Официальный сайт студ.городка НГТУ
Болтовня » Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа 

#1  28.11.08 00:18

Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. И мы сами нередко выражаемся о ней в том же духе. О нынешних временах говорить не буду, но можно с уверенность сказать, что вплоть до 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств.

Многие с тоской представляют себе старую Европу с благородными рыцарями (ха-ха), готовыми на подвиги во имя прекрасных дам (хо-хо), с прекрасными дворцами и галантными мушкетерами (ну-ну), с пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля. Многие думают: ну почему я не родился (родилась) в те красивые времена? Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда о чести и красоте забыли?

Поверьте - вам очень повезло.

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда - она гораздо менее... хм... благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь. Теперь я понимаю князя Мышкина, который говорил, что "католичество - еще хуже, чем атеизм".

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.

Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. "Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, - писал Бильц в книге "Новое природное лечение", - После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...". Доктору мало кто верил...

Духи - важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Первоначально эти "пахучие смеси" были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: "Берегись!" Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.

Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев. Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью - чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох.

Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью - венгерский историк Иштван Рат-Вег в "Комедии книги" приводит виды молитв из молитвенника под названием: "Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям", в число которых входит "Молитва при отправлении естественных потребностей".

Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль "канализации" и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже - куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось - вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, "весенняя обувь" горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового "сердцееда" редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого "красавца" было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.
Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком - для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял... прямо в латы.

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро - по запаху.

Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.

В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.

Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней.

Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить "зоопарк", носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

Кормить собой вшей, как и клопов, считалось "христианским подвигом". Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны - этологические корни налицо) - значило высказывать свое расположение.

Средневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы ("черной смерти") Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия - до половины.

Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве "обезболивающего средства" использовался тяжелый деревянный молоток, "киянка", удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит - получи огненный штырь в задницу - и свободен. Здоров.

Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным поледствиям привести не могло.

Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию - "зло должно выйти наружу". У истоков кровавого поверья стояли монахи - "отворители крови". Кровь пускали всем - для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода - по календарю. "Монахи чувствовали себя знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации". Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения - если улучшение у больного не наступало, то вывод делался только один - крови выпустили слишком мало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал. Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно, жизней не менее, чем чума.

Была в средневековой европе и хирургия. Даже если хирург научился резать быстро - а к этому они и стремились, памятуя Гиппократа: "Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро" - то из-за отсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала лишь в редких случаях. В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V-III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII веках до н.э. для этой цели был впервые применен алкоголь. Но в христианской Европе обо всем этом позабыли.

Широко распространяются в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей. Гарманн приводит также рецепт "божественной воды", названной так за свои чудесные свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; мясо, кости и внутренности разрезаются на мелкие кусочки; все смешивается и с помощью перегонки превращается в жидкость.

Нарочитое пренебрежение к смерти и презрение к земной жизни проявилось в таком явлении, как мода на человеческие черепа. Историк Рат-Вег поражался такому обычаю, широко распространенном в Европе еще в 18-ом веке:
"Трудно представить, что человеческий череп когда-то был предметом моды. Ненормальная мода родилась в Париже в 1751 году. Знатные дамы устанавливали череп на туалетный столик, украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него горящую свечу и временами погружались в благоговейное созерцание". Но удивляться тут особенно нечему - у такого отношения к человеческим останкам глубокие корни. Христиане тысячелетие насаждали культ поклонения мощам. Как известно, первые христиане жили в катакомбах в окружении трупов.

Для языческой культуры это было неприемлемым явлением. Евнапий из Сард в IV веке описывал осквернение христианами языческого храма Сераписа: "они привели в это священное место так называемых монахов, которые имеют хотя человеческий образ, но .... собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлениях и казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними". Этим культом мертвых тел, а также культом евхаристии, Церковь добилась того, что народ в Европе еще в 17-ом веке свято верил, что истертые в порошок черепа и костяшки пальцев очень полезны для здоровья. Из обожженных костей счастливых супругов или страстных любовников приготовляли возбуждающий любовный напиток.

Выражение "переплет из человеческой кожи" скорее вызовет ассоциации только с пропагандистскими байками вроде "абажуров из кожи в Бухенвальде" и "мыла из евреев". Но если на пресловутые абажуры посмотреть нигде не получится ввиду их отсутствия, то прототипы этого "навета" вполне реальны. Книг, переплетенных в человеческую кожу, в библиотеках достаточно. Книги или пергамент, обернутые в человеческую кожу, появились в средневековье, когда стало широко практиковаться дубление человеческой кожи (и сохранение других частей тела). Эти книги до нас не дошли, хотя есть некоторые исторические сообщения касательно Библии XIII-ого века и текста Decretals (Католическое церковное право), написанных на человеческой коже.

Среди других переплетенных в человеческую кожу документов - копия Прав Человека и нескольких копий французской Конституции 1793 г.

Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада (1420-1498), широко прославившийся своей священной борьбой с еретиками, стал своеобразным "лицом Инквизиции", наряду с Крамером и Шпренгером. Торквемада с истинно христианским человеколюбием сжег на кострах 10 220 человек. Гораздо меньше известно другое - сколько человеческого материала "врагов народа" было использовано более рационально. Сжигание заживо эмоционально заслоняет от нас куда большее количество "общественно полезных" приговоров образовавшейся в Испании "экономической инквизиции". Например, тем же Торквемадой к ссылке на галеры было приговорено 97 371 человек. Именно на галерах должны были эти еретики искупать свою вину перед Господом. Томас Торквемада был духовником инфанты Изабеллы Кастильской (той самой, которая гордилась тем, что мылась два раза в жизни).

В отношении "истинных" врагов Церкви (то есть, например, тех кто отказывался признать свою вину или посмел не "заложить" свою семью, родственников и друзей) Инквизиция была непримирима - только костер. У остальных еретиков всегда был выбор: быстрая смерть в огне (тогда еще быстрая - сожжение на сырых дровах христиане придумают позже) или галеры. Ссылка на галеры фактически являлась той же смертной казнью, только отложенной - большинство приговоренных к пожизненной каторге не доживало даже до окончания второго года заключения.

Offline

#2  28.11.08 00:52

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

хорошая информация. но чё-то меня тошнит..

Offline

#3  28.11.08 00:54

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

нужно выйти на улицу, там -40 и медведи бродят -- тошнота сама пройдет от этой дикости
http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/ … 811978.jpg

Offline

#4  28.11.08 09:38

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

system32 написал(а):

чё-то меня тошнит..

Offline

#5  28.11.08 09:39

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

Nigilist написал(а):

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.

Вот. А многие современные русские считают что Россия всегда была и остается варварской страной. Этим "современникам" вдолбили кучу стереотипов, и они развесили уши под действием информационной войны со стороны Запада. Меня все время улыбают те люди, которые хотят переехать жить на запад, считая что нигде кроме запада жить не возможно, только там все самое лучшее, и что это идеал всего что только может быть. :)

Nigilist написал(а):

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: "Берегись!"

Это еще по истории за 6 или 7 класс проходится, знаменитый декрет. Но под действием СМИ все четко уверены, что Средневековье это прекрасно, Средневековье, это благородные рыцари и милые дамы. Так вот товарищи, вы просто ничего не знаете.
И это все не наши стереотипы в отношении "их", здесь написано как все было на самом деле. Nigilist, спасибо за статью.

Offline

#6  28.11.08 09:41

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

Toska написал(а):

чё-то меня тошнит..

учитесь нормально воспринимать правду. или будете жить с мыслью что все хорошо, но ничего не ведая. :)

Offline

#7  28.11.08 10:08

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

Nigilist написал(а):

Книг, переплетенных в человеческую кожу, в библиотеках достаточно.

Nigilist написал(а):

Эти книги до нас не дошли, хотя есть некоторые исторические сообщения касательно Библии XIII-ого века и текста Decretals (Католическое церковное право), написанных на человеческой коже.

это как

создало впечатление очень "приукрашенного" текста

Offline

#8  28.11.08 10:11

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

не ну факты-то реальные в основном, известные со школы. странно что кого-то это удивляет))

Offline

#9  28.11.08 10:26

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

Antony, зри в корень! (с) А не читай по отдельности.

Offline

#10  28.11.08 11:22

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

не стал читать.. ибо от заголовка мозк сломался

Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

как это прочитать правильно то..

Offline

#11  28.11.08 11:27

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

HetzeR написал(а):

как это прочитать правильно то..

Инфа для тех, кто мечтает жить в Средневековой Европе. Или некоторые факты о "цивилизованной" Европе.

Offline

#12  28.11.08 11:30

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

большое спасибо x)

Offline

#13  28.11.08 12:43

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

а вы не зналии??

Offline

#14  28.11.08 13:18

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

пипец...в Европе жили сплошные панки...

Offline

#15  28.11.08 13:25

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

Варварство всегда было делом относительным - смотря кто, в чём мерит, измеряют обычно в том, чего у себя больше. Вот и было уровень технологий меньше, варвар. Технологии развиты, но религия не наша - варвар. Не строят каменных домов - вообще животные. Варварами русских считали сначала из-за варварского, по их понятиям, ортодоксального христианства(у нас есть свой пример - староверы), потом ближе к современности из-за крепостного права.

Мы можем ответить своими удавопопугаями - уровнем гигиены. Но все эти мерила, имхо, чушь.


Немного приукрашенны "ужасы" в статье. Не доказанна вина христианства в организации "Тёмных Веков". :)

Дело в том, что не только христианство оказывало влияние на новые "варварcкие" королевства, но и те кто обоснавался на территориях бывшей Римской Империи оказвали влияние на религию. Это объясняет то, что вполне себе существовала Византия, с высоким уровнем развития культуры и большой ролью христансва. Но власть и население там было не германского происхождения, и вуаля, вполе себе все моются в банях, даже попы. ;)

Ещё не стоит забывать. Что монастыри - одини из главных научных и образоватьных центров Заподной Европы в "Тёмные Века", в связи с этим Италия была наиболее просвещённой из западных территорией. Многие видные философы и учёные того времени, так или иначе имели отношение к церкви. Расхождения во взглядах случались, например, Галилей, но это случается везде, где начинают считать, что идеалогия это и есть законы природы.

В данном случае, Галилей, пошёл против мнения партии, объявив, что Земля, не центр вселенной, за это его заставили отречься от своих высказываний и посадили под домашний арест на содержании Ватикана. Лет через 600 генетику и кибернетику объявили лженауками, так как они противаречили некоторым взглядам партии на мир, там вроде-бы тоже кого-то посадили. Вполне возможно и сейчас какие-то законы, находятся под запретом "партии".

Почти офтоп: Лет 10 назад читал 2 статьи сравнивающих "+" и "-" С++ и Java. В первой статье говорилось, что Java ничего не светит и перечисленны его минусы. Вторая статья рассказывала о великом будущем Java и все пункты, которые были в предыдущей статье под знаком "-", значились под сзнаком "+". Холивары это наше всё :)

Offline

#16  28.11.08 15:08

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

а что ? Земля не центр Вселенной ? такая точка отсчета вполне имеет право на существование

Offline

#17  28.11.08 17:39

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

Wanderer написал(а):

Немного приукрашенны "ужасы" в статье. Не доказанна вина христианства в организации "Тёмных Веков". :)

Да не немного, а прям так скажем очень сильно.
И действительно, в европе мылись прям так скажем редко, но введение подобных запретов было обусловленно определенными экономическими факторами.
Плюс ко всему, католическая церковь, была единственной организацией, которая пыталась останавливать войны между европейскими гос-ми и решать их спорные вопросы мирным путем, скажем так они были ООН средневековья.

P.S. Да и советую, прежде чем яростно обличать Торквемаду, посмотреть что же он сделал для Испании в целом.

Offline

#18  28.11.08 22:12

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

В общем, не очень-то много нового узнала....
Странно, что про "пояса верности" не вспомнили - их дамы тоже годами не снимали.

Но у нас тоже не всегда культурой наслаждались: Пётр 1ый съездил за границу, привёз тамошнюю моду, и она надолго воцарилась в нашей аристократии :(

Offline

#19  28.11.08 23:02

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

ну дык ;)

Offline

#20  28.11.08 23:21

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

от статьи разит пафосом да и факты раздуты процентов на 60.

Offline

#21  29.11.08 00:07

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

trooly, почему тогда в замках НЕТ туалетов?)

Offline

#22  29.11.08 00:24

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

schit happen, патамучто ведро придумали гараздо раньше.

Offline

#23  29.11.08 00:28

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

CHukePC, хрен с ведрами, хотя сомневаюсь, но как минимум душевых и всего такого там  тож нет %) панковали они кароче

Offline

#24  29.11.08 00:30

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

schit happen, Ну да, вместа душевых были бани, либо парные с тёлачкаме.

Царям зачем часто мыться, если они не выходют из спальни? :)

Offline

#25  29.11.08 00:32

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

ну да четам, два раза в жизни хватает :))

Offline

#26  29.11.08 00:33

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

schit happen, если не мараться.

Offline

#27  29.11.08 00:41

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

проходи неделю не мараясь, а я поржу %)

Offline

#28  29.11.08 00:43

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

schit happen, чо дурачок чтоле?

CHukePC написал(а):

Царям зачем часто мыться, если они не выходют из спальни?

Offline

#29  29.11.08 00:51

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

Tomahawk написал(а):

А многие современные русские считают что Россия всегда была и остается варварской страной. Этим "современникам" вдолбили кучу стереотипов, и они развесили уши под действием информационной войны со стороны Запада

Петра 1 Толстого  почитай. После этого факты из сабжевой статья покажутся цветочками.  Или Толстой тоже агент западной пропаганды?

Исправлено wer7 (29.11.08 00:52)

Offline

#30  29.11.08 16:29

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

а что у Толстого такого написано ?

Offline

#31  29.11.08 16:43

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

Я указал источник информации, где написано о нравах в средневековой россии. Еслит интересно- почитай. АПересказывать Петра 1 я не буду

Offline

#32  29.11.08 17:49

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

CHukePC написал(а):

Царям зачем часто мыться, если они не выходют из спальни? :)

которые кишат клопами и "божьими жемчужинами"

брррррр

ладно средневековье запада мы рассмотрели а средневековье Руси было столь же унылым чтоли?

Offline

#33  29.11.08 18:09

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

wer7, я читал эту книгу, но не помню таких моментов, поэтому спросил у тебя

приведи, пожалуйста, 1 факт из этой книги, по сравнению с которым факты из сабжевой статьи - цветочки ?

Offline

#34  29.11.08 18:10

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

хотя да) 1 факт вспомнил, по дикости не уступающий

Offline

#35  29.11.08 18:38

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

Абсолютка написал(а):

CHukePC написал(а):

Царям зачем часто мыться, если они не выходют из спальни? :)

которые кишат клопами и "божьими жемчужинами"

брррррр

ладно средневековье запада мы рассмотрели а средневековье Руси было столь же унылым чтоли?

продвинутые русские людьми торговали(причем такими же русскими) до первой половины 19в., да и факты о массовых издевательствах над крепосными выше крыши - забить плетьми даж преступлением не считалось. да и чума с оспой показило немеряно.
недавно с одним знакомым был разговор насчет разруливания дел через суд. вот на западе (германия) например изъятые права можно за приличную денежку вернуть через адвоката. но вот разрулить уголовное дело - нет. и работают суды на порядок быстрее, а не 10 лет тянут дело о возмещении ущерба от потопа, устроеного соседями сверху. вот и вся разница - в европе если тебя собьет бухой полицейский, ты не будеш ему компенсацию выплачивать.  в данном контескте у россии как таковой нет будущего.
хотя бы кидок нашего государства с "годом семьи". в нгту да в нске я заметил множество беременных девочек, - 2008-начало 2009 будут урожайными. а потом? у семей как правило есть кредиты на квартиру - цены выросли, людей сокращают. как молодые семьи будут жить? в это время гос-во заявляет о поддержке строителей - будут покупать квартиры и давать их разного рода дармоедам - воякам, чиновникам, силовикам. вроде как если нет ствола - ты вроде как человек.
з.ы. кста в европе есть еще один плюс - разрешено гражданам иметь оружие.

Offline

#36  29.11.08 18:43

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

old nikky, что ты увлёкся современностью.. это актуально..но тема не та

Offline

#37  29.11.08 21:29

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

лады, тады цитируем лермонтова (1841г.):

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей

гы-гы, русофилы сасут

Исправлено old nikky (29.11.08 21:30)

Offline

#38  29.11.08 21:48

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

old nikky, ты очень наглядно продемонстрировал, что наша интеллигенция всегда была говном нации.=)

Offline

#39  29.11.08 23:24

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

old nikky, kosssmos, Горькое значение стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия...» с гневом и грустью воспринимается каждым нравственно здоровым человеком даже сейчас, хотя со времени его появления прошло уже почти 160 лет и живем мы в совершенно ином государстве. Написанное, несомненно, экспромтом в апреле 1841 г., оно ходило по рукам в разных списках, пока, наконец, не было опубликовано в 1887 г. в том виде, в котором мы знаем его сегодня, в журнале «Русская старина» известным лермонтове-дом XIX в. П. Висковатым. Современники читали это произведение и как стихотворное выражение глубоко личной и незаслуженной обиды Лермонтова на Николая I за его отказ уволить поэта в отставку, и как острую политическую характеристику самодержавной и крепостнической России. В общем, таким лично-общественным, написанным чеканным стихом, «облитым горечью и злостью», это произведение как будто и должно восприниматься. За вырвавшимися словами обиды поэта на то, что царь не утвердил
О представление командующего на
Кавказе от 3 февраля 1841 г. к награждению Лермонтова орденом «Золотая полусабля» и снова посылает его из двухмесячного отпуска в действующую армию, несмотря на настойчивые просьбы В. А. Жуковского, ходатайствовавшего за восходящую звезду русской поэзии, в стихотворной миниатюре мы ясно чувствуем трезвую и твердую оценку российской действительности того времени, своей несчастной, «убогой и обильной», забитой, горячо и беззаветно любимой родины, своей «немытой России». Стихотворение, прямо гипнотически заражающее современного читателя лермонтовским чувством гнева и горечи, своей поразительно отточенной формой и логикой, тем не менее, несмотря на прозрачность словесной ткани, четкую и ясную композицию, в коммуникативном отношении простым для нас не является. Языковые шумы и помехи заставляют читателя, если он хочет понять стихотворение до конца, анализировать эту миниатюру очень бережно и неспешно.
Семантически-поверхностно и композиционно восьмистишие достаточно непритязательно, делится на две части и по содержанию, и по «плану выражения». Первое четверостишие представляет собой перифрастическое обозначение России, с которой поэт прощается, вновь высылаемый на Кавказ. Во втором четверостишии выражается надежда, что хотя бы в действующей армии ему будет более легко и свободно.
Прочитаем внимательно лермонтовское стихотворение и построчно, и построфно.
В первой строке нас сразу же останавливает и повергает в недоумение казалось бы совершенно неожиданный эпитет немытая к названию отчизны, которую Лермонтов любил и не щадя жизни защищал. Что вкладывает поэт в этот эпитет и что хочет им сказать нам? Вопрос трудный. Но можно, пожалуй, согласиться в целом с тем, что по этому поводу говорит Т. Г. Динесман: «Оскорбительно-дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны («немытая Россия») представляло собой исключительную по поэтической выразительности и чрезвычайно емкую историческую характеристику, вместившую в себя всю отсталость, неразвитость, иначе говоря, нецивилизованность современной поэту России» (Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 452). Но обратимся к первому слову первой строчки — этикетному слову расставания прощай. Это слово используется поэтом в первичном значении, не так антонимично, как, например, у А. П. Чехова в «Трех сестрах» (Не до свиданья, а прощайте, мы больше уже никогда не увидимся) или у П. Антокольского в стихотворении «Памяти Фадеева» (Никогда не прощай, навсегда до свиданья, милый друг, дорогой человек), а как самый обычный общеязыковой обиходный синоним до свиданья. Лермонтов ехал на Кавказ в свой полк с надеждой (пусть и в полевой обстановке и сражениях, где смерть глядит отовсюду) не быть под постоянным колпаком у царских «пашей», чувствовать себя хоть в какой-то степени на воле. Но он отнюдь не думал, что его этикетное прощай окажется окончательным и бесповоротным, горьким и безысходным последним прости. Он надеялся вернуться впоследствии в Москву, в Петербург, в родные Тарханы, и его прощай звучало как до свиданья.
Начальное прощай мы встречаем в стихотворении «К морю» А. С. Пушкина. Однако пушкинское и лермонтовское прощай принципиально отличаются «объектами прощания» и семантикой этикетного слова. Лермонтов прощался с отчизной, забитой и глухой, крепостнической «немытой Россией», где он был для власти и нежелательным, и нелюбимым. Пушкин прощался со свободной стихией (в Крыму он вращался в высшем обществе и жил относительно свободно).
Пушкин прощался с морем навсегда (В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые...). И его прощай звучало как знак расставания со свободой навсегда. Т. Г. Динесман справедливо пишет, что у Лермонтова «1-я строчка синтаксически и ритмически воспроизводит зачин пушкинского «К морю»: Прощай, свободная стихия» (Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 452). Но этим только и ограничивается. Между тем эта реминисценция требует к себе большего внимания хотя бы потому, что она прямо и непосредственно связана со сходными событиями, послужившими причиной появления стихотворений «К морю» и «Прощай, немытая Россия...». Лермонтов сознательно «творчески» использовал начало пушкинского «К морю» потому, что оба поэта писали эти свои стихи в связи с новой ссылкой (Пушкина — из Одессы в Михайловское, Лермонтова — опять на Кавказ в действующую армию). Царские чиновники, не испытывая к обоим поэтам любви или хотя бы расположения, не были способны на великодушие и порядочность. Эта экстралингвистическая деталь появления переоформленного Лермонтовым пушкинского этикетного обращения весьма важна. Кстати, у Пушкина в стихотворении «К морю» есть еще одно место, получившее специфическое отражение в лермонтовском «Прощай, немытая Россия...». Вот оно:
Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтический побег!
И дело здесь не только в том, что ими обоими было использовано в пятой строчке слово хребет (Быть может, за хребтом Кавказа), но и в высказываемой надежде (у обоих поэтов так и не сбывшейся), что как-нибудь удастся стать относительно свободным от царских «пашей».
Вторая строчка первой строфы представляет собой уточняющую перифразу к предмету расставания — немытой России. Яркая и выразительная, она четко характеризует родину как страну рабов — страну господ. Антитеза во фразе скрепляется повтором слова страна в единое целое, образуя чисто лермонтовский афоризм. Заметим, что слово раб в этой строчке имеет более широкое и обобщенное значение, нежели, например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина (Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил, И раб судьбу благословил), где оно означает «крепостной». Род. п. господ — также не форма вновь входящего в употребление (правда, не без понятных трудностей) этикетного господа. Это обозначение вообще власть имущих, от дворян до чиновников.
Очень своеобразны третья и четвертая строчки, выражающие детализирующие предметы расставания — мундиры голубые (жандармы) и народ. В принципе они в развернутом виде «повторяют» антитезу предыдущей строки.
В версификационном же отношении они являются классическими конструкциями с присоединительным и:
И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.
Метонимическое обозначение жандармов требует соответствующих, как говорится, фоновых знаний: в XIX в. форменной одеждой жандармов были мундиры голубого цвета.
На четвертой строчке первой строфы нужно остановиться особо, хотя она в смысловом отношении кажется совершенно ясной. Особенно тогда, когда мы знаем, что в списках и в первых публикациях были в ходу и такие варианты: И ты, послушный им народ; И ты, покорный им народ. Однако это только в том случае, если из памяти уже успела уйти предыдущая строчка. Ее же наличие в памяти (И вы, мундиры голубые) заставляет сразу подумать о явно мнимой логичности следующей: И ты, им преданный народ. Когда это русский народ (пусть и такой-сякой!) был безропотным, всегда верным, покорным и послушным царю и его приспешникам? Разве не являются отражением реальных событий «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «Вадим» М. Ю. Лермонтова? А В. И. Коровин, между прочим, в книге «Творческий путь М. Ю. Лермонтова» (М., 1973), принимая, кстати, неавторский эпитет послушный (о& этом см. ниже), в частности, пишет: «Действительно, любовь к такой родине, где на каждом шагу попрано человеческое достоинство, где за каждым бдительно шпионят «голубые мундиры», где столь безропотен «послушный им народ», не может не показаться "странной"». Такое ли значение имеет в разбираемой строчке слово преданный, которое характерно для него сейчас, — «беспредельно верный»? Попутно заметим, что современное значение преданный «вероломно, изменнически выданный» требует творительного надежа (ими), а не дательного (им). Т. Г. Динесман (как часто это делают литературоведы, не обращая внимания на «языковые мелочи») нисколько не сомневается в том, что это именно так, что в результате приводит исследователя к совершенно неправильной, более чем странной и нелепой интерпретации всей первой строфы: «И все это, вместе взятое, — крепостническое рабство, жандармский произвол и жалкая «преданность» ему — предстает в поэтической формуле Лермонтова как нечто единое, чему он говорит решительное "прощай"». О характере и значении этого этикетного слова мы уже говорили выше.
На самом деле слово преданный здесь имеет абсолютно другое, никак эмоционально-экспрессивно не окрашенное, прямое номинативное значение «отданный во власть» < «переданный в распоряжение кого-либо» Это убедительно доказал еще
B. В. Виноградов в книге «Проблема авторства и теория стилей».
Второе четверостишие, как уже отмечалось, выражает (и то с оговоркой быть может) слабые надежды поэта на то, что на Кавказе он сможет быть более свободным от правительственной заботы:
Быть может, за хребтом Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
М. Ю. Лермонтов высказал эти надежды именно в таких словах. Об этом сказано в примечаниях И. Л. Андроникова к собранию сочинений М. Ю. Лермонтова (М., 1964. Т. 1.
C. 594). В некоторых списках стихотворения вместо пашей мы находим царей или вождей, но эти слова во множественном числе в данном контексте были совершенно невозможны по экстралингвистическим причинам.
В пользу слова пашей говорит и характерная для поэта точная рифмовка ушей — пашей, и тот факт, что в николаевской России существительное паши как наименование турецких военных сановников иронически употреблялось для обозначения жандармов, поскольку Турция для русского общества в 20-е гг. XIX в. была деспотическим государством (особенно в период национально-освободительной борьбы греков). О последнем наглядно свидетельствует еще юношеское, написанное в эзоповской манере стихотворение «Жалобы турка», с объясняющим P. S. и строками: Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край... моя отчизна!
Кончается стихотворение «Прощай, немытая Россия...» парой синтаксически однородных и лексически близких строк в виде анафоро-тавтологического повтора предлога и местоимения (от их), одноструктурных слов с одинаковыми начальными и конечными морфемами, идентичных словоизменительных форм, частей речи и однотематических слов (глаз — ухо).
Первое четверостишие с двумя присоединительными союзами и скрепляется в единое целое анафорическими последними строчками с предлогом от. Ритмо-синтаксический параллелизм двух последних строк первого и второго четверостиший скрепляет высказывание в текст, не только не требующий продолжения, но и не могущий быть продолженным. Сказано все то, что автор задумал сказать, поставив все точки над и.
В заключение лингвистического анализа второго четверостишия необходимо, пожалуй, еще отметить лексико-фо-нетический архаизм сокроюсь (вместо скроюсь), использованный по традиции как поэтическая вольность (ср. у А. С. Пушкина: Подымем стаканы, Содвинем их разом), и редкий в поэтической речи М. Ю. Лермонтова словообразовательный неологизм всеслышащих (ушей), образованный им по модели церковнославянского слова всевидящий (ср. в Патерике Печерском XIII в.: «...мняхъ сие укрыти от всевидящего Бога»).
Проведенный анализ стихотворения наглядно показывает, как далеко иногда находится читатель от правильного понимания написанного поэтом, особенно если последнее отделено от читающего большой временной дистанцией, читается наспех или предвзято, без учета исторических реалий и изменчивости языковых единиц и особенностей их употребления. Он же лишний раз доказывает необходимость лингвистического анализа художественного произведения, коль скоро мы хотим адекватно, по-авторски воспринять его как информационно-эстетическое целое.

Offline

#40  29.11.08 23:55

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

kosssmos написал(а):

old nikky, ты очень наглядно продемонстрировал, что наша интеллигенция всегда была говном нации.=)

скорее ты доказал, что придурки из зажопинска на руси не переведуться :Р

Offline

#41  30.11.08 01:21

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

fugu написал(а):

читал эту книгу, но не помню таких моментов

нУ ТАМ ПРО ТО КАК В КРЕСТЬЯНСКИХ СЕМЬЯХ ОБРАЩАЛИСЬ С ЖЕНЩИНАМИ ДОВОЛЬНО КРАСОРЧНО ОПИСАНО. и ПРО СТАРОВЕРОВ ДОВОЛЬНО ЗАБАВНО

Offline

#42  30.11.08 03:02

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

old nikky написал(а):

скорее ты доказал, что придурки из зажопинска на руси не переведуться :Р

Как ты самокритично то) А вообще вы либерасты меня всегда радуете, вечно вам народ хреновый достается, все кургом п...сы один вы Д'Артаньяны.=)

Nigilist написал(а):

В общем, таким лично-общественным, написанным чеканным стихом, «облитым горечью и злостью», это произведение как будто и должно восприниматься. За вырвавшимися словами обиды поэта на то, что царь не утвердил
О представление командующего на
Кавказе от 3 февраля 1841 г. к награждению Лермонтова орденом «Золотая полусабля» и снова посылает его из двухмесячного отпуска в действующую армию,

Разъясню, он истеричка, которую, как он считает, обошли вниманием и он, в свою очередь, обиделся на весь мир и решил поднасрать как сумеет.=) Отличный пример настоящего интеллигента=)

wer7, Ах оставьте это, во времена Петра 1 в забугорье тоже далеко не демократично относились к женщинам, да и неверных  особо не жаловали, хоть и не уничтожали уже с таким размахом как в средневековье.

Offline

#43  30.11.08 03:17

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

kosssmos, собственно вер7 об этом и пишет

Offline

#44  30.11.08 03:37

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

fugu, я, просто, к тому что пример не особо удачный... Вполне можно набрать других.

Offline

#45  30.11.08 08:42

Re: Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа

old nikky написал(а):

в европе есть еще один плюс - разрешено гражданам иметь оружие.

а в России запрещено чтоле?

Offline

Болтовня » Для тех кто-нибудь мечтал жить в Средневековье!"Цивилизованная" Европа 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.142 сек.
Выполнено 11 запросов.