#1 04.06.06 14:05
[В России] ДЕНЬГИ ВОШЛИ В СОСТАВ «ЕДИНОЙ РОССИИ»
В Госдуме — 21 миллиардер, из них 18 — члены партии власти
«Единая Россия» наконец заметила критику со стороны демократической оппозиции. На «круглый стол», устроенный Союзом журналистов России и «Общественной экспертизой» по случаю обнародования их исследования «От информационного монополизма к однопартийности и коррупции в партии власти», «медвежьей» «Молодой гвардией» была отряжена в Домжур «заинтересованная аспирантка МГИМО». Она попыталась накормить едой из «Макдоналдса», как выразилась, «бедствующих либералов». Однако же к детским порциям картошки-фри и гамбургерам никто так и не притронулся, а сменивший девушку «на боевом посту» новый начальник информцентра «ЕдРа» Владимир Горяинов заметно плавал в споре с Игорем Яковенко, Георгием Сатаровым, Владимиром Рыжковым, Никитой Белых и примкнувшим к ним Валерием Рашкиным из КПРФ.
Три источника
Генсек Союза журналистов России Игорь Яковенко, одновременно возглавляющий институт «Общественная экспертиза», и не скрывал, что пока у него на руках — лишь пилотный проект полномасштабного исследования, но три «динамично развивающихся в последние пять лет процесса» (вынесенных в название), очевидно, взаимосвязаны. Суть их всех — в отчуждении основной массы населения от политики и экономики, и если, как утверждает фигурант списка миллиардеров журнала «Финанс» президент промгруппы «МАИР» Виктор Макушин, 3/4 депутатов Госдумы коррумпированы, то эта цифра странным образом совпадает с долей партии власти в нижней палате парламента — «сегодня власть и деньги в «Единой России». И поскольку противостоять кремлевским «медведям» на политическом поле невозможно, на экономическом — тоже, СЖР решил выйти с цифрами на информационное. Но и оно, увы, перекрыто: камера REN TV была единственной.
Мониторинг освещения событий на федеральных телеканалах, уже цитированный в «Новой», показывает, что на президентских выборах 2000 года на долю кандидата Владимира Путина приходилось около 30% эфирного времени, четыре года спустя этот показатель возрос до 47%, а в 2006-м, когда до выборов еще два года, доля эфира, посвященного главе государства и его команде, практически удвоилась и достигла почти 90%.
Вторым тормозом на пути цивилизованного развития политических процессов в стране стала фактически однопартийная нижняя палата. В парламенте уровень монополизма «Единой России» (66,56% — в одиночестве, 75,34% — вместе с ЛДПР) против 19,33% у коммунистов и «Родины», что не оставляет оппозиции даже декоративных функций.
Вывод доклада: «Если в первых двух Госдумах проправительственные партии, имея вместе менее пятой доли голосов, вынуждены были согласовывать свои планы с оппозицией, вести переговоры, искать компромиссы… то в третьей Думе эта работа была сведена к минимуму, а в четвертой принципиально и осознанно ликвидирована». Георгий Сатаров из фонда ИНДЕМ уверенно констатировал: «Коррупция возросла за четыре года в девять раз». Так политическая монополия сказывается на взятках.
Конвертация власти в собственность
Третий источник доклада — обогащение парламентской верхушки партии власти. Вчерашний советник ее председателя (читай: спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова) сам взял слово на мероприятии. Напор в его голосе тем не менее больше смахивал на обиду: «Если единороссы так коррумпированы и ничего не могут, зачем им несут деньги?».
Цифры и впрямь приводились громкие — если в 2000-м, по оценкам аналитиков газеты «Коммерсантъ», в Госдуме было семь депутатов-миллиардеров, причем ни одного из фракции «Единство», то в 2005-м, по данным журнала «Финанс», уже 21 депутат обладает состоянием свыше миллиарда рублей, причем 18 из них — члены фракции «Единая Россия».
В 2006-м, как гласит исследование, цифра увеличилась еще на треть.
«Конвертация власти в собственность», как назвал это Игорь Яковенко, бросается в глаза особенно ярко на примере вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина, чьи активы в 2002-м нынешний генсек «Единой России» сам оценил в девять миллионов рублей, а сегодня тот же рейтинг миллиардеров журнала «Финанс» приводит как три миллиарда в национальной валюте.
Почти 300-кратный рост достояния всего за один созыв, конечно, не мог обойтись без язвительных комментариев коллег по депутатскому цеху Владимира Рыжкова и Валерия Рашкина. «В любой стране мира подобное обогащение человека на госслужбе привело бы к прекращению его карьеры, у нас — достойное поведение!» — заявил Рыжков, глядя на человека из «ЕдРа».
«Медвежий» представитель, однако, предпочел сместить акцент на то, что «факт коррупции не скрывается даже на президентском уровне», а собственную политическую монополию «Единой России» предложил оппозиционерам разбить на честных выборах. «Через полтора года все может быть иначе!». На что Сатаров лишь покачал головой: по данным науки, чем меньше степень зависимости избираемых от избирателей (отмена мажоритарных округов в Думу снизила ее максимально) и чем больше трудность вступления новых игроков (7-процентный барьер, ужесточенное партийное законодательство), тем выше коррупция в системе. «Да, в стране нет сильной оппозиции, но нет и сильной позиции!» — заметил президент ИНДЕМа.
Три источника кризиса
Никита Белых из Союза правых сил внятно объяснил, что с коррупцией невозможно бороться в условиях политической монополии — и на это даже начальник информационного центра «Единой России» не нашел возразить ничего лучше, чем сослаться на форум газеты «Ведомости», где правых якобы поддерживают еще меньше, чем «медведей». Спора, в общем, не получилось.
Констатированный в докладе процесс круговорота «властесобственности», а точнее «властеденег», который работает по схеме: «власть — деньги — бо€льшая власть — бо€льшие деньги», признать нетрудно в нашей по-марксистски подкованной стране. Куда сложнее принять на веру главный вывод, что этот порочный круг «можно разорвать только в первом звене — прорвав информационную блокаду силами независимых СМИ, общественных организаций, исследовательских и политических структур». Наверное, вслед за тремя источниками кризиса надо искать и три составные части рецепта по его преодолению. «Единой России» уже больно от стрел критики? Хороший симптом.
Сергей МУЛИН
01.06.2006
Offline

