Официальный сайт студ.городка НГТУ

Список блогов » His Mouth Will Taste of Wormwood » Недовольных выносят. Вперед ногами.

08.04.10 12:40

Zillah
Сообщений: 2844
Email Профиль Приват 

Недовольных выносят. Вперед ногами.


Об Антиутопии

Пытаемся обозначить границы и особенности жанра.

Для начала соберем определения.


Итак, с общей точки зрения, антиутопия - это идейное течение, которое в противоположность утопии ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя.

С точки зрения литературы (собственно, жанра искусства и породившего общие представления об антиутопии) - самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. Антиутопия выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции.

А если попытаемся обобщить и обратится к истокам, то получим следующее: широко трактуемое направление в художественной литературе и кино, в произведениях которого описывается, как правило, квазиидеальное общество (зачастую, тоталитарное). Впервые термин "антиутопия" (англ. dystopia, anti-utopia) был введён английским философом и экономистом Джоном Стюартом Миллeм в 1868 году.

Однако в России существует точка зрения, четко разделяющая понятия дистопии и антиутопии: дистопия есть есть абсолютная противоположность утопии, тогда как антиутопия - это отрицание возможности утопии (часто - на конкретном примере). Свободы и возможности выбора в антиутопии будет побольше, правда, если верить авторам, все равно это ни к чему не приведет.


Что же, в принципе, отличает антиутопию от утопии? Очень часто, как и в реальной жизни - только точка зрения автора. Тот же самый "Прекрасный Новый Мир" Олдоса Хаксли с объективной точки зрения есть мир совершенно благополучный, приятный и не стремящийся уничтожить и даже, по большому счету, сломить тех, кто с его условиями не согласен. В равной степени это можно отнести и к "Утопии-14" Курта Воннегута.


С утопиями, описывающими непосредственно тоталитарный политический строй дело обстоит несколько сложнее, но не стоит забывать и об условиях, в которых писались эти вещи: классический роман Джорджа Оруэлла "1984", (кстати, не являющийся первой литературной антиутопией, хотя и, безусловно, самой известной) был написан в противовес раздиравшим мир диктатам - к концу сороковых годов человека думающего ощутимо тошнило от идеалов в любой форме, поскольку можно было уже ничего не предчувствовать: то, чем заканчивается всяческая идеализация политического строя было нагляднейшим образом продемонстрировано.

Если счастье для все и даром - действительно, шансов уйти обиженным не остается ни у кого. Обиженных выносят. Вперед ногами.


Оруэлл и писал-то это в какой-то мере как ответ первой классической антиутопии - роману "Мы" Замятина, желая показать, что так называемое "идеальное общество" куда более склонно заменить свободу страхом и круговой порукой, нежели благополучием и прозрачностью всего.

И надо отдать Оруэллу должное - из всех описанных диктатур ангсоц наиболее неуязвим, хотя при желании и должной изворотливости ума можно и на этот ад найти свой огнетушитель (что автор в своем антиидеализме отрицает, кстати).


Довольно интересная разновидность антиутопии - это роман Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки". Это миниатюра, абсолютно замкнутый и искусственно созданный мир, тем не менее обладающий всеми атрибутами жанра.

Но вернемся снова к жанру: зачастую люди склонны путать теплое с мягким, а антиутопию с постапокалиптикой. Возможно, по той причине, что любое постапокалиптическое общество представляется авторам чем-то подавляющим личность. Но коренное отличие в том, что постапокалиптика зиждется в основном на анархии, и тоталитарные нюансы в ней представлены как раз как противопоставление анархии, и достигают когнтитвного диссонанса у рецепиента тем фактом, что при различных целях средства получаются совершенно одинаковыми: то же превалирование сильного над слабым и постоянная вынужденость не быть, а казаться.

Антиутопия приемлет анархию только в одном виде - она облачает ее в одежды блага, представляет совершенной антитезой творящемуся тоталитарному беспределу. На фоне Англии графического романа "V for vendetta" даже полная разруха и вседозволенность будет выглядеть глотком свежего воздуха - мы опять же сталкиваемся с авторской точкой зрения и вынуждены смотреть его глазами на туслкый страшный мир, существующий по законам военного времени и не позволяющий даже думать, не то что выносить какие-либо суждения.


Антиутопия - это прежде всего ограничение свободы внутенней, отнятие у личности права на критическое осмысление происходящего. По сравнению с ней та несвобода, которую могут породить стены одиночной камеры кажутся (да и являются) чем-то эфемерным и условным. Кстати, в том же "V for vendetta" это очень хорошо обыграно (в киноверсии этот момент отсутствует): Иви, после того как V отпускает ее из импровизированной тюрьмы, слышит фразу: "Я не сажал тебя в тюрьму. Я сделал так, чтобы ты увидела решетку".

В Ангсоце ("1984") таковой решеткой выступает "Новояз" (термин, уже ставший нарицательным) - нарочитое обеднение языка, с помощью которого достигается тот факт, что человек даже не в силах подумать о чем-то крамольном - в речи нет определений под эти понятия.


Еще один столп, на котором антиутопия зиждется - это страх. И именно поэтому зачастую она идет рука об руку с постапокалиптикой: в самом деле, для того, чтобы человек согласился на что угодно ради выживания его надо хорошенько напугать. А чем проще всего напугать человечество? Правильно, катастрофой. Оттого почти все антиутопии относят в прошлое какие-то апокалиптические события: ядерную войну, экологические кризисы, эпидемии и прочее.

С этой точки зрения "V for vendetta" наиболее показательное произведение - там эти события отнесены в прошлое совсем недавнее, все ужасы и их последствия происходят на памяти главных героев.


И, наконец, третий стопл, относящийся к антиутопии в сфере художественного жанра, а не исторического прогноза - сюжет выстраивается на противодействии личности или небольшой группы личностей царящему диктату. И здесь авторы солидарны друг с другом - это противостояние личность так или иначе убьет.

Это может быть абсолютно бессмысленная и бесславная смерть, как казнь Уинстона Смита, наконец-то полюбившего Большого Брата. Это может быть смерть личности нумера Д-503, превращенного в рассудочную и довольную куклу. Это может быть отчаянный суицид от неприятия происходящего - гибель Дикаря в Прекрасном Новом Мире, или же гибель социальная его "куратора", высланного инакомыслить подальше от нормальных и довольных людей.

Редко-редко - это смерть, знаменующая собой победу, хотя бы краткую - такой смертью могут похвастать только V и Р. П. Макмерфи (Пролетая над гнездом кукушки).

Еще реже пошедший на борьбу с диктатом выживает. Смотрится это как правило неубедительно - тот же самый клерик Престон. Пожалуй, этой участи избежал пожарный Гай Монтег из "451 градус по Фаренгейту", но и его автор оставляет на перепутье, которое может закончится чем угодно.


Итак, краткий перечень слов, на которые нанизывается понятие "антиутопия" - диктат, отсутствие свободы, страх, доносительство, безнадежность борьбы, финальный проигрыш.

Антиутопия не победима в принципе - это общество, совершенно согласное играть по заявленным правилам, потому как в пределах этих правил оно свободно от моральной ответственности и непредсказуемости будущего. Приманка слишком привлекательна, чтобы раскачать такой мир.


© Айс Де Трейн. 2008


/music/Red - Breathe into me

Offline

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.088 сек.
Выполнено 12 запросов.