Голосование
#1 06.11.07 16:36
«Нулевой километр»
Взаимность
Не секрет, что представители рода человеческого — при всей своей уникальности и непохожести друг на друга — делятся на две четко выраженные и редко когда пересекающиеся категории: пессимистов и оптимистов.
Первые в дорожно-ремонтных работах видят исключительно гемморой с объездом в течение нескольких дней или даже недель, а вторые предвкушают комфорт и безухабность на облюбованном маршруте в самом ближайшем будущем.
Первые, узнав об отсутствии билетов на нужный киносеанс, поднимают очи к небесам и горестно вопрошают: «За что ты меня так ненавидишь, господи?!», а вторых пожимают плечами и выбирают другое время, другой день или просто-напросто другое кино.
Первые свято уверены, что сиквел любимого фильма непременно окажется чудовищным говном, а вторые приводят в пример «Терминатора-2», «Людей-Икс-2» и, конечно же, пятый эпизод «Звездных войн».
Ну, в общем, вы поняли идею, да?
Собственно, это вступление служило одной-единственной цели — лишний раз напомнить уважаемым читателям, что одну и ту же тему люди разных возрастов, убеждений и мировоззрений непременно осветят по-разному.
Новый фильм Павла Санаева «Нулевой километр», к примеру, тематикой отдаленно перекликается с приснопамятным «Глянцем» (и там, и там люди из провинции приезжают покорять Москву), но если скорчившее кривую ухмылку изделие Андрея Кончаловского скучает на Темной стороне Силы, то картина Санаева твердо стоит на Светлой стороне, лучезарно улыбаясь и всячески наслаждаясь жизнью.
Нет, кому-то, наверное, очень интересно выслушивать от чужого взрослого дяди, в каком жутком и невероятно говённом мире нам довелось родиться, какую власть над всеми без исключения людьми имеют деньги и как ничтожны человеческие чувства по сравнению с презренной, но звонкой монетой. Воистину, ищущий лужу найдет болото, а предавшийся тоске познает депрессию.
Нам, однако, куда ближе совсем иная правда — что жизнь сложна, но вовсе не беспросветна, что сволочей на свете много, но отнюдь не большинство, что щедрое сердце способно простить даже предательство, и, разумеется, что настоящую любовь не купишь и не продашь. Истины вроде бы общеизвестные, даже несколько банальные — и именно по этой причине в них нужно искренне верить (да при этом еще и обладать каким-никаким талантом), чтобы поверили и те, до кого ты пытаешься их донести.
С верой у товарища Санаева, судя по всему, полный порядок. С талантом, хвала небесам, тоже. Ни капельки не покривив душой, можно смело сказать, что режиссер сильно вырос со времен своего предыдущего проекта — триллера «Последний уик-энд». Оный, кстати, тоже был фильмом хоть куда, но «Нулевой километр» имеет полное право называться «кошмаром кинокритика» — по той простой причине, что серьезно придираться в этой ленте практически не к чему.
Цитата: - Когда бабло появляется, группа крови меняется.
Режиссура, сюжет, диалоги, атмосфера, музыка, актеры — все эти компоненты любого приличного кино и по отдельности сказочно хороши, а уж в совокупности дают какой-то совершенно невообразимый, чертовски позитивный, чуть ли не лечебный эффект. Людям, из-за тягот жизни легко впадающим в уныние, следует прописать «Нулевой километр» в качестве сильнодействующего антидепрессанта — и это несмотря на то, что сюжетная канва фильма далека от чистой романтики, проходя в непосредственной близости от жанра триллеров.
Кино цепляет уже на первых минутах, когда два главных героя встречаются в поезде, который едет в Москву — меткими, живыми диалогами, которые, между прочим, и до самого финала даже в самых располагающих к пафосу моментах умудряются избегать вычурности и искусственности. Потом как-то невзначай выясняется, что список достоверно и любовно прописанных персонажей не исчерпывается Костей и Олегом, а охватывает всех более-менее значимых героев. Это ли не здорово?
Актеры «Нулевого километра», вообще говоря, заслуживают отдельного поощрения. Александр Лымарев, несколько лет кряду снимавшийся в «Солдатах», каким-то чудом умудрился не приобрести замашек чисто сериального лицедея (в отличие от некоторых не шибко прекрасных нянь), Константин Крюков отошел-таки от образа романтика, навязанного «9 ротой», а Светлана Ходченкова сыграла главную женскую роль до того убедительно, естественно и мило, что даже самый черствый сердцем зритель сразу же проникнется пониманием к её экранному возлюбленному.
Влюбиться в такую девушку и бороться за неё до последнего вздоха? Запросто!
Ничуть не хуже романтики у Санаева получаются сцены действия — драки (в том числе и несостоявшиеся, ведь фраза «С дерьмом не рассчитываюсь» стоит десятка ударов), погоня, спасение утопающего и даже бальный танец на крыше здания.
Опять же, за версту видно заботу о думающем зрителе — в сюжете нет подводных камней из разряда «И тут он достал пистолет и перестрелял всех козлов как заправский вояка». Если протагонист ловко уходит от преследователей на неказистой внешне машине, то это лишь по той простой причине, что в прошлом занимался автогонками, о чем уже успел упомянуть. А главная героиня, целующая Костю под водой и таким оригинальным способом делясь с ним драгоценным воздухом, определенно не столь давно смотрела хорошее кино «Добро пожаловать в рай».
И в этом − одно из главных достоинств «Нулевого километра» — разумеется, после отменных съемок, внятного сюжета, отличных актеров и тому подобных вещей. Когда режиссер думает в первую очередь не о себе, любимом, а о ничуть не менее драгоценном зрителе (вы ведь понимаете разницу между понятиями «угождать серой массе» и «снимать так, чтобы другим было интересно смотреть», да?) − тот, в свою очередь, отвечает ему взаимностью. А что может быть прекраснее взаимного высокого чувства? Да ничего.
Михаил Судаков
3 ноября 2007
Offline

