Официальный сайт студ.городка НГТУ
Статьи и новости » [Разное] НПО "Сатурн" купит у IBM компьютер производительностью 8 терафлопс 

#1  24.08.07 21:39

[Разное] НПО "Сатурн" купит у IBM компьютер производительностью 8 терафлопс

НПО "Сатурн" купит у IBM суперкомпьютер производительностью 8 терафлопс
24 августа 2007     http://hard.compulenta.ru/330255

Научно-производственное объединение "Сатурн" и компании КРОК и IBM объявили о старте совместного проекта по созданию суперкомпьютера производительностью 8 терафлопс. Соглашение об этом было подписано в ходе Международного авиационно-космического салона МАКС-2007. По результатам предварительного тестирования для построения вычислительного кластера были выбраны blade-серверы IBM на базе процессоров Intel.
Суперкомпьютер планируется запустить в в эксплуатацию в конце 2007 - начале 2008 года. Он будет обеспечивать выполнение задач всё возрастающей сложности, стоящих перед конструкторским коллективом предприятия. Кстати, этот суперкомпьютер станет уже вторым по счёту вычислительным кластером, произведённым IBM для НПО "Сатурн". Первый, построенный на базе серверов IBM xSeries, был запущен в 2005 году. Он до настоящего времени является самым высокопроизводительным в промышленности России и СНГ.
По словам заместителя директора по информационным технологиями НПО "Сатурн" Юрия Зеленкова, после ввода в эксплуатацию предыдущего вычислительного кластера IBM общие вычислительные мощности Объединения увеличились в 50 раз. Ожидается, что реализация нового проекта позволит повысить этот показатель ещё в 8-10 раз. Таким образом ресурсы НПО "Сатурн" за два года увеличатся, как минимум, в 400 раз, сообщает официальный сайт "Сатурна".

Offline

#2  25.08.07 01:20

Re: [Разное] НПО "Сатурн" купит у IBM компьютер производительностью 8 терафлопс

http://www.npo-saturn.ru/!new/?act=gm_look&id=1187954047
НПО «Сатурн» приступило к созданию второго самого мощного суперкомпьютера в промышленности России и СНГ.

23 августа 2007г., Москва – НПО «Сатурн», компании КРОК и IBM объявили о старте совместного проекта по созданию суперкомпьютера производительностью 8 Тфлопс. Соответствующее соглашение о сотрудничестве подписано в ходе Международного авиационно-космического салона 2007.
В настоящий момент на НПО «Сатурн» реализуются несколько крупнейших проектов в области создания новых авиадвигателей гражданского и военного назначения, газотурбинных двигателей морского базирования, наземных энергетических и газоперекачивающих установок. В конструкторских подразделениях НПО «Сатурн» выполняется большое количество газодинамических, прочностных и акустических инженерных расчетов, а так же проводятся так называемые числовые эксперименты, требующие больших вычислительных мощностей.
В 2005 году НПО «Сатурн» запустил в эксплуатацию свой первый вычислительный кластер на базе серверов IBM xSeries, который до настоящего времени является самым высокопроизводительным в промышленности России и СНГ. Сегодня он загружен расчетными задачами на 100% и возникла реальная необходимость на порядок увеличить существующие вычислительные мощности. Суперкомпьютер, запуск в эксплуатацию которого, намечен на НПО «Сатурн» в конце 2007 в начале 2008 года, обеспечит выполнение возрастающих задач стоящих перед конструкторским коллективом предприятия. В результате проекта в НПО «Сатурн» будут эксплуатироваться два суперкомпьютера – это самые высокопроизводительные вычислительные кластеры среди существующих инсталляций на промышленных предприятиях России и других стран СНГ*.
Сложные программные продукты для проведения инженерных расчетов, используемые на НПО «Сатурн», предъявляют высокие требования к производительности и надежности вычислительной платформы. Поэтому её выбор проводился среди ведущих продуктов на рынке высокопроизводительных вычислений. По результатам предварительного тестирования для построения вычислительного кластера были выбраны blade-серверы IBM на базе процессоров Intel. Предложенное КРОК и IBM решение полностью соответствовало заявленным в техническом задании показателям быстродействия при проведении конструкторских расчётов, ёмкости и пропускной способности систем хранения и резервного копирования. Главное преимущество предложенного решения – преемственность используемых технологий. НПО «Сатурн» уже два года использует продукты IBM для управления подсистемами кластера и данный проект не потребует дополнительных затрат на обучение  конструкторов и инженеров. Поэтому, специалисты НПО «Сатурн» рассчитывают,  что затраты времени на внедрение нового суперкомпьютера сократятся в 2 раза по сравнению с предыдущим проектом
По словам Александра Пионтковского, директора по информационным технологиям НПО «Сатурн», «Сегодня предприятие активно реализует стратегию эффективного использования ИТ на всех этапах создания, производства, эксплуатации изделия. Основная задача применения суперкомпьютеров – сокращение сроков и снижение затрат при создании и доводке газотурбинных двигателей. И высокопроизводительные вычислительные системы становятся одним из ключевых элементов нашего бизнеса. С компаниями КРОК и IBM нас связывает успешный опыт сотрудничества в ходе построения первого суперкомпьютера, уверены, они не подведут нас и в реализации данного проекта».
Юрий Зеленков, заместитель директора по информационным технологиями НПО «Сатурн», руководитель проекта по созданию кластера, отметил: «Ввод в эксплуатацию предыдущего кластера позволил увеличить наши общие вычислительные мощности в 50 раз. Реализация проекта, о котором мы говорим сегодня, увеличит наши мощности еще в 8-10 раз. Таким образом, мы увеличиваем наши ресурсы, как минимум, в 400 раз за два года. И для НПО «Сатурн» это не просто увеличение вычислительных мощностей, а серьезный вклад в повышение конкурентоспособности, как на российском, так и международном рынке».
«Возможность участвовать в проекте по созданию масштабного вычислительного кластера – подтверждение высокой оценки квалификации наших инженеров. Нам предстоит решить целый ряд сложных технологических задач – некоторые продукты и технологии будут впервые инсталлироваться в России. Поэтому для нас так важно доверие коллег из НПО «Сатурн» и сделанный ими в пользу КРОК выбор», – комментирует Иван Рубцов, заместитель генерального директора компании КРОК.
«Мы очень довольны, что суперкомпьютерные технологии IBM помогают ведущему российскому предприятию авиационной индустрии повышать свое конкурентное преимущество и участвовать в крупнейших проектах по созданию новых авиадвигателей. Мы рассчитываем, что новый этап сотрудничества НПО «Сатурн» с IBM по построению самого мощного промышленного суперкомпьютера в России обеспечит выполнение поставленных задач. IBM обладает уникальным опытом и знаниями в разработке инновационных кластерных продуктов, в создании, развертывании и управлении крупнейшими кластерными системами в мире, а также высокопроизводительными комплексами с использованием разнообразных архитектурных решений, которые решают сложные задачи моделирования физических процессов. Кластер IBM e1350 является уникальным продуктом, который собирается высококвалифицированными специалистами IBM на заводе и поможет обеспечить быструю и точную развертку вычислительного комплекса в НПО “Сатурн”», – сказал Сергей Бугрин, директор по продажам аппаратного обеспечения IBM EE/A.
Использование передовых технологий – обязательное условие при разработке высокотехнологичной продукции. Именно поэтому инженеры и конструкторы НПО «Сатурн» наряду с работой в уже существующих приложениях, вводят в технологический процесс современные программные пакеты, обладающие широкими возможностями и развитой функциональностью.

О Научно-производственном Объединении «Сатурн»
ОАО «Научно-производственное объединение "Сатурн"» – ведущая двигателестроительная корпорация, специализирующаяся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, судов военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.
Возглавляет кооперацию российских компаний по разработке военных двигателей пятого поколения. Совместно со SNECMA (Франция) создает современный турбовентиляторный двигатель SaM 146 для российского регионального самолета SSJ, отвечающий жестким международным нормам. В стадии подготовки к серийному производству  универсальный газотурбинный двигатель пятого поколения АЛ-55, который по своей философии, принципам конструирования не имеет аналогов в отечественном авиастроении.
Не менее важным направлением деятельности Объединения является поддержка на конкурентоспособном  уровне действующего парка самолетов с двигателями разработки и производства НПО «Сатурн»: программа глубокой модернизации двигателей АЛ-31Ф для Су-27 и его модификаций; программа ремоторизации гражданских и военных транспортных самолетов Ил-76 двигателями Д-30КП-3 «Бурлак».
По заказу Министерства обороны России НПО «Сатурн» реализует программы разработки и производства газотурбинных двигателей для беспилотных летательных аппаратов, а также двигателей для силовых установок кораблей ВМФ.
В тесном сотрудничестве с РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» НПО «Сатурн» участвует в программах модернизации энергогенерирующих мощностей России и в создании конкурентоспособных газотурбинных приводов для транспортировки и хранения газа.
Более подробные сведения о компании НПО «Сатурн» на сайте http://www.npo-saturn.ru. Дополнительная информация – заместитель директора по информационным технологиям Зеленков Юрий Александрович, тел. +7(4855)296854, E-mail: yuri.zelenkov@npo-saturn.ru
О компании КРОК:
Компания КРОК (www.croc.ru) — российский лидер в области создания ИТ-инфраструктур, №1 на российском рынке ИТ-услуг (по отчетам IDC 2002, 2003, 2004, 2005, 2006). По данным агентства «РосБизнесКонсалтинг» и журнала Эксперт, КРОК входит в десятку крупнейших ИТ-компаний страны. КРОК специализируется на создании корпоративных информационных систем, построении систем обработки и хранения данных, телекоммуникационных систем и корпоративных систем телефонии, автоматизированных инженерных систем, внедрении бизнес-приложений, комплексной технической поддержке информационных систем.
Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь к Наталье Воскресенской, директору по связям с общественностью компании КРОК по тел. 974-2274, e-mail: NVoskresenskaya@croc.ru, pr@croc.ru.
О корпорации IBM:
Подробную информацию о корпорации IBM и ее продуктах и предложениях можно получить по адресу: www.ibm.com/ru.

* В соответствии в 6-ой редакцией списка самых мощных компьютеров СНГ Top50. Адрес списка: http://www.supercomputers.ru/?page=rating

Offline

#3  25.08.07 01:49

Re: [Разное] НПО "Сатурн" купит у IBM компьютер производительностью 8 терафлопс

http://www.supercomputers.ru/?page=rating
6-ая редакция от 11.04.2007

1 место в топ 50
Томск. Межрегиональный вычислительный центр Томский Государственный Университет
Кол-во CPU/ядер: 564/1128
Архитектура (тип процессора / сеть) узлов: 282 (2xXeon 5150 2.667 GHz 4.096 GB RAM) сеть: QLogic InfiniPath/Gigabit Ethernet/СКИФ-ServNet
Производительность
Linpack ___ Пиковая
9013 ___ 12002
Разработчик: Т-Платформы

21 место в топ 50   
Новосибирск.
Кол-во CPU/ядер: 76/76
Архитектура (тип процессора / сеть) узлов: 38 (2xItanium 2 1.6 GHz 4 GB RAM) сеть: InfiniBand
Производительность
Linpack ___ Пиковая
364.8 ___ 486.4
Разработчик: Hewlett-Packard

45 место в топ 50
Новосибирск
Кол-во CPU/ядер: 64/64
Архитектура (тип процессора / сеть) узлов: 2 (32xPOWER4+ 1.9 GHz 128 GB RAM) сеть: Gigabit Ethernet
Производительность
Linpack ___ Пиковая
214 ___ 486.4
Разработчик: IBM

Исправлено Poto4ka (25.08.07 01:53)

Offline

#4  25.08.07 02:22

Re: [Разное] НПО "Сатурн" купит у IBM компьютер производительностью 8 терафлопс

"Новый двигатель закладывается за гранью существующего знания", журнал "Сатурн", №2, 2006 г.
http://www.npo-saturn.ru/!new/upload/ed … chukov.pdf
Е.Ю. Марчуков:
«НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ЗА ГРАНЬЮ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЗНАНИЯ»
От того будет ли в России создан двигатель 5-го поколения, зависит, во-первых, сумеет ли страна обеспечить свою обороноспособность в 21 веке, во-вторых, останутся ли национальные производители военной авиационной техники на мировом рынке вооружений. О работе НПО «Сатурн» над перспективными авиационными двигателями рассказывает Е.Ю. Марчуков, заместитель директора НТЦ им. А.М. Люльки, доктор технических наук.
-Евгений Ювенальевич, существует ли какое-то общепринятое определение (с точки зрения самых общих характеристик) двигателя 5-го поколения, что его принципиально отличает от 4-го поколения?
- На самом деле, четкого определения, что такое двигатель 5-го поколения, нет. Обычно поколения газотурбинных двигателей разделяются по их главной характеристике - удельному весу, то есть отношению веса двигателя к тяге. У двигателя 5-го поколения - эта цифра 0,1, если взять обратную величину – 10, то есть1 кг веса двигателя создает 10 кг тяги. Двигатели первого поколения создавали тягу чуть больше своего веса – на один килограмм веса приходилось не более полутора килограмм тяги. Естественно, когда говорят о двигателе 5-го поколения, называют и другие важные технические характеристики - температура газа не ниже 2000 градусов Кельвина и т.д., но это все – производное. Главное - обеспечить необходимый удельный вес. Это технический аспект. Если посмотреть на двигатель 5-го поколения с экономической точки зрения, то здесь принципиально важной характеристикой является низкая стоимость жизненного цикла. А в жизненный цикл входит все – от замысла, от «осевой линии», как мы говорим, до момента утилизации. Это означает, что на его проектирование, доводку и эксплуатацию должно быть затрачено как можно меньше средств. Решить эту задачу можно лишь реализовав комплекс сложных конструкторско-технических решений. Низкая стоимость жизненного цикла подразумевает, что цена двигателя должна быть невысокой. Как ни парадоксально, двигатель с лучшими удельными характеристиками должен стоить меньше, чем двигатель предыдущего поколения. Чтобы было понятнее, приведу пример: стоимость 1 часа эксплуатации самолета четвертого поколения, например, Су-27 - примерно 10 тыс. долларов, а сейчас ставится задача (и американцами, и нами) стоимость часа эксплуатации самолета 5-го поколения сократить до 1,5 тыс. долларов. Представляете, разница практически на порядок.
Для полноты картины можно назвать еще пару характеристик двигателя 5-го поколения. Во-первых, двигатель должен иметь большую бесфорсажную тягу, потому что один из основных критериев самолета 5-го поколения – это крейсерский сверхзвуковой полет, во-вторых, он должен быть неуязвим для ПВО. Ну вот, я как мог, ответил.
- Очевидно, что создание этого продукта, отвечающего всем названным характеристикам, - чрезвычайно сложный с точки зрения организационной, технической и экономической процесс. По Вашей оценке, сколько вообще компаний в мире и, в частности, в России обладают потенциалом создания двигателя 5-го поколения.
На самом деле даже не фирм, а стран. В мире только пять государств могут разрабатывать ГТД нового поколения, начиная с «осевой линии», - Америка, Англия, Франция, Канада и Россия. Но двигатель 5-го поколения – настолько сложная интегральная система, требующая развития многих отраслей промышленности, проведения серьезных исследований в различных направлениях, что даже зарубежные страны создают этот двигатель в кооперации. Например, новые двигатель F119 американцы сделали
самостоятельно, но следующий двигатель - F135 для JSF – уже с привлечением многих фирм из различных стран мира.
В России, скажу без ложной скромности, создать двигатель 5-го поколения может только НПО «Сатурн», но опять-таки в кооперации. Естественно, нам нужна помощь – серийных заводов и отраслевых институтов - ЦИАМа, ВИАМа. Почему «Сатурн»? Потому что он представляет собой объединение и конструкторской мысли, и серьезного производства. Главное же – интеллектуальный потенциал компании: мы лучших людей со всей России в свою фирму собирали, собираем и будем собирать. Но все-таки повторюсь – такой двигатель надо делать вместе. И мое мнение – все наработки по этому двигателю, которые есть в России, мы должны постараться объединить, забыв про амбиции отдельных личностей. В принципе, в программе создания двигателя для перспективного комплекса фронтовой авиации так и прописано, что у «Сатурна» – головная роль в разработке и производстве силовой установки при широкой отраслевой кооперации.
- Есть ли в мире конкретные результаты по созданию двигателя 5-го поколения?
- В США создан двигатель F 119, он уже на самолете летает.
- Его можно назвать двигателем 5-го поколения без натяжек?
- Да, это двигатель 5-го поколения, он очень похож, фактически, это аналог того изделия, которое мы делали в нашем КБ в конце 80-х годов, немного опережая американцев. Потом эта тема была приостановлена. Но весь тот задел мы использовали при глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф (устанавливается на Су-27 – ред.), при создании изделия117С для самолета Су-35 и получили там уникальные результаты. Мы на две тонны увеличили тягу двигателя. И сразу же самолет получил новые качества. В частности, новые двигатели практически обеспечивают сверхзвуковой крейсерский полет истребителя. Это экспортный вариант двигателя и самолета. Для наших ВВС будет модификация с еще большей тягой. Разработанный нами вариант глубоко модернизированного двигателя АЛ-31Ф еще послужит лет пятнадцать, однако из этой схемы мы выжали уже все, что возможно. Если мы сейчас не заложим двигатель поколения 5+, то серьезного будущего у нашей авиации не будет.
- Насколько велик разрыв между тем, что сделано нами и тем, что сделано за рубежом, в частности, в США? Насколько Россия отстала в этой области?
- Отстали лет на восемь. Но далеко не все потеряно. Сейчас государство повернулось лицом к промышленности, к авиации, двигателестроению. Принято серьезное решение о начале научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективному двигателю. Выделены средства, и через три года мы должны сделать двигатель – демонстратор, двигатель 5-го поколения, причем даже не пятого, а поколения 5+.
- Каковы стратегия, концепция и этапы создания двигателя 5-го поколения у «Сатурна»?
- Здесь далеко не все можно говорить – много секретной информации. Обозначу самые общие моменты. На первом этапе была осуществлена глубокая ресурсно-тяговая модернизация двигателя 4-го поколения АЛ-31Ф, в котором внедрены элементы двигателя 5-го поколения. Об этом я сказал выше. Параллельно мы проводим научно-исследовательские работы по ряду критических технологий, по изготовлению отдельных узлов, созданию демонстрационных газогенератора и двигателя. Практически одновременно, с небольшим сдвигом стартуют опытно-конструкторские работы по перспективному двигателю. После завершения этапа создания демонстрационного двигателя мы переходим к реальному созданию двигателя поколения 5+. У него удельный вес существенно меньше, чем 0,1. Этот двигатель не является модернизацией чего-либо, он принципиально новый. Причем уровень закладываемых нами параметров двигателя никем в мире еще не достигнут. Концептуально, в плане идей этот двигатель нам абсолютно ясен. Но между концепцией двигателя и его реальным созданием лежит огромный объем опытно-конструкторских работ и целый комплекс специальных, ресурсных и сертификационных испытаний. А это время и большие деньги.
- Из каких источников финансировалось и финансируется сейчас создание двигателя 5-го поколения, достаточен ли его объем?
- В данный момент работы по перспективному двигателю, к сожалению, не финансируются. Выделены деньги на проведение научно-исследовательских работ на три года, выделены они по решению правительства, но никаких договорных документов еще не оформлено, реальные деньги еще не получены. В программу по вооружению включены опытно-конструкторские работы по перспективному двигателю. Реальных денег еще нет, но мы надеемся, что с 2007 года финансирование пойдет. Финансирование по этому двигателю – наша позиция – должно быть бюджетным.
- А в США за счет каких инвестиций был создан двигатель 5-го поколения – частных или государственных?
- Целиком за счет бюджетного финансирования.
- И каков был его объем?
- Это миллиарды долларов. На программу создания двигателя для самолета 5-го поколения F-22 было истрачено пять миллиардов.
- Можно ли будет использовать научно-технические наработки, созданные в рамках двигателя 5-го поколения, при проектировании гражданских авиационных и промышленных двигателей?
- При создании нового двигателя мы предлагаем концепцию базового газогенератора, на основе которого путем его моделирования и изменения параметров наружного контура могут создаваться высокоэффективные гражданские двигатели, приводы для газоперекачивающих, энергетических и судовых агрегатов. Такой путь приносит приличную экономию средств. Это искусство - заложить газогенератор. Такой газогенератор, на основе которого можно создать целый параметрический ряд двигателей различного назначения.
- Когда, на Ваш взгляд, на «повестку дня» в России и в мире выйдет двигатель 6-го поколения?
- Вообще в истории науки и техники есть периоды плавного развития, а есть «скачки», и предвидеть эти скачки – не так просто, хотя, я считаю, что в настоящее время накапливается критическая масса новых знаний, и достаточно скоро, в течение ближайших десяти лет такой «скачок» должен произойти.
- Что входит в эту «критическую массу новых знаний»?
- Например, разработали керамику, со свойствами, которые позволяют делать из нее рабочую лопатку с принципиально новыми характеристиками и по весу, и по прочности, и по ресурсу. Кроме того, ведутся научно-исследовательские работы по двигателю без маслосистемы и по ротору с магнитным подвесом. То есть, как я понимаю, двигатель 6-го поколения должен отличаться и принципами организации рабочего процесса, и материалами, потому что это должен быть очень серьезный шаг вперед. Традиционная схема газотурбинного двигателя исчерпала себя. Любая техническая система развивается так: если по оси ординат разложить эффект, по оси абсцисс – средства, она идет по экспоненте. То есть сначала вкладываешь немного, а эффект получаешь большой. Когда же график подходит к асимптоте, то вкладываешь средства большие, а эффект наоборот незначительный. Сейчас мы находимся на этой асимптоте – и мы, и американцы. Поэтому надо что-то принципиально новое. В рамках создания перспективного двигателя мы сталкиваемся с такими технологиями, которые соприкасаются с чем-то еще неизведанным, с тем, что человек еще не понял и не познал. Новый двигатель закладывается за гранью существующего знания. Я думаю, в ближайшие 10 лет должно появится что-то принципиально новое. Когда я учился в школе, в институте, думал: «Как поздно я родился – все уже открыли, открывать нечего». А сейчас, чем больше я работаю, живу, думаю: «Так рано родился, еще столько всего неизведанного». Познание – как шар. Чем больше знаешь, тем больше поверхность соприкосновения с непознанным. И в области поиска принципиально новых решений мы с американцами равны, здесь
отставания нет. У нас сейчас есть несколько прорывных идей. Например, наша концепция пульсирующего двигателя – сам принцип известен давно, но мы нашли совершенно оригинальную форму его реализации, нам удалось поймать принципиально новый физический процесс, и мы тут впереди американцев. Другое дело – они там что-то почувствовали и стали вкладывать в это средства, а нам тут ничего не дают, надувают щеки и говорят: «Да, хорошо, но денег вы не получите». Сейчас зашевелилось – инновационную компанию на уровне правительства создают. Посмотрим, что из этого выйдет.
- Сегодня процесс создания нового двигателя сильно формализован, говорят, время «гениальных одиночек» прошло, возможен ли в этих условиях прорыв, о котором вы говорите?
- Вот это и погубит американцев. Они гораздо более формализованы, а мы – «голь на выдумки хитра» - мы должны что-то придумать. То есть они идут впереди, а мы наискосок должны срезать, и их догнать и перегнать, вот и все.
- А вы знаете, где «срезать»?
- Насчет пульсирующего двигателя - да.
- Евгений Ювенальевич, это интересно, создавать двигатель нового поколения?
- Когда я закончил институт и пришел работать, сомневался, ту ли профессию я выбрал. А сейчас я абсолютно счастлив. Инженер – самая интересная профессия на земле. Очень творческая профессия. Не менее творческая, чем артист, художник, писатель.
Беседовал Виталий Горошников

Offline

#5  26.08.07 12:11

sav
Профиль

Re: [Разное] НПО "Сатурн" купит у IBM компьютер производительностью 8 терафлопс

классная статья!

Offline

Статьи и новости » [Разное] НПО "Сатурн" купит у IBM компьютер производительностью 8 терафлопс 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.047 сек.
Выполнено 11 запросов.