Официальный сайт студ.городка НГТУ
Статьи и новости » [История] И.Ильин. "О фашизме" 

#1  03.06.07 14:06

[История] И.Ильин. "О фашизме"

Решил выложить небольшую главу из книги великого Русского мыслителя прошлого века Ивана Ильина "Наши задачи".
Преследую следующие цели:
1) Показать, чем же на самом деле является фашизм (в отличие от того понятия, которое навязывается через СМИ);
2) Вскрыть его достоинства и недостатки;
3) Узнать ваше мнение о И.Ильине, ну и собственно о фашизме.


О фашизме
Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко еще не изжитое. В нем есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость. Но опасности его необходимо продумать до конца.

Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма - это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным. Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических государствах; в час национальной опасности здоровые силы народа будут всегда концентрироваться в направлении охранительно-диктаториальном. Так было в Древнем Риме, так бывало и в новой Европе, так будет и впредь.

Выступая против левого тоталитаризма, фашизм был далее прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ. Эти поиски могли быть удачны и неудачны: разрешать такие проблемы трудно и первые попытки могли и не иметь успеха. Но встретить волну социалистического психоза - социальными и, следовательно, противосоциалистическими мерами - было необходимо. Эти меры назревали давно, и ждать дольше не следовало.

Наконец, фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру.

Однако наряду с этим фашизм совершил целый ряд глубоких и серьезных ошибок, которые определили его политическую и историческую физиономию и придали самому название его ту одиозную окраску, которую не устают подчеркивать его враги. Поэтому для будущих социальных и политических движений подобного рода надо избирать другое наименование. А если кто-нибудь назовет свое движение прежним именем ("фашизм" или "национал-социализм"), то это будет истолковано, как намерение возродить все пробелы и фатальные ошибки прошлого.

Эти пробелы и ошибки состояли в следующем:

1. Безрелигиозность. Враждебное отношение к христианству, к религии, исповеданиям и церквам вообще.

2. Создание правого тоталитаризма, как постоянного и якобы "идеального" строя.

3. Установление партийной монополии и вырастающей из нее коррупции и деморализации.

4. Уход в крайности национализма и воинственного шовинизма (национальная «мания грандиоза»).

5. Смешение социальных реформ с социализмом и соскальзывание через тоталитаризм в огосударствление хозяйства.

6. Впадение в идолопоклоннический цезаризм с его демагогией, раболепством и деспотией.

Эти ошибки скомпрометировали фашизм, восстановили против него целые исповедания, партии, народы и государства, привели его к непосильной войне и погубили его. Его культурно-политическая миссия не удалась, и левая стихия разлилась с еще большей силой.

1. Фашизм не должен был занимать позиции, враждебной христианству и всякой религиозности вообще. Политический режим, нападающий на церковь и религию, вносит раскол в души своих граждан, подрывает в них самые глубокие корни правосознания и начинает сам претендовать на религиозное значение, что безумно. Муссолини скоро понял, что в католической стране государственная власть нуждается в честном конкордате с католической церковью. Гитлер с его вульгарным безбожием, за которым скрывалось столь же вульгарное самообожествление, так и не понял до конца, что он идет по путям антихриста, предваряя большевиков.

2. Фашизм мог и не создавать тоталитарного строя; он мог удовлетвориться авторитарной диктатурой, достаточно крепкой для того, чтобы а) искоренить большевизм и коммунизм и б) предоставить религии, печати, науке, искусству, хозяйству и некоммунистическим партиям свободу суждения и творчества в меру их политической лояльности.

3. Установление партийной монополии никогда и нигде не приведет к добру: лучшие люди отойдут в сторону, худшие повалят в партию валом; ибо лучшие мыслят самостоятельно и свободно, а худшие готовы приспособиться ко всему, чтобы только сделать карьеру. Поэтому монопольная партия живет самообманом: начиная «качественный отбор», она требует «партийного единомыслия»; делая его условием для политической правоспособности и дееспособности, она зовет людей к бессмыслию и лицемерию; тем самым она открывает настежь двери всевозможным болванам, лицемерам, проходимцам и карьеристам; качественный уровень партии срывается, и к власти приходят симулянты, взяточники, хищники, спекулянты, террористы, льстецы и предатели. Вследствие этого все недостатки и ошибки политической партийности достигают в фашизме своего высшего выражения; партийная монополия хуже партийной конкуренции (закон, известный нам в торговле, в промышленности и во всем культурном строительстве).

Русские "фашисты" (Имеется ввиду ВФП Родзаевского - прим. моё)этого не поняли. Если им удастся водвориться в России (чего не дай Бог), то они скомпрометируют все государственные и здоровые идеи и провалятся с позором.

4. Фашизм совсем не должен был впадать в политическую «манию грандиозу», презирать другие расы и национальности, приступать к их завоеванию и искоренению. Чувство собственного достоинства совсем не есть высокомерная гордыня; патриотизм совсем не зовет к завоеванию вселенной; освободить свой народ совсем не значит покорить или искоренить всех соседей. Поднять всех против своего народа - значит погубить его.

5. Грань между социализмом и социальными реформами имеет глубокое, принципиальное значение. Перешагнуть эту грань - значит погубить социальную реформу. Ибо надо всегда помнить, что социализм антисоциален, а социальная справедливость и социальное освобождение не терпят ни социализма, ни коммунизма.

6. Величайшей ошибкой фашизма было возрождение идолопоклоннического цезаризма. "Цезаризм" есть прямая противоположность монархизма. Цезаризм безбожен, безответственен, деспотичен; он презирает свободу, право, законность, правосудие и личные права людей; он демагогичен, террористичен, горделив; он жаждет лести, "славы" и поклонения; он видит в народе чернь и разжигает ее страсти; он аморален, воинствен и жесток. Он компрометирует начало авторитарности и единовластия, ибо правление его преследует цели не государственные и не национальные, а личные.

Франко и Салазар поняли это и стараются избежать указанных ошибок. Они не называют своего режима "фашистским". Будем надеяться, что и русские патриоты продумают ошибки фашизма и национал-социализма до конца и не повторят их.


Иван Ильин, «Наши задачи»

Offline

#2  03.06.07 14:22

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

В недавнем прошлом имя философа Ильина было самым часто упоминаемым в отечественных СМИ.Его прах покоится где-то за границей и было предложение перевести его сюда.Влать не зря вспомнила о нем,т.к. в отсутствии какой-либо идеологии надо было чем-то заполнять имеющийся вакуум(сейчас это заполняют Западом).Довоодилось слышать мнения,что Ильин был философом среднего уровня.Теперь понятно,почему власти бросили свой взор именно на Ильина.Потому что он оправдывает ту модель государства,которая есть на нынешний момент.
Фашизм не может быть авторитарным,только тотатитарным.Фашизм это и есть религия,поэтому  при нем другим религиям не может быть места.Пример-приход к власти коммунистов,после чего начался развал православной церкви и др. религий.Коммунизм и фашизм разние,но философия у них общая.

Исправлено nicvic (03.06.07 14:33)

Offline

#3  03.06.07 14:33

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

nicvic написал(а):

Потому что он оправдывает ту модель государства,которая есть на нынешний момент.

Во-первых, по-моему он нигде её не оправдывает, во-вторых, то, что описывается в представленной главе, в самой основе имеет мало схожего с нынешней моделью государства.

Исправлено Ivan42rus (03.06.07 14:35)

Offline

#4  03.06.07 14:38

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

Каюсь,несколько отступил от темы.По моему мнению основная идея фашизма-это преимушество одной расы над другой.В статье об этом ничего не написано.А ведь есть это принять эту идею,то это без сомнений приведет к развалу России.

Offline

#5  03.06.07 14:39

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

ПАМЯТИ И.А. ИЛЬИНА
Борис ТАРАСОВ,
публицист, кандидат исторических наук


Курс современной российской власти на «историческую преемственность» по-прежнему тверд и приносит свои результаты. Больше всего поражает удивительная, почти ювелирная тонкость работы отечественных идеологов. Из противоречивого прошлого страны извлекается все вперемешку: красное, белое, коричневое, православное, антиправославное… Рубиновые звезды над Кремлем уравновешены имперскими орлами, сталинский гимн завернут в национальный триколор. И в результате общество просто на глазах становится спокойнее, терпимее и толерантнее. Что подтверждает «замечательный» праздник Дня Национального Примирения.

Одним из последних трофеев этой блистательной кампании «преемственности» стало захоронение в русской земле останков генерала Деникина, философа И.А. Ильина, а так же возвращение в Россию архива ученого. Но и тут проявилась рука невидимого мастера всеобщего примирения. Одновременно с захоронением Ильина, очевидно, чтобы не обижать другую (красную) половину общества, в реабилитации было демонстративно отказано адмиралу Колчаку и самому Государю Императору Николаю Второму, чей прах до сих пор покоится в неустановленных местах, но зато на территории России. Следует добавить, что Николай Второй, кроме всего прочего, причислен к лику Святых московской патриархией, которая и является, в свою очередь, одним из основных столпов современного государственного патриотизма. Вот так! Непоследовательно? Да. Противоречиво? Да. Но гениально! Ведь главное, что и «белые» и «красные» довольны. А в том, что они довольны, нет никаких сомнений, если так напечатано в центральной прессе.

Вообще говоря, великим людям не позавидуешь. И здесь есть о чем задуматься как юношам, мечтающим об известности, так и зрелым мужам, отягощенным бременем славы. Потому что после их смерти каждый, кому не лень, растащит их литературное наследие на цитаты, чтобы, не ломая голову над собственными изобретениями и фразами, обеспечить себе безбедную жизнь, политический успех и любовь избирателей. Вот сказал Столыпин красиво о том, что врагам «нужны великие потрясения», а ему – «великая Россия», и теперь этот лозунг украшает предвыборные плакаты таких партий, за одно членство в которых Петр Аркадьевич надел бы этим политикам на шею свой знаменитый «столыпинский галстук». И ничего, цитируют… В пору завещание, что ли, какое специальное оставлять, что бы не смели, не трогали, не цитировали.

Пример Ивана Ильина особенно печален. В эпоху, когда священное понятие патриотизма все чаще действительно становится последним прибежищем для именитых негодяев, работы блестящего русского публициста используются людьми, которым сам Иван Александрович вряд ли бы просто подал руку.

Но соблазн слишком велик. Ведь в иной постсоветской душенке, окончательно испорченной неограниченной властью, вседозволенностью и бешеными деньгами, нет-нет, да и зародится шальная мысль – «а не обо мне ли писал философ, когда предрекал для России, свергнувшей коммунизм, национального диктатора?» Со всей ответственностью заявляем : успокойтесь, товарищ, не о Вас!

Стиль, в котором преподносится торжество этой самой исторической преемственности, настолько напоминает советские приемы пропаганды, что это могло бы показаться даже милым, если бы не было столь отвратительным. Власть «осваивает» наследие великого русского националиста и патриота нахраписто и нагло. Причем представляет свои бесстыдные действия как великую заслугу во благо нации. Впрочем, этот прием уже неоднократно и с успехом использован в новейшей российской истории.

При просмотре официозного фильма об Ильине, показанном на центральных каналах, возникает устойчивая ассоциация с образцами совкового агитпропа об эмигрантах-антисоветчиках, заблуждавшихся в силу своего реакционного происхождения и образования, но, в принципе, славных малых, искренне любящих свою родину. Тогда эта родина звалась СССР, сейчас РФ, но это не важно. Все та же невнятная скороговорка о злоключениях героя при большевиках, сменяющаяся подробным рассказом о его мытарствах заграницей. Вот где, оказывается, человек хлебнул лиха, досыта испытав на себе буржуинское гостеприимство. Тут и постоянные аресты, и жизнь без паспорта, и нищета гениального соотечественника. Зрителя ненавязчиво подводят к естественному выводу – вот мучился человек, а Россия-то матушка рядом была… Эх, интеллигенция… Ну а дальше – сороковые-роковые. Проникновенный голос диктора, повествующий о том, что наш герой «с негодованием встретил известие о нападении гитлеровской Германии»… и проч., и проч. И, наконец, в завершение картины стройные ряды воинского караула, венки на гробе великого ученого от официальных лиц, речь патриарха, женщины плачут – финал. «Освоили»!.. Но не все так просто.

Манипуляции с телом и памятью Ивана Александровича Ильина выглядят кощунственно. Из его наследия создается очередной миф, выгодный власти, и не имеющий ничего общего с действительностью. Из всего творчества философа делается акцент на его антикоммунизме. По незатейливой (а на самом деле лукавой) логике агитаторов, если коммунизм пал, то на его руинах и возникла как раз та «грядущая» Россия, которую предвидел ученый. Так ли это на самом деле? Захотел бы Ильин вернуться в путинскую Россию, если бы был жив?

Судьба философа – пример жертвенного служения своей Родине, России Православной и Национальной. Стране, в которой торжествует не патриотическая демагогия ( ее хватало и при Сталине ), а реальные дела на благо Нации. Стране, в которой пастыри Церкви служат Богу, а не лживой власти, покрывая своим блеянием ее преступления против прошлых, нанешних и будущих поколений народа, (таких недостойных попов и патриархов при Сталине и при Брежневе с Андроповым так же было в избытке). «За словами должны стоять общеизвестные дела; и судить надо не по речам, а по делам. Человек должен иметь нравственное право на те слова, которые он произносит. Священные слова не могут прикрыть грязных дел. Великие лозунги не звучат из уст предателя. Надо быть духовно слепым и глухим, чтобы верить в искренность наемного агента» - этими словами Иван Александрович как будто дает нелицеприятную отповедь своим непрошенным поклонникам из будущего.

Для апологетов нынешнего государственного неопатриотизма действительно чрезвычайно соблазнительно выглядят некоторые из мыслей ученого. В условиях, когда режим президента Путина пытается представить себя почвенническим и национальноориентированным на фоне «оранжевой» угрозы с Запада, труды Ильина оказываются весьма кстати. Поднимая их на свое знамя, власть достигает двух целей сразу: у нее появляется желанная идеологическая ширма, над созданием которой много лет безуспешно трудились штатные пропагандисты-бездари, и, одновременно, выбивается идейная основа из-под ног национально-патриотической оппозиции – официальная пропаганда с телеэкрана на всю страну вещает все то, что оппозиция охрипшим голосом кричит в ржавый мегафон. И неважно, что власть при этом лжет, не собираясь следовать ни слову из проповедей Ильина, но, наоборот, противореча смыслу и духу его трудов на каждом шагу. Телевизор включен и народ слышит только то, что говорит власть. А говорит она теперь вполне патриотично, красиво и убедительно. Ради такого случая не жалко и потратиться на дорогой венок ко гробу философа.

Да, Ильин предостерегал Россию от чумы демократии, которая, придя на смену коммунистам, может окончательно добить все живое и здоровое в народе. Да, Ильин возлагал надежды на авторитарную диктатуру, которая замирит нацию, излечите ее недуги и наладит жизнь – «России необходима сильная власть, и она будет ее иметь» - писал ученый. На этом, как правило, штатные пропагандисты предпочитают обрывать цитату. И это понятно. Потому что, продолжая свою мысль, Ильин пишет : «В чем же состоит сила государственной власти? Сила власти есть прежде всего ее духовно-государственный авторитет, ее уважаемость, ее признаваемое достоинство. Духовный авторитет власти будет тем больше, чем независимее будет эта власть. Зависимая власть не будет пользоваться ни уважением, ни доверием. Человек, который сам не стоит и не идет, не сможет и вести: за ним не пойдут… Всякая зависимость будет подрывать авторитет власти: зависимость от иностранных войск, от своей армии, от каких-либо международных явных или тайных организаций, от партий, от капитала».

Спросим себя – соответствует ли нынешняя власть хотя бы одной из названных И.А. Ильиным характеристик?

Независимость. Разве мы забыли о том, как пришел к власти Путин? Практически до самых выборов никто понятия не имел о том, что такой человек вообще существует. Этот чиновник был НАЗНАЧЕН на пост президента узкой группой лиц, присвоивших себе право распоряжаться страной. Соответственно, он целиком и полностью обязан им. Он – плоть от плоти ельцинской камарильи, и если сейчас пытается казаться самостоятельным политиком, то это лишь дешевый фарс. Путин полностью зависит и от «международных явных или тайных организаций», и от «партий», (внутридворцовых, конечно) и от «капитала». Если такой человек и может начать действовать самостоятельно, то только исходя из интересов своих и своей «личной» партии сообщников, а никак не из интересов Нации. Соответственно, режим Путина не обладает ни «духовно-государственным авторитетом», ни уважением, ни «признаваемым достоинством».

И именно потому, что он ощущает острый недостаток всего выше перечисленного, он пытается украсть недостающее себе у других. Украсть в самом прямом и бесстыдном смысле этого слова. Для этого «осваиваются» труды патриотов России, для этого ведется лукавая игра по объединению с Зарубежной Церквью. Зарубежники должны, по мысли идеологов Путина, прикрыть своим нравственным авторитетом грехи Патриархии, а заодно придать дополнительного веса путинскому казенному патриотизму.

Но главная опасность заключается не в том, что все эти замыслы, в случае их осуществления, усиливают антинациональную власть. Это – полбеды. Потому что режим, несмотря на внешний блеск и кажущееся могущество, останется стоять на глиняных ногах лжи и продажности, и простоит на них недолго. Беда в том, что за время своего существования он опорочит то немногое из патриотического наследия России, что еще осталось незапятнанным. Трагедией обернется для будущего национального возрождения даже косвенная причастность святых имен к преступным деяниям нынешней власти.

Но отчего никак не оставляет навязчивая мысль, будто все это уже было в нашей истории? Разве не напоминают псевдопатриотические потуги Путина лживый сталинский маскарад с погонами и орденами князей и Святых в армии, с введением патриаршества? Тогда, во время Войны, «вождю народов» надо было спасать свою шкуру, поскольку за большевиков люди умирать не собирались, и готовы были выдать их кому угодно. И Сталин сделал гениальный по своей действенности и лживости ход. Сыграл на старом добром патриотизме. С искусством шулера подменил понятия святые для каждого русского на «крапленые» в кабинетах Лубянки. Результатом сталинского обмана стала деградация Нации и Церкви, из которых советская власть высосала жизненные соки, и раздавленных железной пятой «демократической» разнузданности.

Но и тогда оставалась надежда, потому что имена Ивана Ильина и иных русских патриотов сияли незапятнанными грязным прикосновением национальных предателей ельцинского и путинского призыва. И теперь, в эпоху всевластия позора и лжи, мы должны быть стойкими и верными духу своей истории, своего народа, должны быть смелыми и мудрыми, и хранить в душе чаяние на возрождение своего Отечества. Как писал Иван Александрович Ильин «страшен сон, да милостив Бог»!

http://rons.ru/pamiati-ilina.htm

Offline

#6  03.06.07 14:41

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

nicvic написал(а):

По моему мнению основная идея фашизма-это преимушество одной расы над другой.

Именно это и пытаются привязать фашизму СМдИ, но это только крайность.

Offline

#7  03.06.07 14:59

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

А в чем тогда заключается идеология фашизма?Было бы интересно узнать))

Offline

#8  03.06.07 15:01

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

nicvic, ну собственно об этом и писал Ильин, см. выше.

Offline

#9  03.06.07 15:08

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

nicvic, по поводу того в чем идеология заключается - читаем Ильина и аналогичные источники.
ЗЫ: от объяснения до пропаганды один шаг...

Offline

#10  03.06.07 15:09

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

Ну,собственно там такого ответа я не нашел.То,что описано,можно просто назвать смесью авторитаризма и в какой-то степени демократии.Я же имею ввиду качественные отличия фашизма,его базовые ценности.

Offline

#11  03.06.07 15:10

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

Bream,я хотел узнать частное мнение автора))

Offline

#12  03.06.07 15:18

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

Bream, уж пропагандировать я его ни коим образом не собираюсь, аки сам против фашизма. В первую очередь, из-за его богоборческой сущности.

Исправлено Ivan42rus (03.06.07 15:18)

Offline

#13  03.06.07 15:21

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

Ivan42rus, во-первых я не имел ввиду никого из присутствующих конкретно. форум многие читают. а во-вторых идеи фашизма заимствованы опять же многими и многими применяются. тема то скользкая... т.е обсуждать можно и нужно и я никому не запрещаю. просто надо помнить о рамках. вот это я и хотел сказать своим "ЗЫ"

Offline

#14  03.06.07 15:25

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

nicvic, для меня идеологию фашизма лучше всего охарактеризовывает фраза Муссолини "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства"

Offline

#15  03.06.07 15:57

Re: [История] И.Ильин. "О фашизме"

А я за минимальное присутствие государства,в нашей стране его слишком много))Надеюсь на правильное понимание.

Offline

Статьи и новости » [История] И.Ильин. "О фашизме" 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.083 сек.
Выполнено 11 запросов.