#1 28.11.07 18:20
[Интересно] Венецианские маски.

Это очень старое фото Венеции. Венеция - прекрасный город - видение.
Особенно он красив, и надолго останется в памяти людей, приехавших
туда в феврале, ведь именно тогда весь город наряжается в карнаваль-
ные костюмы.

Именно из старины пошёл обычай носить маски. Под маской можно скрыть
всё: имя, общественное положение, даже пол. Ну право же - как удобно
хоть иногда побыть неузнанным), ну мало ли куда захочется пойти).
Да и любовникам так было проще. Ничего мол не знаю, ет был не я))).
Вобщем как бы там ни было, люди, жившие в этом замечательном городе,
придумали обычай носить маски.

...Но в один прекрасный момент, правительство города Венеции решило
навести порядок и запретило, наряду со многими вещами, ношение масок
в течение большей части года. Особенно строго следили, чтобы никто не
ходил с закрытым лицом в дни церковных праздников. Для маскарада
отводилось несколько периодов в году, и одним из них был Карнавал.

В XVIII веке маски в Венеции стали почти что государственным учреждением. Каждому венецианцу дозволялось носить маску в следующие дни: с первого воскресенья октября до Рождества, с 6 января до первого дня поста, в день св. Марка, в Вознесение, в день выборов дожа и других должностных лиц Республики.

Этот карнавал длился почти полгода. Во все эти дни открыты
театры, и, как писал современник:
"...все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой.
В масках занимаются своими делами, выступают в судах, покупают рыбу,
пишут письма и составляют документы, наносят визиты. В маске можно всё
сказать и на всё осмелиться; разрешенная Республикой маска находится под её покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец!"

Маски для Венеции - извечная и непреодолимая страсть и важнейший атрибут карнавала, который создаёт образ персонажа и позволяет остаться неузнанным.

Полная маска не только скрывает лицо, но и изменяет голос. Долгое ношение такой маски зачастую неудобно: в ней нельзя пить, есть, сложно говорить и иногда дышать.

Куда удобнее полумаски:

Кто же они - герои масок?

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся:

Арлекин - весёлый неунывающий простофиля из Бергамо, его прекрасно сыгралК.Райкин в фильме "Труффальдино из Бергамо".
Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), также он носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы).

Коломбина - озорная и лукавая служанка, отличается кокетливостью и чисто женским остроумием. Само имя "Коломбина" означает "голубка". Наряд Коломбины такой же пёстрый, как у Арлекина, что совсем не удивительно - ведь на сцене они партнёры.

Бригелла - персонаж из Верхнего Бергамо. Так же, как Арлекин и Коломбина, он представитель сословия слуг. Однако, он всегда стоит ступенью выше Арлекина, и гораздо его умнее. Он хитёр, лукав и вечно готов к проказам, но первый покажет спину при малейшей опасности.
Костюм Бригеллы представляет собой видоизменённую ливрею с нашитыми на неё красными и зелёными лентами. Его красная маска с острыми чертами придает ему вид опасного авантюриста (что отчасти соответствует действительности).

Педролино - прототип всем известного Пьеро. Актёр играл его без маски, в
широкой крестьянской рубахе из мешковины, а лицо обсыпал мукой.

Пульчинелла. Имя "Пульчинелла" означает "петушок", которого он напоминает
заносчивым видом и пронзительным голосом. Его чёрная маска имеет
гипертрофированный мясистый нос, а сам он часто горбат. Пульчинелла -
первый насмешник и сплетник, за что его особенно любили. Именно этот
персонаж перекочевал из Италии во многие страны Европы. Английский Панч, Французский Полишинель, русский Петрушка - все они ведут свое происхождение от Пульчинеллы.

Панталоне - это старый, богатый, скупой, недалёкий и эксцентричный купец из Венеции. Он обладает огромной энергией и в ведении дел, и в управлении домом. Несмотря на возраст, он продолжает интересоваться женщинами и строит матримониальные планы, но обычно остаётся в дураках. Он является обладателем крючковатого носа, косматых седых бровей и смешной бородки. Панталоне одет в узкие красные панталоны (которые и получили свое название от этого персонажа) и короткий красный жакет со стоячим воротником. Дополняют костюм чёрный плащ
с широкими рукавами до локтя и красная шапка.

Доктор - это учёный (обычно адвокат или астроном), болтун и зануда из Болоньи.Он отличается завидным аппетитом, а в разговоре часто и не к месту вставляет непонятные латинские термины - что и создаёт ему репутацию учёного мужа. Как и Панталоне, он обычно выступает в роли отца семейства, часто с дочерью на выданье. Его костюм - чёрный с белым воротником - был типичен для учёных того времени. Круглая чёрная шапочка покрывает волосы.

Капитан (иногда называемый также Фракассом) - это хвастун и фанфарон, обычно испанец. Необыкновенно тщеславный, он одновременно мал ростом и крайне труслив. Его невозможно представить без грозной шпаги, но он никогда не пускает её в дело. Его костюм ярок и экстравагантен, чем он довольно безуспешно старается скрыть свою бедность. Главным украшением является высокая шляпа с пером - предмет его особой гордости.
К классическим маскам, не связанным с театром, относятся:

Баута - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17
столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого
сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой
любовью народа, который носил её в сочетании с длинным чёрным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть её была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.

Венецианская Дама (Dama di Venezia) – очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.
[img]http://hostel.nstu.ru/resources/gallery.php?pid=19685[/img]
Кот (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились
уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала
легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но
с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых
мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришёл в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился.
Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку её носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесёмок на подбородке имелась ручка).

Доктор Чумы (Medico della Peste). В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии её надевали доктора, посещая пациентов. В её длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил
тёмный длинный плащ из льняной или вощёной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумлённому руками.
Джокер.

Виват, Венеция!






З.Ы.Ссылку не сохранил.
З.Ы.Навеяно вопросом в ЧГК насчет Доктора Чумы.
Исправлено sanek123 (28.11.07 18:21)
Offline

