Официальный сайт студ.городка НГТУ
Статьи и новости » [Политика] Миф об авторитарной модели Путина 

#1  18.02.08 18:46

[Политика] Миф об авторитарной модели Путина

Миф об авторитарной модели: путинская 'твердая рука' сдерживает развитие России ("Foreign Affairs", США)

Путину по-настоящему повезло, когда выросли мировые цены на нефть

Майкл Макфол (Michael McFaul) и Кэтрин Стоунер-Вайс (Kathryn Stoner-Weiss), 29 декабря 2007

Сегодня общепринятым становится мнение о том, что кампания Владимира Путина против демократии приносит России стабильность и процветание, что мы имеем дело с новой моделью - успешным построением рыночной экономики авторитарными методами. Однако тезис о связи авторитаризма и экономического роста - это иллюзия. На деле влияние самовластия на развитие России носит негативный характер. Каких бы успехов она ни добилась при Путине, в условиях демократического строя эти достижения были бы еще значительнее.

Общепринятое объяснение популярности Владимира Путина выглядит просто. В 1990-х, при первом президенте постсоветской России Борисе Ельцине, государство не выполняло своих функций, в экономике царил спад, а население страдало. С 2000 г., когда к власти пришел Путин, в стране был наведен порядок, в экономике начался бум, а средний россиянин сегодня живет лучше, чем когда-либо раньше. Политическая свобода тает, но экономика бурно развивается. Возможно, Путин и сворачивает демократические достижения, утверждают сторонники этой точки зрения, но это - оправданная жертва, принесенная на алтарь стабильности и роста.

Привлекательность этой версии заключается в ее простоте, и большинство россиян, похоже, принимает ее на веру. Рейтинг одобрения деятельности Путина колеблется на уровне 80%, и почти треть сограждан хочет, чтобы он остался президентом пожизненно. Путин, приободренный этим обожанием, дает понять, что и после ухода с поста главы государства в 2008 г. сохранит за собой активную роль в управлении страной - либо в качестве премьер-министра при слабом президенте, либо несколько позже снова заняв президентское кресло. Одновременно сторонники авторитаризма по всему миру заявляют: путинская популярность и достижения России - зримое свидетельство того, что у самовластья есть будущее, что вопреки утверждениям о 'конце истории' и неизбежном триумфе либеральной демократии, Путин, подобно Дэн Сяопину в Китае, создал эффективную модель 'рыночного авторитаризма', которая может стать образцом для других стран. Этот общепринятый нарратив, однако, не соответствует действительности; он практически полностью основан на ложном тезисе о корреляции между автократией и ростом. Переход России к демократии в 1990-х гг. действительно совпал по времени с крахом государства и экономическим спадом, но не он был причиной этого. И напротив, возрождение авторитаризма при Путине совпало с периодом экономического роста, но не было его причиной (основными факторами здесь стали высокие нефтяные цены и завершение кризиса, вызванного переходом от коммунизма к рынку). Кроме того, почти не существует и фактических подтверждений тому, что путинский 'поворот' к авторитаризму в последние несколько лет обернулся повышением эффективности государственного управления по сравнению с бурными демократическими девяностыми. На деле ближе к истине как раз обратное: если путинская централизация власти вообще повлияла на государственное управление и экономический рост, то это влияние было негативным. Да, при Путине Россия может похвастаться очевидными достижениями, но если бы демократия в стране сохранилась, они были бы еще более впечатляющими.


Процесс демократизации в России начался еще до того, как она стала независимым государством. В период, предшествовавший распаду СССР, Михаил Горбачев приступил к осуществлению важных реформ, включая соревновательные выборы на многие должности общенационального и местного уровня, утверждение плюрализма в СМИ (даже несмотря на то, что они оставались в собственности государства), и свободу собраний - формирования политических и общественных организаций. После 1991 г. Россия начала создавать все элементы представительной демократии. В стране проходили соревновательные парламентские и президентские выборы; избрание региональных губернаторов в большинстве случаев также носило конкурентный характер. Политические партии всех мастей - включая коммунистов и оппозиционные ультранационалистические движения - действовали беспрепятственно; полной свободой пользовались и неправительственные организации (НПО). Количество электронных и печатных СМИ, не контролируемых государством, постоянно росло. Политическая оппозиция действовала столь энергично, что Ельцин дважды сталкивался с угрозой импичмента, инициируемого коммунистами в Думе (нижней палате парламента). Глубокие разногласия среди руководителей общенационального уровня, региональных губернаторов, олигархов и СМИ сделали парламентские выборы 1999 г. самым конкурентным избирательным состязанием в российской истории.

Ельцин, конечно, был далеко не образцовым демократом: в 1993 г. он силой сокрушил российский парламент, 'продавил' новую конституцию, усилившую президентские полномочия, и в нескольких случаях не допускал отдельных деятелей или партии к участию в общенациональных и региональных выборах. Кроме того, он инициировал две войны в Чечне. В системе, которую Ельцин 'передал в наследство' Путину, не хватало ряда ключевых элементов либеральной демократии. Тем не менее, при всех своих изъянах, при Ельцине политический режим в России, несомненно, был более демократическим, чем сегодня. Хотя формальные институциональные контуры российской политической системы при Путине не претерпели заметных изменений, их реальное демократическое содержание теперь в значительной мере выхолощено.

Кампанию по свертыванию демократии Путин начал с независимых СМИ. Когда он пришел к власти, в России действовало три общенациональных телеканала, способных реально влиять на политические процессы - РТР, ОРТ и НТВ. Все эти каналы Путин 'привел к повиновению'. РТР полностью принадлежал государству, поэтому 'приструнить' его было нетрудно. Затем президент взял под контроль ОРТ, имевший самый широкий охват аудитории, вынудив его владельца, миллиардера Бориса Березовского, покинуть страну. Собственник НТВ Владимир Гусинский пытался сопротивляться переходу своего канала под фактический контроль Путина, но в конце концов - после того, как прокуратура предъявила ему ложные обвинения - лишился не только своих телевизионных активов, но также газеты 'Сегодня' и журнала 'Итоги'. В 2005 г. Анатолий Чубайс, глава РАО 'ЕЭС России' ('Единые энергетические системы России') и лидер либеральной партии СПС (Союз правых сил), вынужден был передать дружественным Кремлю олигархам еще одну, менее крупную частную телекомпанию - РЕН-ТВ. Сегодня Кремль контролирует все основные общенациональные телестанции.

Позднее Кремль занялся печатными и онлайновыми СМИ, которые до тех пор оставлял в покое. За последние несколько лет большинство крупных газет в России было продано людям или компаниям, лояльным к Кремлю, в результате чего московский еженедельник 'Новая газета' остался единственной подлинно независимой газетой общенационального масштаба. Что же касается радио, то здесь независимым источником новостей пока остается станция 'Эхо Москвы', но и ее будущее находится под вопросом. Кроме того, Россия сегодня занимает третье место среди стран, наиболее опасных для журналистов, уступая лишь Ираку и Колумбии. По данным организации "Репортеры без границ" (Reporters Without Borders) с 2000 г. в России был убит 21 журналист, включая Анну Политковскую, проводившую самые смелые журналистские расследования (она погибла в октябре 2006 г.).

Путин также урезал автономию региональных органов власти. Он создал над ними 'надстройку' в виде семи федеральных округов; большинство из них возглавили бывшие генералы и офицеры КГБ. Этим семи новым 'сверхгубернаторам' было поручено контролировать все федеральные структуры на подведомственной территории - в ельцинские годы многие из них создали альянсы с региональными властями. Кроме того, они начали расследовать деятельность глав регионов, чтобы подорвать их самостоятельность и шантажом привести к послушанию.

Путин 'выхолостил' верхнюю палату российского парламента - Совета Федерации, заменив в ее составе региональных губернаторов и глав законодательных собраний, которые прежде автоматически занимали места в этой палате, на представителей-назначенцев. Региональные выборы подтасовывались, чтобы 'покарать' лидеров, сопротивлявшихся Путину. А в сентябре 2004 г. российскому федерализму был нанесен смертельный удар: Путин объявил, что губернаторов теперь будет назначать он сам, мотивируя это тем, что подобная процедура позволит повысить подотчетность и эффективность их деятельности. С февраля 2005 г. выборы глав исполнительной власти российских регионов не проводятся.

Президенту во многом удалось ослабить и самостоятельность парламента. Начиная с парламентских выборов в декабре 2003 г. он, пользуясь своим контролем над политическими ресурсами (например, НТВ и региональными исполнительными структурами), обеспечивает кремлевской партии 'Единая Россия' мощное большинство в Думе: вместе с союзниками она сегодня имеет две трети депутатских мандатов. Возможно, главным предвыборным 'активом' 'Единой России' является популярность самого Путина, однако неустанное позитивное освещение деятельности ее лидеров (и негативное освещение действий представителей компартии) российскими общенациональными телестанциями, мощная финансовая помощь олигархов, и почти единодушная поддержка со стороны региональных лидеров также вносит вклад в ее успехи. По итогам декабрьских выборов 2003 г. Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе впервые дала критическую оценку российским парламентским выборам. В докладе организации отмечалось: 'Выборы в Государственную Думу не соответствовали многим обязательствам членов ОБСЕ и Совета Европы в плане проведения демократических выборов'. В 2007 г. российские власти отказались допустить в страну наблюдателей ОБСЕ в достаточном количестве, чтобы эта миссия могла осуществлять эффективный мониторинг декабрьских выборов в парламент.

Страдают и политические партии, не связанные с Кремлем. Независимые либеральные партии - 'Яблоко' и СПС, а также крупнейшая независимая партия 'левого фланга' - Коммунистическая партия Российской Федерации, сегодня сильно ослаблены, и действуют в условиях куда более ограниченного политического пространства, чем в 1990-е. Другим независимым партиям - включая Республиканскую партию и Народно-демократический союз, а также организации, входящие в коалицию 'Другая Россия' - не позволили даже зарегистрироваться для участия в выборах. Несколько независимых кандидатов и партий не были допущены к участию в местных выборах по неприкрыто политическим мотивам. Потенциальным спонсорам независимых организаций угрожают санкциями. Когда в тюрьме оказался Михаил Ходорковский - в прошлом самый богатый человек в стране и владелец нефтяной компании 'ЮКОС', для деловых кругов это стало недвусмысленным сигналом о том, во что может обойтись участие в политике в качестве оппозиционеров. В то же время кремлевские партии - в том числе 'Единая Россия', обладающая самой многочисленной фракцией в Думе, и созданная властями 'Справедливая Россия' - пользуются доступом на телевидение и к щедрому финансированию.

В годы второго президентского срока Путин решил, что НПО могут превратиться в угрозу его власти. Поэтому он добился принятия закона, дающего государству ряд инструментов для запугивания, ослабления и даже закрытия НПО, чья деятельность, по его мнению, носит чересчур политизированный характер. Чтобы вытеснить независимые организации на обочину, Кремль щедро финансирует другие НПО - созданные государством, или стопроцентно лояльные по отношению к нему. Наконец, - и это самое невероятное - свобода собраний теперь тоже считается неприемлемой. Весной 2007 г. 'Другая Россия' - коалиция ряда организаций гражданского общества и политических партий во главе с шахматным чемпионом Гарри Каспаровым - пыталась организовать митинги в Москве и Санкт-Петербурге. Оба митинга были разогнаны тысячами полицейских и спецназовцев [так в тексте - прим. перев.], а сотни демонстрантов оказались под арестом; столь масштабных репрессий Россия не знала уже 20 лет.

В апреле 2007 г., выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, Путин апеллировал к параноидальному национализму, предупредив о том, что Запад плетет заговоры для подрыва суверенитета России. 'Растет ... поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела, - заявил он. - Не всем нравится стабильное поступательное развитие нашей страны. Есть и те, кто, ловко используя псевдодемократическую фразеологию, хотел бы вернуть недавнее прошлое: одни - для того чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство, другие - чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности'. Дополняя слова делом, Кремль выставил из страны Корпус мира, закрыл миссии ОБСЕ сначала в Чечне, а затем и в Москве, и вынудил Internews Russia, неправительственную организацию, специализирующуюся на повышении профессиональной квалификации журналистов, закрыть свои отделения, обвинив ее директора в хищениях.

Ослабляя сдержки и противовесы президентским полномочиям, Путин и его команда одновременно 'кладут под сукно' реформы, способные укрепить другие ветви власти. Судебная система по-прежнему слаба, и когда речь заходит о важных политических вопросах, суды превращаются в дополнительный инструмент президентской власти - как это происходило в ходе борьбы за НТВ и процесса над Ходорковским. Предпринимались даже попытки лишить лицензии на профессиональную деятельность одного из адвокатов Ходорковского - Карину Москаленко.

Больше - не значит лучше

Многие 'защитники' Путина, в том числе некоторые кремлевские чиновники, уже даже не делают вид, будто в России существует демократия - пусть даже 'управляемая' или 'суверенная'. Вместо этого они утверждают, что отход от демократических норм позволил государству более эффективно заботиться о нуждах граждан. Суть путинистского мифа - в том, что сегодня россиянам живется спокойнее, безопаснее, и в целом лучше, чем в девяностые, и благодарить за это следует самого Путина. Первая цель 'Плана Путина' - основного программного документа 'Единой России' на выборах 2007 г. - звучала так: 'обеспечить порядок'.

На деле, хотя девяностые действительно были периодом нестабильности, экономического коллапса, и революционных изменений в сфере политических и экономических институтов, государство в те годы действовало примерно с той же эффективностью, что и сегодня, когда обстановка в стране относительно 'стабилизировалась', а экономика динамично растет. Даже в период благоприятной экономической конъюнктуры авторитарный режим ничуть не лучше, чем демократический, обеспечивает общественную безопасность, здравоохранение, устойчивую правовую среду и гарантии прав собственности.

При Путине российское государство, несомненно, стало 'больше', чем раньше. Количество госчиновников увеличилось вдвое, достигнув примерно 1,5 миллионов. У российской армии сегодня больше возможностей для ведения войны в Чечне, а бюджеты других 'силовых' ведомств - полиции, налоговых органов и спецслужб - по сравнению с периодом десятилетней давности увеличились. По некоторым направлениям - таким, как обеспечение своевременной выплаты пенсий и зарплат, строительство дорог, или расходы на образование - государство сегодня действует лучше, чем в 1990-е. Однако, если учесть, насколько увеличились его 'размеры' и ресурсы, поражает другое - насколько плохо российское государство до сих пор справляется со своими обязанностями. С точки зрения безопасности граждан, здравоохранения, коррупции, и гарантий прав собственности россияне сегодня оказались даже в худшем положении, чем десять лет назад.

Безопасность - самый элементарный 'общественный товар', которым государство должно обеспечивать население - представляет собой центральный элемент путинистского мифа. На деле же при Путине теракты в стране стали происходить даже чаще. Два крупнейших нападения террористов в российской истории - захват московского театра в ходе спектакля 'Норд-Ост' в 2002 г., когда погибло до 300 россиян, и кризис с заложниками в бесланской школе, жертвами которого стали до 500 человек - случились не при ельцинской демократии, а при путинской автократии. Количество погибших среди военных и гражданского персонала в ходе второй чеченской войны - она длится уже восьмой год - значительно больше, чем во время первой войны в республике, продолжавшейся с 1994 по 1996 г. (Внутри самой Чечни конфликт, похоже, угасает, но он распространяется по всему региону). Число убийств, по данным Федеральной статистической службы, при Путине тоже возросло. В период 'анархии' 1995-1999 гг. среднегодовое количество убийств в стране составляло 30200; в эпоху 'порядка - 2000-2004 гг. - оно увеличилось до 32200. От пожаров в России погибает в среднем 40 человек в сутки - это примерно в десять раз больше среднего показателя для Западной Европы.

Ситуация в сфере здравоохранения за последние восемь лет тоже не улучшилась. Несмотря на все деньги, стекающиеся в кремлевскую казну, расходы на эти цели в 2000-2005 г. составляли в среднем 6% от ВВП; для сравнения, в 1996-1999 гг. они достигали 6,4%. Население России сокращается еще с 1990 г., - это связано с падением рождаемости и ростом смертности - однако с 1998 г. этот процесс ускорился. Главной причиной смертности стали болезни, не передающиеся инфекционным путем (52% смертных случаев связано с сердечно-сосудистыми заболеваниями, что в три раза больше аналогичного показателя для США), а 18% смертности у мужчин в возрасте от 25 до 54 лет связано с алкоголизмом. В конце 1990-х среднедушевое потребление алкоголя на одного взрослого составляло 10,7 литров (В США - 8,6 литров; в Британии - 9,7 литров); к 2004 г. эта цифра увеличилась до 14,5 литров. По оценкам, количество ВИЧ-инфицированных в России сегодня составляет 0,9% населения; по этому показателю она превосходит все страны мира за пределами Африки. Как минимум отчасти эта ситуация обусловлена неадекватными, а то и контрпродуктивными мерами властей в связи с этой болезнью, и общим упадком системы здравоохранения. В 1995-1998 гг. средняя продолжительность жизни в России начала увеличиваться. Однако с 1999 г. она снова упала - до 59 лет у мужчин и 72 лет у женщин.

При Путине в России не только ухудшилась ситуация с безопасностью и здоровьем граждан; ее международные рейтинги с точки зрения экономической конкурентоспособности, благоприятной среды для бизнеса, транспарентности и коррупции также снизились. По оценкам российского аналитического центра ИНДЕМ, коррупция за последние шесть лет резко усилилась. В 2006 г. в рейтинге Transparency International, оценивавшей 163 страны с точки зрения уровня коррупции, Россия заняла самое худшее в своей истории - 121 место, оказавшись между Филиппинами и Руандой. В Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2006 г. Россия заняла 62 место из 125 - всего за год опустившись на девять пунктов. В рейтинге Всемирного банка с точки зрения 'легкости ведения бизнеса' за 2006 г. страна также заняла беспрецедентно низкое место - 96 из 175.

Права собственности в России также подрываются. Путин и его кремлевские помощники используют свои неограниченные политические полномочия для перераспределения части наиболее ценных активов страны. Конфискация активов 'ЮКОСА' и их последующая перепродажа государственной нефтяной компании 'Роснефть' стала самым вопиющим случаем в этой связи - она не только привела к снижению капитализации самой прибыльной нефтяной компании страны, но также замедлила приток инвестиций (как зарубежных, так и внутренних) и спровоцировала 'бегство капиталов'. Давление государства также вынудило владельцев частной нефтяной фирмы 'Сибнефть' продать свои пакеты акций государственному холдингу 'Газпром'; ему же достался и мажоритарный пакет проекта 'Сахалин-2' в Сибири, принадлежавший Royal Dutch/Shell. После подобного перераспределения энергетический сектор - в прошлом находившийся в частных руках и бурно развивавшийся - превратился в огосударствленную (и куда менее эффективную) отрасль российской экономики. Три оставшиеся частные нефтяные компании - 'ЛУКойл', 'ТНК-BP' и 'Сургутнефтегаз' - также подвергаются давлению: их владельцев вынуждают продать свои активы путинским лоялистам. Под лозунгом создания 'национальных чемпионов' путинский режим проделал то же самое с авиакосмической, автомобильной и тяжелой промышленностью. Государство еще больше отпугивает инвесторов, 'отсекая' иностранных партнеров от разработки Штокмановского газового месторождения, и отказываясь выдавать въездную визу крупнейшему портфельному инвестору в российскую экономику - британскому гражданину Уильяму Браудеру (William Browder). При Путине большинство разработанных Всемирным банком индикаторов эффективности государственного управления, связанных к примеру с верховенством закона и борьбой против коррупции, применительно к России либо не изменились, либо снизились. Те же показатели, по которым страна за последние десять лет демонстрирует некоторое улучшение, особенно с точки зрения качества госрегулирования и эффективности органов власти, начали повышаться задолго до начала путинской эпохи.

Одним словом, фактические данные попросту не подтверждают распространенное представление о том, что, установив авторитарный режим, Путин создал упорядоченное и высокоэффективное государство, успешно решающее и преодолевающее серьезнейшие проблемы в плане развития, с которыми сталкивается Россия. Неудачи Путина в этих сферах особенно поражают, если вспомнить, что с 1999 г. российская экономика стабильно растет высочайшими темпами: даже несмотря на гигантский приток средств, путинское государство обеспечивает население элементарными 'общественными товарами' и услугами не лучше, а порой и хуже, чем ельцинское государство в период глубокого экономического спада девяностых.

Евразийский тигр?

Вторым предполагаемым оправданием авторитарных методов Путина служит то, что они проложили путь значительному экономическому росту России. По мере укрепления Путиным власти, рост достиг среднего показателя в 6,7 процентов - результат особенно впечатляет на фоне депрессии начала девяностых. За последние восемь лет появился профицит бюджета, был выплачен внешний долг и скоплены немалые резервы твердой валюты. Фондовый рынок переживает бум, быстро растет уровень прямых иностранных инвестиций, хотя он и ниже, чем на других развивающихся рынках. А улучшение экономической ситуации оказалось выгодно не только олигархам. Начиная с 2000 г. уровень реальных доходов рос более, чем на 10 процентов в год, резко выросли потребительские расходы, уровень безработицы упал с 12 процентов в 1999 г. до 6 процентов в 2006 г., а уровень бедности, согласно результатам одного исследования, снизился с 41 процента в 1999 г. до 14 процентов в 2006 г. Сегодня россияне богаче, чем когда бы то ни было.

Казалось бы, корреляция между демократией и экономическим спадом в девяностые годы и автократией и экономическим ростом в этом десятилетии служит достаточно убедительным оправданием закрытия независимых телеканалов, отмены выборов губернаторов и уничтожения надоедливых правозащитных организаций. Однако эти корреляции по большей части ложные.

Девяностые действительно были временем невероятных экономических трудностей. После официального провозглашения независимости России в декабре 1991 г. ВВП сокращался на протяжении семи лет. Есть некоторые свидетельства того, что формальные показатели этого сокращения завышали масштаб реальной экономической депрессии: так, резко вырос уровень приобретения автомобилей и бытовой техники, повысилось потребление электричества, а во всех крупнейших российских городах произошел бум жилищного строительства. Однако в то же время уровень инвестиций оставался на стабильно низком уровне, повышалась безработица, снижались реальные доходы, а после финансового краха в августе 1998 г. уровень бедности вырос до 40 процентов.

Но демократия оказала лишь маргинальное воздействие на экономическую ситуацию и, возможно, способствовала преодолению кризиса в 1998 г. С одной стороны, экономический упадок начался до провозглашения независимости России. Более того, он был важнейшей причиной краха СССР. После распада СССР в 1991 г. появление новых 15 государств привело к крупномасштабному разрыву торговых связей. Первые несколько месяцев после обретения независимости Россия даже не контролировала эмиссию и распространение своей валюты. Ни более демократическая система, ни устойчивая диктатура не были бы в силах значительно изменить экономические последствия этих структурных сил.

Экономический спад по окончании коммунистической эпохи вовсе не был проблемой одной России. Он последовал за крахом коммунизма в каждой стране региона, невзирая на то, какой там был режим. Если говорить о России, то Ельцин унаследовал экономику, уже переживавшую самую тяжелую в истории экономическую депрессию мирного времени. В чудовищных экономических условиях каждое посткоммунистическое правительство было вынуждено в той или иной мере проводить либерализацию цен и торговли, макроэкономическую стабилизацию и, в конечном итоге, приватизацию. Темпы и размах экономических реформ были разными, но даже те лидеры, которые наиболее сопротивлялись капитализму, осуществили некоторые рыночные реформы. Во время этого перехода весь регион испытал экономическую рецессию, а затем, через несколько лет после начала реформ, начал оправляться. Российская экономика пошла по этой общей траектории - и это было бы так и при диктатуре и при демократии. Экономическая депрессия 1990-х в России была глубже, чем в среднем по региону, но это было в значительной степени связано с тем, что социалистическое экономическое наследие в России было хуже, чем где бы то ни было.

После распада СССР российским лидерам пришлось принимать важные политические решения касательно характера и темпов либерализации цен и торговли, приватизации, монетарной и фискальной реформы. Это сложное переплетение политических решений было впоследствии упрощено до выбора между 'шоковой терапией' (сделать все быстро и одновременно) и 'постепенной реформой' (осуществить тот же основной набор политических мер медленно и последовательно). В 1992-1998 гг. российская экономическая политика металась между двумя крайностями - в значительной мере потому, что российские элиты и российское общество не имели единого мнения относительно того, как реформировать экономику.

Поскольку демократические институты России позволяли этим идеологическим дебатам выходить в политическую плоскость, экономическая реформа тормозилась, что, в свою очередь, на какое-то время замедлило темпы роста. Например, в первые два года независимости России конституция давала Верховному Совету полномочия управлять Центральным банком. Это институциональное соглашение привело к инфляционной монетарной политике. Новая конституция 1993 г. исправила эту проблему, сделав банк более автономным институтом, но также подтвердила ключевую роль парламента в принятии бюджета, что привело к масштабному дефициту бюджета на протяжении всех девяностых. Российское правительство покрывало этот дефицит выпуском государственных облигаций и иностранными заимствованиями. Эта система работала, пока цены на нефть были высоки, но когда в 1997-98 гг. они упали, вместе с ними рухнула и российская финансовая система. В августе 1998 г. правительство оказалось, по сути, банкротом. Вначале оно резко девальвировало рубль для снижения внутреннего долга, а затем просто объявило дефолт по внутренним и внешним долговым обязательствам в несколько миллиардов.

Этот финансовый крах положил конец большому спору об экономической политике в России. Поскольку демократические институты еще имели значение, либеральному правительству, ответственному за финансовый кризис, пришлось уйти в отставку, и парламент вынудил Ельцина создать левоцентристское правительство, назначив премьер-министром Евгения Примакова. Вице-премьером, ответственным в правительстве Примакова за экономику, стал один из лидеров коммунистической партии. Оказавшись у власти, Примаков и его правительство были вынуждены проводить ответственную фискальную политику, тем более, что уже никто не соглашался дать в долг российскому правительству. Так эти 'социалисты' сократили государственные расходы и снизили роль государства в экономике. В сочетании с девальвацией валюты, сократившей импорт и стимулировавшей экспорт российских товаров, новая фискальная жесткость России создала благоприятные условия для реального экономического роста начиная с 1999 г. И так началось экономическое возрождение России - до того, как Путин пришел к власти и задолго до того, как начала укореняться автократия.

Сначала в должности премьер-министра, а затем - президента - Путин придерживался здравой фискальной политики, внедренной Примаковым. После состязательных выборов 1999 г. реформаторским силам в парламенте даже удалось принять первый сбалансированный бюджет в постсоветской истории России. Сотрудничая с парламентом, первое правительство Путина смахнуло пыль с нескольких либеральных реформ, подготовленных еще при Ельцине, и провело их в жизнь. Среди них было введение единой шкалы подоходного налога в 13 процентов и принятие нового земельного кодекса (который позволил иметь в собственности землю под коммерческими и жилыми строениями), нового законодательства, нового режима предотвращения отмывания денег, нового режима валютной либерализации и снижение налога на прибыль (с 35 до 24 процентов).

Путину по-настоящему повезло, когда выросли мировые цены на нефть. Во всем мире цены пошли вверх в 1998 г., немного опустились в 2002-2002 г., а затем вновь начали рост и сегодня приближаются к отметке в 100 долларов за баррель. Экономисты спорят о том, в какой мере рост российской экономики непосредственно связан с повышающимися ценами на энергоносители, но все согласны с тем, что эффект этого чрезвычайно велик. Разумеется, повышение цен на нефть и газ не было вызвано усилением автократии в России. Скорее, прослеживается обратная связь: рост доходов от экспорта энергоносителей позволил вернуться к автократии. Имея в кремлевской казне столько нефтедолларов, Путин мог разгромить или поглотить независимые источники политической власти; у Кремля было меньше причин опасаться негативных последствий захвата такой компании, как ЮКОС, и масса ресурсов для скупки или подавления оппонентов в СМИ и гражданском обществе.

Если существует какая-то причинно-следственная связь между авторитаризмом и экономическим ростом в России, то она негативна. Усиление автократии в российской системе в последние годы вызвало повышение уровня коррупции и ослабление прав собственников - что, как демонстрируют исследования Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, в долгосрочном плане снижает темпы роста. В результате перемещения основных средств процветающий частный энергетический сектор фактически оказался под властью государства (в 2004 г. на долю частных компаний приходилось 90 процентов добычи нефти в России, сегодня - 60 процентов) и стал менее эффективным. Ренационализация привела к спаду производительности бывших частных фирм, ударила по стоимости самых прибыльных российских компаний и снизила рост инвестиций, как иностранных, так и внутренних. До ареста Ходорковского ЮКОС был самой успешной и прозрачной компанией России с рыночной капитализацией в 100 миллиардов долларов в нынешних ценах. Перераспределение собственности ЮКОСа не только снизило ценность этих активов на миллиарды долларов, но и привело к резкому сокращению объемов добычи компании. Капитализация и объем производства 'Сибнефти' также снизились после того, как компания стала частью "Газпрома". Между тем, производительность таких компаний, как "Газпром", оставшихся после обретения независимости под контролем государства, по-прежнему не соответствуют ожиданиям рынка, а их менеджмент в равной степени руководствуется соображениями максимизации прибыли и политическими целями.

Вероятно, самое красноречивое свидетельство того, что автократия Путина навредила, а не помогла российской экономике, дает сравнение с другими странами региона. Поразительно, но при громадных энергетических ресурсах России темпы роста в годы правления Путина ниже средних по бывшим советским республикам. В 2000 г., когда Путин был избран президентом, Россия занимала второе место по темпам роста на постсоветском пространстве, уступая лишь богатому газом Туркменистану. Однако к 2005 г., Россия оказалась на 13-месте, опережая только Украину и Кыргызстан, оправлявшиеся от 'цветных революций'. В 1999-2006 гг. Россия по средним темпам роста занимала девятое место из 15 постсоветских стран. Так же и объем инвестиций в Россию, составляющий 18 процентов ВВП, гораздо ниже среднего по демократическим странам региона, хотя сегодня он и выше, чем когда-либо ранее.

Можно лишь гадать, насколько быстро Россия дорастет до более демократической системы. Усиление институтов подотчетности - реальной оппозиционной партии, подлинно независимых СМИ, судебной системы, не подчиняющейся Кремлю - способствовало бы обузданию коррупции и гарантированию прав собственности и, таким образом, стимулировало бы приток инвестиций и экономический рост. Сегодня российская экономика показывает неплохие результаты, но не благодаря, а вопреки автократии.

Ангольская модель

Кремлевские чиновники и их пиарщики часто указывают на китайскую модель: автократия, как бы выступающая в качестве силы модернизации, которая уже три десятилетия обеспечивает ежегодный уровень роста более чем на 10 процентов. Кроме того, никто не оспаривает роль Китая как глобальной державы: звание, к которому стремятся российские лидеры. Если Китай - это пример N1 в защите новой модели успешного авторитаризма, то Россию Кремль хочет сделать примером N2.

Если в качестве модели выбран Китай - а не Соединенные Штаты, Германия или даже Португалия - то задаваемая планка развития гораздо ниже, чем всего десять лет назад. Китай остается преимущественно аграрной страной с уровнем ВВП на душу населения менее 2000 долларов (примерно в три раза меньше, чем в России и в 15 раз меньше, чем в Германии). Но аналогия с Китаем проблематична также потому, что в мире высокие темпы роста при автократии на протяжении долгого времени - это исключение, а не правило. На каждый Китай найдется такая катастрофа в плане развития, как Демократическая Республика Конго; на каждый авторитарный успех, как в Сингапуре, найдется громкий провал, как в Мьянме; на каждую Южную Корею найдется Северная Корея. В гонке за темпы роста в развивающемся мире автократии - это зайцы и улитки, а демократии - черепахи, более медленные, но и более устойчивые. В среднем, экономический рост в автократических и демократических странах развивающегося мира в последние несколько десятилетий примерно одинаков.

Глядя на то, как Путин и его команда стремятся избежать реальной передачи власти в следующем году, приходишь к выводу, что их уловки, призванные сохранить за ними руководство российским государством, более успешны, чем усилия по улучшению системы управления или повышению экономического роста. Благодаря мировым ценам на энергоносители и сырье, в России в ближайшем будущем можно ожидать стабильного экономического роста. Но продолжение автократического правления не будет способствовать этому росту, а из-за низкого качества управления в долгосрочном плане будет, скорее всего, служить ему помехой. Россияне действительно богатеют, но могли бы богатеть гораздо быстрее.

Кремль говорит о создании нового Китая, но путь России напоминает, скорее, ангольский: это нефтезависимое государство, которое сегодня растет благодаря высоким ценам на нефть, но в прошлом, когда цены были низкими, еле держалось на плаву, а его лидеры, похоже, более заинтересованы тем, как остаться у власти, чтобы контролировать нефтяные доходы и другие виды ренты, чем предоставлять социальное обеспечение измученному населению. К сожалению, как продемонстрировал президент Анголы Эдуарду душ Сантуш за три десятилетия своего правления, даже малоэффективные авторитарные режимы могут продержаться очень, очень долго.

http://www.inosmi.ru/stories/01/05/29/2996/238725.html

Исправлено belial (18.02.08 19:02)

Offline

#2  18.02.08 20:14

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

Путину по-настоящему повезло, когда выросли мировые цены на нефть

вобщем возвращась к вопросу - такие ли уж страшные враги пиндосы...

Offline

#3  18.02.08 20:56

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

модерам: а чего б вам зеркало на иносми не сделать? а то одна статейка как то прям жидковато...решили гадостей вылить? ну дык лейте из ведра а не из стакана.

Offline

#4  18.02.08 21:16

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

Poto4ka, просто интересно - ты её прочитал? или просто спиндеть чёнить надо?

Offline

#5  18.02.08 22:29

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

belial написал(а):

Каких бы успехов она ни добилась при Путине, в условиях демократического строя эти достижения были бы еще значительнее.

Как только мы бы взяли курс на демократию все стало бы здорово!
Повсюду нескончаемые поля из изумрудов над которыми величественными гигантами возвышаются золотые горы с платиновыми вершинами. На одних деревьях растут рубины с сапфирами, на других вырастает финская мебель и финская сакнтехника. Посреди всего этого великолепия раскинулась огромная молочная река с медовыми берегами. Звери широко улыбаясь сами приходят и спрашивают не желает ли человек пообедать? При утвердительном ответе сами друг друга потрошат снимают шкуру и с все той же шикарной улыбкой лезут в духовку. А счастливые, одетые в шмотки от кутюрье, люди водят хороводы вокруг демократической конституции.
Все будет именно так стоит только выбрать демократию! Люди демократия это наше все!

Offline

#6  18.02.08 23:09

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

kosssmos, ага еще круче чем коммунизм однако.
belial, слуш про невменяемых я уже написал в 34 посте вот здесь:
http://hostel.nstu.ru/viewtopic.php?id=105081&p=2

Offline

#7  18.02.08 23:34

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

ну ежели ты на простой вопрос ответить не можешь, то уж точно твои слова о невменяемости являются бредом

Offline

#8  19.02.08 01:03

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

Do svidaniya демократия - hello благополучие ("The Times", Великобритания)

Анатоль Калецкий (Anatole Kaletsky), 04 октября 2007
Заявление Владимира Путина о том, что после марта следующего года, когда закончатся его президентские полномочия, он 'подумает' над предложением стать премьер-министром России, заставляет задаться двумя весьма тревожными вопросами: во-первых, значит ли это, что Россия двигается обратно к некоей форме постсталинской диктатуры; во-вторых, можно ли уже считать ее переход от коммунизма к некоей форме рыночного капитализма окончательно и бесповоротно свершившимся фактом? На оба эти вопроса у меня один ответ: да.

После недолгого заигрывания с ультралиберализмом во времена Бориса Ельцина Россия опять становится авторитарным обществом. Однако, утверждая это, мы также должны признать, что провал демократической политики не только не приведет к реставрации коммунизма, но и вообще никак не навредит российской экономике. С экономическим управлением путинский режим справляется на удивление компетентно: из глобального энергетического бума он извлек максимум возможной пользы. Собственно, за диктатурой Путина сохраняется серьезный шанс создать успешную капиталистическую экономику - примерно так же, как диктатура Дэн Сяопина превратила в экономическую сверхдержаву Китай.

Когда-то, в рейгановско-тэтчеровские идеалистические времена, тезис о том, что 'свободные рынки создают свободных людей', был моден до аксиоматизма, но на самом деле он всегда был не более чем риторическим трюком. В истории существует масса тиранических режимов, при которых экономика существовала на практически свободной рыночной основе. Сложно спорить с тем, что создание конкурирующих центров власти есть естественное следствие экономической свободы, однако связь между экономическим и политическим либерализмом существенно отличается от прямо пропорциональной зависимости.

Даже признавая ее концептуальную справедливость, необходимо заметить, что ее временной масштаб описывается не месяцами и годами, а десятилетиями и веками. Поэтому утверждать, что преклонение перед культом личности Путина чревато для России некими экономическими последствиями - значит выдавать желаемое за действительное. И еще более наивно воображать себе, что если Россия так и не вернется на демократический путь развития, из нее моментально разбегутся западные инвесторы. При той огромной истории взаимовыгоднейшего сотрудничества, которая сложилась между западными банками и нефтяными компаниями и диктаторами Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки, проблем во взаимодействии с авторитарной Россией у них тоже не возникнет - особенно сегодня, когда экономические перспективы России так хороши.

Российская экономика за последнее десятилетие выросла столь сильно, что имеет средства на то, чтобы и отложить большие деньги в резерв, и развить вектор самоподдерживающегося развития, не зависящего от глобального энергетического бума. Ее ВВП, по прогнозам, в этом году вырастет на 6,5 процента; столь же уверенный рост ожидается и в 2008 году - и это будет уже десятый год подряд, когда Россия растет на 6 процентов ежегодно. Если учесть при этом, что население России каждый год сокращается на полпроцента, то получается, что производительность труда и уровень жизни там растут практически так же быстро, как в Китае - а ведь российский рост начинался с высокой базы, в первые годы Китай отставал в долларовом исчислении в три раза. В сочетании с ростом курса рубля быстрый рост экономики довел сумму российского ВВП до 1,2 триллиона долларов, выведя ее на девятое место среди всех экономик мира и на второе место после Китая среди экономик развивающихся стран.

Но если может быть нечто еще более удивительное, чем столь быстрый экономический рост России, то это добротность управления экономикой при Путине. При нем государство практически полностью расплатилось по своим долгам, а Россия по объему золотовалютных резервов (400 миллиардов долларов) вышла на третье место в мире после Китая и Японии.

По отношению профицита внешнеторгового баланса к объему экономики (5 процентов ВВП) Россия обгоняет Японию. Бюджет неизменно сводится с профицитом, причем половина доходов от экспорта энергоносителей отсекается и уходит в стабилизационный фонд, который держат подальше от рук министров и политиканов.

Надо еще отдать должное крупнейшим российским политикам, начиная с самого Путина: они проявляют полное понимание 'ресурсного проклятия', уже поразившего такие богатые полезными ископаемыми страны, как Нигерия, Венесуэла и Иран. Да, Путин не раз бахвалился статусом России как 'энергетической сверхдержавы'. Но при этом постоянно старался увести экономику от чрезмерной зависимости от природных ресурсов. Любой, кто был в Москве или Санкт-Петербурге, может подтвердить: диверсификация уже дает реальные результаты, и деньги из ресурсного бизнеса постепенно перетекают в другие отрасли экономики, из больших городов - в провинцию и от олигархов - к среднему классу и даже к простой домохозяйке и пролетарию, жизненный уровень которых постепенно восстанавливается до того, какой у них был хотя бы при коммунистах.

Впрочем, если кому-то покажется, что за всеми этими прекрасными цифрами, как и за старой доброй советской статистикой массового строительства и производства стали на душу населения при Хрущеве, кроется отнюдь не такая радужная действительность, то он, конечно, во многом будет прав. У России множество слабых мест, этой прекрасной статистикой не отражаемых: коррупция в налоговой системе и судах, слабая защита прав собственника, политическое злоупотребление природными ресурсами, слабость и неэффективность сектора услуг и огромный список недофинансированных потребностей в транспортной и общественной инфраструктуре. Хуже всего выглядят демографические перспективы страны: в России складывается уникальная ситуация падающей рождаемости на фоне растущей смертности. Россия стала единственной в мире страной (не считая африканских), где средняя продолжительность жизни за последние десять лет упала - причем упала главным образом из-за алкоголизма, дорожных аварий, самоубийств, преступности, наркотиков и СПИДа. Есть ли у Путина какие-нибудь реальные планы решения этих социальных проблем - вопрос открытый, но, по крайней мере, у него есть экономический рост, который даст ему достаточно ресурсов для восстановления систем здравоохранения и образования, разрушенных в ельцинский период.

Естественно, будущее либерального капитализма только выиграло бы, если бы Путин завтра ушел в монастырь, предварительно передав власть триумвирату в составе Гарри Каспарова, Джорджа Сороса (George Soros) и Алана Гринспена (Alan Greenspan). Однако если подумать головой, то реальный риск, который может возникнуть в случае ухода Путина - это риск новой битвы за контроль над полезными ископаемыми. Напротив, в случае его неухода как раз и появляются гарантии стабильности и сохранения прав собственников - пусть не демократией и законом, а желанием правящего политического класса и крупного бизнеса не грабить еще и еще, а защитить то, что у них уже есть.

В историческом контексте постепенная стабилизация российской экономики и политики больше всего напоминает ускоренную версию переходного периода, который пережила Западная Европа в 12-м веке, когда племенная анархия и организованный грабеж Темного Средневековья постепенно уступали место феодальной системе и закону.

С 1900 по 1914 годы по темпам роста экономики Россия обгоняла всех в Европе. С политической точки зрения, этот период был, напротив, не очень хорошим, однако, если бы не просчеты и общая некомпетентность династии Романовых, большевистской революции, не исключено, вполне можно было бы избежать и реформировать экономику из аграрно-феодального в современное эпохе капиталистическое состояние. Сегодня у России есть второй шанс завершить этот переход - и, что бы ни говорили о Владимире Путине, он, судя по всему, не намерен его упускать.

Offline

#9  19.02.08 02:23

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

belial, я понимаю что иносми отличный сайт, там всегда есть над чем поржать, но зачем это постить здесь? Ничего умного один х... не скажут ведь...

Offline

#10  19.02.08 03:51

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

belial, я ж тебе ответил:

Poto4ka написал(а):

belial, слуш про невменяемых я уже написал в 34 посте вот здесь:
http://hostel.nstu.ru/viewtopic.php?id=105081&p=2

но для слабовидящих прийдется повториться:

Poto4ka написал(а):

belial, то есть по твоему иносми далеко ушли от скандалов ру???)))
я те поясню кратко а ты подумай: иносми участвует в информационной войне против России на стороне США.
ты транслируя инфу иносми сюда на хостел продвигаешь интересы США в России.
если ты это делаешь неосознано, то это тебе можно простить(с невминяемых спросу нет) но если ты это делаешь осознано, то я себе теперь четко представлю что ВЫ батенька на стороне США ведете войну против моей страны-России.

Offline

#11  19.02.08 09:20

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

иносми пишут предвзятые статьи, просто ознакомится с ними можно, но чтобы слепо верить... уж извините.

belial написал(а):

У России множество слабых мест, этой прекрасной статистикой не отражаемых: коррупция в налоговой системе и судах, слабая защита прав собственника, политическое злоупотребление природными ресурсами, слабость и неэффективность сектора услуг и огромный список недофинансированных потребностей в транспортной и общественной инфраструктуре.

а мы до сих пор живы, вот незадача то :)

Offline

#12  19.02.08 10:09

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

Tomahawk написал(а):

иносми пишут предвзятые статьи, просто ознакомится с ними можно, но чтобы слепо верить... уж извините.

Ну. Хоть разбавить маленько повсеместное лизсство Путина с планом и преемнегом.

Исправлено Prevert (19.02.08 10:20)

Offline

#13  19.02.08 10:33

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

Prevert, и не говори. а то задолбали уже :)
Естественно не стоит воспринимать на веру ни статьи иносми, ни статьи отечественных авторов, но знать точку зрения и тех и других на одни и теже вопросы - надо. поэтому не вижу ничего плохого в разумном числе статей "оттуда".

Offline

#14  19.02.08 12:07

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

Мда... Неудачная сказка про плохого дядьку ВВП. Кажется, у меня начинает вырисовываться более полная картина по поводу некоторых личностей на Hostel.nstu.ru ;)

Offline

#15  19.02.08 13:07

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

во-первых, начнем с того, что иносми вообще ничего не пишет, а выкладывает статьи довольно таки уважаемых изданий Европы и США.

во-вторых, статьи выложены для ознакомления и повода подумать. слепо верить им, естественно, не имеет смысла. для меня, например, стало интересно найти статистические показатели о которых идёт речь, потому что с ними не знаком. результаты выложу позднее, когда всё в кучу соберу.   

в-третьих, поиски шпионов и обвинения в прозападных настроениях являются как минимум беспочвенными и больше похожи на параною, чем на логические умозаключения.

и, в-четвертых, всё же, если не читаете материал и вам неинтересна позиция других стран мира относительно процессов в России, то не пишите просто для того, чтобы что-нибудь написать, это вас совсем не красит и говорит о несостоятельности в качестве человека способного аргументированно дискутировать. продолжайте жить в танке.

Offline

#16  19.02.08 13:25

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

belial написал(а):

Кампанию по свертыванию демократии Путин начал с независимых СМИ.

Это как Лев Толстой любил сидеть у себя в имении и в зубах ковырять: Николай Второй - это Чингисхан... На что ему отвечали: батенька, если бы он был Чингисхан, к вам бы давно приехали, дали бы в ухо, усадьбу спалили, домочадцев на воротах повесили. А вы печатаетесь, деньги получаете и самодержца хаете.
http://www.shantarsk.ru/index.php?optio … 3&Itemid=9

Offline

#17  19.02.08 14:45

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

belial, интересная тема, если что еще будет, выкладывай

Offline

#18  22.02.08 15:30

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

[Итоги Путина] Гламурный авторитаризм

http://www.gazeta.ru/politics/2008/02/1 … 2194.shtml
19 ФЕВРАЛЯ, 15:50 // Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии

Своими недавними выступлениями Владимир Путин подстегнул дискуссию о том, в каком состоянии он передаёт Россию своему преемнику.

Сам Путин считает состояние России–2008 более чем удовлетворительным. На пресс-конференции 14 февраля он так оценил восемь лет своего правления: «Я не вижу никаких серьёзных неудач. Все поставленные цели достигнуты. Задачи выполнены».

Критики же Кремля, включая автора этих строк, продолжают говорить, что российские итоги с Путиным на самом деле весьма плачевны.

Страна стоит на пороге масштабного экономического кризиса, который уже сегодня проявляется, по меньшей мере, в двух формах: а) стремительном неконтролируемом росте цен на ключевые продукты питания, обусловленном распадом отечественного сельского хозяйства и критической зависимостью России от импорта всемирного дорожающего продовольствия; б) проблемами с банковской ликвидностью, которые вызваны бегством из России так называемых глупых денег – краткосрочных спекулятивных капиталов, напуганных ипотечным кризисом в США и некоторыми другими мелкими ужасами на рынках.

Не за горами – энергетический кризис. Уже сегодня РФ, в 2005 г. провозгласившая себя «гарантом энергетической безопасности Европы», зависит от импорта среднеазиатского газа. Крупнейшие месторождения газа и нефти близки к варварскому исчерпанию, а свежие запасы за восемь путинских лет так и остались неразработанными. По оценкам ряда экспертов, к 2012 году России не будет хватать нефти и газа для обеспечения внутреннего потребления – какие там гарантии Европе!

Отсутствие серьезных инвестиций в инфраструктуру на протяжении трех последний десятилетий означает высокую вероятность в ближайшем будущем крупных техногенных катастроф и системного кризиса коммуникаций.

Российская бюрократия – как гражданская, так и силовая – насквозь поражена коррупцией. Ни одно масштабное решение не будет сегодня претворено в жизнь без дополнительного коррупционного стимулирования чиновника.

Прекращают существование наши Вооружённые силы. Существует лишь груда обломков бывшей армии погибшего государства – СССР. Причем сокращение военного потенциала и разложение морального духа армии предельно ускорились именно за восемь путинских лет. Что бы там ни рассказывала официальная пропаганда.

В «эпоху Путина» существенно снизился геополитический статус России. восемь лет назад РФ была полноценной региональной державой, поскольку формировала критерии легитимности постсоветских режимов (кроме стран Балтии). В 90-е (не благодаря Ельцину, конечно, но в силу остаточной послеимперской инерции) все страны СНГ так или иначе воспринимали Россию как «старшего брата» и считали необходимым согласовывать с Кремлём важнейшие стратегические решения. Даже на уровне обсуждения невозможно было представить, например, вступление Украины в НАТО. А если и появлялись режимы открыто антироссийские (например, Звиада Гамсахурдиа в Грузии или Абульфаза Эльчибея в Азербайджане), жили они недолго. И прекращали жить – не без помощи русского оружия.

Сейчас ни одна из стран полумёртвого СНГ, даже «союзная» Белоруссия, уже не смотрит в Кремль. Источниками легитимности стали совсем другие центры силы – Вашингтон, Брюссель, Пекин. О России вспоминают лишь как о символе незадачливого прошлого, с которым надо как можно скорее расстаться на пути в светлое европейское или азиатское будущее.

Кто же прав? Все. И вполне довольный собою Путин, и недовольные им критики. Просто Путин и его оппоненты оценивают результаты последних восьми лет по совершенно разным критериям, с качественно различных позиций.

Правота Путина.

Чтобы понять правду Путина, надо ответить на вопрос: каковы на самом деле были цели его режима (2000–2008)?

Вопреки распространённому заблуждению, Путина едва ли можно считать самодостаточной исторической фигурой, единолично сформировавшей некий вектор развития страны. Путин (как он сам неоднократно указывал, хотя ему не все верили) был действительно менеджером, представлявшим интересы собственников – правящего слоя, сформировавшегося ещё в середине 90-х. Именно эти люди привели Путина к власти, они наделили второго президента РФ политической философией и стратегической программой.

Этот правящий слой оформился на руинах российских демократических иллюзий после завершения первого этапа «большой» индустриально-инфраструктурной приватизации. Состоит он в основном из выгодоприобретателей этой самой приватизации.

Еще в середине 90-х новые хозяева русской жизни сформулировали для себя несколько системообразующих тезисов.

1. Эксперимент по созданию в России полноценной демократии евроатлантического образца провалился. Установлению демократии в России категорически препятствуют авторитарно-уравнительные инстинкты русского народа.

2. Защитить результаты приватизации в условиях реальной демократии, состязательности политических субъектов и равного доступа к СМИ невозможно. На действительно свободных выборах русский народ выберет левые и националистические силы, которые пересмотрят итоги приватизации.

3. Обеспечить жизненные интересы правящего слоя, включая дальнейшую легализацию его капиталов на Западе, возможно лишь в условиях политической стабильности. Для стабильности же в России необходим полнокровный авторитаризм.

Идеолог правящей элиты Анатолий Чубайс прямо так и сказал в недавнем интервью: «Представьте себе, организовали в стране по-настоящему демократические выборы… Кто победит? … Результат таких выборов оказался бы на порядок хуже, а возможно, просто катастрофичен для страны».

В 1996-м был взят курс на построение развитого рыночного авторитаризма. Выдвижение Путина в 1999-м стало необходимым и абсолютно логичным шагом в реализации этого курса.

Именно такой президент был нужен правящему слою: единомышленник Абрамовича и Чубайса, лишённый тяжёлого цековского дыхания, любитель дорогих костюмов, адриатических резиденций и океанских яхт, умеющий при том надеть маску несгибаемого чекиста и убедительно порассуждать перед телекамерой о «возрождении империи».

Перед Путиным как менеджером крупные собственники поставили три приоритетные задачи.

1. Защита крупной собственности – результатов приватизации;

2. Создание условий для «обналичивания» и легализации этой собственности на Западе; здесь важно отметить, что в России как прежде, так и теперь, отсутствует понятие «собственность» в римском / англосаксонском смысле; у нас собственность – это лишь условное владение, статус которого прямо зависит от признания легитимности этого владения действующей властью; потому «уволить» человека из собственников несложно, что показало «дело ЮКОСа» и много аналогичных дел помельче; на Западе же собственность действительно защищена и работающим законом, и традицией; потому спокойно спать выгодоприобретатели «большой» русской приватизации смогут только после полной конвертации их добра на территории РФ в несомненные активы там.

3. Ликвидация советской системы социального обеспечения, которая предполагала широкий спектр бесплатных социальных услуг для граждан и перекрёстное субсидирование населения предприятиями; замена её на либеральную систему, в которой граждане покупают социальные услуги за полную их стоимость.

Ликвидация зачатков демократии и ограничение свободы СМИ были необходимыми предпосылками такого рода реформ. Для решения этих задач важно было также обуздать региональные элиты. Это было сделано в два этапа. В 2000 году глав субъектов лишили влияния на региональные силовые структуры, в 2004 году упразднили выборность губернаторов. Здесь Путин ничего своего не придумал: реализовал концепцию, которая была разработана под руководством Александра Волошина еще в 1999 году.

Что мы видим сегодня?

Задачи 1 и 3 практически решены. Ликвидированы все демократические инструменты и механизмы – и это не вызвало никаких потрясений, даже никакой заметной фронды! Народ поверил актёру в маске «чекиста-империалиста» и во имя «возрождения былой мощи» добровольно отказался от участия в формировании власти.

Задача 2 осталась нерешённой. Западные элиты пока не приняли российских коллег в объятия, не позволили им конвертировать деньги во влияние и право корректировать правила игры. Потому-то преемником Путина и становится Дмитрий Медведев, в маске либерала олицетворяющий «путинизм с человеческим лицом».

Другое дело, что модернизации, которая открыла бы России новые исторические горизонты, при Путине не произошло. Однако никакой модернизации уходящий президент никому и не обещал, в его менеджерском контракте не было такого пункта. Все проблемы, кризисы, катастрофы, о которых мы говорили в начале, ждут нас. Но Путин в том не виноват. Он все восемь лет делал совсем другое дело и сделал его лучше, чем его работодатели могли ожидать.

Горизонталь власти.

Принято считать, что Путин оставляет своему наследнику жёсткую «вертикаль власти» – от Кремля до самых до окраин. И единственная опасность для Медведева исходит от спрятавшихся где-то внутри вертикали «силовиков», которые могут саботировать указания преемника.

На самом деле сегодняшней Россией правит вовсе не президент с его «вертикалью». А примерно 15 групп влияния.

В состав каждой входят свои силовики, либеральные экономисты, юристы, чиновники всех рангов, включая губернаторов и мэров крупных городов. Роман Абрамович – такая группа влияния. А Игорь Сечин – другая группа. Олег Дерипаска – третья. Михаил Фридман – ещё одна. И так далее, вплоть до Сергея Чемезова и братьев Ковальчуков. Ни по идеологии, ни по жизненной философии, ни по методологии группы влияния друг от друга существенно не отличаются. В процессе утилизации советского наследства они ведут между собой нескончаемую войну, иногда с перемириями. В каждом отдельно взятом сражении побеждает не тот, кто ближе к президенту, а тот, кто в данный момент сконцентрировал максимальные ресурсы (аппаратные, силовые, финансовые) и оптимальным образом их использовал. Функция Путина в этой системе – следить за соблюдением общих правил системы, не допуская их резкого нарушения какой-либо стороной. В путинской России нередко проигрывали те, кто полагался исключительно на дружбу с президентом, не занимаясь собиранием ресурсов.

В 2002 году влиятельный в то время «православный банкир» Сергей Пугачёв услышал «да» в ответ на вопрос, можно ли ему забрать нефтяную компанию «Славнефть» (по системному распорядку причитавшуюся Роману Абрамовичу). Окрылённый и уверенный в успехе, Пугачёв даже склонил на свою сторону тогдашнего президента «Славнефти» Михаила Гуцериева. И что же? Был Абрамовичем жестоко бит. А Гуцериева просто уволили за непонимание своеобразия текущего момента.

В 2003 году началась война из-за сотового оператора «Мегафон» между министром связи Леонидом Рейманом и владельцем «Альфа-групп» Михаилом Фридманом. Сколько многомудрых наблюдателей предрекали, что Фридман вскоре поедет вслед Ходорковскому, ибо Рейман – настоящий верный товарищ и давний партнёр Путина. Результат: после четырех лет изнурительной битвы Фридман победил. Его права на 25% акций «Мегафона» были признаны. У него было больше разнообразных ресурсов, и он грамотнее ими управлял.

В 2007 году по ходу очередной межклановой схватки был арестован замминистра финансов Сергей Сторчак. Его начальник Алексей Кудрин, считающийся близким другом Путина, сделал всё возможное, чтобы Сторчака освободить. И президента просил. И поручительство подписывал. Результат: суд вновь продлил Сторчаку содержание под стражей.

Кстати, главная жертва путинской эпохи – Михаил Ходорковский – сел в тюрьму потому, что он в отличие от абрамовичей и фридманов действительно нарушил правила игры. Поставив под сомнение как священный принцип приватизационной круговой поруки, так и право державного «раба на галерах» получать за свой труд достойное нефтяное вознаграждение.

В стране создана не вертикаль, а самая настоящая горизонталь власти. Политическое решение при такой горизонтали есть результирующая противоречивых интересов этих самых 15 (может быть, 14 или 17) групп влияния.

Можно сказать, в сегодняшней России есть, по меньшей мере, 15 Минфинов, 15 ФСБ, 15 Генпрокуратур и т.п. Не считая созданной в 2007 году когорты госкорпораций в форме некоммерческого партнёрства, которые являются государственными по способу создания и источнику первичных ресурсов, но не по механизму управления и уж точно не по составу бенефициаров.

Горизонталь власти – идеальная система для утилизации советского наследства. Но она абсолютно непригодна для масштабных преобразований и реализации больших общенациональных проектов. Потому что собрать эту горизонталь в единый созидающий кулак совершенно невозможно.

Медведевское большинство.

Важно рассмотреть и психологическое состояние страны и её элит к весне 2008 года. Этот вопрос подводит нас к рассуждению о социальной опоре развитого путинизма-медведизма.

Еще два десятилетия назад обнаружилась усталость русского народа от больших планов, грандиозных свершений и забегов в непредсказуемое далеко. Гражданин больше хотел получить колбасу без очереди, приобрести корейский видеомагнитофон, упасть на диван и погрузиться в «обывательщины нити», которые дотоле мы так любили порицать. Воздух перестройки позвал на улицы, на митинги, к белым домам и новым свершениям – теперь уже на демократический ниве. Воздух бодрил и не давал уснуть.

В 90-е элита – строитель будущего «гламурного авторитаризма» – точно поняла, что народ пора из политики убирать. Иначе хаос в стране примет неизбывный характер. Нам напомнили, что надо брать потребительский кредит и, по возможности, его пролонгировать до бесконечности, а в дела власти и её формирования лучше не вмешиваться. Зачем смотреть «Итоги» и «Намедни», когда есть «Программа-максимум» и «Камеди-клаб»?

К 2008 году мы имеем 75% населения, вообще не интересующегося, кто будет ими править. Откуда эта цифра? Это рейтинг Дмитрия Медведева.

То есть рейтинг народного безразличия к персоне будущего президента страны. Ясно, что ровно те же 75% поддержали бы и Сергея Иванова, и Виктора Зубкова, и даже Любовь Слиску. С точки зрения народа, власть теперь формируется где-то на Марсе и зачем вникать в непостигаемое?

Между правящим слоем и безразличным народом стоит новый интеллектуальный класс, который можно назвать «постинтеллигенцией». Этот класс оформился в 90-е; его идеология при Путине почти полностью вытеснила классический русский интеллигентский дискурс, предполагавший наличие у образованного человека чувств гражданского долга и вины перед забитым русским народом.

Философия «постинтеллигенции», которая при гламурном авторитаризме диктует интеллектуальную моду и повестку дня, сводится к следующему:

– не надо переживать о народе, потому что интеллигентские переживания не принесли народу и самой интеллигенции ничего, кроме страданий и зла;

– гламурный авторитаризм хорош тем, что оставляет нетронутыми бытовые свободы – дежурную бутылку виски и поездку за границу – освобождая интеллектуала от любой и всякой ответственности за положение дел в стране и состояние общества;

– вполне возможно, что Россию ждёт катастрофа, но, поскольку мы всё равно не в состоянии её предотвратить, воспользуемся же нашим правом обо всём этом не думать.

Подобный способ мышления, прекрасно описанный Дж. Оруэллом («Во чреве китовом»), традиционно расцветает в интеллектуальной среде в предкатастрофические времена. Так что в «постинтеллигенции» нет ничего качественно нового, хотя для России её бурный расцвет – явление примечательное.

По состоянию на февраль 2008-го основу путинского большинства (реально существующего, хотя и не привязанного нисколько к личности Путина) составляет полностью социально апатичное население, увенчанное кремовой розочкой «постинтеллигенции».

Утрата связности в народе вкупе с фундаментальной безответственностью элит не позволят:

– провести и даже начать модернизацию страны, всегда и неизбежно требующую определенной общественной мобилизации;

– спасти государство в ситуации каких-либо «великих потрясений», поскольку путь к спасению всегда в истории лежит только через осознание гражданами ответственности и при наличии их готовности к мобилизации.

Нормальная страна.

В самом начале 90-х, в конце горбачевской перестройки, я работал программистом в одном конструкторском бюро. Я хорошо помню тогдашние разговоры в профкомовской курилке:

Что нам нужно? Нормальная страна, которая ничего не строит и ни с кем не воюет. Где все зарабатывают деньги. И всё можно купить за деньги. Где никого не тягают ни в партию, ни в комсомол. И еще – нормальный президент. Ничем не выдающийся. Никуда не стремящийся и нас не подгоняющий. Без завиральных идей. Интеллигентный. Умеренный. Аккуратный. Не альфа-самец. И не свиноподобное обкомовское рыло.

Вот о чём – и о ком – мы мечтали. Это и получили. Бойтесь мечтаний, потому что иногда они исполняются.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Offline

#19  23.02.08 00:26

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

belial написал(а):

поиски шпионов и обвинения в прозападных настроениях являются как минимум беспочвенными и больше похожи на параною, чем на логические умозаключения.

Ну, не стал бы столь категорично утверждать...
Я, например, почти уверен, что в Российских верхах не один засланный казачек. А теперь факты. 3% населения владеют 30% процентами ресурсов. Во многих западных и американских сми кричит "не честно!" и бьют себя пяткой в грудь. Саакашвили пример того, как америкосы умеют ставить своих людей на верха, и не он один тому пример. Думаю, что пиндосы применят любой метод, чтобы ослабить Россию. А этот метод очень эффективный, как раз логично было бы поступать именно так. Они спят и видят как бы отнять у нас и ресурсы и многое другое. Кроме америки есть еще и Китай,  у которого территорий меньше чем у нас. И у него на территории находится не приспособленный для жизни тибет. Им жить негде. А у России много территорий... Делайте выводы. Уверен, что то, про что говорил Путин (касательно запада и америки) не истерия и не параноя. Книжку Суворову, бывшего КГБшника читали про СССР? вот пример, как запад старается развинчивать наши авторитеты...

Кроме того, в статье изложено много мыслей которые даже не буду комментировать. По-моему это и есть пример западной пропаганды. Изложив вначале факты, с которыми я согласен, авторы статьи начали затем просто выливать на президента очень много бездоказательной грязи.  Это уже перебор. И действительно, с чего бы в уважаемых амереканских журналах писать хорошее про Россию, которая на данный момент является скрытой угрозой и врагом америки?. По ОРТ же про Россию, про нашу родину, ничего плохого не пишут, с чего бы пиндосам в своих газетах про себя плохое писать?

Путина, ни в коем случае не оправдываю. В целом, нынешнего презедента не поддерживаю, и о его правлении мог бы сказать много чего негативного. В частности, про ту же демократию, науку (сам аспирант третьего года, знаю о чем говорю) и прочее. Просто всегда есть две стороны медали. А балланс очень тонкая штука, всегда будут не довольные. Путин, например, сам создал ситуацию, когда, по сути, не за кого голосовать, убив демократию. И правда, откуда бы появится достойному кандидату, если оппозицию пресуют?.

Выкладывать такие статьи надо, но, как уже сказали, на веру принимать нельзя. Всегда надо думать и понимать кто пишет и зачем...

Offline

#20  23.02.08 01:03

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

Udaw,

belial написал(а):

поиски шпионов и обвинения в прозападных настроениях являются как минимум беспочвенными и больше похожи на параною, чем на логические умозаключения.

это я говорил конкретно про себя, так как есть тут некие параноики пытающиеся обвинить в информационной борьбе против России.

по поводу планов США завоевать мир - хз. Китай - угроза реальнее и серьезнее.

Исправлено belial (23.02.08 01:03)

Offline

#21  23.02.08 07:56

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

Udaw написал(а):

с чего бы пиндосам в своих газетах про себя плохое писать?

не беспокойся, ещё как пишут

Tomahawk написал(а):

а мы до сих пор живы, вот незадача то :)

надолго ли с такими темпами вымирания

Offline

#22  24.02.08 14:09

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

belial, Последняя статья довольно правдоподобна и практически обьективна, только в ней забыли упомянуть про тех образованных кто все таки переживает за свою Родину, за свой Народ и хочет внести свой вклад в возрождение Великой России, но таких не так много из общей массы и они как правило высмеиваются, порицаются или покрайней мере считаются чудаками.......

Да конечно надо ознакомляться и стакими статьями чтобы иметь более полное представление о происодящих в стране/мире событиях, но не надо забывать, что унывать тоже плохо, и статьи с позитивным содержанием тоже надо выкладывать/читать, а то если читать только про постепенный/быстрый развал страны, что все вней вымирают, армия гибнет и вообще скоро произойдет катастрофа(война например) - вобще жить не хочется....
не надо забывать что Россия выходила и не из таких передряг!!!
Да сейчас трудно, в будующем может быть еще труднее если до большинства не дойдет в какой ж...пе мы сейчас находимся, но блин мы живем не в самых сложных условиях, есть страны с гораздо более плачевным положении... (приводить примеры даже не буду)

Вобщем вывод: Мы прорвемся (и ни кто нам не сможет помешать) если сами того захотим, осталось дело за малым.... :)

Offline

#23  24.02.08 17:26

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

Журнал "Foreign Affairs" один из самых авторитетных в области межд. отношений в мире и свой авторитет он заработал своими качественными статьями и коллективом.Поэтому гораздо приятнее всегда прочесть статью из подобного источника(пусть и не всегда я согласен с мнением автора), чем желтушную статью в наших СМИ,которые почти все пишут одно и тоже.К тому же уровень анализа вопроса и стилистики в них остается на унитазном уровне.Поэтому за неимением нашей прессы уж лучше читать иностранную.

Offline

#24  24.02.08 18:19

Re: [Политика] Миф об авторитарной модели Путина

belial написал(а):

[Итоги Путина] Гламурный авторитаризм

тоесть этот недочеловек все проблеммы в России созданные еще ЕБН и его отморозками сваливает на Путина.
Либо это очередной пример разрушительного влияния либерастии на мозг либо это хорошо проплаченная нашими недругами статья.

Offline

Статьи и новости » [Политика] Миф об авторитарной модели Путина 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.098 сек.
Выполнено 14 запросов.