Официальный сайт студ.городка НГТУ
Статьи и новости » [Политика] Расцвет «времянок» 

#1  04.03.08 14:54

[Политика] Расцвет «времянок»

Расцвет «времянок»
04.03.2008 10:50 | Газета.ru
http://www.rambler.ru/news/politics/put … 83118.html

Спустя восемь лет Владимир Путин возвращается на Краснопресненскую набережную. Это произойдет в мае 2008 года. Гадать не надо – иных вариантов нет.

Поскольку бывший президент во главе исполнительной власти, скорее всего, будет работать иначе, чем это делали все прочие премьер-министры, есть смысл поговорить, как будет выглядеть новый кабинет министров в течение ближайших месяцев – последний раз крупная между ними происходила в 1997-1998 годах.

Все известное о рабочем стиле Путина - от «экспромтной» манеры переподчинения тех или иных текущих вопросов до частых переносов встреч и заседаний - говорит о том, что структура Белого дома уже в мае будет существенно размыта.

Легко верится в разговоры о большом числе вице-премьеров с делегированием им существенной части полномочий. Очевиден также отказ от идей административной реформы 2002 года и связки «министерство-агентство-служба». Учитывая, что правительству Путина придется работать не только с ними, но и с госкомитетами, и с госкорпорациями, и, принимая во внимание неизбежную аппаратную войну Старой площади Медведева и Белого дома Путина – ситуацию с формированием новой структуры органов исполнительной власти можно сравнить с тем, что происходило в начале 1991 года. Уже была самостоятельная власть РСФСР и еще была старая - СССР, до августа 1991 года оставалось несколько месяцев, все кипело и поступательно двигалось к окончательному сеансу административного дизайна.

Сегодня, в сущности, кипение уже происходит – внимательные читатели распоряжений Виктора Зубкова наблюдают волну странных назначений в правительстве. Назначенным прямо говорится: «До Путина, а там посмотрим (например, экс-замглавы Минрегионразвития Владимиру Дедюхину откровенно указано, что помощником премьера он будет, пока тот не сменится)», - и суть их нынешних занятий загадочна.

Пока Дмитрий Медведев, по его словам, «очерчивает контуры» исполнительной власти, а Владимир Путин делает вид, что давно уже все очертил и придумал, кандидаты на постоянную работу во власти займутся тем, к чему они более прочего способны – интригами.

Смейтесь над тем, кто скажет, что из этого выйдет через год-полтора. Зато из опыта российской государственности последних 10-15 лет понятно, что будет противостоять этому процессу в Белом доме. Это – строительство временных защитных сооружений и опорных конструкций постоянными обитателями Дома правительства и Администрации президента. Не берусь сказать, что строить их будут люди действительно либеральных взглядов на госрегулирование и работу госаппарата, но иных либералов в Белом доме давно нет, и займутся этой работой именно они и в масштабах едва ли не больших, чем все последнее десятилетие.

Именно строительством «институтов-времянок» в значительной степени и совершенствовалась власть в России.

Несколько простых примеров того, как именно работает «институт-времянка». Банк России, столкнувшись с абсолютной невменяемостью работы МВД в вопросах банковских преступлений и нарушений закона, ужесточил внутренние правила банковского надзора, что в определенный момент потребовало создания собственного внутреннего законодательства, сложной инфраструктуры, грубого аналога оперативно-розыскной деятельности, своей «вертикали власти». Разумеется, все это, несмотря на постоянную смену глав ЦБ и перетасовки зампредов, временное явление. К 2008 году созданная некогда для решения одной проблемы «времянка» стала разветвленным институтом с собственными целями, задачами, правилами и т.д. Итог: руководство уже солидного института внутри ЦБ в январе 2008 года с гордостью заявило: объем только одного вида незаконных операций сократился в полтора раза и теперь не превышает 1 трлн руб в год. При нормально работающих МВД и банковском надзоре эта ситуация была бы невозможна. Но главное - не в этом. То, что «либералы» в ЦБ, с одной стороны, разводят руками при слове «инфляция», с другой – едва ли не издеваются над банковской системой, с третьей – отбиваются от всех попыток что-либо поменять, провоцируя разговоры о системной коррупции – закономерное следствие укоренения «времянки».

Если бы эта история была единичной! Минсельхоз, убедившись в полной неработоспособности Росрыболовства, продублировал этот госорган в виде департамента в министерстве – но напоролся на контридею реформы Росрыболовства в госкомитет и теперь продолжает битву за рыбу с превосходящими силами противника.

Минрегионразвития под руководством Владимира Яковлева так и не сумел определить, чем он занимается: под профильную функцию министерства - реформу ЖКХ - создана госкорпорация «Фонд содействия реформе ЖКХ» (заодно решился и вопрос символической «отдачи» гражданам средств, изъятых в ЮКОСе Михаила Ходорковского). Новому министру Дмитрию Козаку приходится работать в уже созданной реальности, когда фонд-госкорпорация, вообще говоря, не является частью правительства и, как и все госкорпорации – все до одной «времянки» - много что думают о своем будущем.

Наконец, значительная часть законопроектов и почти все поправки в них уже три года как вносятся министерствами в Госдуму не через правительство, а через «своих» депутатов. Следствие этого – вице-спикер Госдумы Валерий Язев, являющийся де-факто представителем в Госдуме «Газпрома». Если Минпромэнерго вынуждено работать через депутатов, отчего бы и госмонополии не быть представленной в парламенте?

Да и не только в административном дизайне проблема. На днях Высший арбитражный суд должен обсудить важнейшую проблему – как трактовать факт совершения сделки, «противоречащей основам правопорядка и нравственности». Что имелось в виду авторами соответствующей статьи Гражданского кодекса, за давностью лет уже неизвестно. Вероятно, ее вписали туда на всякий случай, как заготовку для «времянки», буде она потребуется. И всякий случай произошел – часть судов рассматривают сделки, повлекшие неуплату налогов, «безнравственными». Это делает работу, например, налогового консультанта в России увлекательнейшим занятием.

Временные институты в России достаточно часто формируются от безысходности.

Стандартный сценарий: есть острая проблема, требующая немедленного решения, на пути стоит или неснимаемая фигура в исполнительной или иной ветви власти, или процедурная проблема, на решение которой потребуются месяцы согласований. «Институт-времянка» для ее решения строится обычно с получрезвычайными полномочиями – с иными он и работать не будет. Далее, когда в Белом доме зачастую уже и духа нет тех людей, в обход которых создавалась «времянка», превращается в полноценный институт. И, что самое неприятное – такие институты носят имена людей, как правило, более ответственных, чем иные: им важно любым путем решить проблему, как завещал им или их прешественникам еще Анатолий Чубайс. Обычные чиновники предпочитают проблему «замотать» или поспешать с ее решением не торопясь.

Будущее правительство Владимира Путина обещает быть рекордсменом по числу временно созданных институтов.

Причин на то десятки – от уже упоминавшегося личного стиля управления будущего премьера до неизбежного сопротивления отставкам нынешних чиновников, мешающих получить законное место в суверенной демократии тем, кто ждал этого момента от четырех до восми лет. Спровоцируют строительство и неизбежные трения аппаратов президента и правительства, и ожидаемое желание премьер-министра немного отдохнуть от президентства, и неминуемое намерение президента воспользоваться полнотой власти. Люди, умеющие изобретать временные сооружения, способные решить проблему власти, год-полтора будут в чести. И, поскольку «времянки» поначалу никто не отделывает вчистовую, но в них закладывают чрезвычайный запас прочности – иметь дело с последствиями придется в 2009-2010 годах.

На этом фоне вопрос «кто будет в Кремле, а кто в Белом доме» уже не так актуален, как вычерчивание новых административных карт. Жесткость, жестокость и топорность выделки временных институтов, часть из которых превращается в постоянные - неизбежная плата за невозможность их создания естественным путем. И надеяться на «либерала» Медведева, создавшего на пути к власти целую систему «времянок» - национальные проекты - бессмысленно.

Автор – заведующий отделом экономической политики газеты «Коммерсантъ»

Offline

#2  04.03.08 16:56

Re: [Политика] Расцвет «времянок»

имхо, выборы медведа были предназначены как раз для устранения подобных междуусобиц и прочих административных войн.
ВВ не зря сделал себе имидж национального лидера и в случае чего всегда сможет им воспользоваться. дефолт, любой другой фин.кризис, да просто слова - "я  тут подумал, посмотрел, а оказывается то медвед какое-то говно унылое" произнесенные ВВ в качестве еще и премьер-министра запросто инициируют импичмент и референдум в поддержку лидера, с которым всё было очень хорошо. 
медвед об этом прекрасно знает и именно поэтому он, а не кто-то другой нынче президент.  потому фраза

неминуемое намерение президента воспользоваться полнотой власти

вероятнее всего не имеет смысла.

Исправлено belial (04.03.08 16:57)

Offline

Статьи и новости » [Политика] Расцвет «времянок» 

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.052 сек.
Выполнено 11 запросов.