Официальный сайт студ.городка НГТУ
Статьи и новости » [История] Русские первопроходцы 

#1  02.04.07 22:32

[История] Русские первопроходцы

Русские первопроходцы.

    38 кругосветных путешествий совершили русские мореплаватели в первой половине XIX века. Целью плаваний было изучение торговли различных стран и установление прочных связей с Японией и Китаем. Вместе с тем надо было доказать преимущество доставки товаров из Петербурга на Камчатку и русскую Америку морским путем и первая кругосветная экспедиция (1803_1806 гг.), которую возглавили И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, убедительно доказала это. Идея кругосветных сообщений с дальневосточными окраинами России родилась в первой половине XVIII века. Президент Адмиралтейства адмирал Н. Ф. Головин и адмирал Сандерс предложили отправить корабли на Камчатку через мыс Горн. По их глубокому убеждению плавание из Петербурга до западного берега Северной Америки заняло бы примерно, тогда как на то, чтобы добраться до Камчатки сушей, требовалось не менее двух лет. Невыгодной была и русская меховая торговля с Китаем сухопутным путем через всю Сибирь. Проживший целый год в Китае Иван Федорович Крузенштерн познал все тонкости торговли европейских купцов в Кантоне. Уже в дороге при возвращении в Европу он разрабатывает проект первой русской кругосветной экспедиции. "Владеть Камчаткою и Алеутскими островами подает уповательно средство к пробуждению Российской торговли от дремоты, в коей искусная политика торгующих Европейских старалась долгое время усыплять ее с удачным успехом", - писал он в своем проекте в 1799 году. Оставляя монополию на торговлю морем иностранцам, Россия теряла большие прибыли. Крузенштерн предложил отправить из Кронштадта пару кораблей с инструментами и оснасткой, необходимыми для построения судов, а также взять искусных корабелов и учителей мореплавания. По замыслу ученого русские поселенцы в Америке смогли бы построить суда для перевозки мехов морем непосредственно в Кантон. А идущие в Кантон корабли из России могли бы заходить в Индию или Батавию для приобретения экзотических предметов.

    "Чрез сие можно бы было достигнуть до того, чтобы мы не имели более надобности платить англичанам, датчанам и шведам великие суммы за Ост-Индские и Китайские товары. При таковых мерах скоро бы пришли Россияне в состояние снабжать сими товарами и немецкую землю дешевле, нежели англичане, датчане и шведы", - убеждал Крузенштерн министра военно-морских сил графа Кушелева. Посредством дальних плаваний он пытался довести русский флот до уровня лучших флотов мира. Он предлагал принимать в Морской кадетский корпус, который он сам окончил в 1788 году, юношей из разных сословий.

    Проект Крузенштерна не нашел понимания среди консервативно настроенных адмиралов, а один из них адмирал Ханыков, к мнению которого прислушивались, предлагал нанять английских матросов, считая, что русским кругосветные путешествия не по плечу. И проект был отвергнут. Тщетными оказались попытки Ивана Федоровича заинтересовать своим проектом торговые круги. К его счастью, на смену Кушелеву пришел адмирал Мордвинов. В 1802 году ученый отсылает проект новому министру, у которого замыслы Крузенштерна вызвали живой интерес и встретили одобрение. "Записки ваши, - сообщал ему министр, - нахожу во многих частях полезными и достойными монаршего внимания и только избираю удобный случай, дабы с пользой вашей доложить о них".

     В июле 1802 года Мордвинов вызвал Крузенштерна в Петербург и в беседе с ним заявил, что автор проекта должен стать и его исполнителем, иначе предприятие не состоится. Но в это время жена Крузенштерна ждала первенца, а сам Иван Федорович намеревался оставить службу, чтобы посвятить себя семье. "Я чувствовал обязанность к отечеству в полной мере и решился принести ему в жертву. Мысль сделаться полезным, к чему стремилось всегда мое желание, меня подкрепляла", - вспоминал впоследствии Крузенштерн.

    7 августа 1802 года вышел указ о снаряжении экспедиции. Помощником Крузенштерна и командиром одного из кораблей стал Ю. Ф. Лисянский, знакомый ему по совместным летним учебным плаваниям во время учебы в Морском кадетском корпусе. И ровно через год 7 августа 1803 года два корабля "Надежда" и "Нева" подняли паруса. Через 10 дней судна прибыли в Копенгаген за грузом для Русской Америки. 20 октября экспедиция достигла Канарских островов, где она пробыла около одной недели. Проведя астрономические наблюдения и географические исследования острова Тенериф и сделав запасы мяса, овощей, фруктов и вина, корабли снялись с якоря и направились к берегам Бразилии. В Атлантическом океане в тропических широтах Лисянским было установлено экваториальное противотечение, что явилось открытием в гидрографии. Первым в истории гидрографии Крузенштерн подметил три важные особенности экваториальных течений:

1. Изменение границ течений в зависимости от времени года.
2. Разность в скоростях течения на внешней и внутренней границах.
3. Возрастание скорости течений по мере их продвижения с востока на запад.

    Завершив плавание вокруг Южной Америки и обойдя мы Горн, корабли взяли курс на северо-запад. Из-за тумана и сильного ветра 25 марта 1804 года они потеряли друг друга из виду. С этого дня началось раздельное плавание "Надежды" и "Невы". "Надежда" устремилась к Маркизским островам, а "Нева" направилась к острову Пасхи. 21 апреля Лисянский подплыл к заливу Кука. Получив в обмен на подарки (бутылки, ткань и ножи) от островитян бананы, бататы и сахарный тростник, путешественники в тот же вечер взяли курс на Маркизские острова. Лисянский составил карту острова Пасхи, более точную, чем существовавшие ранее, а Крузенштерн был в то время уже вблизи Маркизских островов. 7 мая "Надежда" подошла к острову "Нукагива" и на следующий день встала на якорь в порту Анна-Мария. Здесь команда сделала большой запас кокосовых орехов. Островитяне получили в дар семена европейских растений, живых кур и уток. Среди коренных жителей острова оказались два европейца: англичанин Робертс, высаженный 7 лет назад взбунтовавшимися матросами, и француз из Бордо, добровольно покинувший свой корабль. Англичанин не успел еще забыть родного языка и служил переводчиком нашим морякам при общении с местными жителями. Француз с трудом говорил на родном языке. Вся их одежда состояла из узкого пояса, тела и лица были покрыты татуировкой. Оба были женаты, причем француз имел две жены.

    Хотелось бы отметить, еще до прибытия на Маркизские острова 24 апреля Крузенштерн издал приказ, в котором он выражал уверенность, что русские матросы не оставят после своего пребывания на островах дурного мнения у местных жителей. Начальник экспедиции призывал матросов человеколюбивыми поступками возбудить в островитянах "живейную признательность к нам и приготовить для последующих соотечественников народ, дружбой к Россиянам пылающий..."

    И несмотря на провокационные слухи о намерении русских арестовать короля островитян, которые, как потом выяснилось распространял одичавший и злобный француз, отношения между русской командой и местными жителями сохранялись сердечными. А как относились к туземцам в то же время европейские и американские мореплаватели? Если открыть книгу Гартвига "Человека и природа на островах Великого океана" (М., 1877), то на странице 79 можно прочитать: "В 1805 г. американские китоловы подошли к острову Пасхи на шхуне "Нанси" и в бухте Кука после кровопролитного сражения похитили 12 мужчин и 10 женщин. После трехдневного плавания их освободили от цепей и, к удивлению американцев, все мужчины тотчас бросились в море и поплыли по направлению к острову. С корабля выслали шлюпку и безнадежно старались их выловить. Расстояние до острова Пасхи было настолько велико, что нет сомнения в их неизбежной гибели".

    Еще неделю длилось пребывание россиян у дружелюбного острова. Наших моряков покорили честность и вежливость островитян. "Сии островитяне, - писал Лисянский, - обходились с нами, как бы со старинными своими знакомыми или друзьями. Они весьма честно меняли свои плоды и другие редкости, даже так были вежливы, что каждый из них, желая возвратиться на берег, просил у меня на то позволения". 18 мая русская эскадра взяла курс к Гавайским (Сандвичевым) островам. Маркизские острова в 1813 году потеряли свою независимость. После нескольких кровавых сражений с местными жителями американский капитан Керр-портер, построив укрепленный лагерь, поднял над ним американский флаг и остров Нукагива объявил владением США. В 1840 году Маркизские острова попадают под французский протекторат и остров Нукагива становится местом пребывания колониальной французской администрации.

    Значительный научный вклад в изучение Маркизских островов был внесен Крузенштерном и Лисянским. Ими были установлены местные названия отдельных островов, которые сохранились на картах до наших дней. Ученые-мореплаватели уточнили географическое положение всей группы островов и создали новую карту Маркизских островов, которая вошла в "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна", сняли планы заливов Анны-Марии и Чичагова. Крузенштерном и Лисянским было дано первое этнографическое описание острова Нукагива. Не остались в стороне от научных изысканий и русские матросы, которые собрали уникальную коллекцию оружия, орудий и предметов быта местных жителей. 7 июня "Надежда" и "Нева" подошли к Гавайским островам. У самого большого острова Гавайи они приобрели за высокую цену у туземцев плоды и маленького поросенка. За свои продукты гавайские "купцы" требовали только сукно так, пожалуй, они могли раздеть всю команду. После еще одной неудачной попытки запастись провиантом Крузенштерн решил направиться к берегам Камчатки, 10 июня корабли расстались.

    15 июля "Надежда" бросила якорь в Петропавловской бухте. Первое русское судно, пришедшее из Балтики, было встречено салютом из 11 выстрелов. Груз был благополучно доставлен до места назначения. Спустя 3 месяца "Надежда" взяла курс на Японию, это плавание носило политико-экономический характер. Установить торговые и дипломатические отношения с Японией пытались еще при Екатерине II. И был хороший предлог: вернуть на родину спасенных японцев при кораблекрушении у Алеутских островов. Состоялась экспедиция в 1792_1793 гг. Начальником экспедиции был сын академика Э. Лаксмана Адам Лаксман, который побывал в главном городе острова Хоккайдо - Матсмае. Японские власти милостиво объявили, что одному русскому кораблю разрешается посетить Нагасаки для продолжения переговоров. И вот через 10 лет Резанов был уполномочен русским правительством "продолжить переговоры". Пребывание в Нагасаки длилось более 6 месяцев, Крузенштерн исправлял и уточнял карту тех мест, на корабле ежедневно проводились метеорологические наблюдения. Японский император отказался принять подарки и письмо русского императора. В благодарность за спасение японцев и гостеприимство, оказанное им в России, губернатор обеспечил команду корабля бесплатным питанием на 2 месяца, расходы на содержание экипажа в течение 6 месяцев взяло на себя японское правительство, команде были бесплатно выданы материалы для ремонта корабля. Офицеры в качестве подарков получили 2 тысячи шелковых ковриков, а команда - 100 мешков риса и 2 тысячи мешочков соли; и японцы поставили при этом непременное условие: русские корабли не должны приходить в Японию.

    "Надежда" вскоре возвращается в Петропавловск через Японское и Охотское моря. Своим названием и границам Японское море обязано Крузенштерну. Картографические работы продолжались и во время плавания у Курильских островов. Через месяц после возвращения в Петропавловск "Надежда" отплыла к Сахалину и только 30 августа бросила якорь в Петропавловской гавани. 9 октября 1805 года с грузом пушнины Российско-Американской компании "надежда" взяла курс на Кантон.

    У Лисянского был иной маршрут плавания. В отличие от Крузенштерна ему удалось у берегов Гавайи купить по сходной цене большое количество свиней, кур, кокосовых орехов и многое другое. 16 июня "Нева" отплыла к острову Кауаи, у берегов которого через 2 дня Лисянский принимал короля острова Томари, которому капитан подарил байковое одеяло и безделушки. Но король Томари просил защиты от короля Томи-оми, захватившего в то время все Гавайские острова, за исключением Кауаи. Томари просился в российское подданство. По ходатайству Баранова жители острова Кауаи и половины острова Оаху были приняты в российское подданство. На Кауаи русскими были заложены три крепости. Но только всего лишь год развевался на острове русский флаг. Оставленный без гарнизона, Кауаи был захвачен американцами.

    От Гавайских островов путь "Невы" лежал к острову Кадьяк. Через три недели она уже была у места назначения, на базе Российско-Американской компании. Из полученного на следующий день письма от Баранова Лисянский узнает, что индейцы из племени колошей, подстрекаемые американцами, вместе с матросами пиратского судна напали на архангельскую крепость на острове Ситха. Люди, находившиеся в то время в крепости, большей частью были перерезаны от мала до велика. 36 человекам удалось бежать. 45 человек, преимущественно женщин, было обращено в рабство. Разгрузив товары, Лисянский приготовился к отплытию, но встречные ветры и туманы задержали корабль на месте на целый месяц и только 20 августа "Нева" вошла в Ситхинский залив. Сюда же прибыло месяцем позже судно "Ермак", доставившее отряд в 900 человек во главе с Барановым. Требования главного управителя Русской Америки освободить пленных индейцы отвергли, после чего вблизи укрепления колошей был высажен десант. Здесь же соорудили редут и установили пушки и крепость нарекли Новоархангельском. Взятием старой крепости руководил лично Баранов. Не лишним будет сказать, в этой операции русских поддержало и местное население острова Кадьяк и Аляски.

    За время пребывания у Новоархангельска Лисянским была составлена карта и определено географическое положение Ситхинского архипелага и омывающих его заливов. По совету Лисянского центр управления русскими колониями с острова Кадьяк был перенесен в Новоархангельск. Крепость, воздвигнутая на высокой горе в глубине Ситхинского залива, казалась неприступной. Город со всех сторон был защищен от ветров. Окружавший Новоархангельск лес был богат пушным зверем и мог быть использован для строительства кораблей.

    После Ситхинского архипелага Лисянский исследует остров Кадьяк и только на следующий год "Нева", нагруженная мехами, направилась в Кантон. Три месяца длилось плавание. При подходе к Кантону Лисянский узнал от китайцев, подплывших на джонке к "Неве", что "Надежда" уже больше недели дожидается свою спутницу вблизи города Макао.

    Оставив лучшие шкурки бобров и чернобурых лисиц для продажи в Петербурге и Москве, остальные меха они пустили в продажу, получив за них 200 тысяч рублей золотом. На покупку шелка, фарфора и чая в Кантоне Крузенштерн и Лисянский затратили 150 тысяч рублей. 9 февраля 1806 года "Надежда" и "Нева" вышли море, а 15 апреля в Индийском океане их опять разлучил туман, а на следующий день "Нева" завершила полный обход вокруг земного шара.

    В Кронштадт "Нева" возвратилась 5 августа, "Надежда" двумя неделями позже. Так закончилось первое кругосветное путешествие россиян. Велики заслуги двух талантливых русских ученых и отважных мореплавателей перед Россией. Их новые методы изучения природы океанов легли в основу новой науки - океанографии.

   Первое кругосветное путешествие россиян - это новая эпоха в картографии Тихого океана. Достаточно сказать, что знаменитый "Атлас Южного моря" Крузенштерна на протяжении всего XIX столетия был единственным практическим пособием для плавания по Тихому океану. Первое кругосветное путешествие россиян - это важные открытия в гидрографии, это новые острова на карте мира, это научное объяснение некогда загадочных явлений. Перовое кругосветное путешествие россиян - поистине яркая страница в истории русского флота и русской науки.

В. И. ХОРИН, г. Москва.
http://www.rv.ru/content.php3?id=1152

Исправлено Ivan42rus (03.04.07 18:28)

Offline

#2  03.04.07 18:38

Re: [История] Русские первопроходцы

Меня интересует такой вопрос:
Нужно ли выкладывать в данном разделе подобные статьи о героических страницах истории России? Интересно ли это вам? Сам склоняюсь к тому что это следует делать, так как в школе отечественную историю освещают, мягко говоря, в негативном ключе, да и само знание сией у молодого поколения очень низко.

Исправлено Ivan42rus (03.04.07 18:38)

Offline

#3  03.04.07 18:43

Re: [История] Русские первопроходцы

вопрос возник потому что нет постов? :)
мне интересно!

Offline

#4  03.04.07 18:46

Re: [История] Русские первопроходцы

CbIP (1net), нет, дело не в этом. Постов нет так как данную информацию нужно не обсуждать, а знать и гордиться.
Просто у народа сейчас тяги к родной истории нет, вот и интересуюсь.

Offline

#5  03.04.07 21:26

Re: [История] Русские первопроходцы

Прочитать собираюсь попозже, но я за такие статьи

Offline

#6  03.04.07 21:30

Re: [История] Русские первопроходцы

Я - за.

Offline

#7  04.04.07 21:00

Re: [История] Русские первопроходцы

Герои русского Севера
Семён Дежнёв

360 лет назад русские мореплаватели провели серию труднейших морских походов, которые закончились открытием  пролива, отделяющего Америку от Азии. Главная заслуга в этом принадлежит Семёну Дежнёву, родившемуся 400  лет назад и скончавшемуся  335 лет назад  (в 1672 году).
Открытие Колумбом Америки в 1492 году вызвало много вопросов, важных как для географической науки, так и для быстро развивающегося мореплавания. Самыми главными из них, имеющими принципиальное значение для географии Земли, явились два - соединяется ли  только что открытая Америка на севере или юге с другими материками? Одну из этих проблем разрешил Магеллан: в 1519-1520 гг. он совершил кругосветное плавание и показал, что на юге Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами и ни с какими материками не соединяется.
"Северная проблема" была решена открытием пролива между Азией и Америкой. Этим важнейшим  географическим открытием завершилась в 1648 г. серия тяжелейших морских походов в сложнейших условиях Крайнего Севера: русский казак Семён Дежнёв с третьей попытки доказал раздельное существование материков Азии и Америки.

Что же нам известно о русском мореплавателе Семёне Дежнёве, имя которого стоит рядом с именами Колумба и Магеллана?
В энциклопедическом словаре (1963, т. 1) написано: «Дежнёв Семён Иванович (р. около 1605 - умер в 1672 или 1673), русский мореход. Прошёл морями в 1648 году из устья Колымы в устье Анадыри, открыв пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив)». Из словаря Брокгауза и Эфрона известно, что С.Дежнёв за 80 лет до Беринга прошёл пролив, отделяющий Азию от Америки. Притом, Берингу не удалось пройти всего пролива, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как С.Дежнёв прошёл пролив с Севера на Юг, по всей его длине.

Семён Иванович Дежнёв родился в русском Поморье, в г. Великий Устюг. Неизвестно, когда он ушёл искать счастье в Сибирь. В Сибири он сначала служил в Тобольске, затем в Енисейске, а в 1638 году перешёл в Якутский острог. Вся служба С.Дежнёва в Якутске была непрерывными трудами, сопряжёнными с опасностями для жизни. За 20 лет службы он был 9 раз ранен.

Доктор исторических наук М.Белов в журнале «Наука и жизнь» (1973, № 8, с. 138-141) описал это историческое путешествие, вернее путешествия; их было три. Летом 1646 года небольшая группа промышленников на одном коче (деревянное 2-х парусное судно), имеющем из навигационных приборов компас и солнечные часы, добрались от реки Колымы до Чаунской губы. Продвинуться дальше помешали льды.

В следующую навигацию, в 1647-м году, на реку Анадырь отправилось уже 4 коча. Ими руководил С.Дежнёв. Из-за больших льдов этот поход также был неудачным. Третье плавание к востоку от Колымы состоялось летом 1648-го года, его снова возглавил С.Дежнёв. При нём в качестве таможенного чиновника для сбора пошлин пошёл Федот Алексеевич Холмогорец. На 7-ми кочах с трудом разместились 90 человек - промышленников, торговых и служилых людей. Цели у всех были разные, государственные интересы представлял один Дежнёв. Он должен был провести караван морских судов вдоль неизвестного северного побережья Чукотки, найти устье  реки Анадырь и подчинить новую территорию власти московского царя.
Караван отправился в плавание 20 июня. Шли невдалеке от побережья, медленно. В середине августа в районе мыса Беллингса караван попал в бурю и потерял 2 судна. Семён Дежнёв с пятью судами пошёл на Восток.
К первому сентября подошли к мысу, названному Дежнёвым Большим Каменным Носом. Это была самая восточная часть азиатского материка. Как мы знаем сегодня, в 80-ти км от этого мыса через пролив находится Америка. В ясный день с верхней точки этого мыса (назван теперь именем Дежнёва) виден берег Аляски.
Дежнёв вёл караван в устье Анадыри. В Чукотском море началась полоса штормов. Во время бури караван Дежнёва потерял ещё одно судно, уже третье. Четыре оставшихся судна поспешили на юг и к первому октября были у северного входа в Анадырский залив. Здесь суда ещё раз попали в сильнейшую бурю, которая разметала их в разные стороны. Одна часть каравана во главе с Фёдором Алексеевым оказалась на юге, около Камчатского полуострова, где Алексеев и погиб.
Судно, на котором плыл сам Дежнёв и ещё 24 человека, выбросило на берег. Отсюда они отправились пешком на север, на поиски реки Анадырь. Стояла глубокая осень, шли по труднопроходимым,  незнакомым местам. Половина отряда погибла в дороге. Лишь зимой Дежнёв и его товарищи достигли цели своего многотрудного путешествия.
Так завершился этот выдающийся поход.

В 1649 году в верхнем течении реки Анадырь в районе редколесья Дежнёв построил на небольшом островке укреплённое зимовье. На Анадыре он прожил 10 лет, был главой казачьего гарнизона.
Спустя много лет, осенью 1664 года, Семён Дежнёв прибыл в столицу Московского государства. В это время в Москве и Тобольске шла работа над созданием географического описания Сибири и крайнего Северо-Востока Азии.
Поход русского казака Семёна Ивановича Дежнёва и его товарищей, отважных и мужественных мореходов и землепроходцев, вписал яркую страницу в книгу познания Земли.

Н.В.Трахунова, Новосибирск

Открытие и освоение Русской Аляски

Бывшая Русская Америка (территория Аляски и Алеутских островов)  составляет 1/5 всей территории США и равна 1,5 млн. кв. км. Царское правительство по непонятным причинам пошло на продажу Аляски, причём продало за бесценок - за 7 миллионов 200 тысяч золотых долларов, по бросовой цене - по 2 цента за акр. Когда 3 мая 1867 года в Зимнем дворце Александр II скрепил своей подписью главный документ сделки, в его кабинете присутствовал лишь один сановник - князь А.М.Горчаков, министр иностранных дел России. Осталось тайной, какими мотивами руководствовался царь, передавая Аляску США. Предположительно это было сделано под давлением придворной элиты и набирающих силу США.

Общественное мнение России осудило продажу Русской Америки, поэтому царский двор не торопился с обнародованием документов. В частности, конвенция об Аляске была опубликована только через год в малораспространённом петербургском издании. В конвенции речь шла не об аренде Аляски на срок, а о передаче её США навсегда.
Открытие Америки с запада произошло в 1741 году, когда, следуя от Камчатки, Витус Беринг на пакетботе "Св. Пётр" и Алексей Чириков на пакетботе "Св. Павел" достигли американского побережья. Это известие всколыхнуло торгово-промышленный люд Сибири. По официальным данным, лишь в 1745-1764 годах американские земли посетили 42 русских экспедиции.
Хотя Россия и была в это время ослаблена Крымской войной, хотя в результате неоптимальной политики на Аляске было всего несколько сотен поселенцев (в отличие от уже основательно заселённой Сибири), никто в России по своей доброй воле не поставил бы вопрос о передаче Русской Америки во владение другой державы. Аляска осталась бы за Россией, за теми, кто открыл и освоил её. Примером могут служить наши такие же отдалённые дальневосточные районы - Охотский край, Камчатка, Чукотка, где царская власть существовала скорее номинально и где дела были далеко не блестящи, во многом напоминая состояние дел на Аляске. 
360 лет назад, в 1647 г., казаками-землепроходцами был основан Охотск, русский форпост на Тихом океане. Отсюда затем пошло освоение Камчатки, Чукотки и Приморья.


Источник: Газета «Память-Новосибирск» № 3, 2007
http://rusnarod.org/index.php?option=com_content&task=view&id=55&Itemid=1

Offline

#8  04.04.07 21:42

Re: [История] Русские первопроходцы

выкидывать статьи на подобные темы,несомненно,стоит,но хотелось бы,чтоб они по объёму были поменьше.читаю и думаю:ты сам то это читал?(много лишнего,не по делу)
редактируй статьи-и всё нормально будет))

Offline

#9  04.04.07 23:03

Re: [История] Русские первопроходцы

LHVS, читал-читал. Просто если статьи сокращать, тогда получится тот уровень, что дается в школьных учебниках

Offline

#10  04.04.07 23:37

Re: [История] Русские первопроходцы

Ivan42rus, а может больше и не надо?прочитает твои статьи лишь тот,кто действительно интересуется,а остальные "не осилят".а если кратко,то больше людей будут вкурсе событий.
  если кому захочется раскрыть для себя вопрос по-подробнее,то к твоим статьям же ссылки прилагаются.

Offline

#11  04.04.07 23:50

Re: [История] Русские первопроходцы

LHVS, хорошо, учту.

Offline

#12  05.04.07 21:41

Re: [История] Русские первопроходцы

вот не надо сокращать до уровня "для малолетних тормозов, не могущих более 10 строк прочитать и понять". в больших объемах. даешь.

Offline

#13  07.04.07 12:39

Re: [История] Русские первопроходцы

Александр Васильевич Колчак -
выдающийся полярный исследователь



Имя Александра Васильевича Колчака известно как политического деятеля времен Гражданской войны, Верховного правителя России. Однако, для самого адмирала А.В. Колчака участие в политике было скорее всего вынужденной деятельностью, которой он занялся исключительно как военный из-за необходимости защитить любимою Родину и армию от разложения и хаоса, в которые их толкали большевики.
А истинным призванием А.В. Колчака было исследование Российского Севера и военно-морское строительство.
В этой статье мы хотим рассказать о научной деятельности выдающегося сына России.
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 г. на Обуховском сталелитейном заводе близ Санкт-Петербурга, в семье дворянина - офицера морской артиллерии. В метрической книге Троицкой церкви села Александровского Петербургского уезда значится: "Морской Артиллерии у штабс-капитана Василия Ивановича Колчака и законной жены его Ольги Ильиничны, обоих православных и первобрачных, сын Александр, родился четвертого ноября, и крещен пятнадцатого декабря тысяча восемьсот семьдесят четвертого года". Его отец (к тому времени ему было 37 лет) прошел большой жизненный путь. Юношей он принял участие в Крымской войне, держал оборону на знаменитом Малаховом кургане. Был ранен и пленен французами. С Принцевых островов (на Мраморном море) вернулся на Родину. Закончил институт горных инженеров, после чего некоторое время работал на Златоустовском заводе на Урале - изучал металлургическое и оружейное дело. После этого он все время работал на Обуховском сталелитейном заводе, будучи приемщиком от военного ведомства. Выйдя в 1889 году в отставку в чине генерал-майора, В.И. Колчак продолжал трудиться на том же заводе в качестве инженера, зав. мастерской. Он был крупным специалистом в области артиллерии, опубликовал ряд научных трудов.
Описал он также события Крымской войны (очерк"На Малаховом Кургане" и книга "Война и плен"). Умер он 4 (17) апреля 1913 г.
Мать А.В. Колчака, Ольга Ильинична, (1855-1894) урожденная Посохова. Дворянская семья Посоховых из Херсонской губернии переехала в Одессу. Дед А.В. Колчака по матери был последним одесским городским головой, расстрелян советскими органами в 1920 году. О.И. Колчак умерла довольно рано, когда ее сыну было лишь 20 лет. Кроме Александра, в семье было две дочери - старшая Екатерина и младшая, еще в детстве умершая, - Любовь.
Александр Колчак начал свое школьное образование в 6-й Петербургской классической гимназии, где пробыл до 3-го класса, а с 1888 г. обучался в Морском кадетском корпусе. В выборе будущей профессии сказалась семейная традиция - военная служба с "морским уклоном". Не только его отец, но и дяди (братья отца) Петр и Александр также были морскими артиллеристами. Первый из них был капитаном 1-го ранга, второй - генерал-майором. Ближайший родственник Александра Колчака по матери - Сергей Александрович Посохов был контр-адмиралом, брат Посохова Андрей - пехотным генерал-майором.
Итак, Александр Колчак поступил в Морской кадетский корпус, а впоследствии он отмечал, что из гимназии в корпус "перевелся и по собственному желанию, и по желанию отца". Способный, талантливый по природе своей, он к тому же еще много и упорно работал, тщательно изучал науки, военно-морское дело и шел в своем выпуске то первым, то вторым. В 1892 году он производится в младшие унтер-офицеры, а за год до выпуска назначается, как лучший по наукам и поведению, фельдфебелем младшей роты морских кадетов. Кадет этой самой младшей роты, в дальнейшем на протяжении целого ряда лет друг, помощник и сподвижник, первый биограф Колчака контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов о том времени вспоминал: "Колчак, молодой человек невысокого роста с сосредоточенным взглядом живых и выразительных глаз, глубоким грудным голосом, образностью прекрасной русской речи, серьезностью мыслей и поступков внушал нам, мальчикам, глубокое к себе уважение. Мы чувствовали в нем моральную силу, которой невозможно не повиноваться, чувствовали, что это тот человек, за которым надо беспрекословно следовать. Ни один офицер-воспитатель, ни один преподаватель корпуса не внушал нам такого чувства превосходства, как гардемарин Колчак. В нем был виден будущий вождь".
Колчак окончил корпус и высочайшим приказом по флоту 15 сентября 1894 г. был произведен в первый офицерский чин - мичман. Ему было 19 лет. За отличные успехи Колчаку была присуждена премия П.И. Рикорда с вручением 300 рублей. Этот русский адмирал отличился не только во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг., командуя эскадрой в Средиземном море, но и как мореплаватель, ученый, являвшийся членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
Весной 1895 года Колчак получил назначение на только что спущенный на воду крейсер 1-го ранга "Рюрик" в качестве помощника вахтенного начальника. На этом крейсере он ушел в плавание на Дальний Восток. В конце 1896 г. был переведен на клипер "Крейсер" в качестве вахтенного начальника и на протяжении нескольких лет совершал плавания в водах Тихого океана. Во время плаваний Колчак выполнял не только строевые офицерские обязанности. Он усиленно занимался самообразованием, пополнением специальных и общих знаний. Вместе с тем он в служебном порядке вел работы по океанографии и гидрологии. Колчак все больше утверждается в намерении, вызревавшем со времени обучения в морском корпусе, участвовать в экспедициях, заняться океанографией, наукой. И в этом направлении он уже тогда сделал первые серьезные шаги. В 1899 году Колчак опубликовал свою первую статью "Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенные на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" с мая 1897 г. по март 1898 г.".
Командир "Крейсера" Г.Ф.Цывинский позднее, став адмиралом, писал: "Одним из вахтенных учителей был мичман А.В.Колчак. Это был необычайно способный и талантливый офицер, обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений".
Товарищи Колчака по плаваниям отмечали, что он находил время на изучение древних индийской и китайской философией. Культура Востока его влечет и позднее, когда в 1917-1918 гг. он оказался в Японии и Китае. Чтобы иметь возможность читать произведения китайских мыслителей в подлинниках, он изучает китайский язык.
По прибытии в 1899 г. в Кронштадт Колчак отправился к вице-адмиралу С.О. Макарову, готовившемуся к плаванию на ледоколе "Ермак" в Северный Ледовитый океан. "Я просил, - отмечал Колчак, - взять меня с собой, но по служебным обстоятельствам он не мог этого сделать, и "Ермак" ушел без меня. Тогда я решил снова идти на Дальний Восток, полагая, что, может быть, мне удастся попасть в какую-нибудь экспедицию, - меня очень интересовала северная часть Тихого океана в гидрологическом отношении. Я хотел попасть на какое-нибудь судно, которое уходит для охраны котикового промысла на Командорские острова к Беринговому морю, на Камчатку. С адмиралом Макаровым я очень близко познакомился в эти дни, так как он сам много работал по океанографии". Следовало бы отметить, что в другом случае, в автобиографии, Колчак говорит о своих более ранних мечтах, в пору обучения: "Еще будучи в корпусе, и во время плавания на Восток, я интересовался океанографическими исследованиями в полярной области. Моим всегдашним желанием было снарядить экспедицию для продолжения работ в Южном Ледовитом океане, начатых нашими знаменитыми адмиралами Беллинсгаузеном и Лазаревым". Таким образом, позднее, видимо, под влиянием С.О. Макарова, внимание Колчака было переориентировано на Север, к рубежам Российской империи. Тогда, по возвращении с Дальнего Востока, в Петербурге Колчак узнает о готовящейся Академией наук под руководством барона Э.В. Толля Русской полярной экспедиции. Она имела целью исследовать земли на севере от берегов Сибири. Предложить свои услуги Колчак не решился, однако судьба сама нашла его. Находясь в плавании в Средиземном море, во время стоянки корабля в греческом порту Пирей, Колчак совершенно неожиданно получил предложение из Академии, от Э.В. Толля, принять участие в упомянутой экспедиции. Оказывается, работы А.В. Колчака обратили на себя внимание барона, нуждавшегося в трех морских офицерах. Поступившее предложение Колчак принял немедленно и в январе 1900 г. явился к Толлю.
Начальник экспедиции предложил А.В. Колчаку руководить гидрологическими работами, а кроме того, быть и вторым магнитологом. Всю зиму и весну последнего года девятнадцатого столетия Колчак употребил на подготовку к экспедиции. Он работал в Павловской магнитной обсерватории, изучая теорию и производя практические работы по магнетизму. Работал и в петроградской Главной физической обсерватории.
21 июля 1900 г. экспедиция на специально оборудованном, приобретенном в Норвегии судне "Заря", двинулась по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова, где предстояла первая зимовка. До того А.В. Колчак пробыл некоторое время в Норвегии, где оборудовалась "Заря". Там он занимался у знаменитого полярного исследователя Ф.Нансена. Во время плавания и зимовок на Таймыре и на Новосибирских островах Колчак, как и другие члены экспедиции, напряженно трудился, вел гидрографические, океанографические работы, плавал на катере, измерял глубины, наблюдал за состоянием льдов, делал наблюдения над земным магнетизмом. Совершал поездки по суше, исследуя малоизвестные места побережья материка и островов. В апреле - мае 1901 г. они вдвоем с Толлем путешествовали по Таймыру (на протяжении 500-верстного пути Колчак вел маршрутную съемку). Позднее Колчак со спутниками, а где и в одиночку, впервые пересек остров Котельный, измерив высоты, проехал поперек Земли Бунге от устья р. Балыктах к южной части острова Фаддеевского, совершал поездки по льду к западу и северу от острова Бельковского, открыл остров, названный именем Стрижева. Начальник экспедиции был чрезвычайно доволен Александром Васильевичем и в донесении президенту Академии, посланному в январе 1901 г., сообщал: "Станции начинались всегда гидрологическими работами, которыми заведовал лейтенант А.В. Колчак. Это научная работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудности соединить обязанности морского офицера с деятельностью ученого". Толль вообще считал, что Колчак "не только лучший офицер, но он также любовно предан своей гидрологии". Э.В. Толль увековечил имя А.В. Колчака - назвал его именем открытый экспедицией остров и мыс в том же районе.
Поскольку на шхуне из-за состояния льдов не удалось пробиться к северу от Новосибирских островов, Э.В. Толль принял решение с магнитологом Ф.Г. Зебергом и двумя каюрами пробиваться пешком. Он стремился туда,так как верил в возможность существования легендарной Земли Санникова - еще не открытого Северного материка. Остальным же членам экспедиции из-за того, что кончались запасы продуктов, предстояло пройти от земли Беннетта южнее, вести исследования, а в дальнейшем вернуться в Петербург. Экспедиция оставила для Толля в условленном месте запасы продовольствия: он намерен был со своими спутниками вернуться к устью Лены самостоятельно. Предпринял эту благородную, но крайне рискованную попытку барон Толль весной 1902 г.
Колчак со своими товарищами после новых безуспешных попыток пробиться на шхуне на север к окончанию навигации вышли к устью Лены и через Якутск, Иркутск в декабре прибыли в Петербург. Колчак доложил Академии о работе экспедиции, ее достижениях и неудачах. Сообщено было и о предприятии барона Толля, от которого каких-либо вестей ни к тому времени, ни позднее не поступило.
Участь Э.В. Толля необычайно встревожила Академию, Геграфическое общество. Поднимался вопрос о посылке в район Новосибирских островов Ледокола "Ермак". Колчак же предложил Академии более простой и дешевый план для поисков Толля. Поскольку надежды на успех плавания на шхуне "Заря" практически не было, Колчак предложил использовать шлюпку. Намечавшееся предприятие было столь же рискованным, как и пеший поход барона Толля. Несмотря на стесненность Академии в средствах, вопрос об экспедиции был решен положительно и довольно быстро, уже в январе 1903 г.
А.В. Колчак, получивший полную свободу действий и достаточные средства, незамедлительно выехал в Архангельск. Он взял с собой двух участников предыдущей экспедиции, добровольцев - боцмана Н.А. Бегичева и рулевого старшину В.Л. Железникова, в Архангельске к ним присоединились еще четверо поморов, привыкших к плаванию во льдах. Эта группа отважных людей и составила костяк экспедиции. Смелым и деятельным помощником Колчака стал политический ссыльный студент П.В. Оленин, знавший Якутию, Сибирский край. В соответствии с договоренностью, Оленин заранее выехал в Верхоянск, затем в Устьянск, закупил собак (всего 161, этого было мало, но достать больше не удалось), снаряжение. Была нанята группа каюров из якутов и тунгусов. Экспедиция, состоящая из 17 человек с 10 нартами и вельботом, с всего лишь трехмесячным запасом продовольствия, минимум снаряжения, совершила, казалось бы, невозможное. Добравшись до моря и дождавшись его частичного вскрытия, Колчак и его товарищи то под парусами, то работая веслами,то впрягаясь в лямки и перетаскивая вельбот с тяжелым грузом через массы льда, добрались через несколько недель (4 августа) до земли Беннетта. Начальник экспедиции в полной мере со всеми делил напряженный сверх меры физический труд. Нередко приходилось добираться с вельбота до берега по ледяной воде вплавь.
Высадились на маленькой отмели. Решили заночевать у самой воды. На другой день у мыса Эммы обнаружили весло и в камнях бутылку с записками, с планом острова,указанием местонахождения хижины Толля. Решили идти к ней прямым путем, по годовалому морскому льду. И в это время начальник экспедиции Колчак провалился под расколовшийся лед. Вода была необычайно холодной, нулевой температуры. Его смогли вытащить, причем с трудом, ибо он от температурного шока терял сознание. Сухой одежды не было. Члены экспедиции раздели его и разделись сами. Они одели его в свое белье, привели в чувство и двинулись дальше. Крутые подъемы и спуски позволили ему разогреться, прийти в норму. Но и это купание, и прочие в несколько лет трудности заполярного путешествия на всю жизнь сказались на состоянии здоровья Колчака.
На земле Беннетта довольно быстро обнаружили следы пребывания барона Толля и его спутников. Нашли бутылку с запиской, документы экспедиции и, наконец, - коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров Беннетта летом 1902 г. и, не имея достаточных запасов провизии, решил заняться охотой и здесь перезимовать. Но охота оказалась неудачной. В октябре стало ясно, что группе грозит голодная смерть. В условиях наступившей зимы Толль и его спутники отправились на юг, в сторону материка. Больше никаких следов группы обнаружить не удалось. Оставленные для нее склады с провизией оказались нетронутыми. Сомнений не оставалось: группа погибла в пути, скорей всего, утонула в еще не полностью замерзшем море.
2 января 1904 г. Академия наук получила телеграмму: "Вверенная мне экспедиция с вельботом и всеми грузами пришла на остров Котельный к Михайлову стану двадцать третьего мая... Найдя документы барона Толля, я вернулся на Михайлов стан двадцать седьмого августа. Из документов видно, что барон Толль находился на этом острове с двадцать первого июля по двадцать шестое октября прошлого года, когда ушел со своей партией обратно на юг... по берегам острова не нашли никаких следов, указывающих на возвращение кого-либо из людей партии барона Толля. К седьмому декабря моя экспедиция, а также и инженера Бруснева, прибыли в Казачье. Все здоровы. Лейтенант Колчак". Поиск группы барона Э.В. Толля был главной задачей экспедиции Колчака. Но вместе с тем она решала и побочные, но тоже важные исследовательские задачи. В частности, Колчаку удалось открыть и описать новые географические объекты, внести уточнения в очертания береговой линии, в характеристики льдообразования. Колчак дал названия горе - Барона Толля, полуострову - Чернышева и др. По прибытии в Иркутск он составил "предварительный отчет начальника экспедиции на землю Беннетт для оказания помощи барону Толлю лейтенанта Колчака", датированный 19 марта 1904 г. Вскоре оно был опубликован. Путешествия и наука могли стать главным поприщем Колчака, и на нем он достиг бы, несомненно, еще больших успехов. Но Александр Колчак еще всегда помнил, что он - военный моряк, офицер. Чувство долга позвало его на русско-японскую войну.
За героизм, проявленный в боях в Порт-Артуре, А.В. Колчак был награжден Георгиевским оружием - золотой саблей с надписью "За храбрость". Это была не единственная награда. Еще 15 ноября 1904 г. за "сторожевую службу и охрану прохода в Порт-Артур, обстреляние неприятельских позиций", произведенных во время командования эскадренным миноносцем "Сердитый", он был награжден орденом Св. Анны IV степени с надписью "За храбрость". По возвращении из плена - орденом Св. Станислава II степени с мечами. В 1906 году Колчаку вручили серебряную медаль в память о русско-японской войне, а в 1914 г. - нагрудный знак участника обороны Порт-Артура.
Боевое крещение Колчака состоялось. Состоялось со славою, но с большим ущербом для здоровья. В декабре 1905 г. президент Академии наук Великий князь Константин Константинович писал морскому министру: "Окончание экспедиции лейтенанта Колчака совпало с началом военных действий на Дальнем Востоке, вследствие чего офицер этот счел своею нравственной обязанностью принять участие в войне и отправился с разрешения моего и своего морского начальства прямо из Иркутска на эскадру Тихого океана. Явившись в половине марта 1904 г. в Порт-Артур, он оставался там во все время осады, а после сдачи крепости возвратился через Японию и Канаду в начале июня 1905 г. в С.-Петербург совершенно больным от полученной раны и суставного ревматизма". Президент просил министра вновь прикомандировать лейтенанта к Академии до 1 мая 1906 г. для обработки гидрографических и картографических результатов экспедиции. Высокая оценка президентом Академии личных и научных данных Колчака базировалась не только на собственных умозаключениях, но и на отзывах специалистов. В частности, на оценке результатов последней экспедиции начальником Главного географического управления, который писал: "Между тем материалы охватили работы по описи берегов, промеру, гидрологии сибирских морей, наблюдения над льдом, астрономические и магнитные наблюдения, выполненные во время плавания и санных поездок, и имеют значение как для научных, так и для практических целей полярного плавания, в частности же для исправления на картах контура берегов северо-восточной части Сибирского материка от острова Диксона до устья реки Лены". Просьба президента морским министром была удовлетворена.
Материалы экспедиции были чрезвычайно богаты. Для их обработки понадобились многолетние усилия и русских, и иностранных ученых. Этим занималась специальная комиссия Академии наук (существовала до 1919 г.). Публикация результатов производилась отдельными выпусками, соединяемыми потом в тома. В связи с октябрьскими событиями 1917 года это дело так и не было завершено. А.В. Колчак выполнил основную работу по приведению в порядок материалов двух экспедиций, их обобщению, составлению отчета. Но проделанная работа далеко выходила за рамки отчетов. Обобщения, научные наблюдения позволили создать ряд глубоких научных работ.
Им была написана и опубликована в "Известиях" Академии статья "Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Академией Наук для поисков барона Толля". Немыслимо дерзкая экспедиция А.В.Колчака, совершенная при этом без человеческих потерь, в отзыве академика Ф.Б. Шмидта была расценена, как "необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого было сопряжено с трудом и опасностью". Вместе с тем высоко оценены были и географические открытия и научные достижения. В 1906 г. Императорским географическим обществом А.В. Колчаку была присуждена высшая награда - Большая Константиновская Золотая медаль. В феврале того же года он избирается действительным членом этого общества. Имя Колчака становится широко известным, и не только в научных кругах. Его именем, как уже говорилось, был назван открытый во время первой экспедиции на северо-востоке Карского моря остров и мыс. Под таким именем они фигурировали и на советских картах, пока, спохватившись, все переименовывавшие советские власти не дали им в 1939 г. имена других участников экспедиции - С.И. Расторгуева и писателя К.К. Случевского. Надо надеяться, что им будет возвращено имя его открывателя, и справедливость восторжествует.
А.В. Колчак составил краткое описание яхты "Заря", детально охарактеризовал ее, как тип корабля, предназначенного для плавания во льдах, но не вполне надежного. В дальнейшем Александр Васильевич обстоятельнее займется теорией и практическими проблемами кораблестроения и в этой сфере деятельности достигнет существенных результатов. Одним из результатов полярных экспедиций и плодом последующей кабинетной работы Колчака явилось издание в 1906-1908 гг. четырех карт. В 1907 г. в переводе Колчака был опубликован труд датского физика и океанографа М.Х. Кнудсена "Таблицы точек замерзания морской воды". В 1909 г. Колчак опубликовал монографию "Лед Карского и Сибирского морей", основанием для которой послужили наблюдения над льдом в Карском и Сибирском морях, а также в районе Ледовитого океана, расположенном к Северу от Новосибирских островов, произведенные русской полярной экспедицией в течение 1900-1903 годов.
А.В. Колчак мечтал об открытии северного морского пути и вносил вклад в его подготовку. Главное гидрографическое управление морского министерства возглавлял генерал-майор А.И. Вилькицкий, являвшийся также полярным исследователем, хорошо знавшим А.В. Колчака. Он рассматривал вопрос об исследовании и открытии Великого Северного пути из Атлантического океана в Тихий океан. Проявлял к этому интерес и Совет Министров России. На заседании Совета Министров 7 апреля 1908 года было признано необходимым "в возможно скором времени связать устья Лены и Колымы с остальными частями нашего Отечества как для оживления этого обширного района Северной Сибири, отрезанного ныне от центра, так и для противодействия экономическому захвату этого края американцами, ежегодно посылающими туда из Аляски свои шхуны для меновой торговли с прибрежным населением".
А.И. Вилькицкий, поддержанный правительством, решил организовать экспедицию и сделал А.В. Колчаку предложение включиться в ее подготовку и быть в числе руководителей. Колчак принял это предложение и вместе со своим помощником, участвовавшим вместе с ним в экспедиции барона Э.В. Толля, Ф.А. Матисеном разработал проект экспедиции. В нем важное место отводилось использованию стальных судов ледокольного типа, причем не таких, как "Ермак". Тот рассчитан был на ломку льда. Но океанский полярный лед никакое судно ломать, колоть было не в состоянии. Целесообразней была конструкция, рассчитанная на раздавливание льда, с использованием для этого веса корабля. Опыт участия в экспедициях, изучение недостатков конструкций яхты "Заря" и "Ермака", построенного по идее и под руководством С.О. Макарова, натолкнули Колчака и его друзей на мысль о постройке кораблей типа"Фрам" Ф. Нансена. Но в противоположность "Фраму" новые корабли должны были иметь стальной корпус. Это была идея того типа ледокола (фактически "ледодава"), которая легла в основу ледокольного флота в последующем и находится на вооружении кораблестроителей и поныне.
Проект Колчака был одобрен. Он добился освобождения в Морском Генштабе и причисления к Главному гидрографическому управлению. К нему все определеннее "прилипало" почтительное призвание "Колчак-полярный".
Еще будучи генштабистом и позднее А.В. Колчак исключительно большое внимание уделяет подготовке экспедиции, особенно конструированию и строительству ледокольных судов. По чертежам корабельного инженера Р.А. Матросова, который хорошо воспринял и усвоил изложенную ему идею, на Невском судостроительном заводе в Петербурге были заложены два ледокольных судна - "Таймыр" и "Хатанга", сразу же переименованная в "Вайгач". За их строительством постоянно наблюдал Колчак.
Говоря об участии Колчака в разработке типа ледоколов, в последующем строительстве военных кораблей, следует указать на познания его в технике. Будучи еще кадетом, гардемарином, Колчак много времени проводил на Обуховском заводе, изучал металлургическое дело, технологию, даже освоил специальность слесаря. Приобретенные тогда познания и навыки существенно помогли теперь.
В 1909 г. ледоколы были спущены на воду. Водоизмещение кораблей было одинаковым - по 1200 тонн. "Вайгач", которым предстояло командовать Колчаку, имел длину 54 и ширину 11 метров, скорость 10,5 узла. Корабли были хорошо оборудованы для проведения исследований. Будучи построены военным ведомством, они считались военными, имели на вооружении пушки и пулеметы. Степень надежности, непотопляемости их была небывало высокой, и они долго и надежно служили исследовательским и спасательным целям, позволили сделать крупнейшие открытия. В частности, в 1913 г. капитан 2-го ранга Б.А. Вилькицкий открыл архипелаг Северная земля, а в 1914-1915 гг. был проложен Северный морской путь". "Вайгач" затонул в 1918 г., наскочив на подводную скалу в Енисейском заливе, а "Таймыр" плавал долго, в 1938 г. он участвовал в снятии с льдины полярной станции папанинцев. К сожалению, в советской литературе заслуги Колчака перед Отечеством в создании этих судов и в развитии ледокольного флота вообще замалчивались. Как и другие его заслуги.
К осени 1909 г. корабли были приготовлены к плаванию на Дальний Восток. В смете снаряжений экспедиции Колчак определил ее цели: "Эти транспорты, приняв полный запас угля со специально посланного для этой цели судна, используют навигационный период на гидрографические работы в районе Берингова пролива до устья реки Лены и ко времени прекращения плавания в Ледовитом океане уйдут во Владивосток с тем, чтобы в следующем году продолжать дальнейшие работы по исследованию Северного Ледовитого океана".
27 октября 1909 г. корабли направились из Петербурга через Суэцкий канал во Владивосток ("Вайгач" под командой А.В. Колчака и "Таймыр" - Ф.А. Матисена). Уже на пути следования проводились научные наблюдения. 3 июля 1910 года суда прибыли во Владивосток для осуществления плавания в Арктику. Главное гидрографическое управление на навигацию 1910 года поставило ограниченные задачи: пройти в Берингов пролив и обследовать его район, имея основным пунктом для съемок и больших астрономических наблюдений мыс Дежнева, на зимовку вернуться во Владивосток. Главная часть программы откладывалась на весну 1911 г. Задание было частично выполнено, необходимые научно-исследовательские работы в районе мыса, в которых участвовал и Колчак, завершены.
Но Колчака просили приехать в Петербург и продолжить работу в Генеральном штабе по проведению в жизнь судостроительной программы по созданию нового военно-морского флота России. После некоторого колебания Колчак на предложение ответил согласием. Но эта другая, не входящая в наш очерк, но очень важная для России, страница биографии А.В. Колчака.
Экспедиционные работы в следующем году были продолжены без него, но с использованием и его идей, под руководством И.С. Сергеева, затем Б.А. Вилькицого. В 1911-1916 гг. экспедиция изучила наиболее трудный для плавания участок у берегов Таймыра, открыла пролив Б.А. Вилькицкого, Землю императора Николая II (переименована в Северную землю), остров царевича Алексея (мыс Таймыр), остров А.И. Вилькицкого и другие, сделала практические шаги по прокладыванию трассы Северного морского пути. Затем этот путь - от Владивостока до Архангельска был проложен. Основные работы были проведены уже под руководством Б.А. Вилькицкого. Хотя многие материалы экспедиции в июле 1918 года при подавлении антибольшевистского выступления в Ярославле погибли, все же оставшаяся их часть использовалась потом при освоении Арктики еще целые десятилетия. Картами и лоциями экспедиции полярники пользовались и в тридцатые годы.
На этом непосредственная, столь плодотворная и значимая деятельность Александра Васильевича Колчака, как полярного путешественника и исследователя, закончилась. Однако мысли о далеком сибирском севере его не оставляли. Он, в частности, в 1912 г. участвовал в обсуждении плана экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу, указывая на серьезные недостатки. Тогда же - в 1910 г. - задуманное в изучении севера, арктических морей было прервано Колчаком, что называется на полпути из-за не менее важных для страны дел - укрепления ее обороны, флота, предупреждения ее разгрома несравненно более мощным флотом Германии. Тем не менее, и то, что было сделано, заслуживает глубокой благодарности потомков. Академик Ф.Н. Чернышев, участник Шпицбергенской экспедиции, отмечал, что даже "норвежцы не решаются делать такие отважные путешествия, как А.В. Колчак".


По материалам книги И.Ф. Плотникова "Александр Васильевич Колчак.
Жизнь и деятельность",
из-во "Феникс", г. Ростов-на-Дону, 1998 г

http://www.risorden.ru/iv/iv57_kolchak.htm

Offline

Статьи и новости » [История] Русские первопроходцы 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.112 сек.
Выполнено 11 запросов.