#1 06.10.11 10:12
Елена
Первая по-настоящему мощная лента нашего главного фестивального режиссера

"Елена" (2011)
драма / мелодрама
Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Андрей Смирнов, Надежда Маркина, Елена Лядова, Алексей Розин
Заглавной героине — немолодой медсестре — повезло выйти замуж за богатого пациента. Она живет с ним в роскошной квартире на Остоженке, время от времени навещая бедную семью — сына, невестку, пару внуков, к которым состоятельный супруг испытывает явное отвращение. Смирная Елена мирится с ситуацией — до тех пор, пока не возникает необходимость отмазать старшенького от армии.

До сей поры наше фестивальное все Андрей Звягинцев мало интересовался сегодняшним днем — первые два его фильма, "Возвращение" и "Изгнание", обласканные Венецией и Каннами, не имели никакого отношения к настоящему: притчи, утоляющие потребность западного зрителя в фирменном духоискательстве русского авторского кино. В третьей картине Звягинцев, очевидно насмотревшись актуального отечественного жесткача вроде опусов Валерии Гай Германики (не зря две роли в "Елене" — одна из которых ключевая — отданы актерам из сериала "Школа"), бросил условную нетленку, переориентировался на злободневку — и снял чуть ли не самую важную российскую картину последних двадцати лет.
"Елене" выделили беспрецедентное место в каннском "Особом взгляде" — фильм был официальной картиной закрытия конкурса.
Он же получил приз жюри за режиссуру.
Именно "Елену" продюсер картины и президент "Кинотавра" Александр Роднянский хотел показать Дмитрию Медведеву на закрытии фестиваля в Сочи — жаль, президент не доехал.
Население нашей страны делится на два условных лагеря, публицистом Юрием Сапрыкиным метко нареченных людьми айфона и людьми шансона — два народа, населяющих одну территорию и обреченных на вечную вражду. Эту тему в новом кино удивительным образом никто не поднимал — Звягинцев же не просто высказался: он расставил железобетонные точки над самыми тревожными i. Снобирующий миллиардер, метко сыгранный Андреем Смирновым, убежден, что каждый неимущий перед ним априори в неоплатном долгу. Бедствующий любитель пива и компьютерных игр с окраин, портретированный отличным театральным актером Алексеем Розиным, уверен, что весь мир должен ему за его неприкаянность. Кто кого сожрет — богатые и больные бедных и здоровых или наоборот? И на чью сторону встанет заглавная героиня, представляющая собой нейтральную, но мощную силу — тот самый неопределившийся и до поры безмолвствующий русский народ?
Звягинцев сообщает нам, что ситуация безвыходна — снобы и жлобы отвратительны одинаково, вопрос лишь в том, кто окажется более жизнеспособен: люди, высокомерно плюющие на близких, или люди, плюющие на прохожих с балкона. Первые достойны того, чтобы быть побежденными теми самыми силами, которые они так недооценили. Вторые определенно недостойны занять место первых.
Кастинг в "Елене" точечный, как бомбардировка — и лучшая позиция у Елены Лядовой, играющей прожженную дочку главного героя: циничная девица на папином содержании, с неохотой навещающая его в клинике, оказывается герою ближе, чем сердечная жена, готовящая ему по утрам идеальную овсянку и пичкающая по расписанию лекарством. В их диалогах прорезается беспощадный саркастический юмор, в котором Звягинцева до сих пор заподозрить было трудно: "Гедонистка, б***дь — такая же, как мама", — с любовью говорит персонаж Смирнова дочери. А заглавной героине, представительнице народа-богоносца, по дороге к семье в окне электрички чудится мертвая белая лошадь — очевидный привет из образной системы Тарковского, в эпигонстве по отношению к которому все эти годы состоял главный упрек, адресованный Звягинцеву отечественной критикой. Окей, проехали лошадь и поехали дальше — как бы говорит нам подражатель. Мне и дальше есть что сказать.
Жесткий финал "Елены" без обиняков сообщает зрителю: у Звягинцева нет иллюзий не только по поводу современного российского общества — он не особенно заблуждается и по поводу человеческой природы. А это, кажется, первый шаг к тому, чтобы стать большим кинохудожником ханековско-триеровского масштаба и формата.
28.09.2011 Текст: Ольга Шакина
Empire
http://www.film.ru/article.asp?id=6611
Вчера посмотрел эту ленту, могу сказать, что фильм стоящий, полтора часа пролетели, хотя и не наблюдалось какого-либо особо активного действия. Фильм держит в постоянном напряжении и заканчивается неожиданно и непредсказуемо. Отлично подобрана музыка. В целом, атмосфера в картине холодная, неуютная, причем как в квартире на Остоженке, так и в панельке, в Нижних Еб№нях, у непутевого сына с его семейством. К просмотру рекомендую.
Инфа специально для студентов и тех, кто хочет много кино за мало денег (я не сноб, я тоже хочу! ) ): в Победе, в последний день проката любого фильма, действует акция "билет на любой сеанс за 100 рублей". Узнавайте подробности.
Исправлено Один (07.10.11 13:24)
Offline

