Официальный сайт студ.городка НГТУ

Список блогов » Бизнес-аналитик, финансовый аналитик и капля GR » [BA] Конкуренция = рост качества ?

07.02.10 14:19

<DELETED>
Сообщений:
Email Профиль Приват 

[BA] Конкуренция = рост качества ?

Классическая теория - при увеличении конкуренции потребитель выигрывает из-за того, что компании борются за прибыль, а соответственно и за долю рынка, соответственно увеличивают характеристики потребительских свойств товара.

Моя идея противоположна. При увеличении конкуренции, потребитель, наоборот, проигрывает из-за того, что характеристики потребительских свойств товара уменьшаются. Сейчас докажу.

Есть три основные портеровские стратегии: лидерство по издержкам, диверсификация и специализация. Напомню, суть в том, что стратегий много, но все они являются либо вот этими основными, либо миксами из основных, но самые прибыльные - основные.

Рассматривая тезис "конкуренция = рост потребительских свойств товара", упускают из вида взаимосвязь между конкуренцией и как компании конкурируют. Проблема в том, что  по классике считается, что все три основные стратегии, при прочих равных, прибыльны одинаково (по крайней, мере меня так учили в вузе), но это не так.

Самая прибыльная - лидерство по издержкам, недаром появилось нормализованное молоко, а натуральное почти исчезло, недаром появились паркетные внедорожники (седан с внешностью внедорожника), а настоящие внедорожники исчезли. И так везде.

Рассмотрим ситуацию, как все начиналось: на полке магазина стоят 2 одинаковых товара с одинаковыми характеристиками потребительских свойств, но под разными торговыми марками. В такой ситуации продажи одинаковы. Допустим, что первый производитель захотел, чтобы его товар продавался лучше, и понизил отпускную оптовую цену.

Понизив оптовую цену, производитель начинает рекламную компанию, о том, что теперь его продукция дешевле, мол, покупайте - спрос растет. Чтобы прокатиться на тренде розница не увеличивает свою норму прибыли, отпуская по старой цене с меньшей себестоимостью, а торгует по старой норме прибыли, в надежде, что действительно спрос и обороты возрастут.

Второй производитель тоже не дурак. Фиксируя то, что в этом конкретном случае потребитель ведет себя рационально, выбирая на полке из двух одинаковых товаров тот, что дешевле, фиксируя спад продаж, может решить либо уронить свои цены до цен конкурента, либо уронить их еще ниже, чтобы компенсировать упущенную выгоду.

Поняв, что меры по понижению цены были эффективными, но сейчас продажи встали на свои места из-за того, что второй опустил цены до уровня или продажи стали хуже, если второй опустил цены ниже, первый принимает решение сбросить еще свои оптовые цены. Замкнутый круг - падение средней цены продолжается.

В какой-то момент конкурирующие производители сталкиваются с тем, что цену им опускать некуда - почти уперлись в себестоимость и производственные мощности исчерпаны. Тут возникает решение расширить производственные мощности, дабы уменьшить долю постоянных издержек в себестоимости - продавать с минимальной нормой прибыли, но огромными оборотами. Помогло.

Следующая проблема, с которой они сталкиваются - затоваривание. Рынок уже не может потреблять столько, сколько производят компании. Чтобы сохранить или увеличить прибыль возникают два решения: либо выходить на новые неизведанные рынки, либо снижать себестоимость, что менее рискованно.

Свой рынок хорошо известен, по сравнению с новым, к тому же есть чудный инструмент маркетинг, который поможет поднять характеристики потребительских свойств товара, которые уменьшатся за счет использования менее качественного сырья и технологий, если производители решат уменьшить себестоимость. Поэтому при прочих равных, производители выберут уменьшение себестоимости. Конкуренция уменьшила характеристики потребительских свойств товара.

Идем дальше, снизили себестоимость, можно опять поиграть ценой вниз. По этому, следующая проблема - при данном уровне развития технологий себестоимость становится некуда снижать. Решение - выход на новые рынки. Допустим, на новых рынках есть производители-конкуренты, которые изготавливают действительно качественный товар.

Выходу низкокачественного товара на новый рынок предшествует маркетинговая кампания, которая поднимает характеристики потребительских свойств товара на новом рынке до уровня качественного товара уже имеющегося на новом рынке. Значит, отпускную цену можно установить, как за качественный товар. Тем самым происходит "размывание" локальных брендов и одурачивание потребителя.

Цена на уровне качественного товара дает сверх прибыли, плюс возможности для конкурирования по цене. Достигнув определенной планки в продажах, производители менее качественного товара начинают конкурировать с производителями более качественного товара ценой. Т.к. у производителей более качественного товара нет такого поля конкурирования по цене, у них остается несколько выходов.

Первый - ни чего не предпринимать и отдать свою долю рынка, работая на приверженных марке клиентов. Мало кто из производителей захочет отдать свою долю рынка без боя, соответственно этот вариант маловероятен.

Второй - обанкротиться из-за спада продаж. Опять же, ни кто из производителей не захочет похоронить свое дело, в которое вложено столько сил и лет без боя, соответственно этот вариант тоже маловероятен.

Третий - изыскивать пути для увеличения прибыли: использование дешевого сырья и технологий, увеличение объемов производства или выход на новые рынки для уменьшения доли постоянных издержек. В результате, все идет к одному - уменьшение характеристик потребительских свойств товара.

http://hostel.nstu.ru/uploaded/gallery/7591_1265615345.png

Offline

ФутЕр:)

© Hostel Web Group, 2002-2025.   Сообщить об ошибке

Сгенерировано за 0.030 сек.
Выполнено 12 запросов.