#1 22.07.06 15:16
[Энергетика] Энергетическая безопасность на G8
13.07.06 Энергетические метаморфозы. "КоммерсантЪ". 13 июля 2006
Клуб G7, созданный для борьбы с диктатом продавцов, прекратил существование
Главный итог петербургской встречи G8 известен, как ни странно, уже за три дня до ее начала. Этот итог заключается в том, что клуб G7 клуб развитых держав, созданный в 1975 году, прекратил существование. Изменилась не только цифра в названии, но и содержание, смысл существования клуба.
Своим созданием в 1975 году "семерка", как известно, обязана тяжелейшему нефтяному кризису, вызванному войной на Ближнем Востоке и действиями ОПЕК картеля поставщиков нефти. С тех пор и до настоящего момента энергетика оставалась одной из главных тем G7. Часто встречи сводились к обсуждению одного вопроса: что делать с диктатом картеля, контролировавшего больше 55% мировой добычи? Согласно исследованию Виктории Пановой из G8 Research Group, с 1954 по 1974 год потребление нефти членами G7 выросло вчетверо она составляла 53% их энергобаланса. А их экономика оказалась в буквальном смысле заложницей цен на нефть.
На первом же саммите в Рамбуйе была принята декларация, которую можно назвать уставом клуба. В ней была зафиксирована решимость "сотрудничать в деле снижения зависимости от импортируемой энергии". В ходе первых саммитов был выработан ряд мер, направленных на снижение нефтяной зависимости. Основные усилия решено было сосредоточить на повышении энергоэффективности и инвестициях в добычу за пределами Ближнего Востока. Результатом этих усилий стало снижение доли нефти в энергобалансе с 53% до 40% к 1990 году. В то же время ОПЕК контролирует сегодня уже только 42% нефтедобычи.
Слаженная работа "семерки", объединенной общими целями, помогла преодолеть несколько нефтяных кризисов. Продавцы же, экономически заинтересованные продать больше, оказались совсем не так дисциплинированны. "Среди членов ОПЕК всегда было много противоречий", говорит Виктория Панова. Постоянно явно или неявно проявлялось противостояние между двумя лагерями "ястребов" и "голубей" во главе с Ираном и Саудовской Аравией. В результате картель проигрывал.
С приходом России в клуб ситуация изменилась, хотя и не сразу. Впервые членом клуба стал крупный экспортер энергоносителей. (Канада также является нетто-экспортером ресурсов, но экспорт нефти не является столь значимым для ее экономики.) В 1998 году на саммите в Бирмингеме с участием Бориса Ельцина заявления лидеров по вопросам энергетики были выдержаны в тоне предыдущих лет. Говорилось о необходимости больше инвестировать и создавать конкурентную среду. То есть взгляд на энергобезопасность был по-прежнему взглядом потребителей. Да и дело происходило на фоне низких цен.
Ситуация стала меняться, когда цены на энергоносители резко пошли вверх. На саммите 2005 года впервые один из лидеров бывшей "семерки", канцлер Германии Герхард Шредер, произнес слова о необходимости соблюдать интересы как потребителей, так и поставщиков. Разговор уже шел не о снижении цен, а о поиске "справедливой" цены. А Джордж Буш сделал особый реверанс в сторону России, назвав ее единственным надежным экспортером ресурсов. Тогда казалось, что Россия, являясь "продавцом", разделяет интересы и ценности клуба покупателей. Но это оказалось не совсем так.
Российская доктрина энергобезопасности, сформировавшаяся за этот год, призвана гарантировать поставщикам относительно высокие цены. Многие ее положения весьма похожи на традиционные доводы ОПЕК. А сегодняшние лидеры картеля практически цитируют президента Путина. Более того, Россия даже намекает "семерке", что готова приступить к формированию "газовой ОПЕК", если ее предложения будут отвергнуты.
Итак, G8 уже не монолитна и не движима общей волей к удешевлению энергоресурсов. Клуба промышленно развитых стран, политическими и экономическими мерами боровшегося с ОПЕК, уже нет. Вместо него действует "восьмерка", нацеленная на поиск компромисса. Такая метаморфоза, считает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, стала возможна потому, что стал возможен сам компромисс, а вхождение России в G8 оказалось своего рода катализатором перемен. Западные экономики обнаружили, что боролись с диктатом ОПЕК столь успешно, что способны "переварить" цену в $70 за баррель. Их экономики растут, а инфляция остается на низком уровне и это яркая противоположность картине 1970-х годов. "Теперь главная проблема для них не цена в абсолютном выражении, а ее стабильность и надежность поставок", уверен Сергей Гуриев.
Именно это изменение глобального экономического контекста определяет шансы России в продвижении своего варианта "энергобезопасности". Но как ни парадоксально это звучит, сегодня этот вариант для стран Запада оказывается неприемлем не по экономическим соображениям, а скорее политическим. Выстраивая полуавторитарный госкапитализм, Россия сегодня претендует не только на то, чтобы отстоять интересы поставщиков высокие цены, но также и на право предлагать иную политическую повестку дня, иное видение проблем демократии и системы ценностей в международных отношениях. А это уже совсем другой разговор. (КоммерсантЪ 13.07.06)
Offline
#2 22.07.06 15:16
Re: [Энергетика] Энергетическая безопасность на G8
14.07.06 "В мире нарастает ощущение грядущего дефицита энергоресурсов". "Газета". 13 июля 2006
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко - в интервью "Газете"
- Чего вы ждете от саммита? Опишите возможные сценарии переговоров по вопросам энергобезопасности с Евросоюзом и США?
- Я жду только одного - что произойдет запуск глобального диалога, к которому будут подключены не только страны "восьмерки", но и другие участники. Поэтому я не стал бы сводить тематику энергетической безопасности только к переговорам с ЕС и США. Энергетические угрозы и вызовы, которые породили необходимость постановки вопроса об энергобезопасности в международную повестку дня, носят глобальный характер и касаются большинства стран. В мире нарастает ощущение грядущего дефицита и жесткой международной конкуренции за энергоресурсы, за контроль над регионами их добычи, ключевыми транспортными потоками и инфраструктурами.
Три года назад в России была принята энергетическая стратегия до 2020 года. И многие вещи, про которые сейчас говорят как о некой сенсации, были известны еще тогда. Ключевым механизмом по строительству системы глобальной энергобезопасности мы считаем энергетический диалог по образцу диалога Россия - ЕС с привлечением всех основных участников глобального рынка, поскольку риски касаются практически всех стран, и их минимизация также зависит от действий многих государств. На встрече министров энергетики G8 в марте много говорили о том, что взаимное участие в активах энергокомпаний поможет разделить риски. В частности, соответствующее соглашение об обмене доступа к добыче на доступ к продаже конечным потребителям достигнуто между "Газпромом" и немецким BASF. Ведется работа с итальянскими партнерами, энергетическими компаниями других стран.
- Как вы ответите на обвинения в дискриминации иностранных компаний при разработке новых месторождений?
- Если мы посмотрим на российский шельф, где у нас два крупных проекта - "Сахалин-1" и "Сахалин-2", то там работают в основном нероссийские компании. Сахалинский шельф представлен американской, англо-голландской, индийской, японскими компаниями. В одном из проектов российских компаний вообще нет. Поэтому в данном случае говорить о некой практике дискриминации просто некорректно.
Если мы посмотрим на материк, то здесь еще больше примеров совместного участия: ТНК-BP, "ЛУКОЙЛ"-Conoco, "Роснефть"-Conoco-Exxon. Вы знаете, в бизнесе давно научились хорошо друг друга понимать. И мне кажется, у бизнеса это получается даже подчас лучше, чем у политиков. Например, развитие шельфовых проектов происходит вразрез со всеми политическими обвинениями. Штокмановский проект заранее объявлен международным. Почему это происходит? Риски всех новых проектов, особенно на шельфе, настолько высоки и настолько разнообразны, что ни одна, ни две компании не в состоянии их закрыть, надо привлекать партнеров.
- В чем заключается суть новой схемы, которую предлагает Минпромэнерго по отношению к иностранным инвесторам, готовым работать на энергетическом рынке в России?
- В сегодняшнем российском законодательстве тема, связанная со стратегическими отраслями и предприятиями, представлена отдельными вкраплениями в разные законы. Это, конечно, создает большое неудобство для инвесторов при принятии решений об участии или неучастии в тех или иных активах. Мы, собственно говоря, не пытались изобретать нечто новое. Наличие в законодательстве таких понятий, как стратегические предприятия и отрасли, характерно для многих стран мира. Законодательства Соединенных Штатов, Франции, Испании, Финляндии имеют разделы, связанные с процедурами, в основном разрешительного характера, по участию иностранных инвесторов в тех или иных предприятиях. Собственно говоря, мы взяли этот опыт и попытались перевести его на российскую площадку. Первый принцип: мы ничего не запрещаем, а даем разрешение на сделки. Второй принцип: мы обозначаем критерии разрешения - важно, чтобы процедура принятия решений была понятной и прозрачной для инвестора. Система будет работать по принципу "одного окна". Надо прийти и сдать свои предложения в "головную организацию" - предполагается, что это будет правительственная комиссия, - и через точно установленное законом время получить ответ. Если не получили ответ в это время, считайте, что получили разрешение.
- Каковы перспективы российских экспортных поставок газа?
- Мы взяли курс на открытое, прозрачное рыночное ценообразование в сфере поставок энергоресурсов и будем придерживаться этой политики в дальнейшем. Не все оказались готовы к переходу на рыночные отношения в равной степени. Однако не может быть оправданий, когда экономической прагматике переговоров предпочитают политические спекуляции, публичные демарши и даже выход за пределы правового поля. В связи с этим не может не вызвать удивления позиция некоторых стран и политиков Запада. Нас долгое время убеждали в том, что мы должны отказаться от советской практики субсидирования и неэффективного потребления энергоресурсов. Либерализация и прекращение субсидирования цен на энергоресурсы названы в качестве главных условий вступления бывших советских республик в ВТО. А когда Россия действительно приступила к реализации этих рекомендаций, нас обвинили в энергетическом шантаже и еще бог весть в чем. Считаю, что отказ от бартера и выход на обусловленные рынком цены в контрактах будут полезны не только российской экономике, но и экономике других постсоветских государств. Хотя бы потому, что это приведет к использованию энергосберегающих технологий и повышению конкуренции.
- Станет ли электроэнергетика препятствием на пути продвижения России к глобальному энергетическом лидерству?
- Нет, не станет. Хотя, конечно, проблем в этой области остается достаточно много. Вкратце состояние отрасли можно охарактеризовать так: серьезный рост потребления, связанный, в свою очередь, с общим экономическим ростом - при сохраняющемся износе оборудования. Что делать? Недавно Минпромэнерго представило правительству среднесрочную программу развития отрасли, которая включает в себя подробный список проектов строительства новых объектов, как в генерации, так и в сетях. Всего мы планируем ввести 21,8 ГВт новых мощностей. Это позволит к 2010 году стабилизировать ситуацию в отрасли и главным образом снять проблему ограничений по подключению новых потребителей и прохождению пиковых нагрузок в Единой энергосистеме страны. Естественно, это открывает колоссальные возможности для развития отечественного энергомашиностроения. Внутренний спрос на продукцию машиностроителей увеличивается, и мы надеемся, что уже в недалеком будущем заявки российских энергетиков будут играть серьезную роль в портфеле заказов такой компании, как "Силовые машины".
- В последнее время уже никто не отрицает, что промышленная политика в стране есть, однако существуют дискуссии уже вокруг самого подхода к реализации промышленной политики. Как ее определяет Минпромэнерго?
- У нас есть единые принципы и общий набор инструментов, которые мы применяем в зависимости от ситуации в отрасли: концентрации промышленного капитала, состояния производства и тенденций на внешних и внутренних рынках. В режиме постоянных консультаций с бизнесом и наукой мы стремимся выбрать наиболее эффективный комплекс средств. Именно комплекс, потому что само по себе ни одно из этих средств - структурные сдвиги, тарифное и техническое регулирование, субсидирование ставок по кредитам и так далее - не может служить панацеей. Общая цель во всех случаях, по сути, одна - повышение конкурентоспособности российской промышленности. Российская экономика давно носит рыночный характер. В этих условиях задачу государственной промышленной политики мы видим в том, чтобы помогать рыночному механизму работать в правильном направлении, как можно более эффективно. (Газета 13.07.06)
Offline
#3 22.07.06 15:17
Re: [Энергетика] Энергетическая безопасность на G8
14.07.06 Энергетическая безопасность: Ключевое звено. "Ведомости". 14 июля 2006
Тема энергобезопасности не сходит со страниц газет и является ключевой в выступлениях политиков и бизнесменов. Что это, дань моде или ощущение реальной угрозы?
Цена на нефть остается стабильно высокой. Прогнозы ведущих компаний мира говорят, что она может достичь и $100 за баррель. Новая ценовая парадигма влияет на всех от рядового потребителя до крупных корпораций и государств. Непонятно, как мировая экономика будет реагировать на высокие цены в среднесрочной перспективе. Для поддержания устойчивого роста необходимы достаточные и доступные энергоресурсы. Мировой спрос на углеводороды удвоился с 1970 г.: только за последние 10 лет он вырос на 25%.
Учитывая волатильность рынка, даже незначительное нарушение поставок углеводородов может привести к системной проблеме. Мы живем в глобальном взаимозависимом мире. Система энергобезопасности призвана обеспечить надежность поставок энергоресурсов в общих интересах мировой экономики, стран-потребителей и стран производителей энергоресурсов.
В связи с этим вопрос стабильности, предсказуемости, понятности, который включает в себя энергобезопасность, приобретает особое звучание. Сегодня нет четкого определения энергобезопасности. Разные участники этого процесса воспринимают проблему по-разному. И чрезвычайно важно, чтобы мы научились говорить на одном языке.
Наши западные партнеры привыкли воспринимать энергобезопасность исключительно как надежность поставок. Ситуация меняется, и надежность поставок это только одна из составляющих энергетического уравнения. "Легкие" нефть и газ заканчиваются, отрасль движется в сторону трудноизвлекаемых, а значит, исключительно капиталоемких проектов. Наличие потребителя, долгосрочного гарантированного спроса является принципиальным для развития проектов, требующих многомиллиардных инвестиций. Освоение новых нефтегазовых провинций должно сочетаться с эффективной разработкой существующих месторождений. А это значит, что нужны новые эффективные технологии добычи, переработки, энергосберегающие технологии, альтернативные источники энергии. Комплекс этих проблем сегодня наиболее актуален для обсуждения в формате "восьмерки".
Роль России в этой дискуссии трудно переоценить. Россия занимает объективно лидирующую позицию в энергообеспечении мировых рынков: наша страна обладает самыми крупными мировыми запасами газа и значительными запасами нефти. Россия обеспечила почти 40% мирового прироста добычи нефти за последние шесть лет. Можно утверждать, что поставки российских углеводородов на мировые рынки помогли предотвратить масштабный дисбаланс в мировой экономике. Успешное раскрытие энергетического потенциала нашей страны, создание новых энергетических коридоров залог стабильности комплексной взаимосвязанной системы "глобальной деревни".
Что можно и нужно сделать? Новые ресурсы расположены в отдаленных труднодоступных областях. Сегодня Россия существенно меняет законодательство, связанное с разработкой таких месторождений в Восточной Сибири, на арктическом шельфе и Дальнем Востоке. Правительство предоставляет льготы нефтяным компаниям, работающим на месторождениях в поздней стадии эксплуатации. Создаются долгосрочная понятная перспектива, предпосылки для установления инвестиционного климата, привлекательного для прямых капиталовложений в российскую экономику. Результаты такой экономической политики налицо: приток прямых иностранных инвестиций в первом полугодии превысил $14 млрд, что на 17% превышает показатель прошлого года.
Россия и европейские страны естественные партнеры и союзники в вопросах энергобезопасности. Наша страна заинтересована в долгосрочных контрактах на поставку сырья. В первую очередь это относится к поставкам природного газа, которые сегодня и в среднесрочной перспективе будут осуществляться по трубопроводам. Благоприятная среда для существования стабильных и надежных долгосрочных поставок создается на государственном уровне.
Долгосрочные договоры между компаниями нужно подкреплять межправительственными соглашениями как в случае с недавно подписанным соглашением между "Газпромом" и китайской CNPC. Такие договоренности вполне возможны и с европейскими странами. Тогда надежность поставок будет гарантирована не только в плоскости взаимодействия между компаниями, но и между правительствами.
Мы видим обеспокоенность отдельных европейских лидеров, что российско-китайские договоренности могут поставить под угрозу выполнение обязательств перед европейскими потребителями. Это не так. Конкуренции поставок энергоресурсов на рынки Юго-Восточной Азии и Европы нет. Уместнее говорить о диверсификации рынков, создании нового восточного энергетического коридора, который станет краеугольным камнем новой системы энергетической безопасности. Ресурсов Западной и Восточной Сибири достаточно для осуществления поставок в оба направления. Межправительственные договоренности станут дополнительной гарантией того, что контракты будут выполнены.
Пути развития российского нефтегазового комплекса являются предметом дискуссии между современными "западниками" и "славянофилами". Первые традиционно считают, что сложные дорогие проекты можно реализовать только с помощью западных партнеров. "Славянофилы" полагают, что благоприятная экономическая конъюнктура позволяет нашей стране обходиться без посторонней помощи. Правда, как всегда, посередине.
Благодаря устойчиво высоким ценам на нефть и российские нефтяники, и правительство располагают существенными свободными средствами. В результате Россия в состоянии самостоятельно финансировать даже самые крупные проекты. Но разве наличие свободного капитала сейчас единственное условие успеха? Лучшие иностранные компании могут привнести мировой производственный и управленческий опыт, готовы разделить риски. Думаю, привлекать таких участников целесообразно, вопрос лишь в правильном структурировании взаимоотношений между участниками проекта.
Залогом успеха станут разные формы частно-государственного партнерства. На определенных отрезках развития государство стремится увеличить свое присутствие в энергетическом секторе. Так было в Норвегии, Мексике, африканских странах. Наращивает государство свое влияние и в российском нефтегазовом секторе. Это естественный процесс. Важно, чтобы при этом правила были одинаковы для всех, для того чтобы не возникало монопольных позиций на рынке. Об этом говорил президент Владимир Путин, выступая перед участниками 10-го Международного экономического форума в Санкт-Петербурге.
Опыт показывает, что такая экономическая модель может быть эффективной. Государство может более активно участвовать в развитии и строительстве инфраструктуры. Создание трубопроводной системы, энергетическое обеспечение, строительство дорог и т. д. все это необходимо для разработки новых месторождений.
Частные компании, а в особенности частные компании с международным опытом, могут внести значимый вклад в развитие национальной нефтегазовой отрасли путем передачи инновационных технологий, опыта эффективного управления проектами и лучшей мировой практики во всех сегментах бизнеса.
Итальянский философ Томмазо Кампанелла сказал: "Критерием истины является опыт". В случае обеспечения энергетической безопасности это опыт активного взаимодействия между участниками на всех уровнях, от сотрудничества в отдельных проектах до международных соглашений. (Ведомости 14.07.06)
Offline
#4 22.07.06 15:17
Re: [Энергетика] Энергетическая безопасность на G8
14.07.06 Перспективы мировой энергетики. "Деловой Петербург". 14 июля 2006
Откажется ли Запад от российских газа и нефти
Западный мир, а в особенности Европа, стремится снизить энергетическую зависимость от России. Это станет одним из краеугольных вопросов предстоящего саммита.
Основное экономическое сотрудничество между Россией и Западной Европой сегодня базируется на экспорте топливно-энергетических ресурсов, в первую очередь нефти и газа. Европа стремится добиться от России ратификации "Энергетической хартии" (см. стр. 10). Однако Россия не пойдет на этот шаг и, по мнению экспертов, на саммите не будет принято и других новых документов, которые поставят отношения на новый уровень.
Пока с Россией договориться не получается, Запад ищет иные пути развития собственной энергетики. Мировые запасы традиционных углеводородных источников энергии стремительно сокращаются. Себестоимость добычи нефти быстро растет, количество разведанных ископаемых уменьшается. По данным British Petroleum, потребление энергии растет быстрее, чем население земли, и предполагается, что оно удвоится к 2050 г.
Многие ученые прогнозируют, что в XXI в. человечество исчерпает ископаемые запасы энергетических ресурсов. В целом по России, по разным оценкам, при текущем уровне потребления запасов нефти хватит на 45 лет, а запасов природного газа - на 80-100 лет.
Западные страны активно ищут и разрабатывают альтернативные источники энергии.
По данным Международного энергетического агентства, производство только электроэнергии из ВИЭ (возобновляемые источники энергии) без учета гидроэнергетики составляет, например, в Дании более 15%, в Германии - более 5%, в Австралии - около 2%. Самыми перспективными источниками энергии является энергия солнца, ветра, воды, биомассы, тепловая и геотермальная энергии (возобновляемые источники энергии - ВИЭ), а также термоядерный синтез.
Проиграет ли Россия
Доля выручки экспорта углеводородов в России составляет до 60% доходов бюджета РФ. При этом, по данным Института энергетической стратегии, в 2005г. доля ТЭК в общем объеме валютной экспортной выручки России выросла (по сравнению с 2004г.) с 56,5 до 63,8%. Этот дополнительный доход обусловлен в основном ростом мировых цен на нефть, притом что физический объем экспорта в 2005г. вырос за год всего на 3,4%, тогда как в 2004г. этот рост составлял 10,3%.
Если Западная Европа сможет отказаться от импорта российского газа и нефти, это негативно скажется на экономике России. Однако в ближайшем будущем ждать серьезных минусов для России не приходится. Россия и Запад обречены на энергетическое сотрудничество.
"Глобальный переход на альтернативные источники энергии в обозримом будущем не просматривается. Возможно, этого не будет и через 100 лет. Прогнозы потребления углеводородов (а особенно газа) таковы, что не позволяют отказаться от этого вида топлива", - дополняет начальник аналитического отдела компании "БКС" Максим Шеин.
Кстати
В 2004 г. с помощью ВИЭ было произведено 4% всей мировой энергии. При этом объем мировых инвестиций в развитие ВИЭ составил около $30 млрд, то есть 16,7% от всех инвестиций в энергетику. (Деловой Петербург 14.07.06)
к этому читаем что такое энергетическая хартия
14.07.06 Немного о безопасности поставщика. "Российская газета". 14 июля 2006
Почему Россия до сих пор отказывается ратифицировать Энергетическую хартию
Нузадолго до саммита "восьмерки" помощник президента Игорь Шувалов заявил, что Россия пока не готова ратифицировать Энергетическую хартию. Эксперты сходятся во мнении, что этот вопрос требует дальнейшей проработки, и на саммите "большой восьмерки" вряд ли все проблемы будут сняты.
Энергетическая хартия была подписана еще в 1994 году. При этом стороны зафиксировали, что некоторые ее положения требуют дальнейшего переговорного процесса. На данный момент, по большему счету, неурегулированными остаются три вопроса.
Первый. Вопросы торговли топливными ядерными материалами в свое время, по просьбе Евросоюза, были выведены из договора к Энергетической хартии. В ходе продолжающихся уже много лет переговоров так и не удалось выйти на взаимоприемлемые решения. В результате в настоящее время торговля этими товарами осуществляется согласно внутреннему законодательству ЕС с использованием квотирования, что, понятно, не устраивает Россию.
Второе. Восемь лет безуспешно идут переговоры по транзитному протоколу к ДЭХ. Запад настаивает на том, чтобы при пересечении границы Евросоюза перемещение энергоносителей не считалось транзитом и регулировалось внутренним законодательством ЕС. В то же время аналогичные вопросы на территории России, скажем, в отношении транзита в Европу центрально-азиатского газа - регулировались бы Протоколом. Понятно, что Россию не может устроить фактически двойной стандарт.
Третье. Формирование транзитных тарифов. Запад настаивает на использовании аукционов при определении цены транзита, что не защищает от спекулятивных сделок. Россия же предлагает рассчитывать стоимость тарифов путем анализа инвестиционных и эксплутационных издержек с учетом нормальной прибыли.
Кроме того, в свое время была достигнута договоренность заключить отдельный договор по инвестиционной части ДЭХ, предусматривающий применение национального режима в отношении иностранных инвестиций. Не вышло, "замотали", и без всяких объяснений.
В последние месяцы наблюдались подвижки на переговорах по модернизации ДЭХ, даже забрезжили кое-какие решения, отчасти учитывающие интересы поставщиков. Но потом без всяких объяснений европейцы вернулись к исходной точке. Так что вряд ли к саммиту удастся согласовать позиции по договору к Энергетической хартии. (Российская газета 14.07.06)
Offline
#5 22.07.06 15:18
Re: [Энергетика] Энергетическая безопасность на G8
14.07.06 Энергетический коллективизм. "Время Новостей". 14 июля 2006
Партнерам России по "восьмерке" предстоит выбрать между гордостью и безопасностью
Президент России Владимир Путин весной выступил с программным заявлением под названием "Энергетический эгоизм -- это путь в никуда". Статья, в которой раскрывалась официальная позиция Кремля по вопросам глобальной энергетической безопасности, была опубликована в ряде ведущих иностранных газет. В ней хоть и иносказательно, но довольно четко сформулировано ключевое ожидание Москвы от стартующего в Санкт-Петербурге саммита и в целом от года председательства России в "большой восьмерке". В Кремле хотели бы зафиксировать равноправное членство страны в клубе, подчеркнув лидирующую роль в сфере энергетики.
Такое подтверждение партнерства необходимо, несмотря на уверения российских руководителей о том, что никто из лидеров западных стран не ставит под сомнение членство нашей страны в G8. Достаточно посмотреть на заголовки западных газет, чтобы убедиться: лидерам этих государств очень непросто дается подобная лояльность к Кремлю. "Контрудар по демократии", "Кремль игнорирует демократию, чтобы заполучить нефть из российской глуши", "Россия сеет недоверие", "Газпром" -- вооруженная рука Кремля", "Холодная рука КГБ тянется к нефтяной земле". И так далее, со всеми остановками -- от информационной политики российских властей до размещения акций "Роснефти". С особым удовольствием западная пресса тиражирует громкие заявления политиков (как правило, представителей законодательной ветви власти) о несоответствии России стандартам G8 и необходимости исключить ее из клуба экономически развитых демократических государств.
Это тем более чувствительно бьет по амбициям кремлевских обитателей, что людей, склонных к рефлексии, за "стеной" не осталось. И год формального лидерства в клубе представлялся как шанс заявить о себе, не просто стать равноправным членом "восьмерки", но и заставить этих "развитых энергетических эгоистов" почувствовать свою уязвимость без России.
И такой шанс был, тем более что глобальные проблемы энергетического сектора всем известны и их никому не надо объяснять. Цена нефти, зашкалившая за отметку в 75 долл. за баррель, -- это вопрос не рыночных спекуляций по поводу ситуации в Иране или уровня запасов "черного золота" в резервах США, а реальная угроза устойчивости экономик целых стран, усиления бедности в целых регионах мира.
Беда в том, что простых решений этих проблем нет, да и сложные имеют скорее теоретический характер. К тому же Россия, избрав вопросы глобальной энергобезопасности темой своего председательства, объективно вновь репродуцировала в "восьмерке" схему "7+1": некоторые члены клуба еще в состоянии обеспечить себя энергоресурсами, но крупных поставщиков нефти или газа на мировой рынок больше нет. Москва, тем не менее, могла бы внести свой вклад в стабилизацию рынков и разными методами вносит его. Это касается и политики (твердая линия на дипломатическое разрешение различных конфликтов в мире), и непосредственно увеличения поставок. Правда, со вторым сложнее: темпы прироста добычи и экспорта нефти замедляются, а в газовом секторе уже не первый год остаются на невысоком уровне.
Можно сказать, что Россия предложила партнерам альтернативную повестку. Она заключается в формировании у крупнейших игроков рынка -- и потребителей, и поставщиков -- нового идеологического представления о роли энергетики. Нефть, газ, атомная или альтернативная энергия -- это стратегический ресурс человечества, и за их наличие или отсутствие ответственны все вместе.
В середине 1990-х, когда Россия только начинала тернистый путь в "восьмерку", на телеэкранах крутился ролик финансовой пирамиды "МММ". "Мы не халявщики, мы партнеры", -- растолковывал бывшим советским гражданам суть новых экономических отношений рекламный персонаж Леня Голубков. Новая внешнеэнергетическая политика России вполне укладывается в эту формулу, причем аналогия с "МММ" оказывается чисто случайной. Отсюда и инициативы по обмену активами по схеме: мы вам -- доступ к ресурсам, вы нам -- долю на рынке или в добычных проектах в других странах. Это совершенно новое качество сотрудничества, позволяющее избавиться от комплекса "сырьевого придатка Запада".
Об этом дипломатично писал Владимир Путин в своей весенней статье. "Новая политика ведущих стран должна быть основана на понимании того, что глобализация энергетического сектора делает энергетическую безопасность неделимой. Наше общее будущее в сфере энергетики обозначает общие обязательства, риски и выгоды", -- считает президент. Более прямо и открыто он сформулировал эти мысли после саммита Россия--ЕС, который прошел в Сочи в конце мая и стал важным этапом консультаций перед "восьмеркой" с Евросоюзом, который имеет в G8 четырех делегатов. "Нам нужно понять, что мы получим взамен, -- объяснял президент страны журналистам. -- Это легко очень понять, если вспомнить наше детство. Во двор вышел, конфетку держишь, тебе говорят: дай конфетку. В потный кулачок зажал: а ты мне что? Мы хотим знать: а они нам что? И если у них нет адекватного ответа?"
И еще: "Мы в целом не против этого (допуска иностранных компаний к российским добычным возможностям. -- Ред.), но мы должны договориться о том, каково будет встречное движение наших партнеров. И если для сегодняшней России энергетический сектор, энергетическая отрасль является ключевой, хотя перед нами стоит задача диверсификации экономики, развития ее технологической составляющей, то нам бы хотелось тоже от наших партнеров получить такое, что нам нужно для нашего развития. А это прежде всего высокие технологии".
Москва уже не согласна на статус пассивного объекта для инвестиций, который приведет только к увеличению отрыва от ведущих экономик мира, а значит, увеличит скепсис относительно справедливости пребывания России в элитном клубе. И некоторые наметки новой системы отношений уже просматриваются.
Несмотря на стройный гул недовольства, "Газпром" и два крупнейших энергетических концерна -- E.ON и BASF -- договорились вместе строить Северо-Европейский газопровод, который напрямую свяжет российскую ресурсную базу с рынком Германии. К проекту почти готова присоединиться голландская госкомпания Gasunie, что обеспечит продление балтийской трубы до Великобритании. Правда, к "конфетке" этот инфраструктурный проект имеет весьма косвенное отношение. Гораздо более важным и показательным является переговорный процесс по Южно-Русскому газовому месторождению, о совместной разработке которого "Газпром" уже договорился с BASF и близок к завершению торга с E.ON. Прямые стратегические выгоды от этого партнерства будут не очень велики (немецкие партнеры будут получать часть прибыли от реализации газа, а контролировать добычу будет по-прежнему "Газпром"), в свою очередь российский концерн тоже получит неконтрольные доли в газораспределительных активах в Германии и, как ожидается, в Венгрии. Но при этом политически это будет настоящее "взаимопроникающее" сотрудничество равных партнеров.
Такая же примерно схема предполагается в Штокмановском проекте по поставкам сжиженного природного газа с шельфа Баренцева моря. "Газпром" сейчас выбирает участников консорциума и чувствует себя в этом торге очень вольготно, заставляя претендентов из числа ведущих нефтегазовых компаний мира улучшать свои предложения. В шорт-лист "Газпром" включил американские Chevron и ConocoPhillips, норвежские Statoil и Hydro, а также французскую Total. Предполагалось, что концерн выберет двух-трех партнеров к концу первого квартала. Однако этого не произошло, объявление не состоялось ни в апреле, ни в мае, после чего "Газпром" сообщил, что критерии отбора изменены. Теперь предпочтение отдается компаниям, которые предложили не регазификационные терминалы (мощности которых для доступа на рынок можно законтрактовать самостоятельно), а активы в добычных проектах претендентов в третьих странах. В то же время ходят слухи, что объявление итогов тендера будет приурочено к саммиту G8. Помимо красоты подобного жеста явно просматривается и расчет -- склонить США и Францию, которые в отличие от Германии и Италии не слишком зависимы от российских поставок газа, к большей эффективности в двусторонних отношениях.
Параллельно в России идут законотворческие процессы, которые совершенно четко сигнализируют иностранцам, что здесь им "светят" только миноритарные роли в тандеме с доморощенными (преимущественно государственными) игроками. Это и закон об экспортной монополии на газ, который уже прошел обе палаты парламента, и новая редакция законопроекта "О недрах", и поправки в закон "Об иностранных инвестициях" (подготовленные в недрах Минпромэнерго новые статьи этого закона значительно расширяют понятие стратегических активов и при этом ограничивают возможность участия иностранцев в них).
Безусловно, такая политика вызывает раздражение -- ведь это неприкрытые попытки диктовать свои условия тем, кто в прямом смысле вершит судьбы мира и определяет траекторию развития мировой экономики. Это чувствуется в общей тональности оценок предстоящего саммита в ведущих европейских и американских газетах, а также выступлениях различных иностранных экспертов. Все они ждут либо громкого провала, либо холодной политкорректности и атмосферы тихой враждебности. Основания к этому есть, но здравый смысл и острая заинтересованность мировых лидеров в стабильных поставках энергоносителей (в обеспечении которых Россия, бесспорно, играет одну из ведущих ролей) вряд ли позволят США и особенно европейским странам идти на открытый конфликт. (Время Новостей 14.07.06)
Offline
#6 22.07.06 15:18
Re: [Энергетика] Энергетическая безопасность на G8
14.07.06 Вместе с уникальной Россией. "Российская газета". 14 июля 2006
Посол по особым поручениям МИДа Юрий Исаков об энергетической безопасности
Российская газета Юрий Николаевич, многие критиковали Россию за выбор в качестве главной темы нергобезопасности. Обычно председательствующая страна предлагает обсудить вопрос, который касался бы в большей степени всего человечества, а не столько решения собственных проблем.
Юрий Исаков С этим я не могу согласиться. Проблема энергетической безопасности отнюдь не меньше, чем нас и других партнеров по "восьмерке", волнует каждую страну на планете. Взять энергобедность - понятие, касающееся многих развивающихся государств. По данным ООН, почти 2,5 миллиарда человек не имеют доступа к современным энергетическим услугам, 1,6 миллиарда вообще не пользуются электричеством. Так вот, в Санкт-Петербурге впервые энергобедности будет посвящен отдельный раздел итогового документа по энергобедности.
Преодоление энергобедности - задача огромного масштаба. Достаточно сказать, что речь идет о потребностях энергосектора развивающихся стран в дополнительных инвестициях в размере порядка 200 миллиардов долларов до 2015 года. По мнению России, одним из инструментов преодоления энергобедности может стать использование безопасной ядерной энергии путем реализации инициативы президента В.В. Путина по созданию международных центров производства, обогащения и утилизации ядерного топлива. Кстати сказать, предложения США в этом вопросе во многом идут в русле российской инициативы.
РГ В чем состоит суть российской концепции энергетической безопасности, предлагаемой на обсуждение лидерам "большой восьмерки"?
Исаков Российская формула выглядит так: надежное обеспечение государств и населения энергоресурсами с помощью максимально широкого набора энергоисточников по экономически приемлемым ценам и при допустимой нагрузке на окружающую среду.
Конкретизируя эту формулу, мы приходим к выводу, что без балансировки интересов всех участников энергорынка - потребителей, поставщиков и транзитеров - не обойтись.
РГ А это в принципе возможно? Слишком разные у них интересы.
Исаков Как бы ни было сложно, это сделать необходимо. Сейчас стержнем рассуждений на тему энергобезопасности у большинства наших партнеров является безопасность предложения, то есть превалирует представление об энергобезопасности как о безопасности потребителя. Но есть и безопасность предложения, то есть поставщика. Пока же в трактовке такого ключевого для энергобезопасности понятия, как диверсификация, явно недостает универсальности. Сегодня мы слышим в основном голос потребителя, в то время как логичное стремление к диверсификации со стороны поставщика - России воспринимается в штыки. То есть страны-потребители не всегда склонны признавать потребности в энергобезопасности России как энергопроизводителя.
Один пример. Смещение районов нефтегазодобычи на крайний север, океанический шельф, увеличение глубины скважин и общее технологическое усложнение процессов добычи требуют огромных средств. Кроме того, десятки миллиардов вкладываются Россией на диверсификацию путей доставки энергоносителей. А ведь в конечном счете это отвечает не только нашим интересам, но и интересам всех участников энергорынка. Это и Северо-Европейский газопровод, и развитие южного и восточного энерготранспортных коридоров - "Голубой поток", ВСТО и т.д. Понятно, что мы должны быть уверены в возврате этих масштабных капиталовложений.
Или же Россию просят повысить транспарентность данных о запасах углеводородов, предоставить доступ к нашим трубопроводным сетям, к разработке стратегических месторождений. А что взамен? Проблемы энергобезопасности надо решать комплексно. Хотелось бы видеть более конструктивное отношение партнеров, например, в вопросах доступа России к их распределительным энергосетям, по части передачи передовых технологий, стимулирования инвестиций в энергосектор на справедливых условиях.
РГ И как, сообразуясь с российским представлением об энергобезопасности, может быть обеспечена безопасность предложения?
Исаков Это долгосрочные контракты, взаимный доступ к распределительным сетям, инвестиционное сотрудничество.
Пора отлаживать стабильное взаимодействие производителей и поставщиков и начинать формировать совместными усилиями базовые элементы общеевропейского энергетического пространства. В целом речь идет о большей энергобезопасности через взаимный учет интересов друг друга и, если хотите, через большую взаимозависимость.
РГ В чем еще заключается различие в понимании энергетической безопасности Россией и остальными членами "восьмерки"?
Исаков Всеми без исключения странами энергетическая безопасность воспринимается как важнейший компонент национальной безопасности. Существуют, однако, разные взгляды на отдельные компоненты энергобезопасности - их сравнительную важность, приоритетность, взаимосвязь. Это касается, например, степени вовлеченности государства и бизнеса в энергетический сектор. Некоторые наши партнеры склонны абсолютизировать потенциал и регулирующие возможности рынка. Соответственно, они критически воспринимают практику долгосрочных контрактов на поставки энергоносителей: мол, это не классические рыночные механизмы. Правда, как показывает жизнь, когда речь идет об использовании странами ЕС таких куда как не рыночных механизмов, как квотирование, скажем, по части поставок ядерного топлива из России, то чистота рыночных критериев почему-то уходит на второй план.
Кроме того, достаточно острые дискуссии ведутся вокруг видения оптимальной формулы взаимоотношений "потребитель - производитель" в силу того, что страны "восьмерки" принадлежат к обеим этим категориям. Упрощенно говоря, импортеры объективно заинтересованы в снижении цен на энергоносители, экспортеры напротив - в их повышении.
Сохраняются различия в подходах к ядерной энергетике. С одной стороны, многим европейским странам, Канаде, США, Японии понятно, что без ядерной энергетики, являющейся, пожалуй, важнейшим дополнением к традиционным видам углеводородной энергетики, не обойтись. С другой - существует серьезная оппозиция развитию ядерной энергетики в Германии и некоторых других странах.
РГ Какие схемы финансирования одновременно и балансировки рынка, и решения вопросов ядерной энергетики, и движения к возобновляемым источникам энергии будут использованы "восьмеркой" и насколько Россия сможет принимать равноправное участие в этом, учитывая, что, по западным оценкам, "стоимость" энергобезопасности составляет порядка 17 млрд. долларов?
Исаков Россия уже, подчеркиваю, - уже самым серьезным и активным образом участвует в процессе укрепления энергобезопасности путем задействования в интересах многих стран и целых регионов своей ресурсной, технологической и инфраструктурной базы, человеческого капитала, инвестиционных возможностей.
Каким конкретно будет алгоритм будущего взаимодействия в этой сфере - другой вопрос. Помимо нахождения оптимального баланса интересов между производителями, потребителями и транзитерами потребуется обеспечить гармоничное соотношение интересов рынка и государства. Именно партнерство между государством и бизнесом становится главной движущей силой развития энергоотрасли.
РГ Но в России наблюдается иная ситуация - идет огосударствление энергетической отрасли.
Исаков Я не уверен, что это - корректная характеристика происходящих процессов. Во-первых, энергосектор повсюду и во все времена в силу объективных причин был и остается наиболее политически "заряженной" сферой экономики. Отсюда - повышенное внимание к нему со стороны государства. Второй момент: масштабность и ресурсоемкость энергопроектов - просто не по плечу одному частному сектору. Взять хотя бы вышеупомянутые трубопроводные системы, как правило, имеющие длительные сроки окупаемости. Кроме того, государство должно быть закоперщиком перспективных (но не всегда прибыльных) научно-исследовательских разработок. Пример - водородные и термоядерные технологии. Борьба с энергобедностью - это тоже дело прежде всего государства, поскольку не много найдется частных собственников-альтруистов, готовых выделять на эти цели десятки миллиардов. Именно поэтому усилия по борьбе с энергобедностью в основном предпринимаются по государственной линии, будь то на двусторонней либо на многосторонней основе. Так, Россия оказывает весьма серьезное содействие партнерам по СНГ в обеспечении их энергоресурсами. При том что здесь осуществляется постепенный переход на рыночные принципы, до сих пор цена поставляемых нашим соседям энергоресурсов значительно ниже среднеевропейской, т.е. мы по сути дела продолжаем предоставлять им дотации.
Что же касается частного сектора, то он - в силу своих особенностей и сравнительных преимуществ - призван обеспечивать эффективное производство и непрерывную модернизацию энергоотрасли, в том числе с использованием передовых энерго- и ресурсосберегающих технологий, добиваясь при этом их максимальной экологичности. Государство, используя экономические, налоговые, таможенные и иные рычаги, должно стимулировать эти процессы.
В целом, говоря об итоговом документе Санкт-Петербурга по энергобезопасности, можно с уверенностью предположить: это будет солидный стратегический документ, который определит главные векторы совместных усилий государств в энергосфере на десятилетия вперед.
РГ Но информационный фон перед саммитом заставляет усомниться в том, что компромисс может быть найден...
Исаков Мы живем в жестом конкурентном мире. Надо учиться держать прессинг и даже удар конкурентов-соперников, не скатываясь к упрощенной схеме "враг - друг". Не стоит видеть происки "враждебных внешних сил" чуть ли не в любой проблеме, с которой приходится сталкиваться. Как и нельзя не видеть очевидного стремления политизировать чисто экономические ситуации и споры хозяйствующих субъектов. Взять сюжеты с выравниванием (да и то лишь отчасти) цены на поставляемый в Украину газ, с прокладкой Северо-Европейского газопровода, нашими планами в отношении трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, развития южного транспортного коридора. Создается впечатление, что все эти "ужастики" про "коварных русских" тиражируются в хорошо просчитанных целях, и политических, и экономических, - сбить цену (в широком смысле слова) на наши энергоресурсы.
РГ К вопросу о "новогоднем" споре с Украиной. Именно с него все и началось. Европу изрядно напугали российские методы его "разрешения".
Исаков Некоторые страны в ситуации с Украиной продемонстрировали видение проблемы исключительно "через очки потребителя", отсутствие стремления понять интерес и проблемы поставщика. Взять, как у нас элегантно говорят, "несанкционированный отбор" газа Украиной. Что-то я не припомню (за редкими исключениями) объективных оценок Европы на этот счет. А ведь речь идет о нарушении краеугольных основ той же Энергохартии, которую Украина в отличие от нас уже ратифицировала.
РГ Из ваших слов фактически следует, что главная проблема выработки общей концепции энергетической безопасности - это взаимное недоверие. Можно сказать, кризис доверия...
Исаков Я бы предпочел говорить не о кризисе доверия, а о, скажем так, трудностях роста. Россия сегодня убедительно позиционирует себя в новом качестве - государства с четко выраженными и обоснованными национальными интересами, в том числе и в энергосфере, которые оно готово энергично, а при необходимости и адекватно жестко отстаивать.
Мне кажется, что некоторым нашим партнерам трудно дается осознание этих новых реалий, признание права России на свою особость в различных аспектах жизни и развития нашего государства, экономики, общественного уклада. Хотя именно на Западе популярна очень мудрая, на мой взгляд, поговорка: в разнообразии прелесть жизни.
Мне кажется, что именно на пути уважительного признания уникальности России, как, понятно, и других цивилизационных центров Запада и Востока, могут быть успешно преодолены эти самые трудности роста, а точнее сказать - непростого процесса взаимной притирки растущей России и ее партнеров, в том числе в формате "восьмерки". (Российская газета 14.07.06)
Offline
#7 22.07.06 15:19
Re: [Энергетика] Энергетическая безопасность на G8
14.07.06 Глобальная энергия нуждается в защите. "Российская газета". 14 июля 2006
Технологов, экономистов и политиков
Вопрос совместного обеспечения энергетической безопасности на планете простирается далеко за рамки саммита и обсуждался задолго до Санкт-Петербургской встречи. Он, безусловно, на долгие годы вперед станет одним из важнейших пунктов повестки дня международных форумов и консультаций на высшем уровне.
Как явствует из заявления министров "большой восьмерки" по итогам их встречи накануне саммита, на которой обсуждались эти вопросы, "в ХХI веке неизбежен значительный рост мирового потребления энергии, в первую очередь в динамично развивающихся экономиках. Несмотря на активное вовлечение в энергобаланс все новых источников энергии, на протяжении по крайней мере первой половины ХХI века ископаемое органическое топливо останется основой мировой энергетики".
Реальная цена, которую ведущие промышленные страны, из которых и состоит "восьмерка", должны заплатить за энергетическую безопасность в мире, составляет, по обнародованным накануне саммита экспертным оценкам, около 17 триллионов долларов до 2030 года. При этом на инвестиции в добычу нефти и газа следует потратить около 6 триллионов долларов (это, для сравнения, примерно семи-, восьмилетний ВВП России и примерно в 50 раз больше, чем суммарные инвестиции в экономику РФ в 2005 году). Остальные средства необходимо потратить на энергосбережение, поиск альтернативных видов энергоносителей и ядерную энергетику.
Известно, что существует так называемая энергодиректива, согласно которой к 2020 году 20 процентов электроэнергии, производимой в странах Евросоюза, должны быть получены из новых и возобновляемых источников энергии. Накануне санкт-петербургской встречи российские эксперты внесли предложение распространить этот позитивный опыт, отвечающий критериям устойчивого развития, на остальные страны "большой восьмерки" и выступить с инициативой принятия таких обязательств всеми странами, а не только членами ЕС.
Обеспокоенность экспертов вызывает то, что энергокомпании инвестируют мало средств в строительство новых мощностей. Так, в Германии последняя ядерная электростанция была построена в 1986 году. При этом рынок электроэнергии был либерализован, и ядерная энергетика уже не является привлекательной с экономической точки зрения. При этом настоящий бум наблюдается среди компаний, использующих альтернативные источники энергии, в первую очередь солнечной. В той же Германии этот сектор за последние годы создал 12 тысяч рабочих мест (больше, чем в ядерной энергетике и угольной отрасли вместе взятых). В большой степени эксперты связывают это с благоприятными для "альтернативщиков" изменениями в законодательстве и считают необходимым распространить этот положительный опыт в других странах.
Большое внимание на саммите будет приковано к вопросам энергосбережения - проблеме, в равной степени важной для всех стран вне зависимости от их географических размеров и экономического потенциала. Дело в том, что, по оценкам ученых, запасов нефти на планете осталось приблизительно на 40 лет, газа - на 50, урана - примерно на 50 или, по оценкам России, на 80-90. Если бы в расчете на душу населения мир потреблял бы столько же энергии, сколько наиболее энергоинтенсивные страны, то уже сейчас наша планета с такой нагрузкой справиться бы не могла.
С другой стороны, в область возобновляемой энергетики в мире сегодня инвестируется порядка 30 миллиардов долларов в год. Это примерно четверть всех средств, которые вообще вкладываются в энергетический сектор. К сожалению, об эффективности таких инвестиций невозможно говорить, имея в виду лишь цифры: к экономическим проблемам добавляются политические факторы, поправки на войны и кризисы и т.д. По мнению большинства экспертов, в настоящее время мировые энергосистемы по сути беззащитны перед "агрессивной средой", преследующей собственные политические (и для мировой экономики деструктивные) цели. Именно поэтому на одном из круглых столов в преддверии саммита прозвучало и было поддержано предложение создать "международные силы быстрого энергетического реагирования".
В дискуссиях накануне саммита эксперты много рассуждали о "взрывоопасности" мировой энергетической системы. Речь при этом идет, правда, о взрывах скорее ценовых, нежели реальных (хотя и проблема защиты от террористической угрозы и от возможных природных и техногенных катаклизмов с повестки дня тоже не снимается). Тревожная тенденция - то, что цены на энергоносители искусственно держатся на необоснованном уровне, энергетический мир всячески скрывает истинные цифры своих издержек, конъюнктура умышлено нагнетается - что чревато дальнейшим подъемом уровня цен. Выход предлагается следующий: критические источники энергосырья выделить из-под юрисдикции суверенных государств в категорию "всемирного достояния".
Требуется, по мнению специалистов, и отдельная геоэкономическая доктрина развития Прикаспийского региона. С учетом того, что вокруг него в настоящее время опасным образом сталкиваются интересы сразу нескольких государств, настроенных отнюдь не "мирно и позитивно", предлагается наделить Прикаспийский регион статусом ареала мирового роста, создать Всемирный фонд энергетической безопасности, а также мировой стратегический резерв энергоресурсов.
Нужна, по общему мнению, и единая, прозрачная и экономически обоснованная система формирования цен на энергию на национальном, региональном и международном уровнях. Понятно, что географические условия разных стран (например, российской Сибири и центра Европы) разнятся настолько, что поневоле придется подходить к вопросам ценообразования с учетом "региональных особенностей".
В настоящее время существует гигантская разница между издержками и ценами на энергию. В арабских странах, например, это соотношение 1 к 60, в Техасе - 25 к 60 и так далее. Однако экспертное сообщество отмечает, "накачка мировой экономики энергоденьгами", причем виртуальными, может спровоцировать в будущем экономический кризис не меньшей силы, нежели в 1998 году.
К решению этой - и не только этой - проблемы эксперты предлагают вплотную привлечь тех официальных лиц "восьмерки", которые несут ответственность за создание и эффективную работу финансовых систем развитых государств. (Российская газета 14.07.06)
Offline
#8 22.07.06 15:19
Re: [Энергетика] Энергетическая безопасность на G8
14.07.06 Производители и потребители энергоресурсов могут вести диалог и достигать взаимовыгодных решений Путин.
Президент РФ Владимир Путин уверен в том, что производители и потребители энергоресурсов могут вести диалог и достигать взаимовыгодных решений. "Такой диалог, конечно, возможен", - сказал В.Путин на встрече с представителями "молодежной восьмерки" под Санкт-Петербургом.
Он подчеркнул, что "это один из ключевых моментов дискуссий (в рамках "восьмерки"). "Мы настаиваем на том, что необходима сбалансированность безопасности потребления и безопасности производства. Тот, кто производит, должен быть уверен, что он сбудет свой товар, а потребитель должен быть уверен, что получит этот товар в необходимом объеме и по соответствующей договорной цене", - сказал В.Путин. "Не могу сказать, что такая гармония существовала в мире до сих пор, что она существует и сегодня", - добавил президент.
Как заявил В.Путин, "сегодняшний уровень развития энергетики таков, что он не может обеспечить потребностей развивающегося мира без углеводородного сырья". "В ближайшие лет пятьдесят эффективной альтернативы углеводородам в мире не будет", - убежден президент РФ.
Однако, как отметил В.Путин, "в любой стране, в том числе в России, правительство думает о том, чтобы добиться энергетического баланса между использованием различных видов энергии - углеводородной, атомной, энергии из возобновляемых источников". (Интерфакс 14.07.06)
14.07.06 Цены на энергоресурсы в РФ будут повышаться Христенко.
Цены на энергоресурсы в РФ будут повышаться, сообщил министр промышленники и энергетики РФ Виктор Христенко на саммите "юношеской восьмерки" G8 в Петербурге в пятницу. "Мы вынуждены будем идти по этому пути, потому что в противном случае не добьемся эффективности использования этих ресурсов", - сказал он.
В.Христенко отметил, что из-за дешевизны энергоресурсов в РФ, в частности, в России имеет место "отставание по внедрению энергосберегающих технологий".
Кроме того, по его мнению, в России в настоящее время недостаточно активно развивается гидроэнергетика из-за того, что большинство гидроэлектростанций функционируют в регионах с недостаточно высоким уровнем экономического развития. (Интерфакс 14.07.06)
Offline
#9 22.07.06 15:20
Re: [Энергетика] Энергетическая безопасность на G8
17.07.06 Властный энергоресурс. "Время Новостей". 17 июля 2006
Лидеры "восьмерки" написали правила рыночного поведения
Лидеры "большой восьмерки" не отважились подписаться под лозунгом, который несколько месяцев назад предложила Россия. Разрабатывая к саммиту план действий "Глобальная энергетическая безопасность", Москва предложила формулу "Энергетический эгоизм не окупается". Эта фраза содержалась в первоначальном проекте плана, а затем была продекларирована и Владимиром Путиным в его программной статье.
Но, хотя в принятом вчера документе нет слов об эгоизме, в нем есть много правильных слов о необходимости открывать энергорынки, делать их прозрачными и улучшать условия для инвестиций. Нашла в нем отражение и российская концепции необходимости увязывать безопасность предложения энергоресурсов с безопасностью спроса на них.
По данным "Времени новостей", документ по энергобезопасности был согласован еще в июне. Компромиссы, которые удалось найти, свидетельствуют о том, что "восьмерка" не просто на словах обеспокоена ситуацией на рынках. Вопрос в том, решатся ли страны-участники действительно следовать вчерашним декларациям.
Так, лидеры пообещали улучшать режим для инвестиций во все звенья нефтяной цепочки, включая нефтепереработку. Как известно, именно этот сектор развивается сложнее всего, в том числе по причине экологических барьеров, установленных в ряде стран "восьмерки".
"Мы понимаем, что важнейшее значение при принятии инвестиционных решений придается энергетической политике и политике в области охраны окружающей среды того или иного государства, -- говорится в заявлении лидеров "восьмерки". -- Соответственно, мы будем способствовать созданию в странах-производителях, странах-потребителях и транзитных государствах предсказуемых режимов регулирования, в том числе стабильного, основанного на рыночных принципах законодательства в области инвестиций, разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов спроса на энергоресурсы, четких и последовательных систем налогообложения, устранению неоправданных административных барьеров, принятию своевременных и эффективных мер по обязательному исполнению контрактных обязательств и доступу к эффективным процедурам по разрешению споров". "В целях повышения гибкости и стабильности энергетических рынков мы будем способствовать сооружению новых и развитию мощностей по переработке углеводородов, а также, там, где это оправдано с экономической точки зрения, расширению торговли продуктами переработки углеводородов", -- декларируют также участники саммита.
Российский министр финансов Алексей Кудрин, комментируя вчера принятый документ, подчеркнул, что цены на нефть растут не по причине сокращения предложения, а по причине "незапланированного роста потребления". Поэтому, считает он, прогнозы потребления должны быть более точными и понятными - и это "существенно увеличит инвестиции в добычу". В принятом документе говорится, что "для обеспечения надежных и устойчивых энергетических потоков в условиях высоких и возрастающих инвестиционных рисков необходимо более справедливое распределение рисков между всеми заинтересованными сторонами, задействованными в цепочке поставок энергоресурсов", а "снижению таких рисков может способствовать экономически обоснованная диверсификация видов контрактов, включая базирующиеся на рыночных принципах долгосрочные и спотовые контракты, а также своевременное принятие решений и надлежащее соблюдение контрактных соглашений и обеспечение их выполнения".
Есть в декларации и пункт, который подразумевает серьезные взаимные обязательства сторон: "Мы примем меры по сокращению барьеров на пути инвестиций и торговли в энергетической сфере. Для повышения эффективности производства и потребления энергии в глобальном масштабе особенно важно, чтобы компании из стран-производителей и потребителей энергоресурсов имели возможность на взаимовыгодной основе инвестировать и приобретать энергетические активы в области разведки и добычи, переработки и сбыта в других странах, при этом соблюдая правила конкурентной борьбы. Формирование инвестиционных потоков между странами на основе рыночных механизмов также будет способствовать укреплению энергетической безопасности за счет повышения уверенности в доступе к рынкам или источникам поставок".
Один из компромиссов - мягкая формулировка по развитию атомной энергетики. Как известно, для Германии и Италии было неприемлемо ставить свою подпись под твердыми намерениями развивать этот сектор."Те из нас, кто уже разработал или рассматривает планы, связанные с использованием атомной энергии и/или развитием безопасной ядерной энергетики, считают, что ее развитие будет способствовать глобальной энергетической безопасности, позволяя одновременно сократить загрязнение атмосферы и решить проблему изменения климата", -- под таким заявлением Ангела Меркель и Романо Проди сочли возможность подписаться.
Две из стран, кто уже разработал конкретные планы в данной сфере- это Россия и США. Гг.Путин и Буш еще в субботу зафиксировали свое намерение подготовить межправительственное соглашение. Оно позволило бы России надеяться на сотрудничество в сфере производства реакторов на быстрых нейтронах, развитие технологий производства МОКС-топлива (уран-плутониевое топливо для АЭС, полученное путем переработки оружейного плутония и смешения его с ураном) и продажу российского урана потребителям США без посредников и антидемпинговых пошлин (российский топливный уран имеет беспошлинный доступ в США только через американского монопольного агента -- корпорацию USEC). Реализация такого соглашения может принести России, по оценкам экспертов, минимум 9 млрд долл. (см. "Время новостей" от 12 июля).
"Принято совместное заявление, в основе которого -- наши параллельные инициативы по безопасному развитию атомной энергетики, -- прокомментировал договоренности Владимир Путин. -- Его главная цель -- способствовать устойчивому и надежному снабжению этим видом энергии при одновременном снижении опасности распространения ядерного оружия. Полагаем, что это станет возможным при условии создания системы международных центров по обогащению, соединенных в единую сеть. И, разумеется, при строгом контроле со стороны МАГАТЭ. Не менее важно уделять самое пристальное внимание разработке инновационных технологий создания реакторов нового поколения... Мы также поддержали предложение Соединенных Штатов по глобальному партнерству в области ядерной энергетики. Российская инициатива в создании многосторонних центров по предоставлению услуг в области ядерного топливного цикла и идея глобального партнерства в этой сфере хорошо дополняют друг друга".
Глава Росатома Сергей Кириенко указал, что подготовка соглашения о мирном использовании атомной энергии между Россией и США "займет не менее года". Кроме того, он выделил договоренность президентов по глобальному партнерству в области атомной энергетики: "Одним из элементов является идея о создании международных центров. Начнем с международного центра по обогащению урана. Уже выбрано место -- это Ангарск", -- сказал г-н Кириенко. Он заявил, что рассчитывает до конца первого полугодия 2007 года предоставить все документы для постановки под контроль МАГАТЭ Международного центра по обогащению урана в Ангарске. "За это время мы рассчитываем провести переговоры с третьими странами, которые будут пользоваться услугами этого центра. Эти переговоры сейчас уже ведутся", - сообщил глава "Росатома".
В части продажи российского урана американским компаниям, по словам г-на Кириенко, "быстрых решений не будет". В отношении российских товаров и услуг атомной сферы, не включенных в программу ВОУ-HОУ, на американском рынке с начала 90-х годов действует антидемпинговая пошлина в 112%. Г-н Кириенко указал, что российская сторона готова решать этот вопрос как в договорном, так и в судебном порядке. В первом случае вопрос отмены антидемпинговых ограничений может быть решен в течение года, во втором -- потребуется два-три года, полагает он.
Г-н Кириенко отметил, что сотрудничество России и США в области мирного атома и сотрудничество с Ираном --это "два отдельных самодостаточных вопроса, и они будут обсуждаться отдельно". "Наше сотрудничество с Ираном строится на двух принципиальных позициях. Любая страна, соблюдая контроль и требования МАГАТЭ и присоединившись к режиму нераспространения, имеет право на мирную атомную энергетику. При этом должны быть гарантии, что угрозы использования технологий двойного назначения не существует", -- сказал глава "Росатома". (Время Новостей 17.07.06)
Offline
#10 28.07.06 17:49
Re: [Энергетика] Энергетическая безопасность на G8
24.07.06 Энергохартия неприемлема для РФ, она не отражает интересов производителей - Дмитрий Медведев.
Энергетическая хартия неприемлема для России, так как она в должной мере не отражает интересов производителей энергоресурсов, считат первый вице-премьер РФ, председатель совета директоров ОАО "Газпром" Дмитрий Медведев.
Как заявил Д.Медведев в интервью журналу "Эксперт", "сложное отношение" российской стороны к Энергохартии объясняется тем, что "она писалась под углом жесткой защиты интересов потребителей". "Но в каждой сделке две стороны. Поэтому часть положений этого документа должна быть модифицирована, отражая новый баланс сил и интересов на энергорынке. Либо надо идти к новой глобальной энергетической конвенции. В текущем состоянии Энергохартия для России неприемлема", - заявил первый заместитель председателя правительства РФ.
Первый вице-премьер РФ отметил, что у России как у крупного производителя, потребителя и транспортировщика энергоресурсов "сформировалось особое, комплексное отношение к проблеме энергобезопасности". "Не может быть надежности поставок для потребителей без надежности рынков сбыта для производителей. Поэтому, когда мы говорим о безопасности предложения и безопасности спроса на энергию, мы имеем в виду, что интересы производителей и потребителей энергии должны учитываться в равной мере. Прежде всего, речь идет о повышении прозрачности и предсказуемости энергетических рынков. Так же, как потребителям важно знать об объемах запасов энергоресурсов, производителям необходимо точно оценивать спрос в странах-потребителях и его динамику", - отметил он.
Д.Медведев добавил: "Наша экономика должна быть открытой и прозрачной. Поэтому условия для инвестирования должны быть максимально транспарентными и равными для всех участников. Прозрачными должны быть и ограничения, необходимые для защиты национальных интересов. Россия - страна с уникальными природными богатствами. Поэтому мы не можем допустить иностранного контроля над стратегическими месторождениями. Проект нового закона о недрах и ряда других законодательных актов учитывает это". "Сегодня нам удалось полностью разъяснить нашу позицию в отношении безопасности спроса, в частности идею обмена активами, партнерам по G8. Эта идея воспринимается как один из инструментов повышения устойчивости глобального энергообеспечения и поэтому не встречает сопротивления", - сообщил он.
Д.Медведев также прокомментировал стратегию российских энергетических гигантов по обмену активами с зарубежными партнерами: "Здесь речь идет об объективном дисбалансе в распределении инвестиционных рисков. Сегодняшние проблемы мировой энергетики во многом обусловлены колоссальными потребностями в инвестициях во все звенья энергетической цепи. А помимо прозрачности энергетических рынков и предсказуемости регулирования взаимопроникновение капиталов - еще один ключевой пункт в привлечении инвестиций в добычу, транспорт и переработку энергетических ресурсов. Ведь концентрация всех рисков на стороне поставщика, безусловно, не способствует безопасности поставок. Взаимное же участие в активах энергетических компаний означает не что иное, как взаимное участие в разделении рисков. И их надо разделять между разными видами энергетического бизнеса, а в ряде случаев и между бизнесом и государством. Это важное условие стимулирования разработки новых месторождений, дальнейшего развития трубопроводных систем, танкерных перевозок жидких и газообразных углеводородов, а также межгосударственных систем электропередачи".
В то же время он подчеркнул, что "разработка российских месторождений иностранными компаниями - это не уступка в ответ на наше присутствие на их энергетических рынках". "Это продолжение вопроса о разделении рисков. Сегодняшний уровень и объем инвестиций для реализации проектов принципиально отличается от того, который был даже пять лет назад. Поэтому и уровень рисков совсем не тот. Скажем, строительство Балтийской трубопроводной системы обошлось в 2,2 миллиарда долларов, а строительство только первой очереди трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" оценено в 6,6 миллиарда долларов, всего же проекта - в 11,5 миллиарда долларов. А что говорить о стоимости освоения Штокмана!" - рассуждает первый замглавы российского кабинета министров.
Комментируя недавно принятый в России закон "Об экспорте газа", Д.Медведев заявил, что "он будет содействовать нашей эффективной работе на западных рынках". "Исключая конкуренцию российских поставщиков за рубежом, которая может привести к значительному снижению экспортных цен на газ, мы тем самым защищаем экономические интересы России. Гарантируем исполнение международных обязательств по экспорту газа. Кстати, в связи с этим хочу заметить, что ни одна страна мира, вне зависимости от уровня развития экономики и рыночных механизмов, пока что не отказалась от применения мер протекционистского характера. Но протекционизм должен быть современным и эффективным. Иначе он превращается в посмешище", - добавил он. (Интерфакс 24.07.06)
Offline

