Официальный сайт студ.городка НГТУ
Статьи и новости » [В России] Россия начинает строительство авианосца 

#46  06.08.09 13:09

Re: [В России] Россия начинает строительство авианосца

Деваться им некуда
4 августа 2009 | Взгляд
http://www.vz.ru/society/2009/8/4/314414.html

Во вторник представитель военного ведомства Индии озвучил согласие на пересмотр условий контракта с «Северным машиностроительным предприятием» на авианосец «Викрамадитья», бывший некогда «Адмиралом Горшковым». Министерство обороны страны надеется, что сторонам «удастся прийти к приемлемому для всех соглашению». Газета ВЗГЛЯД попыталась проследить, что стоит за таким решением индийской стороны.

Индийская сторона согласилась на пересмотр условий контракта на модернизируемый для ВМС этой страны авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), передает РИА «Новости». Соответствующее заявление сделал во вторник помощник министра обороны Индии Паллам Раджи.

Напомним вкратце предысторию вопроса. Соглашение о передаче Индии авианосца «Адмирал Горшков» было заключено в январе 2004 года. Предполагалось, что авианесущий крейсер советской постройки переоборудуют и модернизируют. Тогда стоимость сделки составляла 875 млн долл., но впоследствии она выросла до 1,82 млрд долл. Однако и эта сумма была занижена Рособоронэкспортом (организацией, заключившей сделку) в условиях, когда российское судостроение остро нуждалось в крупных заказах, хотя бы для загрузки мощностей.

По оценке производителя – «Северного машиностроительного предприятия» («Севмаша») – полная стоимость проекта должна была составить более 2 млрд долл., иначе предприятие несло убытки. Как пояснял в свое время газете ВЗГЛЯД источник на предприятии, это было связано во многом с изменениями в проекте, которые вносила индийская сторона по мере постройки корабля, что требовало дополнительных работ и испытаний.

Однако индийская сторона упорно не желала признавать сложившиеся реалии, настаивая на исполнении изначальных условий контракта. В сложившейся ситуации «Севмаш» продолжал постройку корабля за свои средства, рискуя оказаться банкротом в случае разрыва контракта: российскому флоту такой корабль не нужен и не по карману (да еще и без авиагруппы – истребители МиГ-29К/КУБ охотно скупили индийцы, а на строительство новых требуются время и деньги), а найти альтернативного покупателя на авианосец не так-то просто. Тем более что в свое время президент Дмитрий Медведев (а ранее нынешний премьер Владимир Путин) недвусмысленно дал понять, что государственных дотаций на достройку корабля ожидать не следует.

Более того, предвидя возможные риски, нынешний руководитель «Севмаша» Николай Калистратов, вступая в должность в 2007 году, поставил одним из условий своего перехода с ФГУП «Звездочка» передачу предприятию части (говорили о 6–7 кораблях) экспортных контрактов на дизельные подводные лодки проекта 663, что могло бы спасти завод от финансового краха. На этом основании отношения Калистратова с партнерами по сделке – Рособоронэкспортом, буквально навязавшим «Севмашу» «Горшкова» (для чего был активно задействован «административный ресурс»), остаются довольно острыми. Пока же имеются лишь предварительные соглашения о постройке двух лодок для иностранного заказчика (предположительно для Ливии или Вьетнама). Как сообщила пресс-служба предприятия, соответствующее решение приняло Министерство промышленности и торговли РФ 30 июня 2009 года на основании запроса ФГУП «Рособоронэкспорт».

Активные переговоры о пересмотре контракта с индийской стороной ведутся с конца прошлого года. В мае, по информации источников в отрасли, в переговорах наметился перелом, однако для принятия решения о продолжении переговоров требовалось решение индийских госорганов.

В конце июля генеральная палата по контролю и аудиту Индии потребовала отчет от министерства обороны по этой сделке. «Доклад палаты, опубликованный в эту пятницу, ставит под вопрос разумность действий министерства обороны по покупке подержанного российского корабля, который уже отслужил половину предписанного ему срока, а стоит на 60% дороже нового авианосца», – изложил содержание претензий палаты один из ее руководителей А. Авасти в интервью газете The Hindustan Times. Тем не менее подобное заявление было расценено как попытка давления на российскую сторону, тем более что ни одно из его положений не соответствует действительности. Во-первых, ресурс корпуса восстановлен практически до первоначального, а во-вторых, на авианосце, так и не бывшем в эксплуатации, не осталось практически ни одной старой советской системы. Тем не менее переговоры были прекращены.

Очевидно, что альтернативы приобрести корабль такого класса у индийской стороны сегодня нет: американский АВ Kitty Hawk, который предлагали американцы, еще более старый, а его стоимость оценивалась изначально в 3,1 млрд долл. без авиагруппы. Такая покупка потянула бы за собой необходимость приобретения палубных самолетов F/A-18 и/или адаптации МиГов под американский корабль, что тоже стоит немало. А главное: новый АВ нужен индийцам в обозримое время, раньше, чем такими кораблями обзаведется главный геополитический противник страны в регионе – Китай. То есть не позднее 2015 года.

Однако индийское правительство все же пришло к выводу, что в нынешней ситуации альтернативы приобретению «Адмирала Горшкова» просто нет, так как флоту все же нужен авианосец. По словам Раджи, переговоры «будут вестись насчет снижения заявленной стоимости корабля». Представитель министерства выразил уверенность, что сторонам «удастся прийти к приемлемому для всех соглашению». Приемлемая для российской стороны цена корабля – 2,8 млрд долл., но, по некоторым сведениям, наши оборонщики готовы «упасть» до 2,5 млрд. В этих пределах и предстоит вести торг.

Offline

#47  06.08.09 13:17

Re: [В России] Россия начинает строительство авианосца

Индия пересмотрит покупку «Горшкова»
04 августа 2009 | Актуальные комментарии
http://www.actualcomment.ru/news/5195.html

Илья Крамник
военный обозреватель
История с «Адмиралом Горшковым» тянется довольно долго. В принципе, суть проекта заключается в модернизации старого советского несущего крейсера стандарта легкого авианосца и оснащения его истребителями последней модификации.

Изначально предполагалось, что эта модернизация обойдется примерно в 700 млн. долларов, но затем по различным причинам – из-за инфляции, из-за подорожания комплектующих, из-за отсутствия у СевМАШа опыта  в работе с крупными надводными кораблями (до того он делал лишь подводные лодки) – эта цена возросла и в результате контракт пришлось пересматривать.

Сейчас идет обсуждение  новой цены – сколько Индии придется доплатить, чтобы получить авианосец. Вполне возможна ситуация, что Индия может отказаться от этого проекта, в этом случае есть вариант того, что корабль модернизирует тот же ВМФ России. Пока сказать, чем это закончится,  сложно, но, скорее всего, Индия все-таки выкупит корабль, поскольку авианосец ей нужен.

Offline

#48  06.08.09 14:42

Re: [В России] Россия начинает строительство авианосца

думаю,индийцы после таких коллизий с горшковым семь раз подумают чем будут связываться с рособоронэкспортом.

Offline

#49  09.12.09 17:31

Re: [В России] Россия начинает строительство авианосца

И все-таки ваш
09.12.2009 | Лента
http://lenta.ru/articles/2009/12/09/gorshkov/
Россия и Индия договорились о модернизации "Адмирала Горшкова"

В ходе визита индийского премьер-министра Манмохана Сингха в Россию 7 декабря 2009 года был заключен ряд важных соглашений, в том числе по военно-техническому сотрудничеству и строительству атомных электростанций. Главным же прорывом следует считать достижение договоренности по модернизации и передаче военно-морским силам Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". После нескольких лет переговоров индусы согласились "переплатить" за проект и получить корабль на год позже намеченного ранее срока.

"Адмирал Горшков" был заложен 26 октября 1978 года и стал единственным кораблем, построенным по измененному проекту 1143.4. В составе ВМФ СССР корабль получил имя "Баку", а в октябре 1990 года был переименован - "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Впрочем, в официальных документах, его называли проще - "Адмирал Горшков". В 1996 году крейсер вывели из состава ВМФ. После передачи авианосца ВМС Индии корабль получит название "Викрамадитья", что переводится как "всемогущий".

Согласны на все
Переговоры о модернизации "Адмирала Горшкова" и передаче его ВМС Индии начались еще в 1994 году и продолжались без малого десять лет. В январе 2004 года между ВМС Индии и "Рособоронэкспортом" все же был подписан контракт, согласно которому индийская сторона должна была заплатить за корабль 1,5 миллиарда долларов. Примерно половина из указанной суммы должна была пойти на модернизацию непосредственно корабля, а остальные деньги - на закупку палубной авиационной техники.

Изначально планировалось передать готовый корабль индийским ВМС в 2008 году, однако позже "Севмаш", проводивший его модернизацию, отодвинул срок сдачи на 2011-2012 год, а стоимость контракта увеличил на 1,2 миллиарда долларов - до 2,7 миллиарда долларов.

Причины для пересмотра стоимости и сроков были. Во-первых, при заключении контракта Россия сильно недооценила масштаб и стоимость работ. Во-вторых, российским корабелам предстояло решить нетривиальную задачу - им предстояло фактически "впихнуть" новые технологии в старый корпус, впрочем, несколько модифицировав его.

В частности, согласно проекту, взлетную полосу авианосца планировалось продлить до самого носа корабля, где должен находиться трамплин с 14-градусным углом схода. Кроме того, "Адмирала Горшкова" планировалось оснастить тремя тросовыми аэрофинишерами, чтобы обеспечить торможение истребителей при посадке. На корабле также должны были быть установлены два подъемника грузоподъемностью до 30 тонн для доставки техники с нижней палубы на верхнюю.

Системы вооружения корабля также должны были подвергнуться изменениям. В частности, предполагалось, что будущий авианосец "Викрамадитья" получит новый комплекс средств ПВО, а также пусковые установки для российско-индийских сверхзвуковых крылатых ракет "Брамос".

Модернизация "Адмирала Горшкова" практически с самого начала считалась убыточным проектом как в России, так и в Индии. При этом индийское контрольное ведомство - аналог российской Счетной палаты - даже утверждало, что строительство собственного авианосца обошлось бы стране на порядок дешевле, а срок службы корабля был бы значительно больше. Не исключено, что по этой причине Индия остановила в январе 2007 года платежи по контракту. На просьбу выделить деньги министерство обороны Индии получило отказ от министерства финансов страны.

Индия также отказалась платить 600 миллионов долларов, которые были необходимы для проведения испытаний авианосца в Баренцевом море, запланированных на 2011 год. Трудные переговоры о стоимости и сроках поставки "Адмирала Горшкова" продолжались последние несколько лет.

Окончательная договоренность по проекту была достигнута в ходе визита премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Россию, где он провел переговоры с президентом Дмитрием Медведевым. Источник в российской делегации даже сообщил ИТАР-ТАСС, что "в этом деле поставлена точка и определены все параметры, которые должны быть в контракте".

По данным газеты "Коммерсант", конечная стоимость контракта составит 2,5 миллиарда долларов, а авианосец будет сдан Индии с годовой задержкой, в 2013 году. Не исключено, что 2013 год обозначен в качестве крайнего срока для передачи авианосца Индии - по словам заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александра Фомина, Индия получит готовый корабль уже в 2012 году.

Истребитель четвертого поколения МиГ-29 начал разрабатываться в СССР в 1970-х года, а его серийное производство началось в 1982 году. МиГ-29К - боевая одноместная модификация истребителя, а МиГ-29КУБ - представляет собой двухместных учебно-боевой самолет. Истребитель способен развивать максимальную скорость до 2,4 тысячи километров в час, а дальность его полета составляет около двух тысяч километров.

Состав авиагруппы "Адмирала Горшкова" был определен в феврале 2009 года. В нее должны войти 16 истребителей МиГ-29К, четыре учебно-боевых МиГ-29КУБ (поставлены Индии в феврале 2009 года), а также до восьми вертолетов Ка-28, один Ка-31 и три индийских HAL Dhruv.

8 декабря 2009 года корпорация "МиГ" объявила, что первая партия истребителей МиГ-29К/КУБ была поставлена ВМС Индии. До конца ноября Индия должна была получить четыре из 16 заказанных в 2004 году истребителей. Эти самолеты до момента передачи "Адмирала Горшкова" Индии будут приписаны к военно-морской базе на Гоа.

В середине ноября стало известно, что Индия намерена заказать в России еще одну партию МиГ-29К из 29 самолетов. Эти самолеты будут проданы индийской стороне в рамках опциона к основному контракту по поставке 16 палубных истребителей.

Коротко о другом
Между тем, договоренность по "Адмиралу Горшкову" стала не единственной в ходе визита Сингха в Россию. В частности, была утверждена программа военно-технического сотрудничества с 2011 по 2020 год, а также подписано соглашение о поставках в Индию российского вооружения и военной техники и об их послепродажном обслуживании. По предварительной оценке, общая стоимость контрактов составит около десяти миллиардов долларов.

Соглашение включает в себя поставку 80 российских вертолетов Ми-17, первые из которых будут переданы Индии в 2010 году, разработку ракеты "воздух-земля" "Брамос" для истребителей-бомбардировщиков "Су" и совместное создание многоцелевого транспортного самолета. По данным Министерства экономического развития России, объем экспорта авиационной техники и запчастей к ней из России в Индию в январе-сентябре 2009 года вырос в 2,5 раза, или на 66,3 миллиона долларов.

Кроме того, Россия и Индия 7 декабря также заключили соглашение о сотрудничестве в области мирного атома. Его подробности не раскрываются, однако предположительно оно касается строительства четырех блоков индийской АЭС "Куданкулам" в дополнение к четырем, о которых стороны договорились в 2008 году. Кроме того, речь также может идти и о поставках урана для "Куданкулама" и планируемой АЭС "Харипур".

Итоги
Тому, что в переговорной эпопее о модернизации "Адмирала Горшкова" поставлена точка, можно только радоваться - Россия, наконец, избавится от долгостроя, а Индия получит авианосец. Правда, по итогам этой многолетней истории можно с уверенностью сказать, что в будущем индийская сторона заречется покупать авианосцы за границей. Во всяком случае, Дели сейчас ведет строительство четырех собственных авианосцев водоизмещением 40 тысяч тонн, первый из которых будет закончен в 2015 году.

Offline

Статьи и новости » [В России] Россия начинает строительство авианосца 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.041 сек.
Выполнено 11 запросов.