тот еще весельчак и балагур

Offline

#27  01.02.10 18:16

Re: немного Бродского

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
     дорогой, уважаемый, милая, но неважно
     даже кто, ибо черт лица, говоря
     откровенно, не вспомнить, уже не ваш, но
     и ничей верный друг вас приветствует с одного
     из пяти континентов, держащегося на ковбоях;
     я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
     и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих;
     поздно ночью, в уснувшей долине, на самом дне,
     в городке, занесенном снегом по ручку двери,
     извиваясь ночью на простыне --
     как не сказано ниже по крайней мере --
     я взбиваю подушку мычащим "ты"
     за морями, которым конца и края,
     в темноте всем телом твои черты,
     как безумное зеркало повторяя.



Ну не офигенно ли, господа?

Offline

#28  02.02.10 14:29

Re: немного Бродского

Пля опять темы реанимируют. Ну напишите еще немного Пушкина и немного Анны Ахматовой. И что б мой ник светился как "пробегающий ёжик". Будет весело и страшно...

Offline

#29  24.05.14 18:52

Re: немного Бродского

Ап в честь дня рождения Иосифа.

Offline

Творчество » немного Бродского 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.127 сек.
Выполнено 14 запросов.