Голосование
#1 17.04.07 13:04
Ренессанс / Renaissance
Страна: Великобритания, Люксембург, Франция
Год: 2006
Режиссер: Кристиан Волькман
В ролях: Дэниел Крейг, Патрик Флершейм, Кэтрин МакКормак, Лаура Блэнк, Ромола Гарай, Виржини Мери, Джонатан Прайс, Габриэль Ле Доз, Ян Хольм, Марк Кассо и др.
Сценарий: Жан-Бернар Пуй, Патрик Рейнал
Бюджет:
Мировая премьера: 22 сентября 2006
Премьера в России: 22 марта 2007
Париж, 2054 год. Неизвестными похищена Илона Тасуева, талантливый учёный, сотрудница могущественной корпорации «Авалон». Расследование этого таинственного дела поручено полицейскому Бартоломью Карасу, мрачному неразговорчивому мужчине средних лет. Вместе с сестрой девушки Бислан он пытается выйти на след похитителей. Каждый новый день – новые сюрпризы. Невидимый противник Караса уничтожает все улики, ведя слежку за полицейским и Бислан…
Говоря о «Ренессансе» с самого начала необходимо сделать важную оговорку, по сути – смыслообразующую. Картина была снята с использованием технологии Motion Capture последнего поколения, уже опробованной Робертом Земекисом («Полярный экспресс») и Ричардом Линклейтором («Пробуждение», «Помутнение»). Обвешанные датчиками движения актёры были сняты специальными камерами, после чего изображение было перенесено в трехмерное виртуальное пространство. Как результат – классический film noir с «нарисовано-живыми» персонажами. Но в отличие от заокеанских коллег Кристиан Волькман отказался от цветовой палитры компьютерных спецэффектов, призвав на помощь литры китайской туши. Чёрно-белый мир «Ренессанса» – не просто талантливый книксен в адрес комиксовой эстетики, а фактически первое полноценное воплощение этой эстетики на большом экране. Миллеровские кино-экзерсисы («Город грехов», «300 спартанцев») супротив волькмановских миров в этом смысле – холостые выстрелы, плевки в вечность.
Но, как известно, на одном приёме далеко не уедешь. Стиль – хорошо, интересная история – ещё лучше. Решив поиграть в своеобразный futuristic noir авторы верны себе до самого конца. Сюжет – причудливая, но увлекательная смесь Хэммета и Филипа К. Дика; воплощение – коктейль из классики аниме («Акира», «Призрак в доспехах»), классики фантастики («Бегущий по лезвию», «Трон») и просто классики («Метрополис», «Кабинет доктора Калигари»). Но дело, естественно, не в количестве угаданных «мелодий». Куда важнее, что Волькману удалось не просто блеснуть завидной эрудицией, а на основе этого базиса создать самодостаточную надстройку. Многочисленные аллюзии на знаменитых предшественников не оттеняют детективной линии самого «Ренессанса». При всей нестандартности проекта режиссёр работает для максимально широкой аудитории, тут нет заигрываний с высоколобой «знающей» публикой. Расчёт Волькмана тоньше – кто увидит, тот оценит, для остальных – полноценный детектив в лучших традициях жанра.
В то время как голливудский молох продолжает перемалывать сознание граждан в своих сугубо корыстных целях, Кристиан Волькман сумел сделать то, о чём мечтает любой режиссёр – рассказал интригующую историю с помощью уникальных визуальных решений. «Ренессанс» – тот редкий случай, когда Форма и Содержание не просто гармоничны по отношению друг к другу, но и самостоятельны врозь. Зрителю остаётся лишь получить свою долю эстетического удовольствия.
(с) Станислав Никулин
Offline
#2 17.04.07 13:32
Re: Ренессанс / Renaissance
В черном-черном городе...
В дни школьных весенних каникул кинопрокатчики начинают активно бороться за детскую аудиторию, выпуская на экраны разномастные анимационные новинки. На этой волне подвезло и нам с вами: среди Черепашек-ниндзя и маразматических упражнений Люка Бессона затесалось нечто необычное — французский визуальный эксперимент «Ренессанс».
История сурового полицейского, который в Париже будущего занимается расследованием похищения девушки-генетика, работавшей на зловещую косметическую корпорацию, наследует одновременно всем возможным воплощениям «черного» детектива, от классики вроде «Мальтийского сокола» до неонуара Фрэнка Миллера и кибернуара «Бегущего по лезвию» и романов Уильяма Гибсона. Уникальность «Ренессанса» в столь плотном окружении знаменитых предшественников заключается в нестандартном изобразительном подходе. Художник Кристиан Волькман, дебютирующий в качестве режиссера полнометражной постановки, впервые, видимо, в истории мирового кинематографа предлагает наглядную иллюстрацию самого значения слова «noir».
Манера съемки, состоящая из комбинации motion capture и последующего, доселе не виданного, рендеринга каждого кадра, не в последнюю очередь вызывает аналогии (не по техническим параметрам, но по штучности продукта) и с «Небесным капитаном», и с «Помутнением». Результат пятилетних трудов французских энтузиастов способен удивить даже пресыщенного зрителя — в мире будущего «Ренессанса» есть место только двум цветам: черному и белому, с максимально выкрученным контрастом. Картина складывается поистине поразительная, потому что команда аниматоров ухитряется наполнить это двухцветное пространство таким многообразием деталей, которого просто никак нельзя ожидать. По набору футуристических гэджетов и изобретательности в изображении метрополиса будущего (да не какого-нибудь, а Парижа!) «Ренессанс» ничуть не уступает ни одному из лучших представителей sci-fi жанра. Отдельная статья — экшен. С этим у французов тоже все в порядке: перестрелки и погони исполнены на самом высоком уровне и с безупречным вкусом.
Цитата: - Я ничего не знаю о святых, зато у меня сверхестественный нюх на сукиных сыновей (Карас).
Тем не менее, недостатки у «Ренессанса» тоже имеются и, как это ни странно, во многом проистекают из его же достоинств. Его создателям удалось найти стилистическое решение, максимально адекватное выбранному жанру, но при этом они, увлекшись формой, забыли о содержании. Волькман — в первую очередь дизайнер, а уже потом режиссер и сценарист, и это очень заметно. Нуар, как и практически любая жанровая схема, не слишком интересен сам по себе и без авторского наполнения — иронией, меланхолией, паранойей, равно как и харизматичными антигероями — является не более, чем дешевым чтивом. При всем своем внешнем великолепии изнутри «Ренессанс» чересчур абстрактен — тени наложены, может быть, слишком густо, и за ними эмоциональный стержень не просматривается. С персонажами та же беда. Все сюжетные линии (заговор, темное прошлое, предательство, роковая женщина) вроде бы на месте, но герои движутся по ним, как по рельсам, свободно скользя и не трепыхаясь. Иными словами, ничем не выдают в себе живых людей. Что касается харизмы, то здесь о ней вообще говорить сложновато: несмотря на оцифровку движений, все физиономии в фильме — нарисованные. Остающаяся надежда на актеров озвучки тоже, скорее, не оправдывается, так как даже таким людям, как Дэниел Крэйг, Йен Холм и Джонатан Прайс (в России «Ренессанс» идет в английском дубляже с субтитрами), играть особенно нечего в силу предельной шаблонности характеров.
Чтобы не заканчивать на минорной ноте, справедливости ради надо сказать, что все эти по сути своей мелочные претензии появляются уже по некотором размышлении, после того, как схлынет волна потрясения от неописуемой красоты увиденного. Кристиан Волькман — чрезвычайно одаренный автор с неординарным взглядом на привычные вещи. Думается, нам следует запомнить это имя и внимательно следить за его будущими работами.
(c)Иван Яковлев
30 марта 2007
Offline

